Популярный актер театра и кино, кандидат в депутаты Государственно Думы Дмитрий Певцов предложил ввести цензуру. 8 сентября в эфире радиостанции «Говорит Москва» он рассказал о своем видении развития культуры в стране. По мнению актера, государственный контроль в отношении кинематографа, театра и других форм искусства, являются необходимыми. Певцов также вспомнил советское прошлое, в котором не допускалось проявление «бесовщины».
В советское время не мог выйти фильм, спектакль или выставка, которые были ниже пояса. Они могли быть максимум пошлыми или неталантливыми, но чтобы это было мерзко, грязно, чтобы это была открытая бесовщина, поношение человека и веры, такого быть не могло. Сейчас можно все, потому что художники, „я так вижу“, — сказал актер. — У нас сейчас огромное количество безумных, бесовских проектов во всех областях культуры и искусства, которые несут огромный вред, в том числе будущим поколениям.
Это предложение вызывало резкую реакцию представителей общественности. Владимир Бортко, режиссер и зампред комитета Госдумы по культуре отметил:
Я против всякой цензуры. Пускай пойдет в Сикстинскую капеллу и посмотрит на стенки. У нас есть две книжки, которые ему нужно прочесть. Одна из них — это Конституция, где цензура запрещена, а вторая — Уголовный кодекс, который нельзя нарушать. Этого достаточно.
Режиссер Константин Бронзит так прокомментировал предложения Певцова:
Пускай вводят, мне уже все равно. Я уже так привык, что куда не повернешься — везде забор. Его раньше не было, а теперь стоит. Одним забором больше. Ну, пускай будет. Я устал от этих комментариев и дури этой, — все равно, Певцов это, или Тютькин, или Малипупкин. Пускай, да. Сегодня у Певцова такое настроение, что здесь можно сделать?
Попытки ввести цензуру предпринимались в последние столетия в разных странах мира. Так, в гитлеровской германии действовал жесткая цензура которая запрещала любую творческую деятельность (литературу, кинематограф, живопись) не совпадающую с идеями нацизма. После прихода Гитлера к власти в газете Berliner Nachtaufgabe появился список произведений художественной литературы, в который вошли произведения 71 автора — через некоторое время дополненный (127 авторов и 4 сборника). Затем последовательно вышли списки по истории (51 автор и 4 сборника), искусству (8 авторов и 5 монографий), политике и общественно-политическим наукам (121 автор и 5 безымянных книг). В городах Германии устраивали показательные сожжения книг «неарийских» авторов.
Интересно, что в это же время и в США существовала цензура. Так, например, в кинематографе действовал кодекс Хейса. Движимый благими целями «кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории», «представлению подлежит только правильный образ жизни», «недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов» создатель кодекса Уилл Хейс полностью выхолостил эту сферу искусства. Так, например, в фильмах было запрещено показывать стрельбу из автоматического оружия и хирургические операции, представлять служителей церкви в комическом виде. На экране не допускались поцелуи в губы и личные отношения между представителями белой и негроидной рас. Оговаривались даже декорации при съемках в спальных помещениях которые делали по «соображениями хорошего вкуса и такта».
В 50-е годы к кодексу Хейса добавились запреты связанные с деятельностью сенатора Джозефа Маккарти. Из Голливуда были изгнаны десятки режиссеров и актеров левых взглядов или снимавших кино на остросоциальные темы. Гайки цензуры затянулись настолько что в 1952 году из США был вынужден бежать великий актер и режиссер Чарли Чаплин.
Кодекс Хейса привел к глубокому кризису американского кинематографа и концу «золотого века» Голливуда. Кодекс был отменен лишь в конце 60-х поскольку американское кино оказалось совершенно неконкурентоспособными на мировом рынке.
В Российской Империи цензура существовала столетиями. Особый ее расцвет приходиться на XVII-XIX века. Цензуре подвергалось все что не соответствовало романовской историографии. Переписывались летописи, перестраивались исторические памятники, сносились древние кладбища. Даже иконы подвергались цензуре. На них затиралось двуперстие и поверх него изображалось трехперстие и именословное перстосложение. Уничтожению подвергались старообрядческие рукописи и печатные книги.
Не в меньшей степени цензура свирепствовала и во времена СССР, когда любая религиозная литература была категорические запрещена.
Поэтому старообрядцы всегда были против какой либо цензуры, особенно в богословской и социальной сферах. И сегодня по мнению староверов любая цензура недопустима. При создании художественных произведений достаточно руководствоваться чувством культуры и вкуса. Конечно, в таком случае невозможно избежать появления низкокачественных поделок в области искусства, но как показывает мировой опыт, суд на подобными «произведениями» выносит сама история.
О. Сидоренко
Комментариев пока нет