Вопрос книжного и архивного наследия продолжает оставаться одним из самых значимых в развитии старообрядческого культурного и медийного пространства. Об издательской и публикаторской деятельности библиотечно-архивного отдела Московской митрополии РПСЦ старообрядческое интернет-радио беседует с его сотрудниками Валерием Волковым и Виктором Боченковым.
Доброго здоровья. Разговор сегодня пойдёт о книжности, о работе отдела, о книжных новинках. Именно с последнего хочется начать, так как уже во многие старообрядческие лавки, в приходы, в храмы поступили книги, силами библиотечно-архивного отдела Московской митрополии. С чего начнём? Что будем представлять сначала?
Валерий Волков: Остановимся на нашей книге, посвящённой Арсению Уральскому. Это продолжение тех работ, которые мы ведём в порядке возвращения нашему читателю наследия выдающегося святителя, писателя, просветителя Арсения Уральского.
В 2011 году произошло знаменательное событие для нашей церкви: обретение честных мощей святителя Арсения Уральского. Торжество проходило в Уральске в 20-х числах сентября, там же был освящён храм, в котором служил святитель Арсений. Так же как и до революции, он был освящён во имя Покрова. К этому событию мы подготовили буклет-альбом, брошюру «В память вечную будет праведник». Этот альбом приурочен к дате обретения честных мощей святителя Арсения, особенность его в богатых цветных иллюстрациях, специально для этого подобранных и отражающих жизненный путь владыки Арсения от его родины, деревни Ильина Гора, ныне Владимирской области, до Уральска включительно.
Родился новый жанр, житие в лицах, житие святителя в фотографиях. Надо сказать, что в альбоме собраны не только архивные фотографии тех памятников, архивных документов и книг, которые находятся в составе библиотеки редких книг, рукописей, архивов, но и фотографии, которые были сделаны представителями отдела (нами) во многих местах, связанных с пребыванием святителя: на владимирской земле, вплоть до самой нижегородской земли. Мы объехали и увидели места, где проходило его детство, становление.
С нами поделились современными фотографиями с Мануильского монастыря и представители Белокриницкой митрополии. Предоставили нам также последние фото из села Безводное Нижегородской области, где владыка трудился многие годы. Недавно там был освящён по-новому храм и происходит возрождение. Большую помощь оказали и представители старообрядческой общины г. Оренбурга, в частности, о. Владимир Гошкодеря. Помогли в подготовке буклета о. Владимир Шибанов, Анатолий Иванович Шатохин, владимирские старообрядцы. Благодаря всем этим людям нам удалось вынести на суд читателей эту книгу, и мы знаем, что она была тепло принята в эти сентябрьские дни торжеств по случаю обретения мощей. По сути, состоялся факт старообрядческого книгоиздания.
Особенно хочется отметить теплое слово владыки Корнилия, митрополита Московского и всея Руси. Он специально написал предуведомление в тёплых проповеднических словах, касающихся этого события и памяти святителя Арсения. Добавлю, что эта книга предстала не только на суд читателей, но и на суд радиослушателей, так как в самой первой передаче после обретения мощей я готовил авторскую рубрику «Личное мнение», посвящённую святителю Арсению. Основной текст, тогда озвученный, был взят из этой книги, на что я и сослался. Это не просто взгляд из сегодняшнего дня в прошлое и светлое воспоминание, только хорошее.
В этом буклете приводятся также свидетельства и воспоминания тех людей, с которыми владыка жил, служил, вёл переписку. Уже после его кончины они в своих письмах и статьях свидетельствуют и напоминают нам о нём. Было очень приятно читать и озвучивать это на радио. Получился очень интересный альбом, с хорошими иллюстрациями и качеством исполнения, поэтому всем его рекомендую на свою книжную полку.
Виктор Боченков: Отметим следующее: по мере изучения творчества Арсения Уральского, обращения к его трудам, его фигура всё больше вырастает в своей значимости, актуальности для современников, так как ключ к решению очень многих проблем и вопросов, которые нам приходится решать, был заложен Арсением Уральским. Это целая масса вопросов: внутрицерковная политика, взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и других вероисповеданий. Надо обращаться.
Первые два тома доказали это. Ждут и дальнейшего издания его труды. Надо готовиться, но для этого нужны ресурсы. Нужны общие усилия. Ведь творчество многих старообрядческих писателей выходит из творчества Арсения Уральского. Он был основоположником этой старообрядческой школы апологетики. Ф. Е. Мельников, К. А. Перетрухин, Кириллов — это всё его ученики.
Надо сказать, у Арсения Уральского были предшественники. Это и преподобный инок Павел Белокриницкий, и Иларион Кабанов (Ксенос), который был его постарше. Можно сказать, что Арсений Уральский уже вырос на некоей подготовленной почве, как начётчик и апологет. Наследие упомянутых писателей также нуждается в переиздании.
Планируется что-то от вашего отдела?
Может и да, но книга — это не только результат исследовательской и интеллектуальной деятельности, это и продукт, который требует денежных средств.
Я понимаю. Но давайте и по-другому посмотрим на этот вопрос. Вот денег нет. Приходит завтра человек и говорит: деньги есть, и выкладывает. У вас есть что предложить?
Валерии Волков: Есть. Нашим отделом, в первую очередь Виктором Боченковым, разработана целая система литературных памятников. По сути дела — это система старообрядческой апологетики, которая представляет из себя нечто похожее на систему Менделеева, то есть в ней учтены все вопросы, все проблемы, все необходимые для жизни христианина вещи. Это целая система ответов на вопросы, которые могут возникать, возникают и будут возникать.
Мы должны черпать из этой самой системы источник для ответов на эти вопросы. Понятно, что они жили в 19 и начале 20 века, жизнь меняется по форме, но, по сути, многое остаётся. Для того, чтоб можно было решать вопросы на этой базе, безусловно, нужно их готовить и издавать. Эта серия документов и материалов по истории РПСЦ представлена, и труды владыки Арсения вошли в маленькую серию наследия старообрядческих писателей, начётчиков и апологетов.
Виктор Боченков: Хотел бы добавить, что издательская деятельность должна носить системный характер, для себя я решил составить некоторую издательскую программу, о которой Валерий упомянул только что. Включает она порядка двадцати наименований книг, например, сборники разных авторов, объединённые общей тематикой, например, тематика старообрядческого воспитания и образования на основе старообрядческой дореволюционной периодики. Причём сюда могут быть включены авторы разных согласий, например, интересные статьи по этой проблеме были включены в беспоповском журнале «Щит веры».
Можно издать сборник, посвящённый вопросам взаимоотношений старообрядчества и единоверия, изучение единоверия глазами старообрядческих апологетов. Это могут быть какие-то иные сборники, объединённые какой-то общей темой, причём, как я только что упомянул, авторы могут быть самых разных старообрядческих упований, и, конечно, это могут быть отдельные тома сочинений отдельных старообрядческих апологетов. Это могут быть известные на сегодняшний день авторы такие как епископ Михаил Семёнов, еп. Арсений (Уральский), митрополит Иннокентий (Усов) Белокриницкий. Могут быть и менее известные, но без них невозможно представить развитие старообрядческой мысли начала XIX и XX веков.
Можно упомянуть в этой связи брата владыки Иннокентия, Василия Усова, который был редактором журнала «Старообрядец» в Нижнем Новгороде. Судьба его перенесла в Екатеринбург, он стал священником, в 30-е годы был репрессирован, получил небольшой срок, но к служению вернулся только после войны. Интересный своеобразный автор, заслуживающий отдельного внимания. Это могут быть другие практически неизвестные авторы, например Лука Вонифатьевич Быстров, старообрядческий писатель, сын священника, погибший в 29 лет на фронте первой мировой войны, автор интересных статей по старообрядческому пению.
Он преподавал теорию и практику пения в старообрядческом институте на Рогожском, является автором учебника по пению. Также он автор очень интересных художественных рассказов, посвящённых каким-то старообрядческим реалиям, самым разным. Например, в художественной форме он в одном из рассказов повествует о восприятии закона «Указ о веротерпимости», как его понимают, почему не принимают. Список можно продолжать, если заговорили о пении. Это сын епископа Александра Богатенкова, второе известнейшее имя.
Интересны авторы прошлого, которых мы упомянули сейчас и можем ещё долго вспоминать. А вы знаете из сегодняшних старообрядческих священнослужителей, писателей, публицистов, есть ли такие личности, авторы, которые (не требую, чтоб по масштабу они были сопоставимы с авторами начала XX века, так как это расцвет старообрядческой мысли) претендуют на роль неких властителей дум и которых можно было бы публиковать и издавать? Сегодня кому-то это нужно?
Валерий Волков: Безусловно, в старообрядческой среде сейчас есть такие личности, созвучные по своему творчеству, масштабу. Во-первых, я бы мог назвать нашего коллегу Глеба Чистякова, который неоднократно выступал в СМИ. Он сложился за последние годы как ученик тех самых начётчиков начала века, которых мы упоминали, неспроста ему доверили преподавание апологетики в духовном училище.
Много обращается к насущным проблемам современности и о. Александр Панкратов, есть у него очень глубокие работы, их можно объединить под одной обложкой, конечно же. Сейчас время расцвета старообрядческой публицистики. Газеты и журналы издаются во многих епархиях, представители нашего священства, учителя совершенствуются и, может быть, из них на наших глазах как раз рождаются потомки начётчиков и в какой-то степени последователи Арсения Уральского, которые наследовали эту школу.
Виктор Боченков: Сейчас иная ситуация, отличается от той, что сложилась в XIX и начале XX века. В те времена был расцвет старообрядческой апологетики, вызванный присоединением митрополита Амвросия, а потом «золотым десятилетием» в старообрядчестве. Сколько строилось храмов, старообрядческие капиталы пошли в дело, был всеобщий подъём.
Валерий Волков: В то же время сам факт этого присоединения потребовал апологического обоснования, апологической защиты от нападок миссионеров господствующей церкви. Первым, кто занялся этой апологетической работой, был преподобный инок Павел Белокриницкий. Его можно назвать первым старообрядческим публикатором документов, археографом. Он кроме апологетических сочинений стал публиковать документы, связанные с присоединением митрополита Амвросия к нашей церкви и восстановлением полноты иерархии. Дальнейшее развитие апологетики шло в разрезе дискуссии с различными миссионерами по вопросу: «Может ли пребывать церковь временно без епископа?»
(Продолжение следует)
Комментариев пока нет