В последние годы активно развиваются контакты между старообрядческими согласиями. В некоторых случаях они имеют чисто практическое значение. В других идет богословский диалог с целью сближения. Тема воссоединения в староверии всегда была наиболее чувствительной, поскольку старообрядческие согласия крайне настороженно относились к любым попыткам прозелитизма, ассимиляции или тем более рейдерского захвата.
Когда в 2017 году на Освященном соборе РПсЦ было объявлено о восстановлении молитвенного общения между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), многих охватила радостная эйфория. Некоторым делегатам Собора казалось, что начался процесс объединения старообрядческих согласий. Еще немного, и староверие объединится в единую Церковь. Надо только поднажать… Однако этого не случилось. Поспешность, отсутствие рассудительности и «головокружение от успехов» у ряда представителей РПсЦ, привело к непоправимой духовной катастрофе, токсичные результаты которой старообрядчество будет ощущать годы, если не десятилетия.
Вот некоторые из них:
— отсутствие рецепции, положительного принятия у большой части верующих РПсЦ воссоединения с ДА.
— разрыв литургического общения между Московской и Белокриницкой Митрополиями.
— полный подрыв доверия к богословскому диалогу между старообрядческими согласиями (в частности, между РПсЦ и оставшейся частью ДА, а также между РПсЦ и РДЦ,).
— разрушительные, трагические последствия для части верующих Древлеправославной Архиепископии.
Сегодня о драматических событиях последних лет размышляет первоиерарх Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин).
На Соборе Московской Митрополии РПсЦ, который состоялся в 2017 году, действительно обсуждался вопрос о подписании Мирной грамоты и объединении двух согласий. Так вот, от соборян РПсЦ поступали предложения войти Древлеправославной Архиепископии (далее — ДА) в состав РПсЦ. На это представители ДА пояснили, что в данный момент такой вариант нами не рассматривается, так как на это есть ряд причин, а именно: в ДА существуют свои традиции, обычаи, богослужебные отличия от Белокриницкой иерархии, в ДА имеется ряд святых, которых не может признать РПсЦ, следовательно, и в РПсЦ есть те святые, которых не знает ДА, и самое главное — это паства — люди, которые не смогут отказаться от своей истории, многострадальной истории своих предков, 170-летнего разделения, ставшей для них непогрешимой аксиомой.
Нужно понимать, одно дело стать белокриницкими, другое — признать друг друга и вместе молиться.
На мой взгляд, подписание Мирной грамоты было поспешным решением с обеих сторон. Я считаю, она не была должным образом проработана, и не были приняты во внимание очень многие канонические аспекты, нюансы и положения в общем.
Почему-то все было сделано впопыхах, на скорую руку, с огромной спешкой.
Комиссия РПсЦ только поверхностно изучила историю ДЦ (ДА) и ее клириков, например, ведь очевидно, что отец Георгий Ефимов законно был лишен сана, находясь в РДЦ. Сотворил раскол, вернулся в РДЦ, покаялся, его лишили сана, затем он снова ушел в свободное плаванье без канонических на то причин, просто обиделся. А ведь сколько пришлось потрудиться старообрядцам Белокриницкой иерархии, доказывая, что митрополит Амвросий не был под запрещением даже у еретиков. Значит, это немаловажно… Также мне непонятно, почему столь значимое событие не согласовали с Браиловской Митрополией, как будто их и не существует.
Тем не менее дело сделано, Мирная грамота подписана, в которой шестым пунктом говорится: «вопрос о каноническом и юридическом объединении обеих иерархий должен быть решен в будущем на совместных Освященных Соборах». Но через четыре года после подписания Мирной грамоты Собор РПсЦ объявляет о том, что Мирная грамота возможно будет упразднена в связи с тем, что ДА за это время не перешла в юрисдикцию РПсЦ, а Мирная грамота под собой именно это и подразумевала. Во-первых, где в Мирной грамоте написано, что она под собой это подразумевала?
Во-вторых, в шестом пункте Мирной грамоты сказано: «вопрос о каноническом и юридическом объединении обеих иерархий должен быть решен на совместных Освященных Соборах», которые, кстати, за все это время ни разу не состоялись.
На одном из заседаний Совета Митрополии я озвучил свои опасения, что более мощная и сильная структура всегда поглощает меньшую.
На что митрополит Корнилий меня заверил своей фразой, что: «никто, никого и ничего поглощать не собирается».
Тем не менее, вскоре РПсЦ стала вынуждать ДА войти в состав РПсЦ на их условиях.
Мирная грамота 2017 г. седьмым пунктом конкретно поясняет: «Епископы, коих в епархиях после сего примирения окажется по два, должны оставаться в тех же епархиях, без перевода в другую, если от них не последует добровольного согласия на перевод. Дела решать обоим епископам совместно, и молиться на ектеньях за обоих». Так оно и должно было быть, но митрополит Корнилий переиграл ситуацию, он посетил приходы Древлеправославной Церкви (ДА) на юге России, где вступил в сговор с экономом ДА о. Георгием Ефимовым и его сыном, настоятелем прихода г. Сочи о. Артемием Ефимовым, у которого на тот момент были серьезные проблемы со стороны властей г. Сочи, власти требовали снос незаконной постройки здания церкви, а также обнаружились махинации о. Артемия с продажей церковных зданий и земель, выделенных общине государством во время строительства олимпиадного комплекса. Над о. Артемием тучи сгущались, могли привлечь к уголовной ответственности, даже посадить.
Поэтому им стал необходим сильный, влиятельный покровитель кремлевского уровня, которого они и увидели в лице митрополита Корнилия. Далее события развивались по следующему сценарию. 13.01.2022 г. о. Артемий подает мне прошение благословить Сочинскую епархию просить митрополита Корнилия принять на себя полномочия их правящего архиерея. На что я дал положительную резолюцию. И также обратился к совету Митрополии о включении Пензенской епархии ДА в состав РПсЦ, хочу напомнить, на тот момент между ДЦ (ДА) и РПсЦ действовала Мирная грамота, на основании которой я и действовал.
В октябре 2022 года произошли следующие события. ММ РПсЦ пригласила представителей ДЦ (ДА) на Освященный собор.
И вот, 17.09.2022 г., на предсоборном совещании по вопросу о вхождении ДА в состав РПсЦ, Московская Митрополия выдвинула ряд категорических требований, на которые мы после бурных обсуждений не согласились, и поэтому решили не участвовать в назначенном Освященном соборе.
18 октября 2022 г. о. Георгий Ефимов, который так же, как и я, не явился на Собор, пояснил мне, что несколько наших представителей из любопытства решили сходить на Собор.
В этот же день я покинул Москву. А 20 октября того же года о. Георгий по телефону сообщил мне, что РПсЦ соборно отменила Мирную грамоту и утвердила Сочинско-Кубанскую епархию без нашего на то согласия. Но у нас остается все по-прежнему, то есть как и было до подписания Мирной грамоты. Через некоторое время мне поступила достоверная информация, оказывается в некоторых приходах ДА на юге России проходят совместные службы клириков ДА с клириками РПсЦ, а на ектеньях поминают и меня, и митр. Корнилия. Тогда я сделал официальный запрос митр. Корнилию с просьбой представить мне копии прошений приходов ДЦ (ДА), решивших перейти в РПсЦ. На что я получил издевательский ответ: «О сослужении с тобой мы когда-нибудь рассмотрим с архиереями Белокриницкой Митрополии».
Также я распорядился эконому Архиепископии о. Георгию провести проверку о положении приходов юга России, и результат официально представить мне, что он и не исполнил. После чего мною было составлено Архипастырское послание от 11.12.2022 г., которое я разослал в общины ДА и разместил в СМИ.
Со стороны о. Георгия реакция была незамедлительная. Он убеждал меня, что все по-прежнему, и в РПсЦ никто не перешел, и просил срочно провести Освященный собор, который я и открыл 19 декабря 2022 г. Цель Собора была перевести общинам имущество общин, числящихся на балансе Архиепископии, что и было соборно принято. Далее Ефимовы продолжили совершать совместные богослужения с клириками РПсЦ, а на ектениях поминать и меня, и митр. Корнилия. После чего мною о. Георгий и о. Артемий (Ефимовы) 13.05.2023 года были запрещены во всяком священнослужении. И только тогда они на своих приходах объявили людям, что они теперь стали полностью стали Белокриницкими Сочинской и Кубанской епархией РПсЦ, и поэтому мое запрещение на них не распространяется.
Наконец-то, думаю я, определились, кто к какой старообрядческой иерархии относится. Шесть приходов юга России перешли из ДЦ (ДА) к Белокриницким и стали Сочинской и Кубанской епархией РПсЦ, а пять общин центральной России остались в ДЦ (ДА).
Но не тут-то было. О. Георгий Ефимов продолжил вести деятельность от лица Архиепископии, тогда я отозвал у него юридическую нотариальную доверенность и потребовал передать мне документацию Архиепископии.
Проигнорировав мои требования, он собрал 10 сентября 2023 года свой «Собор», состоящий из четырех священников, трое из которых — запрещенные в священнослужении Ефимовы и один ими же изверженный из священного сана и, соответственно, нигде не служащий, а также их брат, чтец Ефим Ефимов, и несколько человек, приближенных к их клану. Так что, из шести общин юга России представляли четыре общины четверо Ефимовых. Ни одного представителя от общин ДЦ (ДА) центральной России не присутствовало, как и самого меня.
Так вот, на этом «соборе» 10 октября 2023 г. так называемые соборяне, под предводительством о. Георгия Ефимова, избирают заранее на то согласившегося митрополита Корнилия (Титова) архиепископом ДЦ (ДА). Тут мы видим беззаконные действия «собора» как юридических, так и канонических его аспектов. В пункте 4.7 устава Централизованной религиозной организации ДЦ (ДА) говорится: «Освященный Собор созывается Архиепископом, если у Архиепископа отсутствует возможность созывать Освященный Собор, Освященный Собор созывается старшим по хиротонии архиереем. В случае отсутствия архиереев, Освященный Собор собирается по инициативе руководителей не менее трех местных религиозных организаций».
После смерти предстоятеля ДЦ (ДА), согласно действующего уставу, созвать Освященный собор является прерогативой первоиерарха, которым я на тот момент законно являлся, не находясь под какими бы то ни было прещениями, и все свои архипастырские обязанности в качестве Предстоятеля Церкви исполнял надлежащим образом. Теперь давайте рассмотрим деяние этого так называемого «собора» от 10.10.2023 г., на котором постановили:
«В соответствии с Мирной грамотой от 17.10.2017 г. избрать на должность Архиепископа Титова Константина Ивановича (Митрополита Корнилия)».
Во-первых, избрать нового предстоятеля взамен прежнего, живого, действующего — преступно. Как минимум, должны были сначала снять меня с должности, а уже тогда избирать нового.
Во-вторых, ссылаться на Мирную грамоту от 17.10.2017 г. абсурдно, на тот момент она была уже упразднена Освященным собором РПсЦ 18-20 октября 2022 г.
А значит, выходит следующее, что ни соборяне во главе с о. Георгием Ефимовым, ни митрополит Корнилий (Титов) не признают Освященный собор РПсЦ от 18-20 октября 2022 г. и действуют вопреки его постановлениям. Да уж, если сам первосвятитель не признает Освященного Собора Церкви, в которой он предстоятель, возникает вопрос — на своем ли месте находится этот человек?
А самое абсурдное в этой запутанной истории — как клирики и миряне Сочинской и Кубанской епархии РПсЦ провели «Освященный Собор» ДЦ (ДА), с которой нет молитвенного и евхаристического общения. Этот воровской лжесобор ляжет позором в истории его организаторов и участников.
А ключевой фигурой этого беззакония является непосредственно митрополит Корнилий (Титов).
И вот уже через несколько дней участники этого же «собора», прибыв в г. Москву, участвуют в Освященном соборе РПсЦ 17-18 октября 2023 г. в качестве Сочинской и Кубанской епархии РПсЦ. Таких прецедентов Церковь в своей истории еще не знала.
7 декабря 2023 г. мною был проведен Освященный собор, состоявшийся в Покровском монастыре села Софьино Пензенской обл., в работе которого приняли участие священнослужители ДЦ (ДА), не состоящие в группировке о. Георгия Ефимова. Также участниками Собора были представители общин ДА регионов центральной России. Повесткой дня было лишение священного сана митрополита Корнилия (Титова), объявившего себя архиепископом ДЦ (ДА) и незаконно захватившего юридическую власть действующего предстоятеля ДЦ (ДА), и восхитившего его титул. Собор определил постфактум присоединение митр. Корнилия (Титова) к ДА, так как он сам лично в юридических, нотариально заверенных документах подписывается Архиепископом ДЦ (ДА).
В связи с тем, что он также продолжает оставаться одновременно и митрополитом РПсЦ, Собор решил, что приглашать его на суд бессмысленно и нецелесообразно, а решение о нем вынести заочно и незамедлительно. Освященный Собор постановил: митрополита Корнилия (Титова) за восхищение чужого престола, а также за принятие клириков без отпускных грамот, извергнуть из священного сана по правилам: (Антиох. 16 пр.) (Антиох. 22 пр.) и. т. д. указ. в. деян. Освящ. Соб. Законность церковного суда неоспорима, и для вынесения решения не было обязательной необходимости присутствия 12-ти епископов, так как его судил полный Освященный собор ДЦ (ДА) (12пр. св. Пом. Собора Карфагенского). Безусловно, чада ДЦ (ДА), находящиеся под омофором епископа Никодима (Елякина) признают деяния Собора 7 дек. 2023 г. и считают гражданина Титова К. И. простым иноком Корнилием.
Признает ли РДЦ лишение его сана? Возможно, в РДЦ и считают мои действия по отношению к К. Титову правильными и законными, мне это достоверно неизвестно, так как с ними я это не обсуждал, но одно знаю точно — священный сан митрополита Корнилия, как и остальных клириков РПсЦ, в РДЦ под вопросом.
Да, действительно, в решении Минюста нарушения есть, которые бросаются в глаза. Например, Минюст не связался со мной, чтобы прояснить ситуацию, а ситуация похожа на подлог регистрационных документов:
1. Нарушение устава ДЦ (ДА), пункта 4.7 о созыве Освященного собора.
2. Несоблюдение кворума.
3. Избрание нового архиепископа взамен действующего.
4. Избрание предстоятеля одной централизованной религиозной организации одновременно предстоятелем в другую Централизованную религиозную организацию с ссылкой на Мирную грамоту, которая на то время уже не существовала.
Конечно же, нам не хотелось бы судится с органами Минюста, так как это в дальнейшем может чревато сказаться и негативно отразиться на религиозной организации ДЦ (ДА). Но, тем не менее, мы готовы идти до конца и будем бороться всеми законными способами. Мы очень надеемся на сознательность и христианскую совесть старообрядцев РПсЦ и призываем повлиять на своего руководителя и убедить его возвратить юридический статус законному предстоятелю ДЦ (ДА) епископу Никодиму (Елякину), а приходы Сочинской и Кубанской епархии зарегистрировать как приходы РПсЦ.
Также мы надеемся на поддержку церковной и светской общественности, на людей, неравнодушных к этой ситуации. И в дальнейшем, через СМИ, продолжим освещать события, происходящие вокруг ДА.
Могу предположить несколько вариантов, которые могут предпринять граждане Титов и Ефимовы. Первый вариант, который о. Георгий Ефимов сам мне и озвучил, это содействием м. Корнилия (Титова) снять ДЦ (ДА) с юридической регистрации, проведя такой же лжесобор, на котором Титова К. И. избрали архиепископом ДА, и принять решение о ликвидации ДЦ (ДА).
Второй вариант — решением того же лжесобора юридически ликвидировать Покровский монастырь и общины центральной России ДА. Эти варианты для них наиболее подходящие для отмщения и уничтожения противоборствующей оппозиции.
Практически невозможно, чтобы один руководитель возглавлял две религиозные структуры, а именно две централизованные религиозные организации или сразу несколько конфессий. Но, как мы видим, в наше время это стало возможным, по всей видимости, если есть связи в определенных кругах власти.
Но что самое необычное, первопроходцем в этой области стал не кто иной, как митрополит РПсЦ Корнилий (Титов). Тот, который незаконно заполучил святительский сан, скрыв, что, будучи крещенным, стал христопродавцем, вступив в коммунистическую партию, да и к тому же был лицедеем. А таким лицам святыми канонами дорога в церковный клир закрыта навсегда.
Его действия с ДЦ (ДА) напоминают собой рейдерский захват из девяностых. И эта зародившаяся им беспрецедентная в церковной среде порочная практика захвата соседних церковных объединений в дальнейшем приведет к религиозному хаосу и породит новых, теперь уже церковных, узурпаторов в рясах.
Благодарю за оказанное внимание.
Желаю всем мирного неба над головой и помощи Божией во всех благих начинаниях.
Епископ Никодим (Елякин)
Признавая правомочность прещения Ефимова РДЦ, почему себя он все еще именует епископом?
Кто то критиковал вл. Никодима что он присоединился к ДА ради сана епископа, а вот К. Титов точно присоединился к ДА ради сана архиепископа.
Смешно. Митрополит Корнилий это собиратель земель.