Казаки — некрасовцы были хороши известны во времена Российской империи, знали о них и в СССР, немало рассказывается о них и в современных исследованиях. Некрасовцы изначально были донскими и хоперскими казаками. Однако вместе со своими семьями они ушли из насиженных мест в 1708 году, сразу после подавления восстания Кондратия Булавина. Среди действующих сил этого народного бунта было немало казаков-старообрядцев, придерживавшихся православного предания в той форме, в какой оно соблюдалось до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Также одной из причин бунта стали реформы Петра Первого, нанесшие серьезный урон русской культуре и традиции, не говоря уже о усиленном закрепощении населения страны, проводимом при этом «прогрессивном» императоре. Так вот, часть этих казаков-староверов, под верховенством харизматичного лидера Игната Некрасова (1660-1737), покинула Россию, переселившись на территорию, принадлежавшую в то время крымским ханам Кубани. Некрасовцы сохранили антикрепостнические и антиимпериалистические настроения в своей среде.
В наше время некрасовцы, к сожалению, все больше становятся этнографической диковинкой. Так, историк Ю. Маслова указывает: «Сами казаки-некрасовцы стали в определенной мере осознавать себя живыми музейными экспонатами и считать, что их культура не нужна их детям, а является предметом показа для концертного зала, телевидения, журналистов и т.д.» Однако непосредственных письменных источников по истории некрасовцев опубликовано не так уж много. Сегодня мы публикуем письмо известного атамана Осипа Гончарова, которое можно рассматривать как своеобразный антиниколаевский манифест. Оно было опубликовано 1 декабря 1861 года на страницах журнала «Колокол» (The Bell).
История жизни Осипа Гончарова. Последний атаман казаков
Казаки, называемые некрасовцами в честь Игната Некрасова, — русские жители, жившие в верховьях реки Кубань. Но когда покойная царица Екатерина стала навязывать нам свою веру, то наш атаман Игнат Некрасов не согласился с этим (очевидно автор письма смешивает исход некрасовцев в начале XVIII века и так называемую вторую «ветковскую выгонку» 1764 года которую объявила Екатерина II — прим.). Она отдала приказ раздавить нас. Наши вожди говорили: «Вот Россия, вот наше брошенное имущество, Бог отомстит за то, что нас изгнали и разграбили».
Затем мы отправились прямо в азиатскую часть черкесов и поселились в Хатиби: черкесы, хотя и не знают закона, приняли нас лучше, чем русские, которые называют себя христианами. Затем Россия снова начала нападать на нас, и тогда мы снова были вынуждены уехать еще дальше, в Турцию, в Анатолию, под Самсон, в землю Шаршанба (река Чаршамба расположена во внутренней Анатолии и впадает в оз. Бейшехир — прим.).
Султан Мухаммед принял нас с почетом и предоставил нам все необходимые религиозные права и свободы. Но в месте, где мы поселились, климат был очень плохой, погода чрезмерно ветреная, некоторые наши старейшины умерли, и немногие выжившие были вынуждены переехать на Дунай. Политические события 1809 года сложились так, что Россия снова разорила нас, и поэтому мы проводим свою жизнь с горечью, но молимся Богу.
Царь Петр был великим гонителем, и до времен Павла Петровича были такие мучения, как говорит пророк: «Взыграл он, как лев, из Баршана на всю вселенную», но настоящие преследования против нашей православной веры начались в 1834 году, когда правителем был царь, как говорили «крещеный антихристом» (Николай Первый — прим.).
В Саратове монастыри Иргиза (староверческие — прим.) были полностью разрушены. Тех, кто прятался за церквями, Николай приказал своему войску раздавить лошадьми, многие из них погибли, а старые монахи, которым было более 90 лет, только молились Богу. После разорения император отправил всех иноков в Закавказье.
Затем правитель бросил войска в густые леса Керженца, где находились 300-летние монастыри, которые никто не трогал, но Николай, разбойник, все разрушил и разбросал, сам понимая, что творит.
Затем он устремился в Стародубские земли Черниговского, Могилевского наместничества, где все монастыри находились близ Гомеля в поместьях князя Чертарийского (Адам Чарторыйский; 1770 — 1861 гг.). Николай, проклятый, не побоялся Божьего суда и смертного часа и разгромил, и разграбил все святыни, которые содержались в обителях 80 лет. А иноков всех преследовал и разгонял.
Много нашей, казачьей, крови Николай пролил. Влиятельных, наиболее образованных людей отправили в Сибирь и заточили в крепости, разлучив навсегда с женами и детьми.
В Стародубской губернии, в селе Добрянка, жил купец Полянской, у которого останавливался в своем доме покойный царь Александр I. Император же Николай, когда проезжал мимо тоже решил зайти к нему. Старику было 80 лет. Николай вошел в дом и стал угрожать: «Я пришел к тебе, чтобы обсудить веру, либо ты принимаешь веру, либо я отправлю вас всех в Сибирь». Перед восходом солнца старик скончался. Узнав это, царь Николай молвил: «Так и должно было случиться».
Московский купец Федор Васильевич Жигарев был арестован (за поездку в Белую Криницу — прим.), посажен в камеру, а затем заключен в Петропавловскую крепость, где после 7 лет заключения умер.
Геронтий (Колпаков), архимандрит белокриницкого монастыря, вместе со своим учеником Дионисием отправился в Москву за некоторым товарами. Николай приказал арестовать их и заключить в Петропавловскую крепость, где они пробыли 7 лет, после чего приказал отправить их оттуда, архимандрита Геронтия — в крепость Санкт-Петербурга, а Дионисия — в Костромскую губернию, в Спасскую пустынь, в Пикольский монастырь, в 140 верстах от Костромы, где он и находится до сих пор.
В Киевской губернии, в Богославе, взяли епископа Конона (Козьма Смирнов; 1798 — 1884) и увезли его во Владимирскую губернию в Суздальскую крепость Ефимовского монастыря, там он пробыл 7 лет без всякой приписываемой ему причины.
Из Бессарабскую область Кишиневской губернии города Измаил прибыл купец Беляев, которого тут арестовали и отвезли в Петропавловскую крепость, конфисковали также 20 000 рублей серебром. Причина в том, что его друг казак Гончаров прислал ему из-за границы специальное письмо, где писал, что благодарит Беляева.
Когда в 1854 году русские войска перешли турецкие границы и вошли в город Тульча, то двое наших архиереев епископ Аркадий (Андрей Дорофеев; 1809 — 18 ноября 1889) вместе с епископом Алимпием ((в миру Авдей Кузьмин; 1827 —1899) и священником Федором были арестованы по приказу генерала Ушакова, посажены в камеру и отправлены во Владимирскую губернию, в крепость Суздаль, в Ефимовский монастырь. Там они находятся уже 8 лет. Епископ Алимпий умер там, епископ Аркадий и священник еще живы.
Ты видишь, Европа, что русские делают со своими подданными одной крови, они заставили нас страдать в азиатской части, но хотя жизнь, которую мы ведем в Азии, горька, у нас есть наши деревни, у нас есть наши жены и дети. Хотя нам горько от того, что мы уже 150 лет находимся вдали от Родины, нам не так больно, как бедным полякам, которые не имеют крова, рассеявшись по всему земному шару.
Европа, сжалься и пожалей нас, казаков-некрасовцев, и попроси Россию показать причину, что мы против нее сделали? Дайте объяснение. В идолопоклонническом мире было несколько императоров: Диоклетиан и Траян, Максимилиан и Юлиан Отступник, Константин Копроним, но не было такого, как Николай Русский.
Теперь ты, Николай, такую заслужил память в народе: люди живут сегодня, помнят тебя и проклинают. Когда Николай сидел на троне, проливалась кровь мучеников и хранителей старой веры, которых мир помнит и молится за них Богу, также и Николая помнят, но душу его вечно проклинают.
Составлена некрасовским казаком
Житель Турции
1 декабря 1861 года.
Комментариев пока нет