Образование сегодня является одним из важнейших вопросов, определяющих перспективы старообрядчества. От количества образованных верующих, причетников и клириков зависит то, какое место старообрядчество займет в жизни России и других стран. Рижское Гребенщиковское духовное училище в настоящее время является передовым учебным заведением не только в Древлеправославной Поморской Церкви, но в целом в старообрядчестве.
Сегодня мы продолжаем беседу с ректором Гребенщиковского духовного училища, руководителем издательско-просветительского отдела Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иларионом Ивановичем Ивановым. Первую часть нашей беседы читайте в статье «История и современность Гребенщиковского духовного училища».
***
В июне 2006 года Собор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии поддержал инициативу наставников Рижской Гребенщиковской общины и принял решение об открытии Гребенщиковского духовного училища. Позже, в госрегистре Латвии и была зарегистрирована новая религиозная организация — духовное учебное заведение Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ) Латвии, созданная на базе Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Центральный Совет ДПЦ Латвии в сентябре 2006 года утвердил учебную программу духовного училища.
Теперь, по прошествии 14 лет, я думаю, что мы уже достигли такого качественного уровня, когда можно сказать, что учебная программа устоялась. Учебный процесс обеспечивается квалифицированными преподавателями, методическими материалами, пособиями, техническими средствами. Но для этого потребовалось время и усилия духовных наставников, членов Попечительского Совета, учебного отдела училища.
Программа формировалась на основании того исторического опыта, который был у староверов, современной практики духовного образования, в том числе и новообрядческого.
Если в 2006/2007 учебных годах было 7–8 предметов и курсов, то в прошедшем году занятия проводились уже по 17 дисциплинам, которые разделяются на основные предметы и предметы специализации для церковнослужителей и вероучителей.
В первую очередь назову Катехизис — это основа христианского вероучения. Ведет занятия о. Андрей Бурдин. Это он в 2005 году предложил собранию РГСО возобновить работу Рижского старообрядческого духовного училища, выпускником коего является. На основе Большого Катехизиса о. Андрей разработал учебное пособие. Его лекции, как и других преподавателей, были записаны на компакт-диски и предоставлялись учащимся. В помощь учащимся имеется и учебник по Катехизису, подготовленный широко известным автором книг по староверию Кириллом Кожуриным, изданный Рижской Гребенщиковской общиной.
Большой интерес учащихся вызывает авторский курс «Староверие — особенности вероучения», разработанный Евгением Григорьевым — хорошим знатоком богослужебного устава и знаменного пения. Поэтому он проводит занятия еще по богослужебному уставу и церковному пению. Он является автором нескольких пособий по изучению знаменного распева, его книгами пользуются не только староверы, но и все, кто интересуется древнерусским церковным пением. Говорят, что несколько диссертаций в России защищены с использованием разработок Евгения Григорьева.
Курс «Символика Древлеправославного храма. Церковный устав» читает духовный наставник о. Феодор Бехчанов, который является председателем Духовной комиссии ДПЦ Латвии. Он же ведет спецкурс для старшекурсников «Чин бракосочетания. Степени родства». По обоим предметам разработаны методические пособия.
Важное место в учебной программе занимает курс «Священная история Ветхого и Нового Заветов». Его читает литовский духовный наставник, председатель Духовной комиссии Литовской старообрядческой церкви о. Никола Владимиров. Он имеет историческое образование, глубоко знает библейскую историю. Человек он грамотный — любит книгу, много с ней работает и с большой самоотдачей ведет занятия в училище.
Предмет «История Церкви Христовой» читают два преподавателя: Георгий Замараев — наставник, магистр, председатель учебно-методической комиссии училища и Алексей Безгодов — зам. председателя Российского Совета ДПЦ.
Курс церковнославянского языка состоит из двух частей. У нас обязательное требование к поступающим — это уметь читать на церковнославянском, но для тех, кто слабо им владеет, проводятся по воскресеньям занятия по церковнославянскому чтению. Ведет их о. Михаил Александров, который является заместителем Председателя Попечительского совета ГДУ. После освоения чтения начинается непосредственное изучение языка, то есть грамматики и перевода. Этот курс ведет Татьяна Волгина, она является руководителем Детской воскресной школы РГСО, помимо прочего, владеет и хорватским языком.
Курс «Толковые книги Священного Писания» — это разработка о. Николы Владимирова. Читается он для слушателей третьего курса.
Курс «Староверческая полемика» читает по скайпу о. Владимир Шамарин. Он председатель Российского Совета ДПЦ, духовный наставник Невской общины Санкт-Петербурга. О. Владимир читал и другие курсы для учащихся ГДУ.
«Основы христианской психологии и педагогики» читает староверка, магистр, председатель Латвийского общества русской культуры Елена Матьякубова.
Курс «Основы храмостроительства» ведет Людмила Клешнина. Она увлеченный человек, архитектор, большой энтузиаст и апологет староверческого храмостроительства. Людмила находит массу аргументов, что наши предки строили не просто молитвенный дом, но учитывали пейзаж, окружение, органично использовали структурные и архитектурные элементы.
Формируется курс «Сектоведение». Его читает выпускник Гребенщиковского училища, наставник Екабпилсской общины Владимир Иванов. Он подготовил учебное пособие, в котором дает перечень и характеристику сект, которые имеют место в Латвии, рассказывает о том, как противостоять их влиянию. Мы пригласили к сотрудничеству специалиста из Совета по противостоянию сектам, есть такая светская организация.
Не буду перечислять все предметы и курсы, их у нас, как я уже сказал, более пятнадцати, но отмечу важную составляющую учебной программы — освоение духовного наследия Древлеправославия. Это комплексный курс, включающий святоотеческие творения, изучение богослужебных книг, деяния Стоглавого Собора, творческое наследие Выгореции. Учащиеся получают возможность познакомиться с первоисточниками — дониконовскими изданиями, которыми во всей полноте располагает Книжница Рижской Гребенщиковской общины. Ведет этот курс отец Алексий Жилко, который является председателем Центрального Совета ДПЦ Латвии. Отец Алексий уделяет училищу постоянное внимание, регулярно встречается с учащимися и преподавателями, руководит дипломными работами выпускников.
Да, в принципе вечерняя. В рабочие дни недели обязательные занятия начинаются в 18:00.
В воскресенье проводится церковно-славянское чтение, постановка голоса и другие дополнительные занятия, все это после соборной службы в Успенском храме РГСО. До недавнего времени на занятия в Ригу приезжали несколько учащихся из других городов Латвии: Екабпилса и Даугавпилса. Поэтому занятия проводили во вторник и среду. Посетил занятия во вторник, переночевал в общине и прослушал лекции в среду. Поскольку сейчас используем скайп, то наши иногородние учащиеся могут присоединиться к занятию по интернету. Это избавляет от необходимости приезжать в Ригу и расширяет круг иногородних учащихся. Ведь среди них не только жители разных латвийских городов, но и граждане Литвы, Польши, Белоруссии, России, Германии, Швейцарии. Поэтому на лекциях в аудитории могут присутствовать 40–50% учащихся. Столько же участвуют в занятии, используя скайп, при этом занятие записывается и размещается «в облаке», то есть наши учащиеся, если они выполняют определенные требования, получают право пользоваться этим «облаком», где сконцентрированы и подготовленные методические пособия и лекции, прочитанные онлайн.
Это уже зависит от самого учащегося. Но это очень хороший вопрос. И хочу сразу отметить, что хотя современные технологии независимо от расстояния позволяют включиться в учебный процесс большему числу учащихся, увеличить аудиторное время, что важно для нашего училища, но Попечительский совет ГДУ рассматривает их лишь как подспорье в организации учебного процесса.
Никакие средства не могут заменить той духовной среды, того общения, которое складывается в аудитории между преподавателем — духовным наставником и учащимися. Да и сами учащиеся стремятся к непосредственному общению с преподавателем, а не по скайпу.
По каждому предмету в семестр учащиеся должны сдать зачетную работу. Опять же, благодаря интернету, это можно сделать, переслав работу преподавателю и на электронный адрес училища. Преподаватель, проверив эту работу, дает отзыв, указывает на какие-то недостатки.
В конце каждого учебного года проводится так называемая учебно-исследовательская конференция, когда учащиеся выступают с рефератами. Нужно уметь за семь минут сформулировать цели и задачи своего исследования, изложить и раскрыть свою тему. Это тоже контроль освоения материала и выработка навыков публичного выступления. Последние два года проводим подобную конференцию после каждого семестра, а не только в конце года. На последней конференции было 12 выступлений, 12 рефератов. Я могу без излишней скромности сказать, что это очень хорошие выступления.
Есть и простые, не только причетники, но и те, кто хотел бы повысить свой духовный уровень, получить знания Священного Писания, кто готовится стать причетником.
Есть учащиеся, которые интересуются богословием, что-то новое находят. В связи с этим прозвучало пожелание наших наставников, чтобы издавать некоторые работы учащихся. Поэтому, Бог даст, выйдем на издание сборников. Это будет мотивировать учащихся работать с первоисточниками. Не из интернета таскать, к этому, кстати, очень строго подходят члены экзаменационной комиссии и преподаватели, а пользоваться творениями святых отцов, богословской литературой. Ведь к услугам учащихся и библиотеки, и Книжница РГСО.
Есть и такие люди, которые хотят разобраться в церковно-общественных, социальных, бытовых вопросах. Ну, например, «Женская одежда. Платок и его значение», «О христианском воспитании в современной семье», «О замирщении».
Мы, конечно, существуем, прежде всего, благодаря Гребенщиковской старообрядческой общине. Она предоставляет нам помещения и оказывает финансовую помощь.
Мы просим учащихся оказывать училищу посильную финансовую помощь. Обращаемся к Советам общин с просьбой оказать помощь училищу за обучение своего прихожанина. Мы принимаем в училище только по рекомендации духовного наставника. И все время взываем к общинам, чтобы они подбирали таких людей, которые могли бы стать причетниками.
И тут возникает вопрос практических навыков. Мы теорию даем, но что важно причетнику? Знать богослужебный устав, требы, владеть навыками чтения и пения и т.д. Поэтому в последние 2–3 года у нас практическая часть занимает все большее место в учебном процессе.
Есть в программе обязательная богослужебная практика. Каждый наш учащийся должен посещать богослужения у себя в храме, присутствовать как причетник, а если не причетник, то он должен под руководством духовного наставника что-то осваивать, какие-то элементы богослужения, чтобы в последующем стать причетником. Мы присваиваем квалификацию вероучителя и церковнослужителя. Вероучитель — это будущий преподаватель в воскресных школах. Есть такие учащиеся, которые уже сейчас ведут занятия в воскресных школах для взрослых или для детей. Освоению этих навыков служит также педагогическая практика. В последние годы некоторые наши учащиеся для совершенствования практической подготовки проходят недельное обучение на курсах в Невской общине Санкт-Петербурга, где они участвуют в богослужениях и на целую неделю погружаются в церковную жизнь. Спаси Господи духовных наставников и Совет Невской староверской общины за такую возможность.
Не назову точное число, но начиная с 2006 года выдано около сотни дипломов об окончании Гребенщиковского духовного училища. Я скажу по этому учебному году: на первом курсе у нас 14 человек, на втором курсе 4. Год на год не приходится. Иногда набор многочисленнее и крепче, иногда слабее. На третьем курсе 12 человек, часть из них сейчас готовят дипломные работы. Всего в этом учебном году обучается 30 человек. Наше училище зарегистрировано как религиозная организация в госрегистре, статус его — колледж, т.е. высшее образование первой ступени. Мы выдаем диплом, согласующийся с образцом диплома, выдаваемого государственными учебными заведениями.
Нет. Диплом все-таки наш. Внутренний. Мы зарегистрированы, но не являемся государственным учебным заведением, у нас конфессиональное учебное заведение. Но статус — уровень колледжа, высшее образование первой ступени с неполным аудиторным временем, в соответствии с Латвийским законодательством об образовании.
Мне трудно ответить на этот вопрос. Россия большая. Может быть и есть. Возможно финансово сложнее. Нам, я еще раз хочу повторить, помогает Рижская Гребенщиковская община, мы и называемся Гребенщиковским училищем. Очень признательны Совету общины. У нас успешно работающее издательство Гребенщиковской общины, которое работает на благо всех общин ДПЦ Латвии, помогает и в издании учебных пособий для учащихся ГДУ.
Пособия мы не распространяем, но обмениваемся подобными изданиями с российскими староверами. Например, катехизис Кирилла Кожурина, книжица автора Димитрия Урушева «Святая Русь», с милостивого разрешения автора, отпечатана в Риге. Я хотел бы обратить внимание, что у нас есть своя библиотека имени Николы Тимофеевича Иванова. Тут вся методическая литература, архив, до которого у меня еще руки не доходят, чтобы разобраться.
Мы видим по нашим выпускникам, что первокурсник приходит весь такой зажатый, а через три года он уже духовный наставник в какой-то, пусть небольшой, сельской моленной. Так что люди растут.
Здесь проходят мероприятия общины, потому эти помещения называются «Духовно-просветительный центр Рижской Гребенщиковской общины». А это значит, что помимо училища здесь проходят мероприятия детской воскресной школы. Даже масленица… Проводятся духовно-исследовательские конференции. Мы собираемся здесь провести мероприятия к 400-летию протопопа Аввакума.
Это не в нашей традиции. Но надо понимать, что Аввакум стал достоянием уже не только староверов, но и светского общества. Он писатель Земли Русской, поэтому для староверов в качестве памятного знака — кресты и часовни, а вот для светских людей, может быть, лучше обычный памятник.
В заключение хотелось бы отметить, что Собор Древлеправославной Поморской Церкви (2012 г., Санкт-Петербург) одобрил деятельность Гребенщиковского духовного училища. Совместными усилиями духовных центров Поморской Церкви, с Божией помощью, были заложены основы религиозного образования. Но мы понимаем, что это лишь основы, поэтому Попечительский совет, учебный отдел, учебно-методическая комиссия, преподаватели продолжают совершенствовать программу, учебные планы, методическое обеспечение, практическую направленность учебного процесса в училище.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет