28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий.
Обретение старообрядцами архиерея для синода и российского правительства было настолько ошеломляющим событием, круто менявшим картину религиозной жизни России, что вокруг учрежденной древлеправославной иерархии, вокруг личности митрополита Амвросия сразу возникло много измышлений и клеветы. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский) служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
В своих докладах министру он признавал, что «все сведения о личности Амвросия и о том, каким образом добыли его раскольники, сведения, как имеющиеся в делах министерства, так и напечатанные в разных журналах и отдельных книгах, оказываются совершенно ложными» и что митрополит Амвросий «далеко недюжинный человек, не дурак, не мошенник, не христопродавец, каким представляют его отечественные писатели». «Для этих господ, — добавляет он далее, — если кто раскольник, то уже непременно негодяй».
Виднейший «расколовед» прошлого столетия, непримиримый враг старообрядчества профессор Н.И. Субботин провел исследование, посвященное присоединению митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви и характеристике его личности, и должен был признать за ним высокие достоинства как человека и архипастыря.
Это был подлинно святой жизни человек, угодник Божий, праведник, исповедник, добрый архипастырь и святитель Христовой Церкви.
Амвросий, названный при крещении Андреем, был грек, родился в 1791 году в небольшом селении Маистра, в пяти километрах от г. Эноса, тогда входившего в Турецкую империю, а ныне находящегося в Болгарии.
Его отец, Георгий Попович, был священником греческой церкви. Двадцать одно поколение Поповичей были священниками. Сына своего Андрея он с детства начал готовить к духовному служению. Андрей поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук.
В 1811 году он женился и вскоре был рукоположен во священники. С женой он прожил всего три года. Она скончалась в 1814 году, оставив супругу сына Георгия. Через три года после смерти жены Андрей принял иночество; при пострижении он получил имя Амвросий. Один из митрополитов греческой Церкви Матфей приблизил его к себе. В 1823 году его назначили настоятелем Троицкого монастыря на острове Халки, расположенном среди знаменитых Принцевых островов в северо-восточной части Мраморного моря.
В то время патриарший престол в Константинополе занимал патриарх Константин, обративший внимание на игумена Троицкого монастыря и поставивший его протосингелом константинопольской церкви. «Здесь Амвросий, — пишет профессор Субботин, — стал уже на прямую дорогу к получению архиерейского сана».
Действительно, он вскоре занял кафедру митрополита Босно-Сараевского. «Патриарший синод, — говорится в ставленой грамоте Амвросия, — предпочел его всем другим кандидатам, яко достойнаго восприяти архиерейское предстоятельство и пастырский жезл святейшия митрополии Босанския». Рукополагал митрополита Амвросия константинопольский патриарх Григорий в сослужении четырех архиереев.
В новом своем положении митрополиту Амвросию суждено было перенести ряд испытаний и утеснений.
Боснией тогда владели турки. Они бесцеремонно грабили славянский народ. Обыкновенно греческие архиереи сходились с турецкими властями и заодно с ними притесняли народ. «Но митрополит Амвросий, — свидетельствует проф. Субботин, — явился исключением среди боснийских владык-фанариотов. Человек добрый от природы, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа, стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды.
Это было таким необыкновенным явлением, настолько противоречило издавна сложившемуся в народе понятию о греческих архиереях, что народ не признавал его, Амвросия, за грека; утвердился слух, что он природный славянин, а именно болгарин. Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись: "Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было спокойно, чтобы народ не терпел неправды"» (Н. И. Субботин. «История Белокриницкой иерархии». М., 1874, с. 365).
Такой митрополит был неугоден турецкому правительству. По требованию властей патриарх Анфим II, боясь потерять патриарший престол, предписанием от 12 сентября 1840 года отозвал митрополита Амвросия из Сараева в Константинополь. С прискорбием и со слезами расставался Амвросий со своей паствой.
Русский посланник в Константинополе Титов позже спросил патриарха Анфима: за что Амвросий удален с боснийской кафедры? Патриарх ответил, что отозвал его с босно-сараевской кафедры, только «уступая настоятельному желанию турецких властей Боснии, от которых возведены на Амвросия многие клеветы».
Связанные документы:
Письмо митрополита Амвросия белокриницкой братии от 16 августа 1849 года из города Цилли
Комментариев пока нет