Министерство культуры РФ приостановило обсуждение проекта «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», поскольку и в обществе, и в профессиональной среде по поводу данного документа прозвучало много критических замечаний. Есть и у староверов вопросы к этому документу.
Духовные скрепы или новые кандалы?
Новый закон должен был утвердить своим указом президент России Владимир Путин. В проекте описано, какие ценности россиянам свойственны, а какие чужды. Он был опубликован для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов.
«К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», — сказано в проекте.
В проекте указаны и угрозы, которым должен противостоять новый документ. В частности, сказано:
«Идеологическое и психологическое воздействие на граждан России ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее — деструктивной идеологии), включающей в себя культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру… Причинения ущерба нравственному здоровью людей, массового распространения деструктивного контента, направленного на отрицание человеческого достоинства; внедрения антиобщественных стереотипов поведения, распространения аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, роста употребления алкоголя и наркотиков».
Деятели искусства против нового проекта
Активно против данной инициативы выступили деятели искусства, поскольку она дает возможность весьма узко и при желании тенденциозно толковать понятия нравственности, духовности, оценивать художественный язык, сюжеты произведений. Фактически под запрет ставятся произведения искусства, рассказывающие о негативных сторонах человеческой жизни, сложности в взаимоотношениях полов, социальные и общественные проблемы. Если подходить по «всей строгости закона», то под запрет могут попасть даже классические произведения культуры, такие как роман «Анна Каренина» Л. Толстого, «Яма» А. Куприна, многие произведения И. Бунина. При желании в список запрещенных книг можно внести М. Зощенко, притом по тем же мотивам, за что он преследовался во времена СССР:
«Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание» (Постановление ЦК «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» 1946 г.).
Против нового проекта выступили художественные руководители ведущих театров — Владимир Урин (Большой театр), Константин Хабенский (МХТ), Константин Райкин («Сатирикон»), Константин Богомолов (Театр на Малой Бронной), Виктор Рыжаков («Современник») и другие.
Они поддержали письмо главы Союза театральных деятелей Александра Калягина, в котором он заявил:
«А как же тогда эффективно доносить свои традиционные ценности и повышать роль России в мире без постоянного развития художественного языка? А как же тогда при готовящемся контроле, а попросту говоря, цензуре (запрещенная, напомню, нашей Конституцией), будет осуществляться творческий эксперимент? И, наконец, искусство есть отражение жизни, с ее недостатками и достоинствами, а нам вдруг предлагается только сохранение того, что объявлено традиционным, тогда всех иных тем в искусстве просто не должно быть? Разве это возможно?»
Также против законопроекта выступили российские кинематографисты.
Они направили министру культуры России Ольге Любимовой письмо, в котором выразили мнение, что проект «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» может навредить отрасли. Об этом сообщает РИА Новости.
Обращение к Любимовой подписали более 30 российских кинематографистов, в числе которых режиссеры Федор Бондарчук, Кантемир Балагов, Александр Сокуров, продюсер Александр Роднянский, заслуженный артист России Данила Козловский.
«Данный документ в нынешней форме не кажется нам полезным инструментом защиты названных ценностей, культуры и исторической памяти. Мы думаем, он может только навредить», — написали деятели кино.
«Дополнительный контроль, построенный на формальных признаках, приведет российское кино и сериалы к максимальному упрощению, а значит, отвернет от них современного зрителя, который опять, как и 10-15 лет назад, повернется к кинопродукции из-за рубежа. Все усилия отрасли и государства по возвращению российского зрителя к российскому контенту, предпринятые за последние годы, будут аннулированы», — отмечают подписанты.
Главные традиционные ценности
В проекте «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» перечислено большое количество «ценностей».
Среди них «гражданственность», «высокие идеалы», «достоинство», «справедливость», «патриотизм», «справедливость», «коллективизм», «историческая память» и другие в наше время волатильные понятия которые можно наполнить каким угодно содержанием. Исторические реалии XX века, в частности опыт существования Третьего Рейха и СССР, показывают, к каким последствиям могут привести провозглашаемые «высокие идеалы», «коллективизм» и «справедливость».
В документе почти не говорится подробно о главных традиционной ценности — человеческой жизни, правах и свободах человека, будто они относятся к какими то «нетрадиционным» ценностями, в отличии указанных в документе «традиционных».
И первейшей традиционной ценностью является право на жизнь в самом широком смысле этого слова. Если в России не запрещены аборты, то есть ли смысл говорить о каких-то других ценностях? Так как все остальные, последующие ценности, являются деривативами главной ценности — защиты жизни. Например, в нашей стране часто критикуется пропаганда гомосексуализма, в том числе и по той причине, что такие отношения бесплодны с точки зрения продолжения человеческого рода. Но насколько конструктивна такая критика, если в Российской Федерации делается около миллиона абортов в год? И несмотря на огромные финансовые вливания, в течение последних лет рождаемость в стране снижается. Естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) в РФ в 2020 году вырослa более чем в два раза — до 688,7 тысячи человек с 316,2 тысячи человек в 2019 году, а число родившихся в РФ в 2020 году детей стало минимальным с 2002 года (данные Росстата).
Помимо абортов вопрос права на жизнь касается и здоровья всего населения. Смертность в РФ от новой коронавирусной инфекции одна из самых высоких из цивилизованных стран. В период с декабря 2020-го по ноябрь 2021 года смертность превысила 2,4 млн человек, а убыль населения приблизилась к 1 млн россиян. Тем не менее, право на жизнь в «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» упомянуто лишь один раз.
Еще одна важнейшая ценность, не упомянутая в «Основах традиционных ценностей», это право на свободу вероисповеданий, свободу совести. В Российской империи население не обладало таким правом, и только в 1905 году, 117 лет назад, благодаря титаническим усилиям старообрядчества, свобода совести была дарована русскому и других народам. Указ об укреплении начал веротерпимости был подписан императором Николаем II в апреле 1905 года после многочисленных старообрядческих обращений и депутаций. По известным трагическим обстоятельствам, право на свободу совести было вновь отобрано в 1917 году и было возвращено только в октябре 1990 года, когда Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». В последние годы основы свободы вероисповедания вновь подвергаются испытаниям, связанным с появлением многочисленных ограничений и запретов в деятельности религиозных организаций. Постепенно складывается ситуация, что человек может преследоваться исключительно за свои личные религиозные убеждения, а не за совершение каких-либо преступлений, наносящих ущерб другим лицам. К сожалению, это базовое право каждого человека — исповедовать ту веру, которую он желает, не вошло в проект «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Здесь важно подчеркнуть, что свобода вероисповедания — это универсум, традиционная ценность, необходимая каждому человеку в каком бы месте он не находился, и вычисляемая по библейскому золотому праву нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея 7.12). В исламе это правило есть в «Сунне», как одно из изречений Мухаммеда. Есть оно и в индуизме: упоминается оно в «Махабхарате».
К сожалению, в области веры люди и общества часто поступают иным образом. Требуя свободы вероисповедания для себя, они готовы ограничивать ее для других. Отчасти такую позицию занимают представители Московской Патриархии, когда «не замечают» нарушения свободы совести в отношении других религий или атеистов, а иной раз и сами инициируют гонения на конкурирующие по их мнению религиозные структуры. Следствием такой позиции являются ответные гонения, которые РПЦ претерпевает в некоторых других странах. Ярким свидетельством этого является ситуация в Украине, где местные власти дают преференции своей «традиционной» конфессии в виде Православной Церкви Украины.
Нет правильного понимания этого явления и у некоторых современных старообрядцев. Так, отказывается считать свободу совести понятием универсальным нынешний предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов).
10 февраля 2022 года состоялось расширенное заседании совета РАРС (Российская ассоциация защиты религиозной свободы). Из докладов, зачитанных на конференции, стало ясно, что гонения на христианство имеют место и в современном мире. Случаи насилия и дискриминации на почве разных вероучительных взглядов распространены в странах Африки, Ближнего Востока, в меньшей степени странах Европы и Америки.
По вопросу свободы вероисповедания митрополит отметил следующее:
«Свобода относительна. Западные страны могут по-своему трактовать это понятие и упрекать нас в том, что в России эта свобода ограничена. Нас порой даже наказывают санкциями за то, что мы в том числе не хотим принять чьи-то стандарты нравственности, а точнее безнравственности. Я думаю, что наша страна с Божией помощью не отойдет от тех традиционных нравственных ценностей, которые хранит русский народ».
Если мы находим, что свобода вероисповедания понятие релятивное, связанное представлениями властей конкретной страны, то не стоит удивляться, а тем более возмущаться, что в некоторых странах продолжаются гонения на христиан. Власти этих стран точно так же, как у нас пытаются зажать других и продвинуть свои традиционные ценности и свою традиционную духовность, будь она мусульманская, индуистская или еще какая-нибудь.
Итак, пока в каждой стране мира свобода вероисповедания не станет важнейшей универсальной традиционной ценностью невозможно ожидать отсутствия притеснений и гонений на религиозной почве. И пока право на жизнь не будет провозглашено базисом традиционных ценностей, любая дискуссия на тему традиционности будет всего лишь спекуляцией и словоблудием.
Автор: С. Ковалев
Комментариев пока нет