Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из села Тарбагатай (р-ка Бурятия) известного путешественника и блоггера, в котором он познакомит вас с самобытной культурой староверов Забайкалья и расскажет о местном музее, в котором собраны различные предметы, отражающие культуру «семейских».
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.
Сегодня, 20 июня, Всемирный день беженцев. Этот день как констатация факта, что войны на земле не прекращаются. Самое страшное, что одна из таких войн происходит не где-нибудь на другом континенте или части материка, а у наших соседей, братьев-славян. На вопрос о том, сможет ли Россия достойно принять беженцев из Украины, отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Всегда интересно гулять по улочкам древних городов, любоваться старинной архитектурой, роскошными местными пейзажами… Однако так сложилось, что старинная архитектура сохраняется главным образом в городах так называемого Золотого кольца — туристической Мекки среднерусской возвышенности. В других населенных пунктах, исторически не менее значимых, но не внесенных в туристические каталоги, архитектурный ландшафт милой родной старины медленно разрушается, гибнет, уходит в небытие.
7 и 8 июня в Москве в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет четвертый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». На военной площадке развернутся военные лагеря европейских армий и пройдут целые серии сражений, реконструирующие баталии разных лет Первой мировой войны. О проекте «Времена и эпохи», а также о предстоящем фестивале 2014/1914 рассказывает организатор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко.
Старинные лики, пострадавшие в пожарах, пребывающие в сырости, потрескавшиеся и даже почти полностью стертые. Что делать с такими иконами? «Платежеспособные» коллекционеры ответы знают и, вкладывая средства, воссоздают, казалось бы, напрочь утраченное. А староверы? Слышать о том, что верующие умельцы что-то воссоздали из небытия, мне лично не приходилось. Эта история про то, что лучше, наверное, отдать лик профессионалу, чем «похоронить» образ в кладовке…
В статье рассказывается о том, как новосибирская семья умудряется в городской квартире жить по старинке. Образ жизни Карасёвых — не от темной боязни прогресса, не от отрицания нового. Это их собственный свободный выбор. Образование позволяет им самостоятельно создавать комфортную среду, определять приоритеты, выбирать, как будут жить их дети.