30 октября 2019 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «Памятник эпохи Андрея Рублева. Царские врата из собрания семьи Татинцян».
Малоизвестный памятник древнерусской культуры — царские врата первой половины XV века с изображением Благовещения и четырех евангелистов — входит в круг произведений, созданных преемниками великого иконописца Андрея Рублева. Живопись врат теснейшим образом связана с московской художественной традицией. В их проникновенных образах и тонком цветовом решении отчетливы отзвуки высоких традиций искусства Москвы эпохи расцвета рубежа XIV–XV столетий. Монументальный размах царских врат свидетельствует о создании их для крупного храма одного из феодальных или религиозных центров Древней Руси.
Эти царские врата приобрел в конце 80-х гг. прошлого столетия на одном из аукционов в Германии коллекционер, собиратель икон, специализирующийся на произведениях XV–XVI века, Гари Татинцян. Тогда, как он вспоминает, к этому экспонату, потемневшему от времени, никто не проявил никого интереса. «По форме доски и по изящности, как она была вырезана, и двум-трем сколам, меня она заинтересовала, и я приобрел ее. Как иногда говорят, ты приобретаешь кота в мешке, но было удивление по мере открытий. В процессе реставрации был удивлен тем, сколько сохранилось и что сохранилось», — отмечает Гари Татинцян, галерист, коллекционер. Отреставрированные в начале 90-х Царские врата единожды были показаны в 2009 г. на крупной выставке в Пушкинском музее. Теперь, спустя десятилетие, выставку в Музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева посвятили только этому памятнику. Для исследователей введение подобных артефактов в научный круг — особая ответственность.
Царские врата — центральная часть иконостаса православного храма — по композиции и стилистике напоминают работы Рублёва, в частности, сохранившиеся врата из Троице-Сергиевой Лавры. На створках — Благовещение с девой Марией и архангелом Гавриилом и портреты четырех евангелистов. Трое евангелистов: Матфей, Лука и Марк представлены на фоне палат со столами и пюпитрами, и инструментами писцов. И только евангелист Иоанн Богослов с его юным учеником Прохором представлены на острове Патмос на фоне гористого пейзажа. На остров Патмос они были сосланы при императоре Нероне. Там была написана книга Апокалипсис, а позже Евангелие. Исследователи установили, что над созданием памятника, по всей вероятности, трудились два мастера. Один из них, виртуозный рисовальщик московской выучки, писал лики, руки, ступни ног, одеяния евангелистов. Архитектура, пейзажи, детали интерьера принадлежат кисти другого мастера, менее связанного с традициями московских живописцев. Куратором новой выставки является научный сотрудник отдела научных исследований и каталогизации Гульманов Алексей Леонидович. Автором каталога — научный сотрудник научно-исследовательского отдела и исследователь творчества Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов.
Презентацию предварило ставшее уже традиционным музыкальное выступление. На этот раз гости услышали классические произведения в исполнении духового квинтета.
В ходе презентации с приветственным словом выступила заместитель директора по развитию Светлана Николаевна Липатова. Она обратила внимание на уникальность данной выставки и поблагодарила всех, кто работал над ее созданием. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился директор музея им. Андрея Рублева Михаил Борисович Миндлин.
«Добрый вечер, друзья, уважаемые коллеги, рад видеть вас на открытии нашей выставки. Хочется отметить, что вклад коллекционеров в России невозможно переоценить, в основе многих музеев собрания из частных коллекций. Памятник эпохи Андрея Рублева, Царские врата из собрания семьи Татинцян, дошел до нас в удивительной сохранности. Он вызывает широкий интерес среди исследователей и достоин внимания и подробного изучения. Я благодарю всех, кто участвовал в создании этого проекта», — сказал Михаил Борисович.
Далее выступил научный сотрудник научно-исследовательского отдела и исследователь творчества Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов.
Он отметил, что введение в научный оборот памятника XV века — это серьезное событие. «Конечно, споры о датировке царских врат будут продолжаться, потому что, скорее всего, это памятник послерублевской эпохи, и, возможно, мы в ближайшее время найдем этому подтверждение», — сказал Г.В. Попов.
Затем к гостям обратился куратор выставки, научный сотрудник отдела научных исследований и каталогизации Гульманов Алексей Леонидович.
«Царские врата коллекционер Гари Татинцян приобрел в конце 80-х прошлого века на одном из аукционов в Германии. Там же памятник реставрировался приглашенным из России реставратором. Место происхождения царских врат неизвестно, но на момент приобретения было видно, что врата уже не использовались по назначению и вторично, видимо, находились в беспоповской моленной. Дело в том, что их створки были соединены вместе, по центру врезана небольшая икона XIX века «Деисус», а в нижней части какой-то ковчежец со святыней, который был утрачен. В соединенном виде врата уже вторично бытовали и благодаря этому сохранились. Но в процессе реставрации поздняя икона была удалена, и сейчас это место заделано. Первая датировка, которая была предложена, — это конец XV века, Ростов, что связано с колористическими особенностями произведения, нежным цветом, локальными, довольно звучными цветовыми гаммами при этом. Геннадий Викторович Попов, который является автором одной из статей, вошедших в каталог, предложил более раннюю датировку и более близкую к времени жизни преподобного Андрея Рублева — второй четверти — середины XV века, неосновная мастерская в Москве. Сам характер памятника показывает нам, что еще живо рублевское наследие, при этом никакого влияния стиля Дионисия, и вторая четверть XV века подходит, потому что сильно изменилась историческая ситуация, происходила междоусобная война за московский великокняжеский престол, после смерти Андрея Рублева художественные работы сокращаются, не так много создается крупных ансамблей с иконостасами, а царские врата, конечно, входили в иконостас. Это был какой-то значимый храм того времени, может быть, находившийся в каком-то княжеском владении, может быть, монастырский храм, мы не можем это так понять. Были повторены, причем в некоторых деталях очень точно, и царские врата из Троице-Сергиева монастыря, есть иконографическая, композиционная связь с другими памятниками рублевского времени. Здесь мы видим нежно-зеленый фон, приглушенный алый, розовый, сине-зеленые цвета. Соединялось много разных пигментов: и киноварь, малахит и азурит смешивались в разных пропорциях, что дает очень благородный, слаженный колорит, показывает очень интересную живописную колорит», — рассказал Алексей Леонидович.
Интересно, что колер подобных оттенков получил распространение в старообрядческой иконописи XVIII-XIX веков.
аналогичные по письму и очертанию царские врата были в дораскольной деревянной церкви св.Николая Чудотворца в деревне Заячерицкого Погоста в ста км к северу от г.Тотьма. стоит ли древляная?