У всего, что связано с искусством, обычно есть какой-то флер старины. И даже арт-рынок не исключение: сразу думается про «золотой век» Голландии, про меценатство семейства Медичи, про коллекции Щукина и Третьякова. Глобально — да, торговля искусством стара как мир, но в России ситуация нетривиальная. Традиции давние, а рынок — молодой. Искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как формировался арт-бизнес в стране.
Если зайти совсем издалека, можно сказать, что дорогу арт-рынку в России открыл Петр I. До Петра в России не было толком светского искусства, а император, поглядев, чем дышит Европа, решил заняться развитием традиций европейской живописи. Даже с учетом того, что приехали в страну не лучшие учителя, наши художники сделали просто невозможное: осознали весь многовековой европейский бэкграунд и стремительно догнали и перегнали коллег, выработали свой стиль.
Но было еще очень далеко до арт-рынка в современном понимании, когда есть художник, покупатель и некий посредник — галерист или дилер. Сначала светское искусство жило, скажем так, в придворном режиме, за счет поддержки государя и аристократов. Соотношение сил поменялось во второй половине XIX века, когда на первый план вышли промышленники-меценаты, которые поддерживали художников и покупали их работы. Савва Мамонтов, Павел Третьяков, Сергей Щукин, Михаил и Иван Морозовы — без этих людей русское искусство было бы совсем другим. Но, опять же, это были прямые отношения авторов и покупателей.
К самому интересному — появлению частных галерей, где можно было покупать картины, — мы подошли только в начале XX века. Причем дело в свои руки взяли женщины. Одним из первых арт-дилеров стала Надежда Добычина, которая в 1911 году открыла в Санкт-Петербурге свое бюро. Кстати, именно в его стенах в декабре 1915 года открылась выставка «0,10», на которой Малевич показал свой «Черный квадрат».
В Москве в 1910-х годах работал салон Клавдии Михайловой. Она показывала работы художественных объединений и отдельных художников, например, Натальи Гончаровой и посмертно — Валентина Серова. А в 1920 году тут же прошла и персональная выставка Малевича. Еще в Москве работала и галерея Клары Лемерсье — унаследовала дело от мужа. В частности, у Лемерсье в 1915 году прошла выставка вышивок по эскизам супрематистов, которые создали мастерицы из села Вербовка.
Так что галерейному делу в России чуть больше ста лет, и это с учетом того, что 70 лет из этой истории практически выпадают. Коллекционирование, понятное дело, в идеологию советских времен не вписывалось: главным заказчиком искусства стало государство. Если художник мог впихнуть себя в рамки дозволенного, он получал все. Если не мог — добро пожаловать в мир подпольного рынка и любых подработок, от разгрузки вагонов до иллюстрирования книг.
Самой заметной фигурой был коллекционер Георгий Костаки, который собирал нонконформистов, несмотря на риски. Были и покупатели среди дипломатов, которые шифровались и вывозили картины под формат портфелей — так что работы шестидесятников разбросало по всему свету. Но, опять же, это уже про удачные знакомства и тайные сделки, а не про арт-рынок и галерейное дело.
Два мира — видимый и подпольный — начали снова собираться в один только после легендарного аукциона Sotheby’s 1988 года. На торгах были самые разные лоты: и работы признанных в Союзе художников, и картины первой и второй волн русского авангарда — их наконец-то легализовали.
Уже в 1989 году появилась первая частная галерея в новой истории — она так и называлась: «Первая галерея». Последовали «Риджина», «Айдан галерея», «М’арс» — в общем, дело пошло.
Но сначала пришлось пережить период «дикого» рынка, когда цены на произведения искусства могли зависеть не от ценности работы, а от кошелька конкретного покупателя. Просто не было никаких сдерживающих механизмов: все выстраивалось заново.
Я в арт-бизнесе больше двадцати лет, и сейчас у меня есть галерея Postrigay Gallery. Видя ситуацию изнутри, могу сказать, что впереди у нас, участников российского рынка, еще очень много работы. К счастью, мы растем: есть очень респектабельные игроки, появилась Ассоциация галерей, которая работает над тем, чтобы сделать рынок более прозрачным и честным. Все серьезно: есть свой кодекс, который, в частности, запрещает галереям-участницам обещать клиентам золотые горы за счет инвестиций в современное искусство. Разрабатывается система, которая позволит более четко выстраивать ценовую политику и сбалансировать рынок. Параллельно с перечисленными процессами с 2023 года под эгидой ассоциации проходят ярмарки Catalog.
Но все же галереи, аукционы и музеи в России живут как бы сами по себе, вроде бы и в едином поле, но синергии не выходит. Получается, что мы будто бы снова оказались на той ступеньке, на которой были в начале XX века. Ресурсы есть, но предстоит снова собрать этот тонкий механизм работы с художниками и покупателями, чтобы российский рынок вышел на новый уровень взаимного доверия.
Источник: www.buro247.ru
Комментариев пока нет