Во время своего изучения старообрядчества Печорской земли республики Коми мне несколько раз удалось побывать в деревне Конецбор, где сегодня проживают потомки староверов Денисовых. В своих поездках я познакомилась с историей старообрядческой деревни и ее сегодняшним днем. А так как одно из моих путешествий в Конецбор состоялось накануне начала учебного года, то я и решила встретиться с деревенскими учителями и посетить местную школу. А уже через несколько дней мне предстояло отстаивать ее интересы в столице Коми, так как деревенское «королевство наук» печорские чиновники решили закрыть.
Знакомство со школой
Здание современной начальной школы деревни Конецбор открылось 10 лет назад, но до сих пор в деревне среди старинных домов выглядит как настоящий дворец.
Поразили меня чистота и уют, царившие и внутри школы. Молча разуваюсь у входа в деревенскую «страну знаний».
— Заметьте, мы не знали, что у нас сегодня будут гости, — признается Елена Мезенцева, учитель коми языка, краеведения и материально ответственное лицо начальной конецборской школы.
Первое помещение, куда мы попали в школе, — это просторный холл. Здесь, как я узнала, у деревенской детворы проходят уроки физкультуры и праздничные мероприятия. Стены холла не пустовали, их украшали различные тематические выставки, посвященные родной Печоре. С удовольствием в «Уголке для родителей» я познакомилась с победами школы в муниципальных, республиканских и даже российских конкурсах.
В учительской непривычно было увидеть всего один компьютер другого учителя школы Екатерины Истоминой. Заглянула я и в столовую, и как будто у мамы на кухне побывала.
Школа в те дни только готовилась ко встрече с ребятами. В двух классных кабинетах уже были разложены на партах разноцветные плакаты с поздравлениями, коробочки с рукодельем, баночки с бисером.
— У вас уже есть сценарий встречи Дня знаний? — поинтересовалась я.
— Наши ученики получили задание выучить стихотворения. В школе их в этот праздничный день будут встречать мы и родители с воздушными шарами, — приоткрывает завесу тайны Елена Васильевна. — Вместе с Екатериной Александровной мы разыграем сценку, главными персонажами которой станут ноутбук и учитель. Всех секретов раскрывать не будем. Но в торжественном мероприятии первого дня нового учебного года должны были найти отражение и 266-летие деревни Конецбор, и 10-летие здания современной школы, и предстоящий юбилей конецборской школы, ведь в следующем году она отметит свое 95-летие.
Трудности начала
Точная дата образования в Конецборе школы до сих пор не установлена. По рассказам старожилов деревни, в 1925-26 годах школа в деревне уже была, хотя самого здания школы еще и не существовало. Школьные классы размещались в домах староверов. А обучалась в них не только конецборская детвора, но и ребята из окрестных сел и деревень. По воспоминаниям Елизаветы Степановны Филипповой, в 1941-1943 годах в 5-7 классах они учились в доме Анны Егоровны Старцевой, Ирины Васильевны Денисовой, а уроки физкультуры проходили в доме Григория Ивановича Бажукова.
«Наша школа — это несколько частных домов, где всегда было темно и холодно», — вспоминал бывший ученик конецборской школы К. Бажуков. — Даже в солнечные весенние деньки в школе было темно и пахло сыростью»[1]. Из отчета о работе конецборской школы за 1946-47 учебный год я узнала о ее состоянии в послевоенное время. Школа также размещалась в неприспособленных крестьянских домах. 1, 2, 3 классы занимали всего одну комнату без коридора и раздевалки. 5, 6, 7 классы располагались в отдельном помещении, состоящем из трех небольших комнат. Коридоров и раздевалок не было. В среднем на каждого ученика приходится площади (всей) около 2 кв. метров. Учителя начальных классов находились в тех же классах и во время перемен. Из 38 парт 20 образца 1926 года почти развалились, но заменить их новыми возможности не было из-за недостатка средств. Хотя учителями с осени школа была укомплектована полностью. Но не было помещения для интерната. С осени приезжие занимали две комнаты, в которых помещались 18 человек и 6 квартир, в них проживали 16 человек[2].
Но несмотря на суровые условия обучения, только в 1-4 классах обучались в то время 39 ребят, потом из других школ прибыло еще 11 школьников, а в 5-7 классах тоже занимались около сорока человек. Позже семилетняя школа из Конецбора была переведена в другой населенный пункт, а в Конецборе осталась только начальная школа. Появилось со временем у детворы Припечорья новое деревянное здание школы в Конецборе, и в 60-х годах прошлого столетия его посещали 30 малышей. А в 2009 году торжественно была открыта современная модульная школа. За время существования образовательной организации ее окончили 43 ребенка, среди них четыре отличника. После учебы в Конецборе дети с 5 по 9 классы продолжают обучение в школе поселка Луговой Печорского района Коми (с проживанием в пришкольном интернате). В настоящее время школа деревни Конецбор является филиалом школы № 83 города Печоры.
На земле предков
С грустью я узнала, что сегодня в деревенской школе только две ученицы-второклассницы. Девочки из старинных конецборских фамилий. Их предки — старообрядцы из Новгорода, которые, в XVIII веке спасаясь от преследований властей, обрели на суровой Печорской земле свою вторую родину. Один из ярких его представителей, Василий Мезенцев, знаменит тем, что служил на флоте царской армии, на эскадренном броненосце «Наваринъ» и крейсере «Варяг». Приятно было сознавать, что конецборские ребятишки живут и учатся на земле своих предков. По словам Елены Мезенцевой, в следующем учебном году готовятся пойти в конецборскую школу еще двое учеников. И два учебных года минуют, прежде чем немного подрастут и тоже вольются в дружную школьную семью еще двое деревенских малышей.
Деревенские учителя
— А как так получилось, что ваша жизнь оказалась связана с маленькой деревенской школой? — поинтересовалась я у местных учителей.
Елена Мезенцева родилась в Конецборе и происходит она из рода старообрядцев Денисовых.
— Мои родители староверы, — рассказывает Елена Васильевна, и я тоже была крещена в старую веру.
С особой теплотой Елена Мезенцева вспоминала о своей глубоко верующей бабушке — Пелагее Егоровне.
«Бабушка была небольшого роста хрупкой женщиной, но, несмотря на это, она стойко вынесла все тяготы жизни. На ее долю выпала коллективизация, Великая Отечественная война и трудные послевоенные годы. Ей пришлось одной поднимать пятерых сыновей, ухаживать за престарелыми родителями мужа. Трудности не сломили ее, она оставалась доброй, жизнерадостной, заботливой и сердобольной бабушкой. Она очень любила своих внуков, принимала участие в их воспитании. Никогда не ругалась, а добрыми и ласковыми советами наставляла на верные поступки. В ее доме царили теплота и уют, всегда пахло выпечкой, на столе стояла крынка с молоком», — рассказывает о бабушке Елена Мезенцева на страницах книги «Моя родина — Конецбор».
«Думая о бабушке, мне хочется быть похожей на нее. Она много молилась, строго соблюдала посты и нас приучала жить по Божественным законам. Мы стараемся применять в нашей современной жизни ее советы и наставления. Спасибо Богу, что в нашей жизни был такой прекрасный человек!» — продолжаем беседовать с Еленой Васильевной.
А вот профессию Елена Васильевна выбрала благодаря своим школьным учителям.
— В подготовительном и 1 классе меня учила Елена Лукична Денисова. Она пользовалась большой любовью у детей и уважением у конецборцев. Стоит отметить, что меня в честь этого учителя даже назвали родители — Еленой. Елена Лукична и сказала мне, что я тоже буду учителем. А потом ее слова подтвердила и другая моя наставница — Зоя Степановна Денисова (Тарабукина). И действительно я окончила сыктывкарское педучилище №1, практику проходила в школе Конецбора. А по окончании училища получила направление потрудиться в Ижемском районе Коми, но не захотела там жить и работать. Только через 15 лет вернулась в родной Конецбор. И я счастлива, что мои сын и дочь в конецборской школе тоже учились у тех же учителей, что и я, преподавала у них и моя коллега Екатерина Истомина.
Екатерина Истомина, основной учитель деревенской школы, приехала в Конецбор в 1989 году из Помоздино Усть-Куломского района Коми.
«30 лет уже миновало с тех пор, как я вышла замуж за конецборского парня из семьи староверов, — делится Екатерина Александровна. — В начале у меня было сложности. Я ведь очень общительна, и родные мужа мне постоянно делали замечание». Екатерина Истомина родом из православной семьи. Она до сих пор хранит православные реликвии своих родных. Есть у нее помянник с именами усопших родственников. А еще во время нашей беседы Екатерина Александровна показала деревянную шкатулку, внутри которой оказался маленький огарочек, как оказалось, венчальной свечи ее бабушки — Мавры. А шкатулку сделал из осины брат бабушки более ста лет назад!
После переезда на родину мужа, в деревню Конецбор, дом в Помоздино пришлось со временем продать, но дорогие сердцу предметы в память о близких Екатерина Александровна все же взяла с собой.
Домашний музей
Чтобы увидеть домашний музей моей собеседницы, отправляюсь к ней в гости. Как только ступили на участок Екатерины Александровны, она начала из хозпостроек извлекать на свет старинные предметы быта и в считанные минуты площадку перед домом заполнили туеса, веретена, старые чемоданы, охотничьи лыжи.
— Эти теперь уже музейные экспонаты некогда служили моим предкам. А так как в наших помоздинских домах были большие погреба, то там эти вещи складировались и ждали своего часа, — рассказывает Екатерина Истомина. — Они дороги мне еще и потому, что многое из домашней утвари, представленной в моей коллекции, сделал из дерева мой двоюродный дед по материнской линии Александр Васильевич Игнатов.
На веранде дома Екатерины Александровны нас снова ждал сюрприз — коллекция самоваров, амбарных ключей, старинных подсвечников и керосиновых ламп. О каждом экспонате моя собеседница могла рассказывать часами.
— Один из самоваров появился в нашей семье, когда мама устроилась работать на лесоповал и смогла исполнить свою мечту — купить самовар, который просила меня сохранить. А медный самовар я выкупила у своего троюродного брата, — продолжаем беседовать с Екатериной Истоминой.
Велика и коллекция амбарных ключей моей собеседницы.
— На моей родине до сих пор строят как в старину такие амбары, которые стоят на четырех ножках. В таких строениях у нас хранят и спасают от мышей крупы, муку, — знакомит с историей экспонатов деревенская учительница.
Показала Екатерина Истомина и самую хрупкую керосиновую лампу из своей коллекции ламп и старинных подсвечников, которую она нашла в одном из старых домов Помоздино.
Радовало, что все эти «богатства» семьи Истоминых, хоть и не выставлены на всеобщее обозрение, но все же служат благородному делу просвещения маленьких конецборцев. Экспонаты домашнего музея Екатерины Истоминой — постоянные «участники» уроков коми языка и краеведения.
— Возможно, что выпускники нашей деревенской школы и не станут выдающимися учеными или писателями, но они растут людьми, любящими свою родину, бережно относящимися к ее истории, а это для нас, их наставников, самое главное, — подчеркнула Екатерина Александровна.
В планах у хозяек деревенского «королевства наук» было даже открытие при школе музея крестьянского быта. Но все эти надежды в один миг рухнули.
«Школу закрыли!»
Новость о том, что школа в Конецборе закрыта, Елена Васильевна мне сообщила уже по телефону. Это известие отозвалось болью и в моем сердце, так как я уже глубоко погрузилась в жизнь деревенской «страны знаний», а ее обитатели стали для меня уже родными людьми. Только 12 августа на собрании, которое состоялось в управлении образования Печорского района, исполняющая обязанности начальника управления Анна Капитонова и директор школы № 83 города Печоры Елена Филиппова сообщили Елене Мезенцевой и родителям одной из учениц о том, что деятельность школы приостановлена.
«Были предложены несколько вариантов решения проблемы, — рассказала «Русской вере» Елена Мезенцева. — В том числе, чтобы родители возили ребенка в школу № 83 города Печоры, но так как это 60 километров, то этот вариант сразу отпал; рассматривался и вопрос переезда семьи нашей ученицы в город и съема здесь жилья; еще один вариант, который был предложен администрацией школы № 83, — это учеба в школе поселка Лугового и проживание в пришкольном интернате. Но школа поселка Лугового и интернат принимают детей, начиная с 5 класса. Тогда было предложено перевести ребенка на индивидуальное обучение, как и родным другой нашей ученицы.
А вместо школы социокультурный центр
«В этом году мы не ожидали, что в конецборскую начальную школу придут дети, — объяснила автору сайта «Русская вера» руководитель администрации Печорского района Наталья Паншина. — Поэтому мы планировали совместно с министерством образования Коми закрытие школы и преобразование ее в социокультурный центр деревни Конецбор. В Конецборе нет фельдшерско-акушерского пункта, нет дома культуры (есть, но в плохом состоянии — прим. Н. П.), а у нас будет пустовать здание школы. К тому же здание школы закрыл Роспотребнадзор».
Если вопрос с детьми школьного возраста в Конецборе к началу нового учебного года решился — они в деревне появились (кстати сказать, семья одной из учениц пожелала из города Печоры, где снимала жилье, вернуться обратно, в родную деревню), то вопрос с закрытием школы Роспотребнадзором казался непреодолимой преградой.
«В начальной школе Конецбора нет спортивного зала; не хватает контейнерной площадки и раковин в классах. Если контейнерная площадка и раковины — это устранимые нарушения, то отсутствие спортзала, как вы понимаете, влечет за собой большое строительство», — пояснил ситуацию закрытия школы начальник управления образования Печорского района Александр Гулько.
«Конечно, строить спортзал для одного ребенка (двух — прим. Н. П.) не имеет смысла, — заявила руководитель администрации Печорского района Наталья Паншина. — Здесь нам еще надо найти Соломоново решение. Теперь школу мы не закрываем, не преобразуем, а дети пока будут обучаться на дому».
Жить в деревне здорово
На этом можно было бы в рассказе о школе в деревне староверов поставить точку. Но, побывав в деревне несколько раз, я обратила внимание на то, что в Конецборе активно строят дома молодые семьи с детьми.
Я поинтересовалась у местной жительницы деревни и одного из автора краеведческих сборников о Конецборе Лидии Кононовой, с чем связан такой интерес людей к глубинке Печорской земли?
«В Конецборе можно прожить исключительно дарами леса и реки — рыбалкой и охотой, сбором грибов и ягод», — объяснила Лидия Васильевна. И в этом я и сама смогла убедиться: погуляв полчаса в сосновом бору деревни, мне удалось собрать пакет белых грибов.
А кроме этого привлекает новых жителей в Конецбор и дивный сосновый бор деревни, и изумительный вид, открывающийся на величественную реку Печору и заснеженные вершины Приполярного Урала, и здание новой современной школы.
Рассматривая фотографии учеников школы деревни Конецбор разных лет, я видела, какими счастливыми выглядели ребята на праздничных линейках, уроках, занятиях в кружках. Размышляла и о том, почему этого счастья — учиться в школе, настоящей школе, должны быть лишены нынешние конецборские малыши? Оставалось несколько дней до начала нового учебного года, когда я связалась по телефону с исполняющей обязанности уполномоченного по правам ребенка в республике Коми Татьяной Козловой и в нескольких словах поведала ей уникальную историю старообрядческой деревни, предысторию закрытия в деревне школы и представила ее нынешних учениц, потомков старинных старообрядческих родов.
Причем же здесь Роспотребнадзор?
Татьяна Анатольевна начала свою проверку незамедлительно, о результатах которой рассказала и «Русской вере». Так, выяснилось, что Роспотребнадзор (Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Коми) начальную школу в деревне Конецбор не закрывал. А в июне нынешнего года по итогам проверки Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Печоре были выявлены нарушения требований СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в здании МОУ «СОШ № 8», расположенном по адресу: д. Конецбор, ул. Почтовая, д.29.
И в официальном ответе управления образования Печорского района министерству образования Коми, которое автору «Русской веры» передала и. о. детского омбудсмена, говорилось о том, что: «После устранения нарушений ребята смогут продолжить учебу в здании школы. Вопрос закрытия здания МОУ «СОШ № 83», расположенного по адресу: д. Конецбор, ул. Почтовая, д.29, не ставится». Но этот ответ противоречил тем комментариям, которые дали «Русской вере» печорские чиновники о том, что строительство спортзала для такого малого количества учеников невозможно.
Спортзал преткновения
«10 лет мы обходились без спортзала, проводили уроки физкультуры в холле школы и на улице, — комментирует ситуацию Елена Мезенцева. — Спортивный зал не был даже предусмотрен в проекте здания нашей школы. Когда же этот проект потребовался нам сейчас, то в администрации Печорского района заявили, что он утерян». Но как выяснила «Русская вера», точно такая же школа, как и в деревне Конецбор, была построена в селе Соколово Печорского района. «Да, у нас нет спортзала. И мы проводим уроки физкультуры в холле школы», — объяснила и.о. директора школы поселка Кожва, филиалом которого является школа села Соколово, Наталья Долгова.
А ларчик просто открывался
Ситуацию со спортзалом в школе деревни Конецбор прокомментировала «Русской вере» и.о. уполномоченного по правам ребенка в республике Коми Татьяна Козлова:
— У нас у большинства не только деревенских, но и городских школ нет спортзалов. Но есть места, оборудованные для проведения уроков физкультуры. Для выполнения этого предписания достаточно было предоставить документы, доказывающие, что такое место для проведения уроков физкультуры в школе Конецбора есть, ни о каком грандиозном строительстве не шло и речи!
В итоге на администрацию и управление образования Печорского района вышла руководитель управления Роспотребнадзора по республике Коми Людмила Глушкова и рекомендовала все нарушения, выявленные территориальным отделом управления, устранить, чтобы школа смогла вовремя открыть двери для своих учеников.
День знаний в Конецборе
Эта история с закрытием-открытием школы в деревне староверов Конецборе завершилась благополучно, и День знаний прошел для второклассниц в родной школе. А свой первый звонок в новом учебном году девочки дали вместе.
Ученицы исполнили песню о школе, а потом их поздравили учителя и родители.
А во второй день нового учебного года маленькая, но такая дружная школьная семья отправилась на экскурсию по Конецбору. Побывали жители местного «королевства наук» на вертолетной площадке, благодаря которой выжила деревня. Ведь когда не было еще дорог, связь с Конецбором осуществлялась по воздуху. А завершился праздник веселым пикником.
«Наш Конецбор растет, строится, и нам нужны и ФАП, и клуб, и школа!» — так кратко и емко подвела итог совместной работе по сохранению школы в деревне староверов Конецборе Елена Мезенцева.
Фото автора, Елены Мезенцевой и из книги «Конецбор: история и современность».
[1] Казакова С.А., Чубарук В.Ю., Шелкоплясова А.К. Конецбор: история и современность. Печора, 2011. С. 204.
[2] Там же. С. 201.
«Наш Конецбор растет, строится, и нам нужны и ФАП, и клуб, и школа!» — а Вера где?
Огромное спасибо тебе, Наташа, за выстраданный итог — в полном смысле этого слова, твоей работы. Терпение горько. но его плод сладок (Жан Жак Руссо). Отдельная благодарность сайту «Русская вера» за оказанное содействие в решении проблемы, свести ее к более простой задаче!
Дело стоит труда (Цицерон). Практические результаты налицо. Нет ничего радостнее победы!