С 26 по 28 июня 2025 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Основа иконы: разнообразие нетрадиционных материалов и техник». Конференция входит в серию ежегодных проектов Ферапонтовского общества сохранения и изучения памятников древнерусского искусства. В те же сроки на территории Ростовского кремля была открыта и выставка на эту тему, в ней приняли участие: Музей-заповедник «Ростовский кремль», Музей народного искусства (г. Ростов Великий), Музей Николая Второго (г. Москва) и многие известные коллекционеры. Традиционно на этой конференции прозвучали доклады исследователей старообрядческой культуры. Также мероприятие посетил председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Александрович Безгодов. На полях конференции нам удалось побеседовать на тему взаимодействия светской академической науки и современного староверия.

Безусловно, такие конференции всегда интересны, и на самом деле полезны. На мой взгляд, печально, что сами староверы, особенно староверские начальники (представители и руководители общин и согласий — прим.), редко посещают эти научные события, потому что им это было бы очень полезно. Полезно в том смысле, что история и культура староверия, которую староверы через все гонения, через кровь, через пот, через страдания, донесли до нашего времени, сейчас самим староверам неизвестна, а иногда и неинтересна.
С одной стороны, мы видим все эти иконы, книги и другие предметы нашего искусства у себя в храмах, моленных. Это все хорошо. Но как правило, мы мало, что знаем о них с научной точки зрения. Ни бытования не знаем, ни традиции, ни где они были изготовлены. Их отличия, разновидности, типы и места происхождения.

Да, да. И в том числе и богословские мотивы иногда сокрыты для нынешних владельцев. Встречаются разные курьезы, когда владелец иконы не может понять: староверская икона или не староверская, какому согласию принадлежит. Люди просто не видят и не понимают разницы. Для этого нужно постоянно заниматься самообразованием. И такие конференции дают такую возможность.
Да, мы 300 лет сохраняли старую икону. Но собственных старообрядческих интеллектуальных ресурсов сейчас не хватает для того, чтобы осмыслить это наследие. Как-то его репрезентовать для наших же староверов, для нашего подрастающего поколения. И тут ученые могут нам прийти на помощь, они помогают нам это все это исследовать, изучать, атрибутировать. Через конференции, через альбомы, через сборники статей нам предлагают уже готовый материал, который мы должны воспринимать, и могли бы нашим христианам, нашим прихожанам это всё дело проповедовать и рассказывать.

Если обычные староверы нечасто бывают на таких конференциях, то должны посещать хотя бы руководители общин и других структур, чтобы распространять информацию дальше.
Это было бы хорошо, но у нас, как всегда, проблема в том, что нет тех людей, которые бы могли этим заняться. У нас есть те, кто занимаются исследованиями, другие занимаются церковными делами, но так, чтобы адаптировать научные труды к старообрядческой действительности, к практическому использованию, таких специалистов нет. Надо эти научные работы проанализировать, сделать какое-то учебное пособие для тех же старообрядцев, для тех же воскресных школ, для духовных училищ. К сожалению, этого нет. Не хватает просто людей, просто не хватает ресурсов. Возможно, опять-таки, надо более плотнее работать с теми же исследователями, которые могут в этом прийти на помощь.

По крайней мере, популяризировать это нужно. У нас, к сожалению, есть какое-то отчуждение по отношению к исследованиям, да, что, вот, ученые что-то там… Да, иногда, на конференциях бывает вода и пена, но очень много и здравого зерна, которое нужно все-таки почерпнуть, забрать себе, изучить и у нас использовать.
Да, отчасти, да. Вот что, действительно, очень хорошо, то, что сейчас возникают вообще музеи при общинах. Их не так много, но они есть. И хорошо, что, если эти общины, опять-таки, не превратятся, так сказать, в антикварные лавки, но не в смысле коммерции, а в смысле накопительства. Когда предметы просто собираются без какой-либо оценки, осмысления и, главное, передачи духовной, культурной и исторической информации дальше. Нам это нужно в основном не для того, чтобы мы накопили, положили в шкаф и заявили: «Вот смотрите, какие у нас тут есть всякие разные древности». Да, и что?
Хорошо бы это все популяризировать и, как сказать, направлять в образование. Хотя бы просвещать своих прихожан.

Да, но проблема в том, что мы сами не можем собственное же наследие оценить, популяризировать и репрезентовать собственным прихожанам. Потому что у нас одна из проблем — это именно потеря знаний. Если наши бабушки на каком-то интуитивном уровне разбирались и понимали, то сейчас современная молодежь, цифровая молодежь, она этого не умеет, не понимает собственное наследие.
Сейчас все наследие староверское у молодежи — это одеть косоворотку, а еще лучше — сапоги, отпустить бороду до пупа и бить себя в грудь, говорить, что мы древлеверы. А реальных знаний традиции, истории, духовных вопросов не имеется. Я уже не говорю про вероучение. Сейчас речь только о традиции. Мы же должны понимать, что вероучение тесно связано с традицией, с культурой. Если мы не будем поддерживать культуру и традицию, не будет и понимания вероучения. Это всё очень взаимосвязано.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет