Не зря говорят, что нужные идеи «носятся в воздухе». Удивительным образом, примерно в одно время увидели свет две книжные новинки от авторов примерно одного поколения, которых объединяют убеждения и ценности. Блогеры и публицисты, ведущие телеграм-каналов (у обоих примерно по 45 тысяч подписчиков) и колонок для различных СМИ Егор Холмогоров (род. 1975) и Роман Антоновский (род. 1979), не сговариваясь, издали каждый свою книгу. Холмогоровская называется «Добрые русские люди» (М.: Книжный мир, 2022), а антоновская — «Русские супергерои» (М.: Эксмо, 2021).
Личностное героическое измерение
Это сборники очерков — биографий различных деятелей — от государей до поэтов, от военачальников до изобретателей, — которые прославили Россию как полюс мирового добра и света. Первая имеет подзаголовок «От Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры», вторая — «Главное о главных людях в истории России». И вот два этих тома — два «иконостаса» или «пантеона», сборника житий и подвигов великих русских людей — передо мной. Сразу бросается в глаза отличие в подаче материала, даже листаж. Холмогоров, въедливый исследователь, идеолог-проповедник и блогер «старой школы», скорее ориентирован на неторопливого читателя, способного оценить парадоксальное и неполиткорректное высказывание, обрамленное фактами и цитатами из источников — в общем, на читателя газет и раннего, многобуквенного ЖЖ. В его книге 736 страниц. Антоновский — человек другой эпохи и культуры, «русский археофутурист, светский тигр и бонвиван» по собственному самоопределению, несущий «консервативно-иронический взгляд на мир». Этот автор заточен уже даже не на клиповое, а на рилзовское, сторизовское восприятие информации, на «инфотейнмент» (развлечение через просвещение), на те поколения, что рождены после 2000-го и не склонны зависать над лонгридами. Каждый его очерк поэтому снабжен иллюстрацией. И не превышает трех-четырех страниц. Всего же книга почти втрое тоньше, чем «Добрые русские люди».
И вот, два известных сетевых автора разродились полноформатными цельными сборниками с похожей концепцией. Чем книги различаются, мы уже объяснили, а теперь о том, что их объединяет. Прежде всего, это общая мировоззренческая платформа — это и безусловные право-консервативные ценности авторов, и их умеренный антисоветизм, и православная вера, и чувство восторженности от соприкосновения с героями их очерков.
В одной из своих многочисленных авторских колонок Антоновский писал: «Русский — это не только кровь, но и честь, интеллект, высокие моральные качества, патриотизм и образ мысли. Учитесь чтить своих великих соотечественников у малых народов».
Неудивительно поэтому, что основной посыл его книги, сформулированный во Вступлении, звучит так: «Русским быть круто!». Молодому читателю, как известно, такая подача отлично «заходит». Автор ставит своей целью довести «народный восторг до уровня масскульта»: «Пора сделать супергероев из барона Врангеля, поэта Гумилева, казака Ермака, князя Святослава, императора Николая Первого, космонавта Гагарина, панка Егора Летова, политика Столыпина, воина Евпатия Коловрата, спецназовца Гюрзы, шахматиста Алехина и многих других. Книги о русских супергероях можно писать бесконечно». Холмогоров же в своем Предисловии пишет другими словами, но по сути о том же, он говорит о своем стремлении «рассказать о русских героях, увидеть смысл и значение их деятельности для нас, сегодняшних русских». «Сегодня нам необходима решительная работа по возвращению русской истории ее личностного героического измерения», — пишет автор.
Огонь Аввакума
У Егора Холмогорова 29 «именных» очерков, у Романа Антоновского — 36. Интересно, какие именно персоналии «совпадают» в двух книгах. Итак, оба они рассказывают о Федоре Достоевском и Николае Гумилеве, царях и императорах Иване Грозном, Николае I и Николае II, о Константине Победоносцеве и Петре Столыпине… Как видим, совпадение не очень большое — менее десятка имен. Впрочем, надо отметить, что основной блок портретов деятелей литературы вошел в другую книгу Холмогорова — «Рцы слово твердо» (М., Книжный мир. 2021). Именно в ней содержится большой очерк древнерусской литературы с такой характеристикой «Жития» протопопа Аввакума: «Аввакум и его жена Настасья Марковна стали символом стойкости и претерпевания бед. В этом произведении можно найти базовое (и, пожалуй, наиболее совершенное) выражение столь характерного для позднейшей русской литературы конфликта „личность, стоящая за правду против системы“. Глубина, яркость, цельность личности Аввакума, несмотря на не утихший и по сей день спор о верности его идей и продуманности методов, сделали его одним из центральных героев русской культуры».
Антоновский же пишет об Аввакуме так: «Встречайте, история протопопа Аввакума в блокбастере „Неистовый“. Вам будет жарко!» (уже можно привыкнуть к подобной, как выше сказано, киношно-журнальной подаче информации). Тема огня и жара, конечно, в этом сюжете уместна: «Аввакум с юности горел таким душевным огнем, что до конца жизни удивлял всех внутренней и физической силой. В его браке родилось восемь детей, а жена следовала за ним везде, даже в сибирской ссылке… Огонь внешний соединился с огнем внутренним, когда Аввакум горел в срубе вместе со своими сторонниками… Его боялись, любили и уважали. Но, несмотря на всю его веру, сожгли как еретика. После себя он оставил одну из величайших книг, неистовую, как он сам». Коротко и ясно.
Кстати, у Егора Холмогорова есть старообрядческие корни и большая симпатия к древлеправославной традиции, в чем каждый может лично убедиться, прочитав эксклюзивное интервью с ним на нашем сайте, а Антоновский — житель Таганки, завсегдатай трапезной на Рогожском и большой симпатизант исторического и современного староверия. Так, в очерке об Аввакуме он очень уважительно пишет о старообрядцах:
«Они бежали в далекие леса Севера и Сибири, первыми осваивая эти земли. Их храмы и скиты уничтожали, но они снова строили их в еще более непроходимых чащах и болотах. Несмотря на двойной налог, они стали самыми успешными предпринимателями и фермерами России, основав династии первых русских олигархов. После революции они рассеялись по миру. Но и сегодня, в XXI веке, в Штатах, Латинской Америке и Азии они много работают, много зарабатывают, рожают по десять детей, говорят по-русски и свято хранят свою веру и заветы предков».
Еще одно упоминание старообрядческого вопроса — в очерке Холмогорова об эпохе Николая I и гонениях на древлеправославие: «Он в своих глазах не боролся со старым обрядом — он врачевал раскол, склоняя староверов к единоверию с таким же личным убеждением и настойчивостью, с каким стремился подавлять и иные бунты. Однако здесь ему не хватало порой тех самых терпения и любви, из-за чего его эпоха осталась в памяти старообрядцев как время гонений». Еще одно место — о польском восстании 1863 года, в ходе которого поляки мучили русских крестьян, поддержавших царское правительство: «Особенно жестокой была война между поляками и русскими старообрядцами, во множестве жившими в Ковенской губернии.
Скажем только в одну ночь бандой ксендза Мацкевича у околицы Ибяны вблизи Каунаса было повешено после истязаний 11 человек старообрядцев. Польской пропаганде и понадобилось с таким остервенением раскручивать герценовский мем про „Муравьёва-Вешателя“ именно потому, что нужно было отвлечь внимание публики от жандармов-вешателей». Характерно, что в настоящее время в Калининграде готовится установка памятника Муравьеву — кажется, первого в истории.
Образ и сила предков
В почти одновременном выходе двух столь разных по стилю, но столь близких по просветительскому пафосу и право-консервативной идеологии книг я вижу несомненный знак времени, его дух (Zeitgeist). Если верен афоризм, что «эрудиция это знание имен», то национальная память, сознательность и благодарность героям — это необходимое условие здоровой духовной и интеллектуальной жизни общества, те самые скрепы и знамена. Неслучайно в годы Великой Отечественной войны даже прожженный безбожник без роду-племени Сталин нашел нужным обратиться к русским воинам с такими словами: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Актуализация героического, богатырского духа, причем персонализированного в реально живших и сражавшихся на разных фронтах великих людях Земли Русской — либералы сказали бы, «героического мифа», но этот нарратив обладает вполне твердой исторической фундированностью, — так вот, эта актуализация есть не просто возвращение не столь уж и забытых имен и образов, но и придание их делу глубины и силы. Той самой силы, о которой великий малоросс Гоголь писал, что никаким «огням и мукам» ее «не пересилить»: «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимобегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух». Обращение к этой силе Русской Веры, к «мужественному образу наших великих предков» — это прямой и единственный путь к долгожданному миру и благоденствию нашей Родины. И книги с галереями портретов носителей этой великой силы сегодня крайне востребованы, ибо славой героев жива нация.
Автор: Василий Клинцов
Комментариев пока нет