24-26 июня 2022 года состоялась научная конференция «Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние». В организации конференции приняли участие: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ферапонтовское общество сохранения и изучения памятников древнерусского искусства музей народного искусства (г. Ростов, Ярославская обл.), художественно-исторический музей «Невьянская икона» (г. Екатеринбург).
Благодаря тому, что конференция проходила в Ростове Великом, на мероприятие приехало в два раза больше исследователей, чем обычно.
Можно сказать, что за последние годы это мероприятие стало крупнейшим по данной тематике. Докладчики и слушатели с большим трудом смогли вместиться в предоставленное помещение конференц-зала Конюшенного двора, что, к сожалению, не способствовало комфортному проведению мероприятия.
Открывая конференцию, с приветственными словами выступили директор ГМЗ «Ростовский кремль» Александр Евгеньевич Филяев и ведущий конференции, сотрудник Музея истории и культуры староверия (Москва — Боровск) Михаил Алексеевич Чернов.
С пленарным докладом, а лучше сказать — даже с лекцией выступила кандидат искусствоведения Ирина Владимировна Злотникова. Это выступление стало основополагающим для всей конференции. Оно определило предмет и границы взаимодействия русской иконописи и русских народных промыслов.
Мифы и правда о промыслах
Большинство ныне известных народных промыслов выросли из кустарных промыслов, существовавших с XVII по начало XX века. В свою очередь кустарные промыслы выросли из древнерусских ремесел. В начале XX века шла активная дискуссия о том, какой из терминов более правильный — «промыслы» или «ремесла». В конечном итоге остановились на термине «кустарные промыслы». Так что это такое?
Существует некий миф, что кустарный промысел означает низкое качество работ, сделан самоучкой, где-то на «коленках», в гараже, некачественно. Такое превратное мнение о кустарных промыслах сложилось в XX веке. Но это заблуждение.
Кустарные изделия могут быть самого разного качества, в том числе и наилучшего.
Согласно определению Главного управления землеустройства и земледелия, кустарный промысел — это мелкосерийное производство с применением ручного труда, где все изделия изготавливаются только на рынок, а не для собственного употребления конкретным лицом. Кустарь лично принимает участие в процессе изготовления продукции, и должен принадлежать к числу сельских жителей.
Виды промыслов
До 1917 года все кустарные промыслы делились на шесть групп. Кустарные промыслы делились по видам обработки различных материалов: древесина, металл, волокно, животные вещества, минералы и смешанные материалы. Если речь идет об обработке древесиной, то там плетение, волокна — это ткачество и все, что связано с нитью, обработка металлом — замочки, посуда, колокольчики, все, что угодно, минералы — это гончарный промысел, изделия смешанных материалов — все, что угодно. Раздел смешанных материалов, конечно, интересует нас больше всего. Потому что именно в этом разделе был обозначен кустарный промысел — иконописный. По своему уровню и профессиональному значению кустарные промыслы делились на две категории, имеющие общероссийское и локальное значения. Имеющие общероссийское значение кустарные промыслы вошли в официальный статистический общероссийский исследовательский сборник по кустарным промыслам. Это победители самых различных выставок с 1885 по 1900-е годы, начиная от кустарно-промышленных, заканчивая художественными. Промысел, который не стал победителем на выставке, тем не менее входил в земские сборники, соответственно он тоже имеет общероссийское значение. К локальным промыслам относились промыслы, не имеющие большой известности, находящиеся в приделах одного-двух селения, максимум уезда. К ним относились местные промыслы в сельских поселениях, монастырские и околомонастырские промыслы.
Иконописные и смежные промыслы
Иконописные промыслы существовали в следующих населенных пунктах: Палех и Мстёра, слобода Борисовка Курской губернии, Невьянск, Красноуфимск, Клинцы, некоторые слободы Московской, Воронежской, Пензенской, Санкт-Петербургской, Харьковской, Черниговской и Ярославской губерний. Эти промыслы являются официально иконописными, они имеют традиционную деревянную основу, для иконы это может быть просто доска, могут быть лубки, щипа, есть промыслы, которые в качестве основы используют эмаль, например, ростовская финифтиная иконопись.
Локальные промыслы подразделялись на две группы: местные промыслы в поселениях, как правило, это поселения, относящиеся к официальной церкви; либо старообрядческие.
Большинство промыслов было сосредоточено в старообрядческих поселениях.
К ним мы можем совершенно спокойно относить как локальные иконописные промыслы. Это все иконописные центры Русского Севера, Поволжья, центральной России, Малороссии, Брянщины, Волыни, Урала, Сибири, Кубани и других. Все локальные центры, которые малоизвестны, совершенно спокойно относятся к категории локальных кустарных промыслов.
Помимо иконописных промыслов, в которых для изготовления икон использовалась обычная иконная доска, есть иконописные промыслы, которые использовали нетрадиционную основу. Например в XVIII-XIX веках использовали медь в качестве основы для икон, оцинкованное железо, цинк. Очень интересный промысел существовал в Закарпатье, он и сейчас локально существует — это икона на стекле. Пришло это из Румынии, такая основа одного из иконописных центров. Известны иконы из металла, это знаменитые иконы из Выга, Поморья, Урала, Сибири, Стародубья, Ветки, Москвы (Рогожское и Преображенское), Гуслиц. Помимо изготовления литых икон, существовал промысел по изготовлению фольги и сусального золота, сусальное золото использовали для золочения икон, иконостасов и киотов.
Ювелирный промысел касается иконы тоже достаточно косвенно. С одной стороны, это изготовление окладов, серебрение, золочение металла, производство небольших сакральных ювелирных изделий и паломнических реликвий, например небольшая икона Пресвятой Богородицы Споручница грешных. Отдельной строкой стоят подвески-вотивы. Для России они совершенно нехарактерны, они характерны только для двух регионов: Русского Севера и южных, юго-западных губерний Российской Империи.
Обработка дерева. Сюда включается иконостасная резьба, живописная резьба и позолотный промысел, изготовление иконных досок, резная деревянная икона, сакральная деревянная скульптура, паломнические реликвии.
Самый знаменитый иконостасный кустарный промысел находился в слободе Евсеевка Воронежской губернии, они обеспечивали несколько губерний своими произведениями.
И вот в эту группу иконостасно-резного и живописного промысла включили один очень интересный промысел — это деревянные оклады (дерево, резьба, левкас и золочение), причем они настолько мастерски имитируют металлические оклады. Злотникова отметила, что были истории, когда у ворованных икон снимали оклады, а они оказывались деревянными и их выбрасывали.
Еще один из промыслов — изготовление иконных досок.
Самый знаменитый промысел по резным деревянным скульптурам — это изготовление скульптур преп. Нила Столобенского, размером от 10 см до человеческого роста. Осташковский и еще несколько уездов работали на Нило-Столобенский монастырь, до 90 тысяч фигурок для паломников нужно было изготовить в год, масштабы промысла впечатляют.
Промыслы, занимавшиеся обработкой иных материалов. Это кость, рог, перламутр, шитье, вышивание, бисер, жемчуг, гранильный промысел, цветочный промысел. Кость — Великий Устюг и Холмогоры, резали из кости самые разные предметы, начиная от гребней и заканчивая мебелью, попутно изготавливая ажурные изысканные сакральные образы.
Самый знаменитый центр золотного шитья — Торжок, помимо нити вышивали оклады бисером и жемчугом.
Все знают шитье жемчугом, но не знают, что прежде чем нанизать 3 кг жемчуга, его нужно добыть, а для этого нужно было нырнуть в одну из самых холодных рек Архангельской губернии и на дне достать вот эту европейскую жемчужину. Чтобы жемчужина стала гладкой и твердой, ее клали за щеку и носили.
Цветочный промысел — Московская губерния, женщины и девочки сидели по домам и изготавливали цветы для двух видов продукции — для подвенечных венков и для киотов и окладов икон.
Иконографические приемы и технология наблюдаются на следующих промыслах — лубочный промысел, который активно заимствовал иконографию из русской иконы с изображением почитаемых изображений Пресвятой Богородицы, с изображением святых, сюжетов из Евангелия. Очень интересный промысел, который связан непосредственно с лубочным, — это цветильный промысел, в Москве покупали листы лубочные черно-белые и в Подмосковье их раскрашивали. Раскрашивали их в тех деревнях, которые были связаны с иконным писанием.
Интересный, но незамеченный промысел, связан с пасхальными куличами. Старинные формы Пасхи были украшены резьбой и в этой резьбе изображались и голуби, и потиры, и различный орнамент, связанный с иконой. Замечательный пример заимствования иконографии мы видим в изделиях Рудневской и Вешняковской фабрики — это будущее подмосковное Федоскино.
Тут же были промыслы папье-маше, следуя за модой, они изготавливали пасхальные яйца. Для того, чтобы написать сакральные изображения, промысловики приглашали иконописцев, которые выполняли изображения в технике яичной темперы.
Орнамент активно переходил из церковных книг в иконы, из иконы — в книги, из тех и других он переходил в народные промыслы. Поморские, гуслицкие, ветковские старопечатные орнаменты активно использовали все церковные наработки.
Вообще роспись предметов быта активно заимствовала орнаменты как из книг, так и из церковных книг, церковной росписи, так и из непосредственно иконы. Сегодня совершенно очевидно что мезенская и городецкая росписи происходят от иконы. Мезенская роспись появилась приблизительно в 1815 году, но ее изобразительные мотивы встречаются в рукописных книгах XVII века, выполненных в Мезенском районе. Вот такая взаимосвязь.
Разнообразие промыслов
Далее прозвучали следующие доклады. Кандидат исторических наук Александр Геннадьевич Морозов рассказал о контрактах, связанные с иконописью и другими промыслами в маклерских книгах Ростова конца XVIII — первой половины XIX века. Кандидат исторических наук (ЦМиАР) Елена Владимировна Давыдова зачитала доклад «Кустарный промысел резных икон и крестов в Сергиевом Посаде XIX — начала ХХ века».
Доктор искусствоведения, академик РАХ Олег Ростиславович Хромов: «Русская народная картинка (лубок) и икона».
Сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Александрович Волков: «Иконы московских федосеевцев: социально-психологический портрет заказчика».
Сотрудник музея Андрея Рублева Ольга Сергеевна Никольская: «Стилистические и технологические особенности некоторых икон из старообрядческой мастерской А. М. Чирикова в Мстёре».
Сотрудник ветковского музея старообрядчества Ольга Васильевна Афанасьева: «Орнаментика одежд Богородицы как художественная особенность иконы Ветковской школы».
Сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Михаил Михайлович Красилин: «Липованская икона»: взгляд из Москвы».
Сотрудник Музейно-информационного центра Московского Преображенского старообрядческого монастыря Елена Яковлевна Зотова: «Старообрядческое медное литье. Традиции и современность».
Сотрудник Музея истории и культуры староверия (Москва — Боровск) Михаил Алексеевич Чернов: «Гуслицкий книжный промысел: история и современность. Связь с местной иконописной традицией».
Председатель Новгородская общины Древлеправославной Поморской церкви Алексей Александрович Безгодов представил доклад «Литые иконы Верхокамья. Традиции кустарного производства». Он также продемонстрировал литой крест с предстоящими, сделанный по Верхокамским образцам и ныне доступный для приобретения.
Многие выступающие рассказывали о ростовских промыслах.
Выяснилось, что артели и кустари Ростова Великого и его окрестностей обеспечивали своими изделиями практически всю Российскую империю, включая Киев и Малороссию.
В первый день конференции в Конюшенном дворе Ростовского кремля открылась выставка «Икона и народные промыслы». На выставке представлено более 500 экспонатов, освещающих взаимодействие и взаимовлияние традиционных народных промыслов и русской иконописи, уровни погружения народного искусства в иконные традиции, культурное наследие таких центров как Абрамцево и Городец, Мстёра и Павловский Посад, Палех и Ростов Великий, Семенов и Сергиев Посад, Федоскино и Холуй, Хохлома и др.
Организаторами выставки выступили: музей-заповедник «Ростовский кремль», Музей народного искусства (Ростов Великий), музей «Невьянская икона» (Екатеринбург), Ферапонтовское общество.
В подготовке экспозиции приняли участие многие известные коллекционеры России. Конференция и выставка продолжают цикл ежегодных проектов Ферапонтовского общества сохранения и изучения памятников древнерусского искусства и приурочены к Году культурного наследия народов России.
Выставка работает с 24 июня по 27 ноября 2022.
Комментариев пока нет