18 октября в Старицком краеведческом музее состоялась III Научная конференция «Культурное наследие русской провинции». Конференция прошла при участии отделения Российского Исторического общества (г. Тверь), Старицкого краеведческого музея, Тверского государственного объединенного музея, преподавателей и студентов исторического факультета Тверского государственного университета. Также в ней приняли участие историки, искусствоведы, археологи и краеведы из Тверской области и соседних регионов.
Участники конференции обсудили проблемы и перспективы изучения и сохранения археологического, архитектурного, письменного и нематериального наследия русской провинции, а также поговорили о людях, формировавших и сохранявших для нас культурное наследие, и о том, как современные поколения переосмысливают культурный опыт предыдущих поколений. В работе конференции особое внимание было уделено налаживанию связи между учеными, представителями государственной и муниципальной власти и общественными организациями в деле изучения, сохранения и популяризации памятников истории и культуры на административном уровне муниципальных образований.
Главная тема конференции в 2019 г.: «Гений места: творцы и хранители культурного наследия». Культурное наследие, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем, передается следующим поколениям и почитается как наиболее ценная часть культуры. Важную роль как в процессе создания, так и в процессе передачи, сохранения и осмысления культурных ценностей играют конкретные и анонимные творцы и исследователи, благодаря усилиям которых мы обладаем богатейшим культурным наследием. Так, для Старицкой земли безусловным гением места является А.С. Пушкин, которому посвящен отдельный музей, расположенный в с. Берново. В рамках конференции состоялось пленарное заседание, работали две секции: «Культурное наследие русской провинции: исторический контекст» и «Современные проблемы сохранения культурного наследия».
Старицкому краеведческому музею 100 лет!
Открывая работу научной конференции, член Совета Отделения Российского Исторического Общества г. Твери Е.В. Лагуткина пожелала участникам мероприятия плодотворной работы и важных решений по сохранению культурного наследия в регионах России.
Заведующая Старицким краеведческим музеем М.В. Грачева выступила с докладом «История Старицкого музея: 1019-2019. Путь длиною в век»: «Старицкий музей, который в этом году отмечает 100-летие, был открыт в 1919 г. на основе коллекций местных краеведов и археологов-любителей, среди которых наиболее яркой личностью был И.П. Крылов. В Советский период музей размещался в настоятельном корпусе закрытого к этому времени Свято-Успенского мужского монастыря. В период Великой Отечественной войны музейная коллекция не была вовремя вывезена и оказалась практически уничтожена. Погибли бесценные предметы, рукописи и книги. С 1975 г. Старицкий музей въехал в здание Введенской церкви XVI в. в том же Свято-Успенском монастыре. Через два года музей стал филиалом Тверского государственного объединённого музея и находится в этом статусе по сей день. В 2008 г., в связи с передачей здания Введенского храма Тверской епархии РПЦ и включением его в общий комплекс на тот момент восстанавливаемого Свято-Успенского монастыря, на средства Благотворительного фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря в Старице было выстроено новое здание для краеведческого музея».
Грачева рассказала, что в экспозициях музея представлены материалы о событиях Смуты начала XVII в., о первом патриархе Московском и всея Руси Иове — уроженце города Старицы и настоятеле Старицкого Успенского монастыря, о роли знаменитого монастыря в жизни Старицкой земли, о реформах Екатерины II, в ходе которых были утверждены герб и план Старицы. Посетители имеют возможность составить представление о важнейших старицких промыслах, таких, как каменотесный, кузнечный, гончарный, увидеть предметы традиционного народного быта. Специальные экспозиционные комплексы рассказывают о старицком дворянстве. Отдельный зал посвящён городской жизни в Старице XIX — начала XX вв.
С сообщением «Артур Адамович Галашевич — искусствовед, реставратор и исследователь Старицкой земли» выступил археолог М.Г. Левин (г. Москва).
«Артур Адамович очень много сделал для исследования русской провинции, Тверской области, в частности старицкой земли. Архитектор-реставратор, один из организаторов дела описания и сохранения памятников архитектуры и монументального искусства, писатель-искусствовед, он был одним из тех, кто реставрировал церковь в Городне-на-Волге, возглавлял реставрацию и исследование храмов в Кушалине и Иванищах. Его книги о памятниках западной части Тверской области: «Торопец и окрестности», «Художественные памятники Селигерского края» — стали бестселлерами и до сих пор используются как первоисточник по памятникам Торопца, Осташкова, Андреаполя», — рассказал докладчик.
Судьба старицкого городища
Научный руководитель старицких археологических экспедиций Е.Л. Хворостова в своем выступлении «Концепция сохранения древнего Старицкого городища» дала высокую оценку той работе, которая этим летом была проведена на набережной реки Волги.
«Все, что сделано, — отлично! Потрясающий вид открылся на Успенский монастырь», — подчеркнула Хворостова. Она внесла свои предложения по сохранению древнего старицкого городища: «На месте Борисоглебского собора планируется устроить музей под открытым небом, укрепить остатки кладки или доложить кладку в том же материале. Также у территории городища хотят сделать катальную горку и парковку, но их нахождение на этом месте не имеет исторического, культурного и экологического обоснования. Борисоглебский собор в настоящее время обследован до мельчайших подробностей, поэтому не надо ограничиваться только им, нужно обратить внимание на остальные памятники церковной архитектуры Старицы».
Артефакты XII века в Старицком районе
В ходе конференции в Старицкий краеведческий музей были переданы находки из курганного могильника Волга (Старицкий район). Они происходят из женского погребения XII века.
Это височные кольца с завязанным концом — так называются типичные для населения Верхневолжья домонгольского периода женские височные украшения.
В коллекцию также входит фрагмент шелкового вышитого изделия с кожаной подкладкой. Текстильная находка, предположительно, является остатками ожерелка — воротничка-стоечки, одевавшегося на шею самостоятельно, без пришивания к одежде.
На шелковом фоне зеленого цвета золотными нитями была вышита арочная композиция. В одной из арок помещен золотой круг, во второй — полуфигура святого. Арки вышиты красной шелковой нитью. Находки вышитых изделий с религиозными сюжетами XI-XIII вв. чрезвычайно редки. Тем не менее они встречаются в женских захоронениях Новгородской, Владимиро-Суздальской земель и Поволжья в вышивке одежды.
Градозащитная деятельность сегодня
С докладом «МГО ВООПИиК: роль личности в деле сохранения памятников» выступила М.С. Крылова (Москва, МГУ).
«Руководил общественной инспекцией МГО ВООПИК Вадим Павлович Апенин. ВООПИиК — это добровольная самоуправляемая общественная организация, обладающая полной финансовой самостоятельностью и осуществляющая свою деятельность на большей части территории России. Членами Общества являются как организации, так и частные лица. Доходы Общества складываются из поступлений от членских взносов, благотворительных пожертвований, прибыли от производственных и торговых предприятий, финансовой помощи спонсоров. Высшим органом ВООПИиК является съезд, созываемый один раз в 5 лет. В период между созывами съездов работой Общества руководит Центральный совет. Постоянно действующим органом управления Общества является его Президиум, возглавляемый Председателем Центрального совета. В состав Президиума входят известные деятели науки, литературы, искусства — архитекторы, историки, искусствоведы, реставраторы. Отделения ВООПИиК в субъектах Российской Федерации являются его структурными подразделениями, действующими на основании единого Устава», — рассказала докладчик.
Д.С. Сабинина, аспирантка Института этнологии и этнографии РАН (г. Москва), рассказала о роли местного населения в популяризации культурного наследия региона с помощью туризма (на примере города Старицы Тверской области).
Докладчик отметила, что местное население играет далеко не последнюю роль в туристическом потенциале города. Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы. Неоднократные анкетированные опросы жителей Старицы показали, что в отличие от молодежи поколение среднего возраста не осведомлено об объектах культурного наследия города и не может назвать туристам наиболее интересные достопримечательности Старицы.
Старицкое и ржевское историко-архитектурное наследие под угрозой исчезновения?
С докладом «Комплекс городской застройки XIX — начала XX вв. на набережной реки Волги в городе Старице» выступила В.В. Звонарева (Тверь, ТвГУ).
Докладчик отметила, что в Старице весьма сохранилась историческая застройка, типичная для малых городов. Немало зданий конца XIX — начала XX веков сохранилось на набережной Волги: это жилые дома, бывшие городские усадьбы, торговые павильоны и лавки, гостиничные помещения. Однако многие из этих сооружений заброшены и находятся в критическом состоянии.
Культуролог М.Н. Волоскова выступила с докладом «Немиловские дома города Ржева: история и современность». Ржев издревле славился как крупный торговый центр, расположенный на перекрестке водных путей. История ржевского купечества является частью истории города. Храмы, богадельни, производства, усадьбы были созданы и принадлежали известным ржевским купцам, среди которых были и Немиловы — богатейшие капиталисты Тверской губернии. В конце XIX — начале XX вв. Немиловым принадлежали многие дома как на князь-Федоровской, так и на князь-Дмитровской сторонах города. Но в связи с революционными событиями 1917 года и оккупацией города в период Великой Отечественной войны купеческое наследие Ржева серьезно пострадало. Однако и в настоящее время некоторые из Немиловских домов, несмотря на то, что являются объектами культурного наследия, заброшены и находятся в аварийном состоянии.
Докладчик рассказала об истории возникновения и современном состоянии усадебных комплексов, построенных ржевскими купцами-старообрядцами Немиловыми.
Волга — уникальный памятник природы и истории
Научный сотрудник краеведческого музея г. Ржева В.Ю. Кузнецова рассказала об окрестностях реки Волги у города Ржева как уникальном памятнике природы и истории.
«Волга — крупнейшая река Европы, ее общая длина 3530 километров. В пределах Тверской области ее длина 685 километров. Ее исток находится на низинном болотце близ деревни Волговерховье. Вокруг родника образовался небольшой водоем, вытекающий из него ручеек имеет ширину около метра и глубину 15-20 см. С самых древних времен человек селился на верховьях Волги, поэтому неслучайно в ржевском Поволжье известно около 200 археологических памятников только каменного века. Сам Ржев лежит «при реках Волга и Холынка». Реки эти главней и старше самого города. Купечество охотно использовало возможности, которые им давало близкое расположение реки. Здесь через озера шли древние водные пути и на Новгород, и по Западной Двине, и до Каспия. И купцы торговали здесь активно, и пристани во Ржеве держали для своих торговых целей. В конце XVIII века таких «купецких пристаней» насчитывается 58, были по Волге и мельницы и даже лесопилки. Неслучайно здесь возникла и была построена каменная Никольская церковь, купцы молились Николе Чудотворцу, спасающему в дорогах и на водах», — рассказала В.Ю. Кузнецова.
Усадебные проблемы
С докладом «Проблемы и перспективы музеефикации и эксплуатации усадебных комплексов Торжокского района Тверской области» выступила Е.В. Рысенкова (Тверь, ТвГУ). Докладчик отметила, что усадебная тематика нескоро исчерпает себя. Большинство объектов культурного наследия имеет проблемы сохранения и эксплуатации. Существует несколько проблем музеефикации усадебных комплексов: неудовлетворительное состояние, отсутствие финансирования, отсутствие владельцев, недостаточная информированность населения о значении и ценности, удаленность усадебных комплексов.
В современной отечественной практике довольно редки случаи возрождения усадеб с дальнейшим их функционированием в качестве музейных, гостиничных и туристических комплексов.
Подводя итоги, участники конференции «Культурное наследие русской провинции» выдвинули ряд общих рекомендаций и конкретных предложений по сохранению и популяризации культурного наследия Старицы, которые будут переданы в администрацию Старицкого района Тверской области.
Фотографию зала опубликовали специально, чтобы сказать: конференция прошла при пустом зале? :)
Может и потому пустой, что сами хранительницы руской культуры в мини юбке или в мужских штанах, да и моя прическа в молодости превосходила иных по длине влас…
есть же «волость», «область», «пределъ» — отъкуду «провинция» в руском культурном наследии?