С незапамятных времен Масленица слыла на Руси самым разгульным и веселым народным праздником, неотъемлемой частью которого была музыка. В книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска. Какими музыкальными инструментами пользовались в дни веселья и праздников наши предки? Об этом читаем у этнографа и историка М. Забылина.
Продолжение исследования нашего автора — предпоследний материал, который открывает многие малоизвестные факты единства между русскими и татарами на самом глубоком уровне.
В приведенном отрывке «Записок о Московии» барона Сигизмунда фон Герберштейна рассказывается о внутреннем устройстве Русского государства первой половины XVI века: как заключались браки, каково было положение древнерусской женщины, как происходили военные сражения, каково было правосудие на Руси и многое другое.
Портал oblgazeta.ru рассказывает об устройстве жилища по народным традициям. Как изменились русские традиции строительства дома в уральских условиях? Во-первых, снежные и морозные зимы здесь редко обходятся без ветров. А во-вторых, тут селились старообрядцы, жившие большими семьями. Это и повлияло на устройство и украшение русского дома.
Болгарская цивилизация оставила нам в наследие церковно-славянский язык. Сохранившиеся глаголические рукописи помогают лучше понять церковно-славянские Евангельские тексты. Сами буквы славянской азбуки — это христианское осмысление всей предшествующей истории Севера — земли Афетовой.
В настоящее время, когда сильны угрозы тотальной глобализации, существует реальная опасность потери связи исторической памяти, национальных корней, самобытности, духовности. Именно старообрядчество как явление, обладающее устойчивым чувством культурно-конфессиональной преемственности поколений, наиболее полно смогло сохранить и донести до сегодняшнего дня весь спектр духовных, в т.ч. и праздничных традиций.
Я вырос на добрых сказках, которые рассказывал мне ныне покойный дед Никифор, старовер, каких, по моим наблюдениям, все меньше сегодня в наших храмах. И хотя жили мы не в избушке посреди деревни, а в обычной городской квартире, сидеть у камина или топящейся печурки нам в то время не приходилось — мы легко размещались на стареньком диване, усаживались на него по нескольку раз в неделю, и общались…
Одним из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства первой половины XVI века являются «Записки о Московии», написанные опытным австрийским дипломатом, находившимся долгое время в Великом княжестве Московском — бароном Сигизмундом фон Герберштейном. Используя славянский язык, он общался с русскими и из первоисточников открывал для европейцев российское государство. В приведенном отрывке рассказываются интереснейшие факты о таинствах крещения, исповеди, причащения, а также о традициях праздников, поминания умерших, почитания святых, поста и десятины.
Мы все живем на одной российской земле — татары, русские, другие народы. Несмотря на то, что некоторые стали мусульманами, а другие сохранили христианскую веру, — все мы «адәм баласы», «дети Адама», потомки Ноя из рода Афета. Представляем первый материал, который открывает многие малоизвестные факты единства между русскими и татарами. Автор планирует продолжать исследование.
Многие книгописцы, главным образом при написании колофонов, любили использовать различные виды тайнописи. Стоит отметить, что тайнопись в данном случае употреблялась скорее не с целью что-то засекретить — она являлась для переписчиков интеллектуальным упражнением, посредством которого ее автор демонстрировал заказчику / читателю / другому каллиграфу собственную эрудицию и вкус. Для носителей традиционной книжной культуры прочтение тайнописи, как правило, не составляло особого труда. Рассмотрим основные виды тайнописи, встречающиеся в традиционных манускриптах XI–XX вв.