4–6 марта (19–21 февраля ст. ст.) 2022 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Архиерейский Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме преосвященных владык, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.
Повестка Архиерейского Собора 2021 года
- 20 лет восстановлению Патриаршества в Русской Древлеправославной Церкви;
- Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность;
- Об изменениях в типовом уставе Местной религиозной организации Русской Древлеправославной Церкви;
- О подготовке к столетнему юбилею со дня восстановления в Древлеправославной Церкви епископского чина.
Вопрос 1-й.
Святейший Патриарх Александр обратился к участникам Собора с приветственным словом, в котором поздравил всех с двадцатилетием восстановления в Русской Церкви патриаршего чина. В своей речи Святейший Владыка вспомнил весь многотрудный путь Церкви, тяжелые испытания, выпавшие на ее долю в годы Советской власти. Особо он остановился на том, какой упадок переживал в то время институт церковных Соборов. Какому давлению подвергались участники Соборов тех лет, какой пристальный контроль над деятельностью Соборов осуществляло богоборческое государство, для присутствия на заседаниях присылая всегда своих соглядатаев — областных и столичных уполномоченных Совета по делам религий при Совмине СССР.
Украсившаяся Патриаршим чином Церковь, в существующих свободных для ее деятельности условиях, более не имеет никаких ограничений в проведении церковных Соборов. Они проводятся теперь два, а то и три раза в год, в отличие от советского времени, когда даже само слово Собор долгие годы было под запретом, а вместо него, как правило, использовался термин «Совещание при Архиепископе».
В заключение своего выступления Святейший Патриарх прославил Бога за это судьбоносное для Русской Древлеправославной Церкви событие и пожелал спасения во Христе тем, кто содействовал этому важному церковному акту. Также он призвал всех древлеправославных христиан с еще большим усердием молиться о благоденствии Церкви, о спасении всех без исключения людей, прославляя Бога в сердцах своих и в делах своих, усердно помогая всем нуждающимся, которых так много в наше сложное время.
Далее по благословению Святейшего Владыки, протоиерей Андрей Марченко предложил вниманию Собора доклад, освещающий историю Патриаршества в Русской Церкви от момента его учреждения до наших дней. Отдельное внимание в докладе было уделено предпосылкам восстановления Патриаршего чина в Русской Церкви и его важнейшим последствиям.
В частности, докладчик отметил, что «в годы безбожия были уничтожены самые активные, самые грамотные, самые преданные Церкви христиане, подавляющее же большинство выживших были запуганы Советской властью, публичная проповедь практически не осуществлялась, поскольку находилась в стране под запретом, духовное просвещение было слабым. Все это привело к тому, что выросло целое поколение христиан, вера большинства из которых не имела крепких корней. По причине забвения собственной истории у них не было выработано понимание собственной религиозной идентичности, отсутствовало осознание уникальности Древлеправославной веры. Вследствие этого среди христиан распространились синкретических взгляды на религию. Стало нередким обобщение себя с другими религиозными конфессиями, исходя все лишь из кажущей схожести.
От церковного священноначалия требовались решительные шаги, призванные коренным образом изменить ситуацию, ясно донести до сознания церковного народа идею духовной уникальности, исключительности Древлеправославной веры и Церкви. Таким решительным шагом стало восстановление в Древлеправославной Церкви чина Патриарха Московского и всея Руси, которого она лишалась за три с половиной века до этого, по причине отпадения от Православия Никона Патриарха и практически всех церковных иерархов…
Прошло 20 лет с того исторического события. И сейчас всем нам очевидно, что восстановление Патриаршества было действительно важным, и главное своевременным шагом, оградившим Церковь от назойливой, высокомерной опеки новообрядцев, ясно обозначившим церковные границы в сознании всех церковных чад.
В настоящее время существующая форма иерархического устройства нашей Церкви твердо закрепилась уже и в сознании российского религиозного сообщества, что произошло отнюдь не сразу, но спустя годы открытого и тайного противодействия со стороны представителей отдельных конфессий и вовлеченных ими в этот дискриминационный процесс некоторых представителей светской власти разного уровня».
Затем участники Собора обменялись мнениями по данному вопросу, при этом все были единодушны в своих положительных оценках этого значительного для церковной жизни события.
Вопрос 2-й.
В рамках данного вопроса участники Собора обсудили в частности возобновленный диалог между Русской Древлеправославной Церковью и старостильными христианами Греции.
Миссионерский отдел проинформировал Собор о том, какие материалы богословского и исторического содержания уже переведены на греческий язык и предоставлены нашей стороной переговорной комиссии Синода ИПЦ Греции для изучения и последующего совместного обсуждения.
Также Архиерейский Собор поручил Богословско-канонической комиссии на основании «Православного исповедание веры соборной и апостольской Церкви Восточной» от 11 (24) марта 1643 года подготовить к очередному Собору первую часть документа «Ομολογία Πίστεως Εκκλησίας της Αρχαίας Ορθοδοξίας» (Исповедание веры Древлеправославной Церкви) с учетом имеющихся к тексту «Исповедания» 1643 года критических замечаний.
Далее, после обсуждения иных контактов и направлений деятельности Миссионерского отдела, Собор предписал сотрудникам отдела при первом же общении с клириками других конфессий, выразивших свое желание присоединиться к Церкви, ставить их в известность о том, что их принадлежность к иноконфессиональному клиру никоим образом не обязывает нашу Церковь принимать их в общение в том же самом качестве или по крещении непременно возводить их в ту же степень, которую они усваивали себе до присоединения.
Об этом помимо прочих правил 80-е правило свв. Апостолов говорит следующее: «От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившагося, не праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще неиспытанному быть учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Об этом же говорит и 2-е правило свв. Апостолов, распространяя сие требование не только на епископское, но и на священническое рукоположения. 12-е же правило Феофила Александрийского говорит: «рукополагать восхотевших присоединитися к церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия».
Для исследования же жития обращающегося к Церкви потребно время, как об этом говорит прп. Иоанн Зонара в толковании 80-го апостольского правила: «Только что пришедший к вере и удостоенный божественного крещения, не тотчас должен быть хиротонисан в епископа. Ибо прежде должно дать о себе доказательство, что и веру имеет здравую и по образу жизни безукоризнен; а это требует времени: ибо в короткое время невозможно это узнать».
Так же сама постановка вопроса о дальнейшем служении уже в нашей Церкви обращающегося от иной конфессии клирика должна напрямую зависеть от того, приходит ли к церковному единению вместе с ним и его паства. О чем говорит, например, 79-е правило Карфагенского Собора: «Ради мира и пользы Церкви, и из самих донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших придти к Кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого Кафолического епископа, управляющего Церковью в том месте, принимать в своих степенях священства, если сие окажется содействующим к миру христиан». Также и в 112-ом правиле Карфагенского Собора читаем: «Народ, обращающийся от донатистов, имеющий епископа, поставленного без соизволения Собора, да будет несомненно удостоен иметь оного». Таким образом, в случае обращения без паствы, Церковь не имеет обязанности отдавать под духовное начальство новообратившегося клирика своих собственных верных чад.
Исходя из вышесказанного, одиночные священнослужители (епископы или пресвитеры), обращающиеся без паствы, если крещены согласно православному закону и правильно рукоположены, могут быть приняты в общение лишь со званием и подобающей их сану честью, но не могут рассчитывать на немедленное (без достаточного испытания) их определение на служение в каком-либо древлеправославном приходе. Одиночные же клирики, присоединяемые через полный чин крещения, учиняются в разряд мирян и вопрос об их православном рукоположении должен быть отложен на достаточное для изучения их нрава время.
Вопрос 3-й.
Руководитель Отдела информации и правового обеспечения священноиерей Виктор Кузнецов проинформировал Собор о внесенных государством изменениях в законодательство, касающееся деятельности религиозных организаций.
Так же отец Виктор разъяснил, какие именно изменения в связи с этим следует внести в уставы приходов нашей Церкви, прежде всего вновь регистрируемых.
Собор одобрил все предложенные изменения и поправки в типовой устав прихода.
Вопрос 4-й.
В рамках данного вопроса участники Собора обсудили различные предложения по празднованию знаменательной даты — 100-летия со дня восстановления в Церкви епископского чина и проект постройки в городе Саратов нового древлеправославного храма в память этого исторического события. Так же обсудили процесс подготовки к печати книги — юбилейного издания, посвященного истории и вероучению Церкви.
Град Москва
Лета 7530-го февраля месяца 21-го дня
Неделя Сыропустная
Источник: группа в ВК «Русская Древлеправославная Церковь»
Комментариев пока нет