3 июля 2024 года в музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Воссоединение. Деисус XV века», посвященная выдающимся, самобытным произведениям тверской живописи — иконам «Христос Вседержитель», «Богоматерь» и «Апостол Павел». Их судьба оказалась непростой. Много веков назад они входили в один деисусный чин — особый ряд икон, где святые изображаются в молении Господу. Уже около ста лет эти памятники находятся в разных собраниях, не сохранились даже сведения, для какого храма они создавались. Благодаря реализации выставочного проекта, все три иконы на время объединены в одном экспозиционном пространстве и впервые, после долгого перерыва, предстанут как художественный комплекс.
Открывая выставку, директор Музея им. Андрея Рублева М. Б. Миндлин отметил:
«Представленные сегодня тверские иконы XV века, на мой взгляд, уникальные произведения своей эпохи. Они являлись частью деисусного ряда церковного иконостаса, то есть входили в состав единой художественной композиции. Но больше века они принадлежат разным владельцам, находятся в разных собраниях, поэтому выставка называется „Воссоединение“, потому что, вероятно, уже больше века они были в разных коллекциях.
Благодаря их воссоединению, ощущения восприятия этих памятников меняются, так как мы видим не отдельные иконы, а фрагмент единого в прошлом художественного ансамбля, достаточно крупный фрагмент.
И, конечно же, это был, видимо, крупный иконостас, выполненный на высоком художественном уровне яркими мастерами, но Тверь в это время еще была в расцвете, но потом, к своему сожалению, перестала существовать как самостоятельный художественный центр.
Хотя до этого мы знаем тверские памятники, памятники тверской живописи, которые поражают своей образностью, своей разностью, уникальными характеристиками изображения святых.
Я хотел бы выразить благодарность нашим коллегам, нашим друзьям, нашим соратникам. Это, конечно же, Николаю Васильевичу Шутову, который предоставил предмет своей коллекции — Богоматерь из деисусного чина — и Тверскому художественному музею, из которого поступила икона Вседержителя деисусного чина.
И хотел бы, конечно, поздравить куратора выставки Марию Яковлеву, ученого секретаря нашего музея, и поблагодарить всех участников, имеющих непосредственное отношение к реализации этого выставочного проекта. Это, конечно же, и отдел хранения, и отдел реставрации, и издательский отдел. К сожалению, в связи с объективными трудностями, мы не успели издать каталог этой выставки к открытию. Он будет издан в ближайшее время, он уже находится в печати».
Куратор выставки, кандидат искусствоведения, ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева М. И. Яковлева прокомментировала нашему сайту историю создания и бытования этих удивительных икон:
«В одном экспозиционном пространстве удалось объединить три иконы, которые происходят из одного деисусного чина. Его судьба оказалась очень непростой. Понятно, что первоначально он состоял не менее, чем из семи икон. Но вот до наших дней уцелели только три из них, остальные, по-видимому, утрачены. И неизвестно, для какого именно храма первоначально создавался этот деисусный чин, поскольку все три иконы были обнаружены в разных местах. И очевидно, не в тех местах, для которых изначально все они создавались.
Но все они так или иначе связаны с Тверью. Центральный образ Христа Вседержителя был обнаружен в Свято-Духовской церкви Ламского Погоста Весьегонского района Тверской области. Но очевидно, это не тот храм, для которого первоначально предназначался, поскольку в описях 1903 года он не упоминается среди убранства этого храма, и более того, сам храм датируется XVIII веком.
В 1935 году образ был передан в Весьегонский художественный музей, а в 1938 году, после того, как в Весьегонский художественный музей был упразднен, в Калининскую областную картинную галерею, ныне это Тверская областная картинная галерея.
Образ апостола Павла в 1963 году был обнаружен экспедицией музея имени Андрея Рублева на колокольне Казанской церкви в селе Чамерово Весьегонского района Тверской области. Это тоже не первоначальное его местонахождение, известно, что он был перенесен туда из другого храма, в который были снесены иконы из окрестных деревень после революции 1917 года, и в описи этого храма он не упоминается до революции.
Икона Богоматери в 1990-е годы появилась на антикварном рынке города Твери, затем она попала через несколько этапов в частную коллекцию. Таким образом, все имеют разный провенанс, но так или иначе связаны с тверскими землями.
Совершенно очевидно, что первоначально иконы входили в один деисусный чин, поскольку об этом свидетельствуют и технологические особенности, и художественные особенности этих икон. В частности, размер и конструкция деревянной основы, количество досок, каждая состоит из двух липовых тесаных досок, имеет две встречные врезные шпонки, одинаковый фон, близкий, во всяком случае, светлый охристый, опуш, характер кракелюра — мелкого, покрывающего живописную поверхность, двухцветные нимбы, очень редкая деталь, очень своеобразная. Очень плотно по контуру нимба положен колер, он постепенно все бледнеет, приближаясь к центру нимба. Таким образом создается эффект вспышки вокруг головы. Еще обратите внимание на особый рисунок глаз, с тяжелыми набухшими подглазьями, и особенно верхним веком, на котором две параллельные складки изображены у всех трех персонажей Деисуса, что придает им особое, острое, выражение. Обратите внимание на рисунок левой руки Христа Вседержителя и апостола Павла, он, в общем-то, идентичен, хотя живописные решения этих икон разные, поскольку, очевидно, артель, исполнившая Деисус, была довольно большой, и центральный образ Христа Вседержителя, по-видимому, и образ Богоматери, были исполнены главным мастером артели, а икону апостола Павла написал другой художник».
Комментариев пока нет