18 августа на заимку Агафьи Лыковой вертолетом забросили 10 волонтеров. 10 дней они помогали отшельнице по хозяйству — кололи дрова, косили сено, помогали с уборкой урожая, а также строили запруду для ловли рыбы. Чуть больше часа побывала в гостях у Агафьи Карповны и корреспондент «Газеты Кемерова». За столь короткое время постарались узнать, как живет отшельница в свои 70 лет и почему к ней так стремятся попасть люди с большой земли.
В деревне Кублищино Миорского района Республики Беларусь живут почти одни староверы поморского согласия. Чтобы увидеть старинные печатные книги и уникальные иконы в домашних интерьерах, услышать о быте, местных обычаях, обрядах из первых уст сюда приехали корреспонденты «СБ Беларусь Сегодня».
Христиане были гонимы и презираемы с первых веков. Каждый день церковного календаря вспоминается память одного или многих мучеников. Большинство из них пострадали во времена гонений в Римской империи, в I–IV вв. Только при императоре Константине была объявлена свобода вероисповедания: гонения прекратились после Миланского эдикта 313 года. Но и сегодня христианство — самая гонимая религия. По словам статистиков, каждые пять минут в мире гибнет один христианин.
В начале августа в Бурятии прошли торжества, посвященные 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. О значении этого события рассуждает Фирс Федосович Болонев — известный исследователь истории и культуры семейских, сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, заслуженный деятель науки Республики Бурятия и Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия.
Профессор славистики университета Луизианы Уильям Брумфилд опубликовал книгу «Архитектура на краю земли», посвященную храмам Русского Севера. В своем исследовании автор разбивает популярные американские стереотипы о нашей стране. Путь к изданию этой работы в США оказался весьма тернистым.
Летом в Тверской области работает множество детских лагерей — от языковых и альпинистских до военных и компьютерных. Но один лагерь точно отличается от других, и попасть туда удается далеко не всем. Единственный в Тверской области старообрядческий храм — Покровский храм в Ржеве — уже много лет организует детский старообрядческий лагерь. О своем детище рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Евгений Чунин.
Годы второй половины 80-х годов и начала 90-х патриарх РПЦ Алексий (Ридигер) однажды назвал временем «второго крещения Руси». Действительно, вначале советское, а затем и российское государство в этот период активно пошло навстречу верующим. Постепенно снимались препоны: перестали преследовать за исполнение «религиозных обрядов», стали дозволяться публичные церковные мероприятия, передавались храмы, руководители «партии и правительства» стали встречаться с клириками. Сегодня эти времена стали забываться. Чтобы немного разобраться в фактах, мы публикуем интереснейшее интервью с председателем Совета по делам религий Константином Харчевым.
Деревня Фокино находится примерно в 40 км от Витебска. Некогда это было поселение староверов, которые в середине XVII века не приняли реформы, проводимые патриархом Никоном. Сейчас здесь живут только две престарелые бабушки: 90-летняя Елена и 79-летняя Фима. Они сохраняют веру предков и смотрят за хозяйством.
Вот уже более 350 лет прошло со времени церковного раскола XVII века, однако публицисты, исследователи и богословы до сих пор спорят о его причинах и глубине последствий. Сегодня глубокие онтологические темы, порожденные расколом, стали предметом художественного творчества. Так, в фильме Николая Досталя «Раскол» сделана попытка не только отобразить обрядовые стороны событий середины XVII века, но и проанализировать проблему взаимодействия Церкви и государства, религии и общества, христианской совести и служебного долга. По сути, эта же тема затронута в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. В рамках проекта «Церковь и мир» эту тему обсуждают режиссер фильма «Раскол» Николай Досталь и глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (РПЦ) митрополит Иларион (Алфеев).
В центре бывшего Дебальцевского котла живет немалая община русских староверов — потомков первых переселенцев, осваивавших земли под Донецким кряжем и в Диком поле. На поселок Ольховатка упали сотни снарядов, но никто из жителей не погиб и не был ранен. Здесь Русь осталась почти нетронутой, такой же, как и была четыреста лет назад…