В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации». Экспонаты представляют собой белокаменные кресты, относящиеся ко второй половине XVI века. Они происходят из церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе и прошли комплексную реставрацию в 2021–2024 годах. Два предмета дошли до настоящего времени в виде фрагментов, которые были воссоединены и впервые представлены в целостном виде. На одном из представленных крестов сохранился текст с единственным дошедшим до наших дней именем Мавры Борисовны Окуловой.
Историческая справка о Рогожской слободе:
В последние годы в официальных публикациях Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви и некоторых СМИ «Рогожской слободой» называется территория духовного центра РПсЦ, что на Рогожском кладбище. На самом деле историческая Рогожская слобода и расположенная рядом Рогожская застава возникли в конце XVI века в другом месте. Они находились в нескольких километрах от кладбища, близ деревни Андроново, что на левом берегу Яузы. Наиболее точным местом исторической Рогожской слободы является Андроньевская площадь, расположенная на пересечении улиц Николоямской, Сергия Радонежского, Большой Андроньевской, Андроньевского проезда, Александра Солженицына и Добровольческой. Отделенная от остальной Москвы рекой Яузой и длинными улицами, Рогожская слобода многие столетия сохраняла патриархальный жизненный уклад. Облик ее обитателей, и двухэтажные каменные жилые дома на каменных фундаментах, и запертые ворота ― все это отличало ее от остальной Москвы. В Рогожской слободе с XVII в. жили староверы. В начале 1790-х в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч.
В советское время название «Рогожская слобода» стало забываться, а Рогожскую заставу в 1923–1955 годах переименовали в Заставу Ильича (ныне Площадь Ильича). Несмотря на переименования, архитектурный облик Рогожской слободы остался относительно нетронутым. Здесь сохранилось большинство старинных зданий, храмов и монастырей. В этот период на берегах Яузы любила совершать променад советская столичная интеллигенция. Благодаря этому, в этих местах советский режиссер Марлен Хуциев и снял в начале 60-х годов свой знаменитый фильм «Застава Ильича».
Рогожское же кладбище, на территории которого ныне находится административный центр РПсЦ, «слободой» не называлось. Официальная печать его гласила «Московского Старообрядческого Рогожского кладбища печать». Вторым названием, которое часто использовалось в правительственных документах, было «Рогожский богаделенный дом».
Белокаменные кресты — особый тип надгробий, известный в Московской Руси со второй половины XV века. Они имеют своеобразную форму: двускатное завершение, прямоугольные боковые ветви и трапециевидное основание. По сравнению с другими видами погребальных памятников, подобные изделия встречаются в московских землях редко. На выставке в музее Андрея Рублева представлены четыре креста из музейного собрания, датируемые, благодаря надписям, XVI веком.
Об этих исторических артефактах рассказывает куратор выставки, хранитель лапидария — коллекции произведений из белого камня Светлана Гаркуша:
Одним из редких для Московской Руси XV–XVII веков типов надгробий являются каменные кресты. В собрании музея находятся четыре подобных памятника из церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Храм расположен рядом с территорией музея и в 1985–1990 годах был его филиалом. Белокаменные кресты обнаружили в 1987 году во время разбора подвалов храма сотрудники института «Спецпроектреставрация», при проведении реставрационных работ под наблюдением М. В. Фролова. Большинство крестов устанавливалось над местами погребений. Помимо этого, были кресты поклонные, памятные, поминальные, межевые.
Московские кресты чаще имеют восьмиконечную форму. Ранние памятники, часто украшены скульптурным изображением Распятия с предстоящими. Такие изделия представляют собой крест с двускатным вогнутым завершением, как правило, с двумя перекладинами, и трапециевидно расширяющимся основанием. Среди подобных памятников есть выдающиеся произведения древнерусской каменной пластики: крест дьяка Стефана Бородатого, 1458 года, Дмитровский крест, 1467 года, и крест митрополита Ионы у Успенского собора Московского Кремля, 1475–1479 годов.
Возможно, форма крестов из музейного собрания, выполненных в следующем столетии, была связана с крестами этого вида.
Постепенно, ближе к XVII столетию, кресты все реже устанавливали на могилах — захоронения продолжали обозначать плитами. Однако сама форма креста использовалась для напоминания о каких-либо событиях. Например, их ставили на месте гибели человека, если он претерпел насильственную смерть, при этом могила могла находиться в другом месте. Так, кресты служили напоминанием об убиении Ивана Алексеевича Ленова в 1619 году и стряпчего Семиона Мокеевича Пустошкина в 1686 году.
С течением времени ряд намогильных крестов утратил изначальное предназначение. Еще в древности кресты стали перемещать с мест установления в часовни и церкви, где они служили объектами поклонения. Известно, что к XIX веку в народной среде их почитали как святыни. Как отмечали исследователи, наличие надписей (вероятно, в том числе и эпитафий) не мешало перевести крест из разряда надгробного в почитаемый.
В контексте сложившейся традиции, формы и декора московских крестов, следует подробнее рассмотреть памятники из музейной коллекции. Три более полно сохранившихся креста являются шестиконечными с вогнутым двускатным завершением, опирающимся на верхнюю перекладину. Два креста трапециевидно расширяются в нижней части и имеют установочные шипы, один — с сужающимся основанием. Пропорции памятников различны.
Боковые ветви креста без трапециевидного основания равны по длине. Его отличительной особенностью служит бордюр с треугольчатой резьбой, расположенный по двускатному завершению. В центре — изображение креста, составленное из жгутов.
На лицевой стороне следующего экспоната в верхней и центральной части находится обронное изображение четырехконечного креста на основании прямоугольной формы, с «крестными словесами» по бокам. Верхняя и центральная часть ограничены по периметру плоским бортиком. Нижняя перекладина и трапециевидное подножие представляют собой ровную плоскость. На боковой грани левой верхней ветви — граффити в виде знаков, образованных прямыми линиями, пересекающимися друг с другом преимущественно под прямым углом, образуя формы, подобные букве Т, кресту и решетке.
Трапециевидное основание третьего креста равно по ширине верхним ветвям. На лицевой стороне по краям идет невысокий плоский бортик. В центре изображен восьмиконечный крест, выполненный полосами, составленными из пирамидальных граненых элементов, ограниченных валиками. Центральная перекладина не прямая, а наклонена в обратную сторону, идет вверх слева направо. Нижняя перекладина длинная и прямая. На оборотной стороне сделана надпись в четыре строки, которая сообщает о преставлении в 1568/1569 году Мавры Борисовой дочери Окуловой.
Представленные на выставке памятники демонстрируют различные формы крестов и принципы их оформления. Важность исследуемых предметов заключается не только в их редкости, но и в уникальности московских белокаменных надгробных крестов в целом как явления.
Эти памятники служат важным примером московской материально-художественной религиозной культуры.
Комментариев пока нет