«Насколько красива и достойна всякого удивления и подражания внешняя сторона старообрядчества в его отношениях к никонианской церковной и гражданской властям, настолько грустно говорить о внутренней его истории. Там была героическая борьба с неправдою, внутри – происходило почти непрерывное дробление на отдельные секты.
Это дробление было почти неизбежно ввиду наглого гонения на старообрядцев с различных сторон, и, тем не менее, по поводу этого дробления можно только горько плакать, ибо сила старообрядчества вследствие этих разделений потерпела, конечно, значительный ущерб» .(Архиеп. Уфимский Андрей (князь Ухтомский). Из “Писем о старообрядчестве”).
Очень странно, что инициативы главы РПСЦ митрополита Корнилия в области антиалкогольной и антитабачной деятельности, которые очень уж похожи на элементарные пиар-акции, заслонили для старообрядческих СМИ инициативу предстоятеля РДЦ патриарха Александра, направленную на поиск единства Старообрядчества и ответ на нее митрополита Корнилия.
21-25 декабря 2012 года в Москве состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви.
Вторым пунктом повестки дня значился вопрос «О богословском диалоге с РПСЦ».
Патриарх Александр проинформировал Собор о том, что он получил письмо от Предстоятеля РПСЦ Митрополита Корнилия, в котором Митрополит Корнилий высказал пожелание относительно организации личной встречи Предстоятелей РДЦ и РПСЦ, «чтобы искать пути к устранению разделения». Также Митрополит Корнилий засвидетельствовал готовность РПСЦ к открытому богословскому диалогу и обсуждению всех имеющихся между нами разногласий.
Собор положительно оценил открытость и искренние намерения Митрополита Корнилия и выразил надежду, что предполагаемый диалог не закончится также бесплодно, как и предыдущий в 1920-е годы.
До разделения постигшего нас в 1846 году мы имели общих предков, прославивших Церковь благочестием, общую историю, обагренную кровью множества мучеников за Древлеправославие, общую веру и единую Церковь. Существующее разделение не может не вызывать по этим причинам особую скорбь. Вполне понятно и обоюдное желание преодолеть все имеющиеся разногласия и обрести утраченное единство.
Однако в этом деле не должно быть никакой спешки и никаких компромиссов в ущерб Истине, Православию и Церкви. Необходимо кропотливое, взвешенное, обстоятельное и честное обсуждение всех имеющихся противоречий, чтобы дело единения было угодно не только человеческой воле, но, прежде всего, Спасителю нашему Богу, как пишет об этом св. Григорий Богослов: «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий добрую цель и соединяющий с Богом».
Собор считает, что двусторонний диалог должен затронуть все аспекты церковной жизни и вероисповедания и во всех этих вопросах необходимо, прежде всякого единения, обрести полное согласие и единомыслие.
Со своей стороны Собор предлагает следующий формат переговоров.
Каждая из сторон создает переговорные группы, которые по мере необходимости проводят совместные заседания с обсуждением какой-то определенной группы вопросов, а также в одностороннем порядке подготавливают необходимые материалы и проект окончательной резолюции по каждому из вопросов, заданных противоположной стороной.
Окончательный проект резолюции передается на ознакомление переговорной группе противоположной стороны, для выяснения насколько обстоятельно даны ответы на предложенные вопросы. Если никаких замечаний относительно полноты ответа на предложенные вопросы не возникает, то окончательная резолюция утверждается подписью всех Епископов (соответствующей стороны). Если между переговорными группами возникает непреодолимое разногласие относительно полноты ответа на какой-либо из предложенных вопросов, то каждая из сторон имеет право утвердить такой ответ, какой посчитает достаточным, а противоположная сторона имеет право дать официальный комментарий относительно спорной ситуации.
Замечания могут делаться исключительно лишь в отношении полноты ответов, но никак не относительно их сути, которая отражает позицию каждой из сторон. Переход к обсуждению следующей группы вопросов возможен только после получения каждой стороной официального ответа на все вопросы предыдущей группы, а также предоставления своей официальной позиции по предложенным вопросам. Для удобства обсуждения, предлагаем, чтобы количество вопросов в каждой группе не превышало пяти.
Вопросы первой группы, которые мы со своей стороны предлагает РПСЦ для рассмотрения и ответа на них:
1. Каково отношение РПСЦ к обливательному крещению: допускается ли оно при каких-либо обстоятельствах, если да, то при каких или не допускается ни в коем случае? Привести каноническое и церковно-историческое обоснование своей позиции.
2. Каким образом, должно совершаться и на деле совершается в РПСЦ присоединение лица, переходящего от религиозного общества, в котором наравне с погружательным крещением существует и обливательное крещение? Какое он должен предоставить о себе свидетельство, чтобы его крещение было признано совершенным правильно? Как, с точки зрения РПСЦ, надлежит действовать в сомнительных случаях? Привести каноническое и церковно-историческое обоснование своей позиции.
3. Какой круг вопросов должен быть выяснен и выясняется РПСЦ, когда к ней с просьбой о присоединении в сущем сане обращается клирик т.н. Греко-российской церкви? В каком случае он будет принят в сущем сане, по каким причинам ему будет в этом отказано?
4. Каково отношение РПСЦ к Соборам наших общих предков, в частности к постановлениям Ирюмского Собора 1723 года и Иргизских Соборов 1784 и 1805 годов? Какой авторитет, по мнению РПСЦ, имели постановления названных Соборов у наших общих предков до восстановления епископства? Были ли постановления этих Соборов обязательны для исполнения всеми древлеправославными христианами или они имели лишь локальное значение, или, может быть, они вовсе носили рекомендательный характер?
5. Каково чинопоследование присоединения к РПСЦ беспоповцев и христиан РДЦ (предоставить для ознакомления официально используемый текст)?
Далее, для участия в богословском диалоге с РПСЦ Собор избрал переговорную группу
Собор благословил Патриарха Александра встретиться с Предстоятелем РПСЦ Митрополитом Корнилием, ознакомить его с резолюцией Собора по данному вопросу и обсудить с ним как предполагаемый диалог, так и проблемы, возникшие с передачей прав на недвижимое имущество в г. Саратове.
А уже 26 декабря 2012 г. в Московской Митрополии на Рогожском состоялась встреча Преосвященнейшего митрополита Московского и всея Руси Корнилия со Святейшим Патриархом Александром Московским и всея Руси, предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви.
Участники встречи обсудили сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения церквей и дальнейшие перспективы этих взаимоотношений. Патриарх Александр рассказал о прошедшем накануне Архиерейском Соборе Русской Древлеправославной Церкви, на котором была создана переговорная группа для участия в богословском диалоге.
Речь м. Корнилия к патриарху Александру
Более ста лет между нами существует печальное недоразумение – разделение единоверных братьев о Христе, хранителей древлего благочестия, последнего в мире оплота неповрежденного православия.
Сегодня, когда нет гонений на веру со стороны властей и представители наших Церквей могут свободно общаться – нам необходимо искать пути сближения и взаимопонимания с целью совместного противостояния силам зла и совместного сохранения и проповеди древлего православия.
Прошло более 160 лет с начала этого печального разделения, и во все это время в наших Церквях исповедуется одна и та же вера, мы служим по одним и тем же книгам, молимся одними молитвами, осеняя себя истинным двуперстным крестным знамением, почитаем общие святые обычаи и предания благочестия, то есть в вопросах веры, таинств и православных догматов – мы едины.
О причинах печальных раздоров в Церкви пишет св. Григорий Богослов: «Эти раздоры часто происходят между единомышленниками в догматических вопросах из-за личных обид, человеческих страстей и частных малозначных событий».
Надежда на преодоление раздора, о чем выражали свои чаяния наши предки (особенно в начала прошлого века), обрела реальность в 2005 г., когда Собор Русской Древлеправославной Церкви постановил: «Отложив всякую предвзятость, вновь вернуться к рассмотрению вопроса о каноничности Белокриницкой иерархии». Наша Церковь приветствовала эту инициативу и в 2006 г. от епископата Русской Православной Старообрядческой Церкви было направлено обращение об уврачевании раскола, которое начиналось глубокими словами св. Григория Богослова: «Не победы ищем, но приятия братии, их же разлучением терзаемся».
В мае 2007 г. Собор Русской Древлеправославной Церкви принял решение: «Признать, что митрополит Амвросий после удаления с Боснийской кафедры не состоял под запрещением в священнослужении вплоть до присоединения к старообрядчеству».
Сегодня мы, пастыри Святой Церкви, имущие воздать ответ Богу за единение церковного стада, призваны и ответственны положить конец церковному раздору и открыть путь к единению, ибо мы знаем, даже кровь мученическая не смывает страшного греха церковного раскола.
Встречаясь сегодня впервые, думаю, мы не обольщаем себя мечтой о скором единении, но прежде всего желаем создания доверительных и дружественных отношений между нами с целью объединения усилий по сохранению той истинной веры, которую нам даровал начальник веры Исус Христос, дабы эта вера торжествовала во веки веком.
У нас гораздо больше общего, чем разделяющего, мы имеем общих предков, которые не взирая на мучения хранили благочестие, начиная от св. священномученика Аввакума, 330-летие кончины которого мы отмечаем в этом году. Святые мученики, отстоявшие благочестие, несомненно, молятся о единении и сохранении единой, истинной, нереформированной, двуперстной древлеправославной Церкви.
Давайте, внимая их молитве, увидим друг в друге братьев, хотя и разлученных долгое время, но не потерявших прежнего, кровного родства. Давайте все вопросы между нами обсуждать в духе доверительности, доброжелательности, нелицемерия и братской любви.
Да поможет нам Бог искать единения церковного, единомыслия и мира, ибо это завет Христа, который в молитве к Отцу Небесному просил: Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Ин. 17, 21).
1 января 2013 г.
28 февраля 2013 г. в г. Москва состоялся очередной Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Вторым пунктом повестки дня числился вопрос «О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией».
Решено:
2.1. Пригласить в Москву на праздник Жен-Мироносиц высокопреосвященнейшего Леонтия, архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных христиан Митрополита, и всех архиереев Белокриницкой Митрополии;
2.2. Предложить проведение Общего Архиерейского собора в Москве на праздник Жен-Мироносиц или в с. Белая Криница 31 мая сего года.
А вот третьим пунктом значился вопрос о «О взаимоотношениях с Русской Древлеправославной Церковью».
Решено:
3.1. Одобрить продолжение диалога с Русской Древлеправославной Церковью. Создать комиссию по взаимоотношениям с Русской Древлеправославной.
3.2. Комиссии к следующему Совету Митрополии подготовить ответы на вопросы, предложенные Русской Древлеправославной Церковью, и подготовить вопросы с нашей стороны.
24.1. Провести следующий Совет Митрополии 16, 17 мая 2013 г.
«Православное Старообрядчество» уверено, что ни один православный старообрядец, к какому бы он согласию не принадлежал, не отнесется к этому событию равнодушно и будет с волнением и молитвой о благополучном исходе ожидать решений предстоящих Соборов. А май-месяц уже не за горами. Да благословит Господь и укрепит духовные силы всех участников этих Соборов.
Составитель: Вячеслав Клементьев
Источник: Сайт "Православное старообрядчество"
Комментариев пока нет