Современность
Современное старообрядчество и текущее положение дел на местах.
Украшает мужчину борода
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Почему староверы — такие удачливые предприниматели?
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Духовные стихи на фестивале русской музыки
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
Отголосок Древней Руси в головном вузе страны
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.
Юрий Крупнов: «Беженцы — это свидетельство проигранной войны»
Сегодня, 20 июня, Всемирный день беженцев. Этот день как констатация факта, что войны на земле не прекращаются. Самое страшное, что одна из таких войн происходит не где-нибудь на другом континенте или части материка, а у наших соседей, братьев-славян. На вопрос о том, сможет ли Россия достойно принять беженцев из Украины, отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Обреченные на гибель
Всегда интересно гулять по улочкам древних городов, любоваться старинной архитектурой, роскошными местными пейзажами… Однако так сложилось, что старинная архитектура сохраняется главным образом в городах так называемого Золотого кольца — туристической Мекки среднерусской возвышенности. В других населенных пунктах, исторически не менее значимых, но не внесенных в туристические каталоги, архитектурный ландшафт милой родной старины медленно разрушается, гибнет, уходит в небытие.
Великая война развернется в Коломенском
7 и 8 июня в Москве в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет четвертый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». На военной площадке развернутся военные лагеря европейских армий и пройдут целые серии сражений, реконструирующие баталии разных лет Первой мировой войны. О проекте «Времена и эпохи», а также о предстоящем фестивале 2014/1914 рассказывает организатор агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко.
Почему иконы несут коллекционерам, а не староверам?
Старинные лики, пострадавшие в пожарах, пребывающие в сырости, потрескавшиеся и даже почти полностью стертые. Что делать с такими иконами? «Платежеспособные» коллекционеры ответы знают и, вкладывая средства, воссоздают, казалось бы, напрочь утраченное. А староверы? Слышать о том, что верующие умельцы что-то воссоздали из небытия, мне лично не приходилось. Эта история про то, что лучше, наверное, отдать лик профессионалу, чем «похоронить» образ в кладовке…