5 сентября 2019 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «Сказание о Нерукотворном образе. Икона XVI века из собрания Константина Воронина». Впервые была представлена широкому зрителю неизвестная ранее икона середины XVI века «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания К.В. Воронина.
Этот большой храмовый образ отличает интересная сюжетная композиция. В ее центре представлены Нерукотворный образ Христа и сцена оплакивания распятого Спасителя. Эти изображения связаны с богослужениями Страстной Седмицы и отражают идею торжества Христа над смертью. Их сочетание в иконах получило распространение в XVI – XVII веках. В 14-ти клеймах рамы, окружающей средник, проиллюстрированы эпизоды Сказания о происхождении и чудесах Нерукотворного образа, почитающегося Церковью в качестве первой иконы, созданной самим Христом. Это самый ранний известный пример изображения текста Сказания в древнерусском искусстве. Художник последовательно представил историю образа, принесенного правителю Эдессы Авгарю апостолами Лукой и Фаддеем, а в 944 году торжественно доставленного в столицу Византии Константинополь.
Икона отражает характерное для эпохи Иоанна IV стремление к собиранию и иллюстрированию многочисленных текстов, посвященных житиям святых и истории христианских реликвий. Характер живописи позволяет связать происхождение иконы с Ярославлем — древним поволжским городом, художественная жизнь которого активизировалась в XVI столетии.
В ходе презентации выставки с приветственным словом выступила заместитель директора по развитию Светлана Николаевна Липатова. Она обратила внимание на уникальность данной выставки и отметила, что в настоящее время готовится к изданию каталог, посвященный иконе «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе».
Затем с приветственным словом к собравшимся обратился куратор выставки — научный сотрудник отдела научных исследований и каталогизации Алексей Леонидович Гульманов. Он отметил, что представленная икона уникальна и по своему содержанию и по своей судьбе.
«Нерукотворный образ Исуса Христа — одна из важнейших христианских реликвий, о которой упоминается в сочинениях церковных историков древности. История Спаса Нерукотворного связана с исцелением Авгаря — царя города Эдессы в Малой Азии (современная Турция). Тяжело больной правитель, услышав о Христе, отправил к нему посланника с просьбой прийти и исцелить его. В ответ Исус прислал царю свое изображение, чудесно отобразившееся на плате, которым он отер лицо после омовения, и Авгарь исцелился от прикосновения к этому образу. После Вознесения Христа царь и его поданные приняли крещение от апостола Фаддея. Нерукотворный образ хранился в Эдессе до 944 года, когда его выкупил византийский император Роман I Лакапин и перенес в столицу империи Константинополь. Это событие отмечается Церковью 16 (29) августа. После разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году судьба святыни неизвестна», — рассказал А.Л. Гульманов.
Куратор рассказал, что помимо Повести императора Константина VII Багрянородного в Древней Руси уже с ранних времен существовали собственные версии рассказа о Нерукотворном образе, отличающиеся рядом важных деталей. Одна из таких редакций послужила литературной основой для сюжетных клейм иконы из собрания К.В. Воронина. В этом тексте в качестве посланника Авгаря выступает не его слуга Анания, а художник Лука, отождествленный с одноименным апостолом и евангелистом. Получив от Христа Нерукотворный образ, он вместе с апостолом Фаддеем отнес его в Эдессу к Авгарю. Повесть также рассказывает о двух других Нерукотворных образах, возникших на черепице от соприкосновения с чудотворным платом. Первый из них появился по пути в Эдессу близ города Иераполиса, когда апостолы спрятали плат на ночь в сложенной на земле черепице. Этот сюжет подробно изображен на представленной иконе. Второй такой же образ возник позднее, когда епископ Эдессы был вынужден спрятать плат от пришедших к власти язычников. Он закрыл висевший над городскими воротами образ черепицей. Однако на иконе из собрания К.В. Воронина возникновение второго образа на черепице не представлено. Композиция средника иконы воспроизводит иконографию, впервые появившуюся в XIV веке и получившую распространение во второй половине XVI столетия: Нерукотворный образ объединен от сценой оплакивания распятого Христа, называемой «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе» (слова из богослужения Страстной Седмицы перед Пасхой). Вмести с Богородицей Спасителя оплакивают апостол Иоанн Богослов, Мария Магдалыня и уверовавший в него во время Распятия римский воин Логгин Сотник. Величественный, крупного масштаба лик Христа на плате являет торжество пришедшего в мир Спасителя, победившего смерть. Особенности композиционного построения клейм со сложными архитектурными фонами типичны для искусства времени царствования Ивана Грозного».
Также куратор выставки Алексей Леонидович Гульманов ответил на вопросы сайта «Русская вера».
Икону нам на выставку предоставил замечательный московский коллекционер К.В. Воронин. Наш музей уже давно сотрудничает с ним, мы ему очень благодарны за возможность познакомиться с этим замечательным памятником и показать его широкой публике, а также научному сообществу, потому что с этой иконой до недавнего времени был знаком лишь узкий круг людей, она лишь входит в научный оборот. Икона была привезена из Перми, где как раз бытовала среди старообрядцев, поэтому точное ее происхождение неизвестно. Также доподлинно неизвестно, где именно она была написана, какими мастерами, для какого храма.
В том, что это XVI век — грозненская эпоха. Пока что к этой выставке предлагается датировка — середина третьей четверти XVI века, и это замечательно, потому что перед нами сами древней известный памятник русской иконописи со сказанием о Нерукотворном образе Спасителя. Подобные иконы известны нам от XVII века. У нас в музее им. Андрея Рублева публиковался памятник конца XVI века, тоже из частной коллекции, к сожалению, сейчас недоступный. Но более скромный и все-таки более поздний. Такая икона впервые появилась в поле зрения исследователей, специалистов и мы представляем ее зрителям.
Свое исследование об этой иконе пишет специалист Третьяковской галереи Елена Михайловна Саенкова, и по ее мнению регионом происхождения иконы является Ярославль. Ярославль — древний город, в котором именно в XVI веке происходит «оживление» иконописного творчества, местные мастера работали вместе с московскими иконописцами, и некоторые художественные особенности иконы позволяют видеть в ней раннее произведение этого крупного поволжского города. Расцвет Ярославля как иконописного центра — это, прежде всего, XVII век, а здесь мы видим памятник XVI века. Эта версия представлена на выставке — Ярославль со знаком «?». Возможно, в будущем это уточнится, но в настоящий момент — это то, что мы можем сказать.
Да, надо сказать, что существуют разные версии «Сказания о Нерукотворном образе». Существует Повесть императора Константина VII Багрянородного, написанная в X веке по случаю перенесения Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь. А также существуют ее русские редакции. В русских редакциях посланником царя Авгаря ко Христу представлен не его слуга Анания, а евангелист Лука, по преданию церковному первый иконописец. Получив от Христа Нерукотворный образ, он вместе с апостолом Фаддеем отнес его в Эдессу к Авгарю. Этим и интересна представленная икона.
Комментариев пока нет