От редакции:
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинного Углича.
Смотреть онлайн →
Из Москвы с автовокзала Северные Ворота (м. Ховрино) через Углич регулярно ходят автобусы «Москва-Рыбинск». Также в Углич ходит прямой дневной автобус от м. Щелковская. Разного рода гостиниц в Угличе достаточно много, и цены на проживание вполне демократичные.
История города
Углич — один из древнейших городов на реке Волге, расположенный в 200 км к северо-востоку от Москвы и в 97 км к западу от областной столицы — Ярославля. Название получил, по всей вероятности, оттого, что Волга здесь делает угол. Местная летописная традиция приписывает основание города Угличе поле Яну Плесковитичу, то есть «псковичу», родственнику княгини Ольги. Годом основания города является 937 год. Вплоть до XIX века в городе существовала местность (ныне застроенная), носившая название «Яново поле». Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. Под этим годом летописец, описывая поход великого князя киевского Изяслава Мстиславича (конец 90-х годов XI/начало XII века — 1154 гг.), действовавшего в союзе с Ростиславом Смоленским (ок. 1107/1109 – 1167 гг.) и новгородцами, на князя суздальского Юрия Долгорукого (1090-е годы — 1157 г.), говорит: «Придоста к Кснятину и начаста городы его [Юрия] жечи и села… обаполь Волгы и поидоста оттоле на Углече поле, и оттуда на устье Мологи». В первые десятилетия своего существования Углич обычно упоминался под названием «Угличе поле». С 1218 года Углич являлся главным городом небольшого Угличского удельного княжества. В 1328 году князь Иван Данилович Калита (1288–1340 гг.) присоединил город к Москве. В период острого соперничества Москвы с Тверью за великокняжеский стол войска тверского князя Михаила (1271–1318 гг.) дважды осаждали пограничный Углич. В 1371 году город был взят и сожжен. В том же году митрополитом всея Руси Алексием (между 1292/1305 — 1378 гг.) был основан Успенский (позднее Алексеевский) монастырь. Московский князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) в 1375 году укрепил город, заново выстроив крепость.
В начале XIV века права на княжество были проданы московскому князю, и в дальнейшем оно выделялось в удел различным младшим князьям. В 1462-1492 годах здесь княжил Андрей Большой (1446–1493 гг.). Во время его правления город вырос, было построено несколько каменных зданий, а именно Покровский монастырь (разрушен во время строительства Угличской ГЭС) и палаты удельных князей из красного кирпича (сохранилась парадная часть). В 1492 году угличский князь был схвачен своим братом Иваном III Васильевичем (1440–1505 гг.) и заключен вместе с двумя сыновьями в один из переславских монастырей, где вскоре и умер. Большой пожар, случившийся в это время, довершил упадок города.
Около 1468 года город посетил русский путешественник, писатель, тверской купец Афанасий Никитин (ум. около 1475 г.), упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».
Во время правления Ивана IV (1530–1584 гг.) город был передан его младшему брату, Юрию (1532–1563 гг.). Зимой 1550–1551 годов в лесах под Угличем была построена деревянная крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге под осажденную Казань. Эта крепость послужила основанием города Свияжска. В 1565 году, когда царь Иван Васильевич разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошел в состав последней. После смерти царя в 1584 году его младший сын Димитрий (1582–1591 гг.) был отправлен с матерью Марией Нагой (1553–1611 гг.) в Углич. 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был обнаружен мертвым с перерезанным горлом во дворе дворца. В смерти Димитрия подозревали Бориса Годунова (1552–1605 гг.), который имел виды на царство. Угличане убили государственных дьяков Битяговского и Качалова, посчитав их виновными, разрушили приказную избу. За это в Угличе казнили около 200 человек. Колоколу, созвавшему горожан на восстание, отрезали язык и ухо, а затем его отправили в Сибирь. Сперва он висел в Тобольском кремле, а в настоящее время находится в Угличе. Мать царевича насильно постригли в монахини.
В 1601 году Углич с окрестностями был пожалован принцу Густаву (1568–1607 гг.), неудавшемуся жениху Ксении Годуновой (1582–1622 гг.). До разорения поляками во время Смуты, Углич, по словам летописцев, имел 3 собора, 150 приходов и церквей, 12 монастырей, до 17 000 тяглых дворов и около 40 000 жителей.
О разорении Углича Яном Сапегою в «Супоньевской летописи» говорится следующее: «Зде умыслих изчести всех убиенных окаянными папистами: во граде бысть убито разного звания 20 000 человек; священников, диаконов и церковнослужителей, по исчислении церквей, до 500 человек; сожжено и истреблено 10 мужских монастырей и 2 женских, а в оных 2 архимандрита, 8 игуменов и 2 игуменьи, монахов 500, дев чистых и жен более 500. Церквей разорено и сожжено 150, мирских домов до 12 000. Всего же, по исчислению убиенных, повешенных, потопленных и прочими смертями умученных, всякого звания, пола и возраста до 40 000, им же всем за веру Христову умершим подаст Господь вечную память и покой».
После разорения Углич поправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и от моровой язвы. По писцовым книгам (1674 г.), Углич разделялся на 3 части: крепость, или княжий город, земляной, или собственно город и стрелецкие слободы. Крепость была рубленая в 2 стены из тесаного соснового леса, покрыта тесом; около стены был ров, глубиной в 8 саженей и такой же ширины.
В 1674–1677 годах был отстроен в камне Воскресенский монастырь, в 1681 году храм Усекновения главы Иоанна Предотечи. В 1690 году был построен храм Рождества Иоанна Предотечи. В 1692 году был выстроен в камне на месте деревянной церкви храм Димитрия на крови.
После неудачного Нарвского сражения для литья новых пушек из Углича вывезли колокола общим весом 350 с лишним пудов (около 5,8 тонн). В 1719–1775 годах Углич был центром Углицкой провинции, в связи с чем был утвержден герб, «сочиненный» в герольд-конторе, основанной Петром I (1672–1725 гг.) и присвоенный городу 31 августа 1778 года. Описание герба: «В червленом поле образ убиенного царевича Димитрия Иоанновича».
В 1777 году Углич был назначен уездным городом Ярославского наместничества, переименованного в 1796 году в губернию. К концу XIX века Углич пришел в упадок, поскольку отсутствие железных дорог мешало реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, а Калязин и Кашин, в которых железная дорога была построена в 1890-е годы, оказались в более выгодном экономическом положении. На рубеже XVIII-XIX веков Углич лишился своих оборонительных сооружений, ставших функционально ненужными. Разобрали обветшавшую кремлевскую крепость, а позднее срыли земляной вал, защищавший посад. В это же время на центральных улицах города было построено немало каменных домов по «образцовым» проектам в стиле классицизм. Эти замечательные образцы классицистической российской архитектуры сохранились в Угличе зачастую без изменений и во многом определяют облик городской застройки старого города. 1921 года облик города был изменен большим пожаром. В 1939 году было создано Угличское водохранилище. В 1940 году построена тупиковая железнодорожная линия Калязин–Углич. В 1935-1950 годах построена Угличская ГЭС. В 1941 году Углич был объявлен прифронтовым городом, когда немецкие войска подошли к Калинину. В Углич эвакуировали детей блокадного Ленинграда.
Среди основных промышленных предприятий города: Угличский Часовой Завод «Звезда» — настенные и настольные часы под маркой «Михаил Москвин»; ЗАО «Угличский Завод Точного Машиностроения»; конструкторское бюро «КварцСенс»; сыродельный завод (широко известны «угличские» сыры); Угличский завод минеральной воды; ОАО «УгличХлеб»; биофабрика; ОАО «Угличский речной порт» и другие. Также в Угличе находится Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия. В городе регулярно проводятся различные фестивали, среди которых ежегодный спортивный фестиваль «Зимние забавы в Угличе», международный фестиваль фотографии «ФОТОПАРАД в Угличе», всероссийский велофестиваль «Угличская верста» и другие.
Угличский кремль
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей расположен в местном кремле: на двух этажах Палат угличских князей и в перестроенном помещении Богоявленского собора (XIX век). Полностью отреставрированная Церковь Димитрия на крови также относится к музею. Кроме этого, музею принадлежит здание бывшей Городской думы, где располагается фондохранилище. Угличский музей был открыт в 1892 году в присутствии великого князя Сергея Александровича (1857–1905 гг.). Музей размещался в отреставрированных палатах удельных князей. После революции 1917 года ряд церквей были переданы напрямую в ведение музея, избежав благодаря этому угрозы сноса. Накануне войны музей размещался в палатах, церкви Димитрия на крови и Спасо-Преображенском соборе.
Главная святыня угличского кремля — Палаты Андрея Большого или царевича Димитрия. Это дворец углицких удельных князей, построенный в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле.
От обширного деревянного дворца сохранилась только парадная престольная палата, сложенная из большемерного кирпича. Каменных палат в то время не было ни у кого из русских удельных князей, за исключением самого великого князя московского. Раскопки 1900 года показали, что в плане Угличский дворец мало отличался от дворца великокняжеского и состоял из анфилады помещений, вытянутых вдоль Волги параллельно северной стене кремля: «остатки половых настилов (кирпичного и из керамиковых плиток) позволяют установить, что дворец был на высоком каменном подклете, как во дворце Москвы. Главный вход в угличский дворец был в центре площади, где раскопками обнаружены «красные ворота» во внутренний замкнутый двор и остатки свода, поддерживавшего «красное крыльцо», позволявшее входить на верхнюю площадку дворца и в его парадные помещения прямо с площади. Тронная палата соединялась с этими помещениями переходами и имела своё красное крыльцо, по которому проходили в неё, минуя другие помещения дворца. Дворец князя был богато украшен снаружи, о чем свидетельствуют найденные в раскопках керамиковые балясины и изразцы. В окнах были слюдяные оконницы. Внутри важнейшие помещения дворца были расписаны фресками»[1].
В 1591 году во дворе палат был убит царевич Димитрий. В 1601–1605 годах палаты занимал шведский принц Густав Шведский, сведущий в фармацевтике и врачевании, из-за чего получил у невежественных горожан репутацию чернокнижника. Во время польской интервенции угличане тщетно искали защиты за кирпичными стенами собора. При Петре I дворцовые постройки были разобраны ради кирпича, необходимого для строительства новой соборной церкви. Лишь престольная палата уцелела, причем угличане безуспешно хлопотали в 1709 году об ее ремонте. В 1802 году ремонтные работы профинансировал угличский купец А.В. Кожевников. В связи с 300-летием гибели царевича Димитрия дума изыскала средства для реконструкции одной из главных достопримечательностей Углича и постановила разместить в ней музей.
Башнеобразное здание палаты, почти квадратное в плане, делится на три яруса. Нижний полуподвальный этаж, разделенный на два больших помещения, практически врос в землю. Над этим сводчатым подклетом — жилой этаж, разделенный на три комнаты. Верхний ярус представляет собой просторный бесстолпный зал с узкими окнами. От допетровской росписи здесь сохранился только образ Спаса Нерукотворного на южной стене. Именно в этот парадный зал ведет высокое наружное крыльцо. Изначально палата соединялась крытыми переходами с другими дворцовыми постройками и с городским собором. Снаружи здание оформлено довольно скупо, лишь в самом верхнем ярусе различимы пояски-бровки над окнами и полосы поребрика, имитирующие белокаменный декор. Как и остальные элементы здания, эти украшения не избежали «поновления» в конце XIX века.
У одной из стен Палат угличских князей 28 мая 2015 года был открыт памятник царевичу Димитрию. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и живописец, настоятель храма Михаила Архангела отец Рафаил. Высота памятника, отлитого из бронзы, 3 метра, вес — более 1,5 тонн. На невысоком пьедестале слова: «Димитрию царевичу убиенному».
Ныне в здании палат экспонируются артефакты XVII–XIX веков, включая изразцы, щиты, произведения деревянной пластики и декоративно-прикладного искусства.
Музей обладает богатой коллекцией провинциальных купеческих портретов XIX века, написанных в особой манере по заказам местного купечества. В собрании живописи XX века выделяются работы уроженца Углича, художника П. Д. Бучкина.
Церковь царевича Димитрия «на крови» была построена на месте гибели младшего сына Ивана IV — царевича Димитрия. Через пятнадцать лет после тех трагических событий, в 1606 году, Димитрий был канонизирован. Тогда на месте его гибели поставили деревянную часовню, а в 1630 году была построена деревянная шатровая церковь. Сооружение ныне существующего памятника началось между 1681–1683 гг.
Строительство велось на царские пожертвования, а с 1690 года перешло под покровительство княгини Анны Васильевны Черкасской, родственницы царицы Марии Нагой. В 1692 году каменный храм был закончен и освящен. Церковь царевича Димитрия — характерный образец декоративного «узорочного» стиля второй половины XVII века. Красный цвет (символизирующий пролитую кровь) в сочетании с белыми деталями и синими, усеянными золотыми звездами главами создает яркий и звучный красочный аккорд. В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Димитрия, а также расправу толпы над убийцами. Предполагается, что они выполнены артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.
Спасо-Преображенский собор на территории кремля был построен под руководством Григория Федорова в 1710-е годы на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века.
Здание построено на месте храма, воздвигнутого князем Андреем Большим одновременно с княжеским дворцом. Спасо-Преображенский собор представляет собой пятиглавый храм, выполненный одним объемом, без столпов. Южный фасад храма обращен к городу и характерен портиком в стиле классицизма, пристроенным в XIX веке. Отдельно стоящая колокольня была построена в 1730 году, южнее собора. Ее украшают часы современной работы, заменившие существовавшие ранее.
В юго-западной части кремля в 1813-1815 годах было выстроено здание Городских присутственных мест. С его постройкой в начале XIX века в период классицизма завершилось формирование кремлевского ансамбля. В здании помещались Городская Дума, Городовой магистрат, Цеховая управа, суд, Общественный банк, архивы, Уездное и приходское училища, зал для общественных собраний. Постройка выполнена по «образцовому» проекту Л. Руска и имеет два равнозначных фасада: северный обращен к собору, а южный играл важную роль в панораме торговой площади.
Городской быт
Одна из самых известных достопримечательностей Углича — Музей городского быта. Здание было построено во второй половине XIX века для гауптвахты стоявшего поблизости Полицейского Управления. Но вскоре последнее было упразднено, а в небольшом уютном домике расположилась чайная купца В.И. Кашинова.
С 1897 года городские власти передали этот дом под публичную библиотеку, первую в Угличе. В том же году здание было перестроено по проекту архитектора Казанского и получило новый фасад в неорусском стиле, модном в то время. Сверху на фасаде поставили большой круглый кокошник с мелкой деревянной резьбой, окна окружили резными наличниками, как в богатых крестьянских избах, по верху стен провели широкие карнизы. Вход в библиотеку был украшен крыльцом с крупным кружевным фронтоном. Организации и устройству библиотеки город обязан прежде всего городскому голове Н. Д. Евреинову, секретарю угличской городской управы В. Я. Смирнову, учителю угличского городского училища П.А. Kpитскомy, ставшему ее первым заведующим. В 1921 году библиотека сгорела, потеряв 75% книжного фонда. После того, как библиотеку перевели в другое здание, здесь размещались то жилые квартиры, то туристическое бюро. Здание обветшало, лишилось многих деталей, претерпело неудачные ремонты, исказившие вид. Наконец оно было отреставрировано и 1 октября 2004 года передано под Музей городского быта.
Казанская церковь
Хорошо видная к западу от кремля, стройная и высокая Казанская церковь была построена в 1778 году.
Храм в центре города, на главной торговой площади, существовал с древнейших времен. В прежние времена Торговая площадь состояла из трех: Хлебной, Сенной и Лесной. Первая деревянная церковь, построенная примерно в XIV–XV веке, была посвящена великомученику Георгию. В начале XVII века здесь уже значится храм «Страстной» иконы Пресвятой Богородицы с двумя приделами: великомученика Георгия и Михаила Малеина. В Смутное время, как и почти весь Углич, храм был сожжен, а когда город стал отстраиваться, на его месте поставили лавки торговцев. Только в 1638 году здесь снова была возведена деревянная церковь, на этот раз во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Построил ее по данному обету некий старец Варлаам. В церкви был главный престол — Казанский, и еще четыре: великомученика Георгия, Михаила Малеина, преподобной Евдокии и Алексия человека Божия. Новый храм, который стоит здесь и поныне, построен в конце XVIII века в стиле барокко. Здание храма двухэтажное, все устремленное ввысь. Высокая и стройная основная часть ориентирована вертикально; мало того, что она завершается двумя высокими узкими восьмериками и маленькой главкой на очень высоком и тонком барабане; вдобавок и окна четверика тоже высокие и узкие, а их наличники в стиле барокко только подчеркивают это. Трапезная, обычно длинная, здесь сделана короткой, тоже двухэтажной и высокой, поэтому она не нарушает стройности здания. Выше главы храма поднимается большая трехъярусная колокольня в стиле классицизм. Она была пристроена к церкви позже, после пожара 1793 года. Тогда старую колокольню пришлось разобрать, а на ее месте в 1807 году начали строить новую. Строительство затянулось, может быть, из-за войны с Наполеоном, и было окончено только к 1814 году. В 1921 году дотла выгорела вся Торговая площадь, а вместе с ней сильно пострадала и Казанская церковь — у нее выгорело внутреннее убранство, обрушилась колокольня. Ее восстановили, а церковь приписали к приходу соседней Успенской церкви. В 1935 году, в связи со строительством Угличской ГЭС, храм закрыли и передали здание в ведение строителей. Церковь использовали как водонапорную башню, склад, общежитие. В 2000 году храм снова был передан верующим, началась его реставрация.
Храм на берегу Волги
Церковь Флора и Лавра занимает видное панорамное место города. Она расположена на берегу Волги недалеко от причала, к которому пришвартовываются круизные теплоходы.
Церковь была построена в 1762 году. В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра. Но она, несомненно, существовала и раньше, так как числилась при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из кремля из-за недостатка места. Святые Флор и Лавр — покровители лошадей, из этого понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Улица, проходившая здесь, называлась Конюшенной. Именно по ней коней приводили к княжескому дворцу. Улица вела к восточным воротам кремля, которые назывались Флоровскими. Храм уцелел после бед и потрясений Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 года значится все та же церковь при конюшнях. В 1762 году ее заменили каменным храмом, построенным на средства прихожан, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона. До революции церковь упоминалась под названием либо Воскресенской, либо Воскресенско-Флоровской, и лишь в XX веке сменила имя и стала называться церковью Флора и Лавра. Построена церковь в лучших традициях устоявшейся угличской храмовой архитектуры: высокая, в три «света» (то есть с тремя горизонтальными рядами окон), с небольшими куполами на тонких барабанах. Окна обрамлены вытянутыми кверху наличниками в стиле барокко. К сожалению, до сегодняшних дней не сохранилась отдельно стоящая колокольня церкви. Также были полностью утеряны первоначальные интерьеры. Возрождение храма началось в 2000-х гг.
Монастырь на «Огневой» горе
Алексеевский монастырь в Угличе расположен у Каменного ручья на горе, которая в древности называлась «Огнева».
Монастырь был основан в 1371 году иноком Андрианом по инициативе митрополита Алексия. Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским, и только с 1439 года был назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен, и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков. После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I. В 1898 и 1901 годах в монастыре были выстроены две каменные часовни.
Воскресенский монастырь и храм Иоанна Предотечи
Воскресенский монастырь располагается на берегу Волги в Угличе. Дата основания монастыря неизвестна. Одна из версий основана на житии преподобного Паисия Угличского (после 1398 года — 1504 год) и связывает основание монастыря с пребыванием в Угличе 1 октября 1482 года на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря воскресенского архимандрита Нафанаила. По другой версии, это мог быть один из многих монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (ум. в 1285 году).
Сохранившиеся здания монастыря построены в 1674–1677 годах по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича (ок. 1607 — 1690 гг.), который принимал постриг в этом монастыре. Здания построены на новом месте, так как на старом месте происходило разрушение берега Троицкого ручья. Для украшения зданий впервые в Угличе использованы поливные зеленые изразцы, на которых изображены батальные и жанровые сцены, животные, эмблемы. Монастырь был упразднен в 1764 году, его здания служили приходскими церквями. Капитальная реставрация зданий монастыря была закончена в 1975 году, при этом потребовались серьезные работы по укреплению грунта под просевшими фундаментами.
Здание Воскресенского собора возвышается над остальными зданиями монастыря. К основному объему храма с севера и юга примыкают два придела, которые соединяются галереей, огибающей здание с запада. Западное крыльцо и лестница ведут на галерею и в храм. С юга галерея переходит в звонницу, которая соединяет собор с трапезной и церковью Одигитрии.
Рядом с Воскресенским монастырем располагается церковь Рождества Иоанна Предотечи, построенная в 1689–1690 гг. В конце XVI века на месте храма находились деревянные церкви Рождества святого Иоанна Предотечи и преподобного Симеона Столпника, Спаса Нерукотворного и Святых Мучеников Диомида и Мирона. В Смутное время они были разграблены и сожжены. Спустя немного времени их восстановили одними из немногих старых церквей города. По Писцовым книгам середины XVII века значится деревянная церковь Спаса Нерукотворного с приделом Симеона Столпника. При ней теплый с трапезной храм Иоанна Предотечи. Церковь была построена на личные средства богатого угличского купца Никифора Григорьевича Чеполосова в память о его шестилетнем сыне Иване (1657–1663 гг.), убитом приказчиком Рудаком.
В северном приделе храма в 1960-е годы реставраторы обнаружили нишу, где был захоронен мученик Иван Чеполосов. Храм пятиглавый бесстолпный, имеет приделы, трапезную и надвратную колокольню. Расположен на подклети. Богато декорирован изразцами. Особое изящество ему придает нарядная шатровая колокольня и крыльцо. Согласно первому варианту проекта Угличской ГЭС, здание церкви предполагалось разобрать, но ее художественная ценность была такова, что ради сохранения этого памятника даже в сталинское время пришлось перерабатывать проект и строить электростанцию выше по течению Волги.
Угличские усадьбы
Углич примечателен не только преданиями об убийствах детей, но и, например, старинными городскими деревянными и каменными домами. Рядом с Воскресенским монастырем расположены уникальные усадьбы XVIII–XIX вв., представляющие историко-архитектурную ценность.
Напротив обители располагается усадьба Зиминых. Здание было построено в конце XVIII века и принадлежало одному из богатейших семейств, ведущему историю своего рода с XVII века. Занимались они кожевенным делом, продажей холста, позже — продажей хлеба. Полотняные заводы и кожевенные мастерские Зиминых стояли на Яновом поле в Угличе. Известно, что Зимины торговали с заграничными купцами и занимались поставками в русскую армию.
До конца XIX века усадьба Зиминых являлась самым крупным зданием в Угличе. Это двухэтажный дом в одиннадцать окон по фасаду. Над центральной частью здания поднимается мезонин. Фасад очень внушителен: двухъярусный портик из боковых сдвоенных колонн и одинарных средних. Сейчас уже утеряны массивные колонны в нижнем ярусе, которые несли на себе огромный балкон с точеными балясинами. Углы дома обработаны рустом, а окна высоки. С задней стороны дом имеет небольшой двор и принимает П-образный план. На нижнем этаже здания были складские и служебные помещения. На втором этаже располагались просторные залы с высокими потолками. В свое время в народе здание получило название «Зимин двор». Во время визитов царствующих особ в Углич именно дому Зиминых выпадала честь принимать у себя почетных гостей. В 1876 году Зимины уехали в столицу, в Санкт-Петербург, и продали свое имение городу. Здесь расположилось уездное училище. В 1897 году городские власти передали северный флигель дома Зиминых дружине Угличского вольно-пожарного общества. В советские годы здание передали Угличскому педагогическому училищу под базовую школу. В начале 2000-х годов базовая школа перестала существовать. С этого момента дом Зиминых стал постепенно ветшать, он «оживает» лишь тогда, когда сюда приезжает очередная съемочная группа. Дом Зиминых фигурировал в фильме А. Балабанова «Морфий». Именно в нем расположилась уездная больница. В 2010 году дом использовался для съемок фильма «Молога — русская Атлантида».
Богоявленская обитель в Угличе
Богоявленский монастырь расположен в центре города Углича, на Ростовской улице. Монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией (1353–1407 гг.), женой Димитрия Донского.
Первоначально он располагался в северо-западной части Угличского кремля. В 1609 году монастырь был сожжен поляками, однако в 1620–1629 годах был отстроен заново. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, ввиду тесноты помещений монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (ныне Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда и в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора. Здание было построено в русско-византийском стиле, свойственном данной эпохе.
Постройка Смоленской церкви была закончена в 1700 году. Церковь имеет небольшие размеры. С северной и западной стороны к церкви пристроены придел, трапезная и галерея. На своде, перекрывающем церковь, находятся пять глав. Шатровая колокольня не сохранилась. На южном фасаде храма сохранились наличники. Выразителен западный фасад. Три арки подклетного этажа лишены украшений. Выше над междуэтажным поясом аркада второго этажа и декоративный карниз с фронтоном.
Храм Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы был заложен в 1805 году, а строительство храма завершилось в 1818 году. План церкви необычен: центральный объем со всех четырех сторон окружен полукружиями.
Величественная церковь на Сухих Прудах
Николосухопрудская церковь в Угличе расположена в квартале, ограниченном улицами: Опарина, 9-го января, Ленина и Февральской. До нашествия поляков и разорения Углича в 1609 году близ этой церкви был Прудицкий монастырь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь поляки монастырь разграбили и сожгли. На месте монастыря вскоре после завершения событий Смутного времени была построена деревянная приходская церковь с престолами святителя Николы, святых чудотворцев Козмы и Дамиана, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Затем, в 1735-1758 годах, ее сменил пятиглавый каменный храм с трехъярусной колокольней. Церковь имела каменную ограду, внутри были чугунные полы и лепной декор. Каменный храм пострадал от большого городского пожара 1822 года, но вскоре был восстановлен.
В середине XIX века была начата постепенная перестройка церкви. В 1855 году была завершена трапезная. В ней освятили два престола — с правой стороны находился придел во имя Знамения Пресвятой Богородицы, святителя Иоанна Златоуста и преподобного Макария Желтоводского. С левой стороны — во имя святителя Николы и святых бессребреников Козмы и Дамиана. В 1868-1881 годах осуществлены наиболее серьезные работы. Построена новая храмовая часть с главным престолом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Летняя церковь была построена «на церковно-кошельковую и жертвованную доброхотными дателями сумму в количестве 25 000 рублей». При этом известно, что большую часть средств на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Михаил Александрович Жаренов, долгое время бывший попечителем и старостой храма. Возможно, одновременно с летней церковью возведена и новая колокольня. В результате всех этих работ построен новый большой и внушительный храм.
Николосухопрудская церковь была выполнена в стиле эклектики. В ее облике гармонично сочетались элементы классического и русско-византийского стилей, придавая оригинальность, благородную изысканность архитектуре. Николосухопрудская церковь была закрыта в 1930 году, а далее последовали разорение и разрушение. Были уничтожены пятиглавие и колокольня. Несмотря на многолетние лишения, храм сохранил лепнину, белокаменные карнизы и капители, ярко выделяющиеся среди неприглядного окружения. Храм внушителен и даже без завершения продолжает доминировать над местностью.
Корсунская церковь и мученик Иоанн
Корсунская церковь стоит на северо-востоке города, у границы старого посада. Трехъярусная «нарышкинская» колокольня храма повторяет композицию сооруженной в тот же год кремлевской колокольни, аркатурный пояс, охватывающий верх храма, заимствован из Ростова Великого. Храм был построен в 1730 году.
На месте Корсунской церкви некогда был монастырь во имя Макария Египетского, разоренный поляками в 1609–1611 гг. После разорения монастыря на его месте была построена деревянная с трапезой церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Макария Египетского, а затем в 1730 году, на месте деревянной Покровской церкви, была устроена нынешняя каменная церковь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы с приделом Макария Египетского. В храме находятся мощи мученика Иоанна Чеполосова. Он родился 18 января 1657 в Угличе в семье состоятельного купца Никифора Григорьевича Чеполосова. Мальчик был «телом зело прекрасен, наипаче же духом страха Божия процветаше и укрепляшеся». Однажды он пошел к учителю грамоты и пропал. Его искали в Волге, на дорогах и в лесах, но нигде не нашли. Житие утверждает, что он был похищен доверенным слугой своего отца, приказчиком Рудаком, жителем селения Иерусалимского, находившегося недалеко от Углича, имевшим на его отца «злобственное, в сердце скрытое ухищрение». 16 дней тот держал его в погребе «с острыми колючками», а ночью выпускал и стегал конской плетью, принуждая отречься от родителей и назвать отцом его, но мальчик не соглашался. 5 июля 1663 года Рудак зарезал мальчика ножом, «двадесятью четырьмя ранами убиение нанесе, двадесять же пятою блаженного страдальца сквозь честную главу во ушеса пронзе». Тело убийца попытался скрыть на болоте. Нетленное тело Ивана через 8 дней нашли пастухи, но никому не удалось вынуть из головы убитого нож, однако уже после отпевания, когда к телу подошел Рудак, нож выпал сам собой, что было расценено как знак, что именно приказчик является убийцей. Но Иван, явившись во сне сначала матери, а потом одновременно обоим родителям, просил о помиловании Рудака, и того оставили живым. Утверждается, однако, что вскоре «он был живой изъеден червями». Похоронили мальчика 16 июля возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предотечи. Никифор Чеполосов начал строить в 1689 году в память о сыне каменную церковь Иоанна Предотечи, при строительстве которой и были обретены мощи святого, помещенные сначала в деревянную, а после в каменную церковь Иоанна Предотечи. Утверждается, что ни тело, ни одежда совершенно не пострадали. Появились первые свидетельства об исцеленных, но вскоре мощи, по указу митрополита, вызванному, согласно житию, борьбой со старообрядчеством (Иоанна крестили по старым книгам), были заложены под спудом в теплом пределе в стене трапезной в том же самом гробу. В начале XVIII века митрополитом Димитрием Ростовским (Туптало) было открыто дело по исследованию святости младенца Ивана. Однако в ходе исследования были установлены факты, что в житии мученика упоминается о двуперстном крестном знамении, сам мальчик был крещен священником, отказавшимся принять реформы патриарха Никона, а его родители находились под подозрением, как сочувствующие старообрядчеству, а жития младенца распространялись главным образом в среде старообрядцев. Видимо, по этой причине Дмитрий Ростовский отказался принять решение о почитании Иоанна Чеполосова, как святого. Нетленные мощи были замурованы в стене храма. Было воспрещено молитвенное пение мученику, вместо этого было дозволено совершать только заупокойное богослужение (панихиды) в день его Ангела — 25 июня и 10 апреля.
В 1970 году во время реставрации церкви были обретены мощи святого. Судмедэксперты подтвердили, что убийство произошло ударом в голову острым предметом. Почитание святого было официально восстановлено. В 1996 году мощи Ивана перенесли из музейных фондов во вновь открытую Корсунскую церковь, где они и находятся по настоящее время.
Хочется отметить, что туристический сервис Углича находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, гостиниц, мест для отдыха. А вот на территории местных монастырей, за исключением Богоявленского, попасть сложно, проходы перегорожены, идут ремонтные работы. Впрочем, в Богоявленском монастыре тоже продолжается ремонт, но проход тем не менее свободен. Вернуться из Углича в Москву проблематично, ходит только один прямой автобус, проходящие маршрутки нужно «ловить» по городу. Несмотря на неплохую сохранность городской застройки прошлых эпох, в Угличе немало заброшенных исторических зданий.
Фотографии автора
[1] Е. В. Михайловский. Углич. Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948. С. 14.
«а также расправу толпы над убийцами.» — недостойно повторять клеветы на наповинные жертвы толпы и верного преемника Иоанна Васильевича — Б.Годунове. Его династию постигла участь Рюриковичей от тех же «прозападных» сил. Срежессированные народные бунты позволили в Угличе скрыть все следы, указавающие на истинных убийц, в Москве — привести к власти самозванца.