От редакции:
Из известного старообрядческого рода Денисовых, проживавшего в деревне Конецбор (Республика Коми), на сегодняшний день остался один старовер… Но он активно работает над сохранением памяти о своем роде — пишет книги, участвует в строительстве старообрядческого молельного дома в городе Печоре. Автор статьи приглашает нас в виртуальное путешествие по старообрядческой деревне Припечорья.
***
Деревня Конецбор начинает удивлять меня с первых мгновений знакомства с ней. Внимание сразу привлекает участок леса, расположенный рядом с обелиском героям Великой Отечественной войны и обнесенный массивной цепью.
Как рассказала Лидия Кононова, на этом месте скорби были похоронены репрессированные, которых везли по реке, а на ночь расселили по домам местных жителей. К утру многие измученные голодом и тяготами пути люди не проснулись…
Другое уникальное место Конецбора — это сосновый бор. Но как выяснилось, именно в деревне он и заканчивается, уступая место ельнику. Поэтому селение и получило название — «Конецбор».
Местные жители условно делят свою малую родину на старую и новую. Старый Конецбор представлен 100 — и даже 200-летними как еще крепкими домами, так и полуразрушенными строениями. Новый Конецбор — это необычно яркие дома, у которых даже есть свои… лица.
В деревне можно увидеть Дом досуга и почту.
Но самым красивым зданием в деревне является школа. Болью в сердце жителей деревни отозвалась новость о ее закрытии прямо накануне 10-летия деревенского «королевства наук».
Неизвестно теперь, как сложится ученическая судьба малышей деревни, которые должны были идти в первый и во второй классы. До сих пор тяжело переживают конецборцы и закрытие в 2009 году детсада. Печально было смотреть на руины бывшей «планеты детства»…
После краткого знакомства с деревней вместе со своим экскурсоводом Лидией Васильевной я вернулась в ее старинную часть.
Деревня староверов Денисовых
В Конецборе большая часть жителей носит фамилию «Денисовы».
— Это мои предки Денисовы, преследуемые и гонимые за свою веру, со временем поселились в Конецборе, — объясняет Лидия Кононова, урожденная Денисова. — Вначале сюда приехал мой прадед с Нижнего Новгорода, Алексей Ильич Денисов, с родственниками. Поселились они в деревне Савинобор, сегодня это Вуктыльский район Республики Коми. Но когда здесь построили никонианский храм и староверов стали принуждать его посещать, тогда мой прадед со своей семьей перебрался в деревню Конецбор Печорского района Коми. Мой дальний родственник, Николай Денисов из Сыктывкара, сообщил мне эти сведения. Теперь я хочу поехать в Нижний Новгород и поработать там в архиве, чтобы эти факты из биографии своих родных узнать подробнее.
Лидия Васильевна показала место, где в деревне находилось кладбище староверов. Сегодня на весь погост установлен только один крест, надпись на котором гласит, что: «Здесь захоронены Шахтаров Василий В. Шахтарова Татьяна А. Шахтарова Матрена М.». Хотя одно из первых захоронений Матрены Степановны Бажуковой датируется на этом кладбище 1943 годом. Ее погребение было совершено по канонам старой веры. На могиле была установлена деревянная домовина с крестом и иконой.
— Здесь находится и последний приют моих родных, — продолжаем беседовать с Лидией Кононовой. — Дедушек и бабушки.
С конецборского погоста открывался хороший вид на место, где в деревне стоял дом староверов Ирины и Лазаря Денисовых.
Отца осудили, сына наградили
—Хотя дом Денисовых и не сохранился, — рассказывает Лидия Васильевна, — но место это памятно староверам тем, что здесь проходили службы на большие праздники.
Драматично сложилась судьба Лазаря Михайловича.
— Лазарь Денисов был братом моего деда, — сообщает Лидия Васильевна. — В течение шести лет он служил на флоте, а когда вернулся в деревню, то работал конюхом. Суровый был дядюшка. Он был арестован в 1941 году, в 1942 году осужден Верховным Судом Коми АССР по статье 58-10 ч.2 УК РСФСР и приговорен к 10 годам лишения свободы. В то время как сын Лазаря Михайловича, Егор Лазаревич, за инициативность и высокие показатели в труде получил звание Героя Социалистического труда и был награжден орденом Ленина — кстати сказать, единственный в Конецборе житель, удостоенный столь высокой награды и звания.
Знал дату своей смерти
В ходе путешествия по деревне Лидия Васильевна, останавливаясь у каждого 100-200-летнего дома, рассказывала удивительные истории о его жителях и своих предках.
— Это жилье Ирины — героической женщины, известного проводника на Урал. Сначала у нее был большой дом, но он сгорел, и вместо него появилось это разрушающееся сегодня строение, — сообщает подробности мой экскурсовод Лидия Васильевна. — С бабушкой Ириной жил старовер Александр, он был настолько духовно чуток, что предсказал дату своей смерти. И как он сказал, так слово в слово и произошло.
Петр да Марфа
Но есть в Конецборе место, о котором моя собеседница рассказывала с особой теплотой. Хотя здесь уже построен современный и очень уютный дом, где сегодня проживает родной брат Лидии Васильевны — Василий Васильевич.
— Но раньше на этом самом месте стоял дом моих бабушки и дедушки, Марфы Васильевны и Петра Михайловича, — продолжаем беседовать с Лидией Кононовой. Марфа Васильевна была родом с Ижмы. Она с родителями отправилась на Урал пасти стада оленей. Видимо, мои родные хотели, чтобы олени получше подкормились ягелем. Но когда возвращались обратно, то олени у них разбежались недалеко от Конецбора. Так моя бабушка оказалась в этой деревне и осталась здесь жить. В Конецборе она вышла замуж за Петра Михайловича, у них родилось 16 детей, но выжили только шесть. Марфа Васильевна работала дояркой в колхозе имени Мичурина Конецборского сельсовета. Петр Михайлович трудился конюхом и был мастером на все руки — и сани для лошадей делал, и посуду, и мебель: кровати, столы, шкафы. Трагически сложилась его судьба. Случилось так, что Петр Михайлович возвращался с сеном для своих лошадей и встретился на пути с человеком, о котором шла в деревне дурная слава, будто строчил он на всех доносы. И на его вопрос, почему мой дед совхозное сено несет, тот ответил, что нашим коровам тоже необходим корм. Дерзость и смелость Петра Михайловича привели к тому, что его арестовали, а 13 июля 1942 года мой дед был осужден Верховным Судом Коми АССР по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания!
В этом же 1942 году Марфа Васильевна получила почетную грамоту Президиума Верховного Совета Коми АССР как лучший стахановец военного времени «За самоотверженную работу в колхозном производстве по выполнению военнохозяйственного плана сельскохозяйственных работ и обязательств по Всесоюзному социалистическому соревнованию за получение высокого, военного урожая в 1942 году».
«Сокровища» староверов
— Вот на этом самом месте и стоял дом моих бабушки и дедушки, — объясняет Лидия Васильевна, когда мы заходим в летнюю кухню Василия Васильевича. — Здесь и по сей день еще хранится старинное бабушкино зеркало.
Василий Васильевич снимает клеенку, под которой скрывался стол, сделанный Петром Михайловичем. Вот так когда-то его семья собиралась за этим столом, а Лидия Васильевна показывает место с характерными отметинами, где стоял самовар.
Но я и не подозревала, что это было только начало знакомства с «сокровищами» староверов — подлинными предметами их быта, их жизни, их занятий.
Через несколько минут Василий Васильевич удаляется в старинный амбар — единственную сохранившуюся со времен Марфы и Петра хозпостройку в его дворе.
— Раньше в этом амбаре спали дети, — поясняет Лидия Васильевна.
Сейчас Василий Васильевич не без помощи вытащил оттуда старинный сундук. Надпись на прикрепленной к нему металлической табличке гласила: «Эск. брон. „Наваринъ“ В. А. Мезенцев. 1896 год».
— Расскажите, Лидия Васильевна, его историю! — прошу я.
— Мой другой дед, Василий Мезенцев, был призван в царскую армию, на флот, и служил на эскадренном броненосце «Наваринъ» и крейсере «Варяг». А когда в 1904-1905 году вернулся со службы, то в числе его вещей оказался и этот сундук, который до сих пор хранится у нас.
Денисовы-охотники
А Василий Васильевич уже вновь несет подлинные вещи рода староверов Денисовых, среди них форма для производства кирпичей с логотипом мастера, ее сделавшего. Напоследок мой собеседник облачается в лузан своего деда и дает возможность рассмотреть старинную одежду коми охотника. Сделанный из шинели, он и по сей день служит теперь уже охотнику Василию Васильевичу.
— А у моих предков были даже свои охотничьи угодья и своя тропа, которую Денисовы проложили примерно в 1820 году, — сообщает Лидия Васильевна. — И охота на чужих угодьях строго запрещалась. Центром таких владений была лесная избушка. Но охотничий дом моего дедушки не сохранился, а брат Василий Денисов выстроил уже свою лесную избушку.
В один из моих приездов мы побывали с Лидией Васильевной и ее сыном Денисом на четвертом километре охотничьей тропы Денисовых. Показав мне это место, через мгновение мои спутники уже вышли на тихую охоту, ведь грибов в бывших владениях Денисовых оказалось видимо-невидимо.
Гостеприимство Денисовых
А кроме охоты, чем еще занимались ваши родственники-староверы, как проходил их день? — интересуюсь у Лидии Васильевны.
— Бабушка рассказывала, что приходилось очень рано вставать из-за детей и большого хозяйства. А еще с Урала приходили подводы купцов, которые закупали здесь рыбу, пушнину, а привозили швейные машины, ткани, ружья. По 10-15 возов останавливались только у бабушкиного дома и все заходили к ней. Потом торговцы ехали в деревню Медвежскую и на обратном пути снова заходили в дом Марфы Васильевны. Бабушка делала простоквашу из молока, пекла шаньги и подавала путешествующим. Кроме этого родные Лидии Кононовой помогали другим староверам деревни, проявляли сочувствие, сострадание к тем, кто был немощен.
— Недалеко от нашего дома жила Агафья Денисова, у нее трое сыновей погибли в годы Великой Отечественной войны, а мужа парализовало. Моя мама помогала ей в ведении хозяйства. Когда наша соседка Ирина Бажукова ослепла, то моя мама помогала ей топить печь, приносила в дом дрова и воду, водила в баню — и так продолжалось восемь лет, — рассказывает Лидия Кононова.
И по сей день потомки Марфы и Петра Денисовых чтят традиции гостеприимства.
Местная достопримечательность
Василий Денисов и его супруга Валентина Петровна постоянно встречают гостей. Ведь их дом стал местной достопримечательностью Конецбора. Дело в том, что здесь часто отдыхает и проводит время сыктывкарский художник Леонид Агеев. Более 40 лет он вырезал из березового капа голову русалки. Ее прикрепили к стене старинного амбара Денисовых. И со временем творение мастера стало визитной карточкой деревни — теперь все гости Конецбора непременно хотят сфотографироваться на ее фоне. Я же не могу пройти мимо дома Денисовых потому, что каждый раз Василий Васильевич что-то новое из жизни своих предков показывает, либо сообщает новые интересные факты из их биографий.
—Василий Васильевич, как вам живется на родине предков? — не могу не поинтересоваться я.
— Очень хорошо, — улыбается мой собеседник. — Мне нравится здесь жить!
Хотя, как признался Василий Васильевич, он переезжал жить в другой населенный пункт, но все равно вернулся в родной Конецбор. Здесь он супругой воспитал двух сыновей, растет у него и внучка-красавица.
Духовная жизнь
— Лидия Васильевна, а расскажите про духовную жизнь своей семьи, — прошу я.
— Вместе с Марфой Васильевной проживали еще мои родители и пятеро детей. Бабушка и моя мама, Агафья Васильевна, придерживались старой веры. Я помню, как они молились перед образами, строго соблюдали посты. Молитв бабушка немного знала, даже «Отче наш» не помнила наизусть, не умела и читать по-церковнославянски. Помню атмосферу праздника, которая царила в нашем доме на Пасху. Горят свечи, и мама читает молитвы — спокойно, торжественно, красиво, — ведет моя собеседница свой рассказ.
Но особенно запомнились Лидии Васильевне поминальные родительские дни. В это время хозяйки пекли шаньги и разносили их по домам. Миссия доставить ароматную выпечку была возложена на Лидию Васильевну.
— Это было очень ответственным заданием для меня. Разносить выпечку по домам меня отправляла мама, — вспоминает Лидия Кононова. — При этом рыбник нужно было доставить одной бабушке, рисовые шаньги — другой жительнице Конецбора, шаньги с перловкой — третьей. Нелегко мне было запомнить, кому какая выпечка предназначается, и я всю дорогу шла и повторяла, чтобы не перепутать.
— Неужели это имело значение? — удивляюсь я.
— Да! Бабушка воспитала в общей сложности 26 малышей и ко всем детям относилась ровно, никого не выделяя. Никогда не ругалась, просто предупреждала всегда, если работа не будет выполнена как следует, то придется вновь все переделывать. И я старалась все сделать, как просила бабушка, — вспоминает Лидия Кононова свое детство.
— А учили вас молиться? — продолжаем беседовать с Лидией Васильевной.
— Меня молиться не заставляли, все строилось на личном примере — я слушала, как молятся бабушка и мама, и запоминала слова, — делится моя собеседница. — В нашей семье было запрещено сквернословить, поминать нечистую силу. За духовным порядком в доме следила моя бабушка…
Последний старовер Конецбора
Бабушкин и мамин примеры не забылись. Сегодня Лидия Васильевна является единственным поморцем в бывшей старообрядческой деревне Конецбор. Лидия Кононова является и одним из инициаторов создания в городе Печоре, где сегодня проживает, старообрядческой общины. В основном на ее средства возводится в настоящее время в Печоре старообрядческий молельный дом. Но не оставляет моя собеседница и родной Конецбор, хотя жизнь здесь складывается для нее непросто.
В огне пожара погиб деревенский дом Лидии Кононовой. Но не сдалась женщина и родину своих предков не покинула. А в Конецборе выстроила теперь дачу.
— Сгоревшему дому было всего шесть лет, — показывает Лидия Кононова руины своего жилища, оставшиеся после пожара. — Сохранился только фундамент. Вот здесь комната была, где находилась икона Божией Матери, которую привез мой дед, Василий Мезенцев, служивший на «Варяге». Помню такой случай из своего детства, связанной с чудесной помощью от этой иконы. У одной нашей родственницы заболел сын, и она пришла из Щугора, чтобы помолиться перед иконой и попросить помощи. Когда она вернулась домой, сын был здоров.
Провела Лидия Васильевна для нас и короткую экскурсию по своему участку, показала свою гордость — величественные кедры. Несмотря на активное строительство, моя собеседница попыталась сохранить первозданную красоту своей земли, на которой раньше был лес.
— На моем участке и голубика растет, и белые грибы, и маслята. А возле своего дома я собираю по пять литров черники, — удивляет моя собеседница.
Показала женщина и место, где хотела бы возвести здание деревенского музея. Место для будущего хранилища истории выбрано, на мой взгляд, было удачно — на открытом месте, которое хорошо видно с дороги.
— Вот это от деда Петра осталась плетеная корзина для рыбы, ей 100 лет, — знакомит Лидия Васильевна с еще одним экспонатом своего пока еще домашнего музея.
Реалии наших дней
Посещая с Лидией Васильевной памятные места Конецбора, связанные с историей бывшей старообрядческой деревни, я часто думала о том, а почему Конецбор завершил свою историю как деревня староверов?
— Понимаете, раньше в Конецборе жили люди с очень крепкой верой. И мы брали с них пример, — дает свое объяснение Лидия Васильевна. — А потом эти люди ушли в мир иной и их образы, их жизнь с Богом постепенно стерлись из памяти потомков.
Несмотря на несколько грустное завершение этой истории, тем не менее в каждом селении Печорской земли я встречала и встречаю людей, которые, подобно Лидии Кононовой, являются собирателями родной истории, хранители традиций своего рода и старой веры. Рассказ о них впереди!
Фото автора и из архива Лидии Кононовой
Печаль и на все кладбище староверов один покачнувшийся крест. И так в большинстве селений, где жили поморцы: были и не стало. А кто из потомков тянется к Вере — уходят к попам РПЦМП…
Сергей: «А кто из потомков тянется к Вере — уходят к попам РПЦМП…»
кого-то конкретно имеете ввиду или так сказать «в общем и целом»?
И конкретно, смотря на родственников на Печоре, и по прочтении статьи о селе, где стараются сохранить память о Вере, а не Ее.
После опубликованных статей о Коми глубинке должны быть практические результаты … и они есть! Думаю автор статей «отчитается». Руководство сайта примите пожалуйста к сведению.
Традиции — это не сохранение пепла, а раздувание огня. По мере того как проходит время, наши предки совершают все более славные подвиги (из высказываний великих и знаменитых). Благодаря сайту «Русская вера» и тебе, Наташа, о беспросветной глубинке республики Коми узнает вся Россия!!!
Наталья, побольше самых замечательных статей пиши, творческих успехов и отличных материалов!
Наталья Прокофьева самая лучшая журналистка на свете
замечательная статья