Как только сошел снег, я снова почти каждые выходные стал выезжать в заволжские леса в поисках мест, связанных с нашими нижегородскими строобрядцами. Так что сегодня хотелось бы рассказать про могилы отцов Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия. Информации про первых трех практически нет никакой: ни в интернете, ни у Мельникова-Печерского. Причем, расспрашивая стариков в близлежащих деревнях, я тоже не смог найти совершенно никаких данных, чем они были славны и почему почитаемы у староверов. Про Софонтия же порядочно информации в замечательной книге Мельникова-Печерского.
Вообще, начиная с простого любопытства, тема заволжского старообрядчества плавно превратилась в довольно масштабную работу по описанию не только исторических мест, но и (что оказалось намного интереснее) быта и жизни, как религиозной, так и повседневной, самих староверов. Информации про это практически нет, людей, которые хорошо помнят что-то, тоже практически не осталось в живых. Сами локации найти практически нереально — для этого я полностью записываю все свои поездки в GPS-трек, после чего скидываю их в Лайтрум и добавляю точные координаты к каждой фотографии, чтоб потом можно было без проблем найти нужное место.
Некоторое время назад я бросил все силы на поиски могил старообрядческих отцов, скудную информацию о которых я нашел на просторах интернета. Точнее, самой информации я почти и не нашел, лишь разрозненные данные по местонахождению их могил. Первой в поездке была могила отца Никандрия, которую найти оказалось довольно легко — прям в деревне Шарпано. Его могила находится на деревенском кладбище, совсем недалеко от деревни.
На месте расположения его полуземлянки теперь вот такая мусорная куча… Жители говорят, что до свалки на этом месте были видны ещё те старые бревна, вкопанные в землю — именно это и была его обитель. Сейчас несмотря на то, что это место официально находится на охране государства (Документ о принятии на госохрану № 219), его состояние, как вы видите, плачевное…
В самой деревне староверов почти не осталось. Нина Александровна себя не относит к старообрядцам, но дома у неё все иконы — старообрядческие. Все её предки были строверами, вот и она хранит эти иконы. Сейчас, говорит, приезжает много людей, которые привозят новодельные иконы и обменивают на них старые — бабушкам особо нет разницы, а те менялы, скорее всего, просто реставрируют раритеты и продают…
— Да лучше поменять, а то ведь тогда просто приедут и ограбят, — вздыхает она…
А вот на могиле Софонтия установлен новый крест, а само кладбище, где когда-то находился Духовский скит, находится в лесах, километрах в трех от Кировской трассы, недалеко от Семенова. От скита не осталось вообще ничего, а на месте, где когда-то жил Софонтий, стоит памятный крест.
Вот что про него пишет Мельников-Печерский:
"— Доброе дело, Василий Борисыч, доброе дело. — Одобряла московского посланника Манефа. — Побывай на гробнице, помяни отца Софонтия, помолись у честных мощей его…Великий был радетель древлего благочестия!.. От уст его богоданная благодать яко светолучная заря на Керженце и по всему христианству воссияла, из рода в род славна память его!.. Читывал ли ты житие-то отца Софонтия?
— Не приводилось, матушка, — ответил Василий Борисыч. — Очень оно редкостно… Сколько книг ни прочел, сколько «сборников» да «цветников» на веку своем ни видал, ни в одном Софонтиева жития не попадалось.
— Сказание о житии и жизни преподобного отца нашего Софонтия и отчасти чудес его точно что редкостно; мало где найдется его, — молвила Манефа. — Ты послушай-ка, вот я расскажу тебе про него, про нашего керженского угодника, про скитского молитвенника преподобного и богоносного отца нашего Софонтия…
Был священноиноком в Соловецкой киновии, крещение имел старое, до патриарха Никона, хиротонию же новую, от новгородского Питирима… Пришел отец Софонтий в здешние страны и поставил невеликий скиток неподалеку от Деянова починка, в лесу. Первый он был в здешних лесах священник новой хиротонии… С него и зачалось «бегствующее» от великороссийской церкви священство…
А до пришествия Софонтиева на Керженец, на Смольянах, у бояр Потемкиных да у Салтыкова жил черный поп Дионисий Шуйский, пребывая в великом подвизе, да Трифилий иерей, пришедый из Вологды, да черный поп Сергий из Ярославля… И те отцы старого рукоположенья соборно прияли отца Софонтия… И жил отец Софонтий в здешних лесах немалое время, право правяще слово истины…
Церковные обычаи утвердил, смущения и бури на церковь божию, от Онуфрия воздвигнутые, утишил, увещающе возмутителей и приводяще им во свидетельство соборные правила… Подвиги же его духовные и труды телеснии кто исповесть?.. И по мнозех подвизех течение сверши — ко господу отыде… И честные мощи его нетленны и целокупны во благоухании святыни почивают… Великие исцеления подают с верою к ним притекающим… И в том все христиане в наших лесах уверены довольно.
— Сказывали, матушка, про отца Софонтия, что людей он жигал. Правда ли это? — спросил Василий Борисыч. Нахмурилась Манефа, взглянув на совопросника.
— Не нам судить о том, — строго сказала она. — Нам ли испытывать дела отец преподобных?.. Это с того больше взяли, что отец Софонтий священноинока Варлаама с братиею благословил в келии сгорети… А смутьяны Онуфриева скита в вину ему то поставили, на Ветку жалобны грамоты о том писали, а с Ветки отца Софонтия корили, обличить же не обличили… А хотя бы и вправду людей он жигал? Блажен извол о господе!..
Это нынешним слабым людям, прелестию мира смущенным, стало на удивление, а прежним ревнителям древлего благочестия было за всеобдержный обычай… Оттого-то теперешни люди не токмо дивуются, но хулят даже сожжение грешныя плоти небесного ради царствия…"
Но, пожалуй, самая "популярная" у староверов местность была в свое время — район села Ларионово и Малое Зиновьево. Именно тут сосредоточено огромное количество памятных мест, скитов, и вообще, довольно много самих староверов.
Недалеко от Малого Зиновьева находится могила отца Трефилия. На ней растет вековая сосна. Вообще, это такая традиция у староверов — сажать на могиле дерево, отчего на многих старых могилах уже стоят очень большие деревья.
На поле я познакомился с местными пастухами — они одни из немногих, кто может показать, где находятся эти, скрытые от глаз простых людей, места.
Рядом с полем расположен святой источник, у которого и жил отец Трефилий — там подрастающие пастухи набирают воду. Про самих ребят я как-нибудь в следующем рассказе напишу.
На этом у меня пока все. В следующий раз расскажу ещё про 3 скита, точнее про то, что от них осталось…
Антон «cheger» Афанасьев
Комментариев пока нет