Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, полноценной истории старообрядчества так и не издано. Более того, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Сегодня мы публикуем статью, посвященную неокружническому согласию и его храмам.
Неокружники
В 1862 году Московский духовный совет издал «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» — документ, где декларировалось отношение старообрядцев Белокриницкого согласия к господствующей церкви и некоторым безпоповским взглядам. Многие старообрядцы, не согласившиеся с этим посланием, не приняли его. Состоялся раздор, в результате которого Белокриницкая иерархия разделилась на две части. Не признавшие «Окружное послание» получили наименование «противоокружники» или «неокружники», а согласившиеся с Окружным посланием стали именоваться «окружниками».
Неокружники выбрали себе архиепископа в 1863 году. Им стал Антоний (Климов) Гуслицкий (1863-1876 гг.), а затем Пафнутий (11 октября 1884 — 25 мая 1885 гг.) После смерти епископа Антония неокружники разделились на приверженцев нижегородского епископа Иосифа (июнь 1873 — 1907 гг.) и нового архиепископа Иова (25 мая 1885 — 14 февраля 1912 гг.). От Иова в 1906 году отделилась группа необщинников, от которых в свою очередь в 1908 году отделилась группа заваловцев (последователи инока Геннадия Завалова), не имевшая епископов. После Иосифа епископом в Москве был Конон (1912 г. — ?), и до 1926 года — Филарет. Своих епископов имели Нижегородская, Тверская, Коломенская, Рязанская, Калужская, Саратовская, Балтская епархии.
Неокружнические храмы
В Москве неокружникам принадлежало немало храмов. Неокружники-иовцы, признающие общину, молились в кафедральной Никольской церкви, построенной архитектором Н. Г. Мартьяновым в 1912 году в Лефортове, и в домовом храме во имя святых апостолов Петра и Павла, находившемся во владениях известных соратников епископа Антония гуслицкого — купцов Муравлевых (ул. Бахрушина, д. 15, стр. 2–3, во дворе), он был закрыт в 1936 году.
Неокружники-иосифовцы (необщинники) имели храм во имя преподобного Сергия в доме Ивана Степановича Федорова на углу нынешних Большого и Малого Факельных переулков. Не признававшие общины сторонники епископа Богородского Даниила имели Успенский храм в доме Петра Порфирьевича Козлова (на месте здания нынешнего Театра на Таганке). В Гуслице у неокружников были десятки храмов: Покровский — в д. Смолевой (освящен в 1912 году епископами Даниилом Богородским и Ионой Уральским и Саратовским), Никитский — в с. Хотеичи (освящен в 1914 году), в селах Слободищи, Андроново и других. Все они впоследствии подчинились московской Архиепископии. 18 июля 1912 года неокружнические епископы Иоасаф Калужский и Конон Московский освятили храм Покрова Пресвятой Богородицы второй Покровской общины в Боровске Калужской губернии.
В Петербурге храмы неокружников возникли уже после мирного собора 1906 года. Домовый храм построен в 1909 году, закрыт в середине 1920-х гг. (Лиговский проспект, д. 46); собор в Чубаровом переулке (ныне Транспортный переулок, д. 5) построен в 1915–1916 гг. архитектором П. П. Павловым и вскоре закрыт (здание сохранилось).
В городе Ржеве Тверской губернии существовали два неокружнических храма: Второй Покровский и Третий Покровский (здания не сохранились). Центром сибирского неокружничества являлось с. Залесово Барнаульского уезда Томской губернии.
В 1930-е годы неокружническая иерархия прервалась, поскольку были репрессированы последние епископы. Отдельные священники служили еще до 1970-х годов.
Сегодня бывшие неокружнические храмы принадлежат другим старообрядческим согласиям или их занимают различные светские учреждения. За представителями неокружнического согласия остается право на церковные здания, которые им принадлежали.
Неокружническая община в Новгородской области
Ныне нет ни одного неокружнического прихода. Однако, в деревне Алешонка Демянского района существует община, которая называет себя неокружнической. До 1937 года при кладбище существовала официально зарегистрированная старообрядческая неокружническая моленная, которая впоследствии была закрыта местной властью, а ее настоятель, иерей Евсевий Цыркин (1863 г.р.), расстрелян по приговору «Особой тройки». Община Алешонки поддерживала связь с Санкт-Петербургом, Ржевом и Москвой, откуда приезжали священники для исполнения треб местных христиан. В послевоенные годы в Алешонку приезжали священнослужители из Санкт-Петербурга и Молдавии. В 1980-90 годы требы исполняла А. Г. Грознова. Местные староверы поддерживают связь с Москвой и Великим Новгородом, ездят на Рогожское за крестами, утварью и календарями.
Комментариев пока нет