Год назад, 22 декабря 2021 года, умер известный бизнесмен и меценат, основатель сотового оператора «ВымпелКом» и ряда благотворительных фондов Дмитрий Зимин. По отцовской линии он являлся потомком старинного старообрядческого купеческого рода Зиминых, принадлежавшего к Древлеправославной Поморской церкви.
Род Зиминых
Старинная старообрядческая фамилия Зиминых стала хорошо известной в Российской империи с середины XIX века. Она часто пересекалась с иными известными купеческими родами старообрядческого корня. «По линии Зиминых среди нашей родни — предприниматели, хозяева ткацкой фабрики возле Орехово-Зуева, старинного старообрядческого города в Московской губернии», — рассказывал сам Дмитрий Зимин. Также среди родственников по отцовской линии много знаменитых предков: глава партии октябристов Александр Гучков, московский городской голова Николай Гучков, создатель первого частного оперного театра Сергей Зимин.
Сам купеческий род Зиминых происходил из помещичьих крестьян-старообрядцев деревни Зуево Богородского уезда Московской губернии, давшей России знаменитых Морозовых и ставшей впоследствии крупнейшим центром текстильной промышленности и подмосковного старообрядчества.
Здесь ткацким промыслом занимались с 60-х гг. XVIII в. большинство крестьян. Историк М. М. Щербатов писал, что из-за перенаселенности Московской губернии «многие деревни так безземельны остаются, что ни с каким прилежанием не могут себе на пропитание хлеба достать и для того принуждены другими работами оный сыскивать». Это и породило широкое распространение крестьянского шелкоткачества в деревнях региона. Указ 1769 г. легализовал фактически существовавшее крестьянское производство, для обложения его налогом. Отныне на каждый стан «вне фабрик» устанавливался двухрублевый денежный сбор, взамен которого Мануфактур-коллегия выдавала билеты на право ткачества.
Мелкое ручное предприятие по выделке шелковых тканей завел в конце XVIII в. и зуевский крестьянин Семен Григорьевич Зимин (1760-1840). Предприятие это, как и все другие в округе, носило сугубо семейный характер, и в нем принимали участие его сыновья Никита (1796-1866), Иван (1799-1889), Киприян (1805-1859), которые, женившись, стали основоположниками отдельных ветвей Зиминых.
Наиболее известной и сильной из них стала линия Никиты Семеновича. Как старший сын он унаследовал отцовское дело и в 1852 г. стал владельцем шелковой и полушелковой фабрик при деревне Зуево. С 1852 г. Никита Семенович Зимин начинает также ткать хлопчатобумажные ткани, а в 1858 г. открывает еще фабрику для крашения пряжи и тканей. Значительно расширил производство его сын, Иван Никитич (1818-1887), который уже в качестве павловопосадского, 1-й гильдии купца в 1884 г. утверждает устав «Товарищества зуевской мануфактуры Ивана Никитича Зимина» с основным капиталом в 2 млн рублей. На этом производстве действовала паровая машина и 700 рабочих. Уже его сыновья открыли в 1897 г. в поселке Дрезна Нижегородской железной дороги бумагопрядильную и ткацкую фабрики с 4880 рабочих.
Есть и другие яркие представители этого рода, нашедшие иную стезю для приложения своих талантов. В январе 1902 г. ученый инженер-механик Николай Петрович Зимин выступает учредителем Товарищества инженеров «Н. П. Зимин и К». Его научно-технический авторитет столь высок, что он выбирается председателем Постоянного бюро русских водопроводных съездов.
Значительное место в его жизни занимала благотворительная и гуманитарно-просветительская деятельность: он член Совета детской больницы св. Ольги и Общества распространения полезных книг. Активно участвует в работе органов местного самоуправления. Как почетный гражданин Николай Петрович Зимин избирается в гласные Московской городской управы на 1905-1908 гг.
Особую известность из династии русских предпринимателей Зиминых получил Сергей Иванович (1876-1942). Сергей Иванович принадлежал к русским купцам, осознающим себя не только предпринимателями, но и творцами экономической, социальной и просветительско-культурной жизни страны. К этой плеяде и принадлежал Сергей Иванович Зимин.
Он, в отличие от своих братьев, оставляет торгово-предпринимательскую деятельность, увлекшись музыкальным искусством, на развитие которого употребляет все свои средства, принадлежащие ему как пайщику Зуевской мануфактуры и члену ее ревизионной комиссии.
Обладая незаурядными вокальными данными, Зимин и сам выходил на сцену и, главное, выступал крупнейшим финансистом и организатором новой русской частной оперы. Итогом его деятельности стало создание в 1904 г. Оперного театра Зимина, которому Сергей Иванович посвятил всю свою жизнь.
Уже в советское время он продолжал работать в «Экспериментарном театре», преобразованном из его частной оперы.
Становление Дмитрия Зимина
Отец Дмитрия Зимина, Борис Николаевич Зимин, родился 27 декабря 1904 года, об этом свидетельствует выписка из метрической книги Богородского уездного полицейского управления. До революции он был ребенком, поэтому какая-то самостоятельная его дальнейшая деятельность и жизнь связаны уже с советской эпохой. В сохранившемся отрывке его автобиографии написано: «Родился в 1904 г. в г. Москве. Отец инженер-механик Н. М. Зимин. Среднюю школу окончил в 1920 г. С 1920 г. по 1925 г. работал рабочим и техником на заводах. В 1925 г. поступил в Государственный электро-машиностроительный институт. С 1927 г. работал цеховым инженером Механического Инструментального Отдела Электрозавода по 1929 г. С 1929 г. по 1931 г. работал инженером Лекального Бюро ВСНХ. 1931-1932 г. работал техническим директором Инструментального завода РСМО и Заместителем главного инженера завода „Калибр“. С июня 1932 г. работаю заведующим лабораторией технических измерений Московского научно-исследовательского института метрологии и стандартизации …» Борис Николаевич женился на Берте Борисовне Рокшицкой (1899-1994), которая родила ему в 1933 году сына Дмитрия, впоследствии ставшего известным бизнесменом и меценатом. Однако через два года после рождения сына, Бориса Николаевича арестовали. Впоследствии Дмитрий Зимин так рассказывал об этих событиях:
«От меня это скрывали, в анкетах я всегда писал просто: отец умер в 35-м году, — рассказывал Зимин. — Когда в 56-м началась реабилитация, маме даже выплатили зарплату за последние два или три месяца его работы — с ней тогда случилась истерика. А я потом еще многие заполнял анкеты и всегда писал: отец умер в 35-м, а больше ничего не знаю. Иначе не видать бы мне радиофакультета МАИ».
Знания Дмитрия Зимина о собственном старообрядческом роде в советское время были небольшими, негде было взять такую информацию. В интервью изданию «Сноб» Дмитрий Зимин рассказывал, что до войны он жил в Лосинке у бабушки Веры Николаевны, урожденной Гучковой, в деревянном доме, в котором еще хранились книги с экслибрисами Гучковых и столовые приборы с их вензелями. Это приводило его к некоторым догадкам…
Учился Дмитрий Зимин в Медведниковской гимназии, где еще в школьные годы, вместе с учителем физики Сергеем Алексеевым, написал книгу «Школьная УКВ-радиостанция», а потом сам собрал радио и телевизор. За резисторами, конденсаторами и лампами приходилось ездить на другой конец Москвы — на Коптевский рынок. На ремонте приемников и телевизоров Зимин заработал первые деньги после войны.
Затем Дмитрий Зимин окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов МАИ (Московского авиационного института). Пять лет он работал в лаборатории при вузе.
С 1962-го Зимин устраивается на работу в закрытый Радиотехнический институт, где занимается разработкой наземной радиолокационной станции «Дон-2Н» — она должна была отражать ядерные атаки на Москву и центральный регион страны. Более тридцати лет Зимин разрабатывал радиолокаторы для системы ПРО (противоракетной обороны).
В институте Дмитрий Зимин был начальником лаборатории, затем был назначен начальником научного отдела, в конечном итоге дорос до директора центра по разработке радиотехнического оборудования.
История предпринимательского успеха
Ключевую роль в предпринимательской истории Дмитрия Зимина сыграл американский финансист и инвестор итальянского происхождения Оги Фабела, с которым его свела судьба в конце 1991 года. «Оги Фабела — компаньон, учитель жизни, несмотря на его молодой возраст», — говорил Д. Зимин. Сам же Фабела вспоминает, что его впечатлила энергия, целеустремленность и визионерская убежденность Зимина. Именно в эти качества Фабела инвестировал деньги, полностью осознавая, что шансов построить полноценную операторскую компанию в стране без сети, номерной емкости и номиналов частот немного.
«В отличие от сверстников мы создали компанию с нуля и без приватизации. Мы одна из немногих компаний, которая в состоянии ответить на вопрос, откуда взялся первый миллион», — рассказывал Зимин в одном из интервью.
В августе 1993 года компания зарегистрировала торговую марку BeeLine. Правда многие друзья отговаривали его от этой затеи: «Ты, Зимин, совсем охренел. Тут жрать нечего, а ты о какой-то сотовой телефонии говоришь», — описывал Зимин в книге «От 2 до 72» историю появления будущего «ВымпелКома».
Но затея удалась и компания получилась. И получилось настолько хорошо, что конкуренты, обладавшие на тот момент всеми видами ресурсов, потратили долгие годы, чтоб догнать неудержимого Зимина и его детище. Именно «трубка» от BeeLine стала символом успеха в Москве 90-х.
Дмитрий Борисович был эталонным предпринимателем девяностых. Ему было комфортно жить и творить именно в то время. «Ты можешь сдохнуть под забором, а можешь сколотить состояние, сейчас правильное время», — сказал он в интервью 1998 года журналисту Ивану Чеберко.
15 ноября 1996 года «ВымпелКом» первым среди российских компаний провел листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Зимин вспоминал на страницах газеты «Коммерсант» день начала торгов: «Вот мы и биржевые триумфаторы! Получили для развития компании большие деньги. По тем временам. И это не кредит. Эти деньги не надо отдавать. Об этом тогда с удивлением многие наши сотрудники рассказывали друг другу… На первый взгляд, кажется странным, что не ЛУКОЙЛ, не „Газпром“, не другие промышленные гиганты, а скромная даже по российским масштабам компания первой вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу».
В 2001 году Зимин продал свой пакет в «ВымпелКоме» «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева и ушел с поста гендиректора компании, став ее почетным президентом. Объяснил он этот так:
«„Вымпелком“ — мой любимый ребенок. Но дети растут и вырастают. И если ты их любишь, ты отпускаешь их от себя, а не давишь, заставляя следовать выбранной когда-то тобой, взрослым человеком».
Фонд «Династия»
«Оставить такие деньги детям — значит их погубить», — говорил Д. Зимин. Немаловажно, что эти его взгляды поддержали и родственники: сын Борис и жена Майя Павловна — ученый-археолог.
В 2002 году Зимин основал и возглавил фонд «Династия» (впоследствии был признан в РФ иностранным агентом — прим.), который занимался поддержкой и продвижением российской фундаментальной науки.
«В моей жизни было три крупных периода, — рассказывал Зимин. — Первый занял 30 лет. После окончания МАИ пришел работать в Радиотехнический институт. Следующие десять лет жизни, возможно, самый яркий период жизни. Это „ВымпелКом“ . Третий период — когда я ушел в отставку. Мне было почти 70 лет. Следующие 15 лет отдал благотворительности и фонду „Династия“ . В 2008 году учредил премию „Просветитель“ . Ее вручают за лучшее научно-популярное произведение на русском языке».
Финансировался фонд «Династия» за счет процентов от капитала Зимина. Непосредственным руководством занимался Совет фонда, в который входили известные и умнейшие люди, — Варданян, Ясин, Дворкович, Капица.
Некоторую помощь Зимин оказывался и старообрядческим общинам. В частности, он выделил средства на возведение колокольни при храме.
Зимин не раз отмечал, что фонд никогда не станет поддерживать и заниматься политической деятельностью. Считал, что за счет процентов от его акций фонд сможет существовать вечно. Кроме денег основателя, фонд получал пожертвования от Норвежской академии наук, поддерживали его и Илья Сегалович и Аркадий Волож («Яндекс»).
В 2015 году Д. Зимин получил специальную премию Министерства образования и науки «За покровительство российской науке». Спустя несколько месяцев после вручения премии фонд «Династия» был внесен Минюстом в реестр НКО-иноагентов. Уже на следующий день Зимин заявил о прекращении финансирования фонда.
«Тратить свои личные деньги под маркой неведомого мне иностранного государства я, конечно, не буду. Я прекращаю финансирование „Династии“ », — Д. Зимин.
Журналист Михаил Таратута высказался на эту тему: «Многие заметные и не очень заметные, а просто порядочные люди уже высказали свое мнение об этом ошибочном, несправедливом, подлом решении Минюста, которое нанесёт стране огромный вред».
Уехав из страны, в 2016 году вместе с сыном Борисом, Зимин основал международную некоммерческую организацию «ZiminFoundation», которая производит поддержку образования и науки в разных странах мира.
Памяти филантропа
Дмитрий Зимин скончался 22 декабря 2021 года. Историк Андрей Зубов так отзывается об ушедшем предпринимателе:
«Ушел Дмитрий Борисович Зимин. Удивительный по цельности человек из старинного старообрядческого купеческого рода. Подобно своим предкам, он с одного рубля создал мощный капитал не на торговле ресурсами, а на ресурсе собственного интеллекта. „Вымпелком“ стал проектом, устремленным в будущее — столь необходимым миру коммуникационным проектом. И он принес Дмитрию Борисовичу деньги и славу».
«И эти деньги, как и его предки, он употребил не на себя, а на благо общества, поддерживая интеллектуальное многообразие в фонде „Династия“, и ростки демократии в России. Он вполне заслужил редкое для современной России имя — филантроп».
Экс-глава «ВымпелКома» Александр Изосимов отметил:
«Многие люди пытаются сказать, что они делают чью-то жизнь лучше, но Зимин был тем человеком, который действительно мог бы так про себя сказать. Мне повезло, я общался с ним как CEO „Вымпелкома“, он был знаковой фигурой в компании. С ним ассоциировалось самое хорошее, что произошло в ней. Но полностью он открылся для меня как человек, когда попросил возглавить фонд „Династия“ (признан НКО-иноагентом и закрыт). Он мог создавать уникальные вещи, но делать шаг в сторону. Он говорил о себе: „Главный мой талант — я умею вовремя уйти“. Он ушел из „Вымпелкома“ и оставил компанию профессиональному менеджменту, он создал „Династию“, премию „Просветитель“, потом сделал шаг в сторону и эти проекты работали независимо. Он был не согласен с тем, что фонд признали иностранным агентом, был глубоко обижен, что его так классифицировали, и вскоре прекратил работу „Династии“. Его вдохновляла эпоха Ренессанса, и он на себя смотрел как на человека Ренессанса — он таким и был: очень разносторонним, очень умным, в высочайшей степени образованным. Он говорил, что, для того чтобы понять сложную музыку, сложную картину или сложную книгу, нужно работать и учиться. Восприятие сложных вещей и есть продукт развития и образования. И он постоянно, до последних дней сам следовал этому пути».
Комментариев пока нет