От редакции: летом на сайте Правмир.ру вышла статья прихожанки храма РПЦ Софьи Стебловской, рассказывающая о сложностях во взаимоотношениях членов общины с настоятелем. Однако тема эта очень актуальна и для большинства старообрядческих приходов. Действительно, сегодня в Церкви соседствуют несколько видов общения настоятеля прихода с паствой — от уважительно-бережного до «смиряющего гордыню». И если взрослый человек с опытом церковной жизни легче справится с этой ситуацией, то для ребенка или человека, начинающего свой путь, это может быть непросто. Мы решили полностью опубликовать статью Софьи Стебловской об осмыслении такого опыта с комментариями на эту проблему старообрядческих священников.
***
Туманным ноябрьским утром я шла с коляской по пустой улице. Рядом со мной шла 8-летняя дочка и рыдала в голос: «Никогда больше в твою церковь дурацкую не пойду! Не пойду! Никогда!» Она размазывала слезы и голосила почем зря, не сдерживаясь. Ее впервые в жизни не допустили к Причастию, причем довольно грубо, едва не оттолкнув от Чаши.
После рождения младшего нам стало очень трудно добираться в храм в центре города, куда мы регулярно ходили. Пришлось найти храм поближе. Милый спальный район, волею судеб ставший новым центром Новой Москвы. Старинная церковь, в прошлом сельская, века полтора назад полностью удовлетворявшая нужды села, а теперь не способная вместить всех чающих района, жителей в котором больше, чем в среднем российском городе.
Служит в ней монах, отец N. В общении с прихожанами практикует суровость, называя ее «апостольской простотой». Придерживается домостроевского гуманитарного стандарта — то есть не сомневается во вторичности женщин и пользе физических наказаний для детей.
«Твое дело — на кухне сковородками греметь, а рассуждать не надо!» — наставил он как-то раз мою знакомую.
Мое знакомство с ним много лет назад началось с его первого вопроса на исповеди:
— Захожанка, что ли?
Чувствуя себя пригвожденной к позорному столбу духовным диагнозом, я пыталась найти ответ, но он спросил следующее:
— Верующая вообще?
Этот вопрос меня вообще парализовал.
— Гордая, что ли? Гордыню надо выбивать!
Итогом с пользой проведенного вечера были рыдания дома — но не от осознаний той бездны, над которой я стою, а от чувства униженности и растоптанности. Супруг рвался пойти и поговорить с пастырем «по-мужски». За 15 лет жизни в районе я узнала о многих подобных случаях от людей, с которыми близко общалась: соседи, родители с детской площадки, врач из поликлиники, воспитатель детского сада. Роднило истории то, что люди оставались с ощущением опустошенности и обиженности. Некоторые даже ездили в Чистый переулок, но им сказали, что такой уж он, отец N, его уже не переделаешь.
Прелестный младенец не был допущен к Причастию, потому что позволил себе зайтись плачем. А это, как известно, явный признак того, что «в дите сидят бесы», о чем и было объявлено родителям. Родители, которые «вздумали» назвать дитя не по святцам, были отчитаны до слез. Сестре, которая хотела отпеть своего душевнобольного брата, было доходчиво объяснено, что душевнобольные люди — плод неправедного рода, и надо больше молиться о упокоении предков, а не отпевать бесноватых. И тому подобное.
Приняв решение пойти в церковь с детьми, я надеялась избежать контакта с зорким пастырем. Накануне в субботу вечером мы с дочкой исповедовались — «как порядочные», как называет это моя воцерковленная знакомая, то есть не в воскресенье перед Литургией, наскоком вклинившись с младенцем в дисциплинированную очередь, часто полуформально и наспех. А с чувством, с толком, с расстановкой, после субботней вечерней службы. И конечно, не отцу N, а другому священнику.
Сердобольный клирик посоветовал прийти на раннюю Литургию, часам эдак к 7. Почему? Потому что на ранней Литургии не будет N, который никогда не пропустит таких отступников, как непостящиеся кормящие женщины. Учитывая, что ночь моя была разбавлена коликами и прочими младенческими спецэффектами, следование совету оказалось мне не по зубам.
Мы пришли на позднюю Литургию, и я понимала, что пытаться попасть к Причастию мне — гиблое дело! Отец N лично фильтрует тех, кого исповедовал накануне не он.
— У меня дети с 4 лет исповедуются и говеют! А ты не можешь? — пророкотал он молодой женщине с малышом, которой я сочувствовала всем сердцем.
Единственным причастившимся из семьи в тот день оказался 5-месячный младенец Вася. Дочка подошла ко мне, зареванная и расстроенная — невычитанное последование отец N простить не смог.
А дальше — мы шли по пустой воскресной улице…
Мне пришлось провести много бесед, приобщить к ситуации чутких крестных, знакомых священников и проявить чудеса такта, прежде чем она снова согласилась пойти на исповедь. И вообще в церковь. В церковь в центре, куда мы ходили прежде.
***
На самой первой исповеди я назвала батюшку «святой отец».
— Святой отец — в западных сериалах, «Просто Марию», наверное, в детстве смотрела, — сказал он мне с улыбкой. — А я отец Анатолий.
Я не знала, что перед исповедью надо читать каноны, а перед причастием — последование. Накануне я трескала торт в гостях у подруги. Утром напилась кофе. В сам момент исповеди на мне не было крестика. На излюбленный вопрос отца N — «Верующая ли ты?» — я, скорее всего, ответила бы отрицательно. Мне было незнакомо слово «кафизма».
Но я несла с собой ужас и отчаяние, с которыми рано или поздно сталкивается каждый молодой человек, встречаясь со смертью близких и конечностью жизни — «видех бо во гробе брата своего безславна и безобразна»; я была переполнена ощущением бессмысленности мелькающей картинки; я хотела, чтобы мне сказали, что есть куда и зачем жить. И я говорила об этом…
…помози ми яко немощну, окорми мя яко странна…
И батюшка из маленькой сельской подмосковной церкви слушал и слышал. И допустил меня к Причастию, первому в жизни. Должен был он так поступать по справедливости? — Конечно, нет. Но где, как говорится, были бы мы все, если бы с нами всегда поступали по справедливости?
Я боюсь помыслить, что было бы со мной, если бы первым моим исповедником был отец N. Вполне вероятно, что знакомством с ним мои поиски и закончились бы. И мне больно думать, что кто-то молодой, страдающий и неискушенный прошел через такой опыт. На сайте церкви есть фото отца N, грозного как Саваоф, разящего как «Спас Ярое око», и его высказывание: «Человек! Ты рожден для Вечности!»
Да, конечно. Но в вечность не попадешь, минуя земную жизнь. Только транзитом — со всеми этими усталостями, болячками, маститами, мигренями, недосыпами. А значит, и усталость матери, и недосып отца, и вот эти все «труды многотрудныя плоти» — тоже важны, их надо видеть и признавать. И если женщина с младенцем дотащилась по слякоти под осенним дождем, надо ли ее казнить, как вора-рецидивиста, за то, что она не постилась три положенных дня? Милость или справедливость?
Если 8-летний ребенок не умеет еще самостоятельно вычитывать большой массив Последования ко святому Причастию — стоит ли его отгонять, как забредшую в огород козу? Справедливость или милость? У меня нет ответов на эти вопросы.
Учителя, психологи, врачи и, конечно, священники — это те профессии, представителям которых дана локальная ситуативная власть над человеком. И от того, как поведет себя учитель или священник, зависит порой судьба человека.
Огромный разрыв между современными гуманистическими стандартами и практиками общения многих священников с паствой — отдельная широкая волнующая тема. Разница между социальным и психологическим обликом человека ХХI века и человека традиционного, к которому часто апеллирует Церковь, — безграничное море.
Но главное в этой нередкой истории — то состояние, в каком оказывается человек и из которого ему приходится выбираться.
Справедливости ради скажу, что у батюшки есть и фанаты. Вот, например, В. В., женщина пенсионного возраста — добрейший и милейший человек, бывшая детсадовская воспитательница моей дочки, абсолютная Арина Родионовна, любимица всех окрестных детей. Она и на пенсии, выгуливая внуков, продолжает зорко следить и дарить своим вниманием всех детей на ледяной горке или на площадке — потому что можно увести человека из сада, но нельзя вывести сад из человека.
— Да, батюшка у нас строгий! Нравится мне — со мной так и надо, я ж себя знаю! Как крапивой отхлещет, родимый! И прямо хорошо!
Я начинаю прикидывать, за что можно было б отхлестать В. В., и понимаю, что меня тогда вообще можно предать анафеме… В. В., буду честна, не одинока. Да и вообще, приход довольно сплоченный. А значит, не все так просто. И отец N тоже кому-то приходится по мерке. И вообще, дай ему Бог здоровья, конечно. Но со мной так не надо.
Источник: pravmir.ru
Комментарий редакции «Русской веры»:
Когда новообращенный человек начинает ходить в храм, то всё ему кажется прекрасным, возвышенным и чистым: стройное богослужение, благообразный настоятель, добросердечные, практически святые, члены общины. Однако со временем светлые впечатления первой радости от знакомства с церковной жизнью тают. Оказывается, что в земной церкви далеко не все святые. А сама она — не рай на земле, а всего лишь лечебница страстей человеческих. Чем больше человек воцерковляется, тем больше он встречает разного рода искушений, как объективного, так и субъективного характера. В такой ситуации особое значение приобретает личность настоятеля. Какое внимание он проявит к каждому члену общины? Хватит ли у него пастырской мудрости, чтобы не «наложить бремена неудобоносимые»? Добросовестно ли воспользуется пастырской властью? Проблема взаимоотношения с настоятелем храма актуальна практически для всех христианских конфессий. Но если, скажем, чадо РПЦ может легко сменить храм, настоятель которого не смог или не захотел найти общего языка, то в старообрядческих согласиях это сделать весьма непросто: расстояние до другого ближайшего прихода может достигать десятки и сотни километров. Какими могут быть пути решения сложностей, возникающих во взаимоотношениях между настоятелями и прихожанами, рассуждают старообрядческие священники.
***
Иерей Глеб Бобков, настоятель храма РПсЦ в х. Новонекрасовский Краснодарского края:
Да, случаются ситуации, когда пастыри словесных овец ведут себя по отношению к прихожанам как самые простые и грубые деревенские пастухи со своими баранами и овцами.
Люди идут в храм, к Богу, с раскрытой душой, а им в эту открытую душу гадят «строгие ревнители», делая пусть и формально правильные, но оскорбительные и обидные замечания. Тяжело и больно слышать об алчных, порочных, грубых священнослужителях.
Из Святого Евангелия мы знаем слова Спасителя: «Грядущего ко мне не изжену вон». Только вот частенько случается, что мы, священнослужители, общаясь с людьми, забываем эти евангельские слова.
Для исправления ситуации есть довольно резкий ответ: «А вот воспитайте своего сына и отправьте его служить священником — будет вам идеальный пастырь!» Но это крайность… А на самом деле все мы, и священники в том числе, люди разные. Обязанность священника — общение с людьми, их поддержка, их развитие и духовный рост. Бывают ситуации, когда священник впадает в соблазн старчества, относится к прихожанам как к монахам или солдатам, требуя от них безусловного исполнения его требований как в духовной, так и в плотской жизни. Бывают и другие ситуации, когда священник всем пытается угодить и падает вместе со своими прихожанами в бездну вседозволенности.
Один новообрядческий священник допустил сравнение священника с официантом — от него не зависит, какого качества будет пища, но он может подсказать, чего заказать, и от его работы зависит, придёт ли этот человек ещё раз.
Христианская жизнь, и тем более в общине, не может быть дорóгой с односторонним движением. То есть и прихожане, и священник должны двигаться навстречу друг другу. Не просто так ведь Апостол Павел в послании к Галатом написал: «Аще и прежде человек впадет в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости, блюдыи себе, да не и ты искушен будеши». А зачастую бывает, что священник считает, что есть два мнения: его и неправильное. И один ответ на всё: «Имейте больше смирения!» А на самом деле — просто мало любви и зачастую воспитания.
Один наш старообрядческий священник в ответ на многочисленные вопросы прихожан просто ответил: «Да как вы меня достали своими вопросами!» Поп просто думает, что духовная жизнь может быть только такова, какой он сам её видит. А на самом-то деле каждый из нас постоянно меняется, становятся другими вкусы, интересы и запросы, и Бога мы ищем и видим по-другому. И дело в том, что, приходя в Церковь, мы идём к Богу, и начинается наш духовный рост. И как любое изменение, этот рост совсем необязательно будет комфортным. Поп такой «подобострастный нам» человек, и точно также может «сморозить» нелепость и глупость по совсем разным причинам. Не стоит очаровываться, чтобы не разочаровываться потом.
В Святом Евангелии Христос четко дал определение, как узнают христиан: «по любви между собою». И ежели у попа нет любви — зачем к нему идти? Чему он научит? «Заставь дурака Богу молиться — он лоб расшибёт!»
Но вот ещё в чем дело. Вы ведь знаете, что в Церковь приходят люди грешные, осознавшие свои падения, и свой опыт духовной борьбы они передают и людям. Священнику Н., допустим, в борьбе со своими страстями и грехами помогла строгость, он эту строгость и изливает на всех, и кому-то это нравится. А другой — более внимательный, третий — больше прощает и мягок при общении, и так далее. В конце концов, даже среди 12 апостолов, выбранных самим Христом, один предал, а другой отрёкся.
А как поправить дело? Надо начать с себя! Вести себя так, чтобы люди, смотря на нас, видели, что вы Христов ученик, — по вашей любви, внимательности и отзывчивости. И, глядя на вас, даже попы будут вам возвращать то, что вы даёте людям и миру — отзывчивость, внимательность, и самое главное — Любовь!
***
Иоанн Курбацкий, настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге:
Проблема, описанная в статье Софьи Стебловской, актуальна и для старообрядцев. В некоторых случаях она стоит даже острее, учитывая значительно меньшее по сравнению с РПЦ количество храмов и священников. Иной раз возможности поменять приход почти нет: другой храм находится в сотнях километров.
Как быть?
С одной стороны, в святоотеческой литературе много написано о неосуждении священников, о необходимости претерпевать скорби и пить горькое лекарство поношений и уничижений. И создаётся впечатление, что люди всегда, в любой ситуации должны «смиряться» и молчать. С другой стороны, если священника не контролировать и не указывать ему на его недостатки, это ещё больше обострит и усугубит проблему как в конкретной общине, так и в Церкви в целом. Это будет губительно и для самого священника.
Рассмотрим эти тезисы подробнее.
Советы смиряться и не осуждать священников верны, но требуют определенного уровня духовной зрелости. Зачастую эти советы давались монахам, которые «доросли» до того, чтобы оставить мир и жить в послушании. Современные же люди настолько духовно слабы, что им не по силам перенести грубость и унижение достоинства — это просто навсегда оттолкнет их от Церкви. Об этом совершенно справедливо говорится в статье. Однако можно не осуждать священника и не ругать его «за глаза», а мудро и кротко указать ему на его ошибки. Это проявление подлинной любви. На самом деле плох тот поп, который неспособен это оценить и понять. Во всяком случае, если люди перестанут ходить в храм к такому попу, то он это быстро ощутит на себе и своем бюджете. А тогда, можно надеяться, он что-то поменяет в своем поведении.
Кроме того, пассивная позиция мирян немало способствует тому, что священник легко поддается соблазну вести себя с людьми по принципу «я — начальник, ты — дурак». Священник действительно поучает с амвона народ и облечен определенной властью «вязать и решать». Нередко с годами это приводит его самого к иллюзии, что он всегда прав. Многим из нас приходилось встречать батюшек, которые вещают как истина последней инстанции, не терпят возражений и уж тем более критики в свой адрес, не анализируют плоды своего пастырства и нисколько не переживают об отпадении людей от Церкви из-за проявленной к ним грубости и немилосердия. Всегда можно оправдаться тем, что и от Христа уходили, а раз кто-то ушел, значит, был недостоин. Но и следующих слов Спасителя: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6) никто не отменял.
В этой связи нам очень важно твердо держаться принципа выборности священства, заложенного ещё в апостольские времена. И поныне хорошими священниками часто становятся те из них, которые были избраны общиной из своей среды. Прихожане видели его рост и становление, его характер и манеру общения с людьми, усердие и отношение к служению. Замечательно, когда люди видят печать священства на человеке ещё до его рукоположения. И вот когда священник плоть от плоти своей общины, тогда о такой общине можно сказать, перефразируя известную поговорку: каков приход, таков и поп.
Бывает, что некто является кандидатом во священники, канонических препятствий к его хиротонии нет, но он не умеет общаться с людьми, не любит их. Это признак профнепригодности. И если таковой всё же станет попом, то горе и ему и его пастве.
Кстати говоря, люди должны оставаться людьми, а не просто неразумной «паствой». Слава Богу, в старообрядчестве нет разделения на учащую и учимую Церковь. Нам, всем верующим во Христа, Бог дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Да, служение у нас (священников и мирян) разное, но мы — члены друг другу и у нас одна глава — Исус Христос. Если об этом помнить, то всё становится на свои места. И тогда люди могут открыто высказывать священнику свои нарекания, а священник их услышит и исправится. Если же нет, то надо обращаться к архиерею. О подобных примерах горестно слышать, но при этом отрадно, когда вопрос решается положительно.
Важно только действовать не по страсти, а из желания спасения наших душ и пользы Церкви Христовой.
Далее, самому священнику нельзя «отрываться от народа». Надо уметь слушать и слышать, рефлексировать, уметь честно относиться к себе и критике со стороны, работать над собой. Это сложно. Но это единственный путь.
Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Истина; всё что вы делаете тайно то для Господа явно.
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Сложное оно это христианство. Туго дается свобода, дарованная Христом. Поэтому одни неправильно от нее шарахаются в сторону земных старцев-командиров и владык, а другие наоборот уходят в отрыв, считая «все мне позволено». Две крайности.
А надо как сложнее всего, нащупывать золотую середину. Как бы и в гомосеки не угодить, и под поповский гнёт не влезть.
Думается, что проблема взаимного непонимания со священником, служащим в ближайшем к дому храме, возникала и еще будет не раз возникать у большинства верующих. Я считаю, что в этом случае каждый человек должен честно проанализировать ситуацию и ответить на такие вопросы: «Полезно ли для моей души смириться с тем, что постоянно или периодически, при посещении храма, причиняет душевный разлад и даже боль? Уверен ли я, что эта ситуация (порой, длящаяся годами) для меня духовно-поучительная и послана мне для духовного развития и положительного опыта совершенствования? Действительно ли терпение в данном случае приведет к спасению души»? Ну и, наконец, на такой вопрос: «Священник данного прихода – это действительно достойный человек, чтобы мне доверить ему свою волю? Кто будет отвечать, если оба в яму попадем?» (У святых отцов много говорилось про отсечение своей воли и абсолютное послушание, но говорилось про совершенно определенные ситуации. Человек, отринувшийся от всего мирского, удаляется в пустыню. У него есть авва – это не случайный начальник, которого ему прислали. Это не как архиерей на приход прислал нового священника, и никто не выбирал довериться этому священнику, но это единственный храм в городе. Ситуация другая – в том, что касается свободы того, кому и в какой мере свою волю можно доверить).
В случае положительного ответа на все вопросы проблема решена: я смиряюсь и всем довольствуюсь.
В случае же сильного сомнения или явных отрицательных ответов проблему надо решать, и решать ее нужно индивидуально. Можно сделать несколько попыток разъяснить противоречия и, говоря мирским языком, наладить отношения с местным священником. Если не получилось – следующим этапом будет поиск другой общины. Вполне возможен и переезд в другую местность для целой семьи ради налаживания церковной жизни. Главное, верить и искать, и Господь, видя благие намерения, обязательно поможет. Лишь бы намерения были благие, а именно стремление к духовному развитию и пользе для души и обязательно ее спасению.
Ну и самое главное. Надо понимать, что на каждом жизненном этапе у любого человека всегда разный уровень сознания и оценки окружающего. Скорее всего, плохих общин/плохих священников нет, просто то, что для одного человека сегодня представляет восторг и душевную радость, для другого неприемлемо и причиняет лишь душевный разлад. Однако для такого обязательно есть община, которая его ждет и где он будет нужен. Дай Господи всем и каждому обрести свою Общину!
> Вполне возможен и переезд в другую местность для целой
> семьи ради налаживания церковной жизни.
Как-то очень радикально. Особенно если потом в налаженном месте по назависимым причинам сменится конфигурация священства на приходе, жизнь разладится — и снова преезд?
Церковная составляющая очень важная для некоторых семей. Ведь ради работы люди легко меняют регион — так и тут. Поменяться, конечно, может (хотя в старообрядчестве, как правило, священник на приходе меняется только с естественной кончиной), но ведь и переезд совершается после глубокого знакомства с личностью священника.
> для одного человека сегодня представляет восторг и
> душевную радость, для другого неприемлемо и
> причиняет лишь душевный разлад
Я уверен немало тех кому просто необходимы те же попы ткачевы и смирновы которые бы жестко рулили без лишних церемоний, а не перекладывали свои пастырские обязанности повелевать и командовать на рассуждение и личный выбор пасомого. У жертв подобной педагогики даже термины есть на это особые: «батюшка меня так смирил, так смирил… через два дня глаз открылся» ))))))
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
В моей жизни тоже повстречался однажды старообрядческий священник, который причинил столько боли, что я не могла поверить в возможность такой ситуации. Он, к счастью, не был моим духовником.
> Слава Богу, в старообрядчестве нет разделения на учащую
> и учимую Церковь.
Есть ли это разделение в новообрядчестве и если есть, то как оно проявляется? Интересно на конкретных кейсах рассмотреть. Читал неоднократно про это разделение, но честно говоря не ощущал — ни в ново, ни в старообрядчестве.