«II Ковылинские чтения» — международная конференция с таким названием прошла 3 июня 2019 года в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве. Чтения названы по имени московского купца, основателя Московской Преображенской старообрядческой обители старопоморского федосеевского согласия Ильи Алексеевича Ковылина. В конференции приняли участие ведущие исследователи староверия, представители староверческих религиозных организаций России и зарубежья.
Мероприятие организовано Региональной общественной организацией содействия духовно-нравственному возрождению общества «Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума» и сопровождалось выставкой, посвященной И. А. Ковылину. Программа конференции была очень интересной и насыщенной — около 30-ти докладов подготовили историки, филологи, искусствоведы и краеведы.
Среди тем, предлагаемых для обсуждения, были заявлены следующие:
- Раскрытие духовно-культурного значения Преображенского старообрядческого монастыря;
- История и современность беспоповских согласий староверия;
- Памятники староверческой беспоповской письменности;
- Жизнь и деятельность И.А. Ковылина и других выдающихся духовных деятелей Преображенского старообрядческого монастыря;
- Иконописные традиции Преображенских изографов;
- Традиции меднолитейного дела Преображенских мастерских.
С вступительным словом на открытии Чтений к собравшимся обратился Председатель Культурно-Паломнического Центра им. протопопа Аввакума М. Б. Пашинин:
Мы собрались здесь, чтобы вспомнить историю, духовные традиции известного старообрядческого центра — Преображенского монастыря. И сегодня у нас в гостях Александр Александрович Терентьев — главный советник Администрации Президента РФ, который очень много сделал за последние годы в целом для старообрядчества и для Преображенского монастыря. Мне хотелось бы начать наше мероприятие с вручения небольшого, скромного подарка — портрета И. А. Ковылина, основателя Московского Преображенского монастыря.
После вручения подарка, слово было передано руководителю грантового проекта, профессору, д. филос. н. М. О. Шахову, который также обратился к участникам конференции с приветственным словом:
Я очень рад, что нам удалось собрать такое представительное собрание авторитетных деятелей старообрядческой Церкви, представителей органов государственной власти, научной общественности в память об историческом духовном Центре старообрядцев старопоморского согласия — Московском старообрядческом монастыре и в память о его основателе И. А. Ковылине.
Михаил Олегович отметил, что конференция предваряет большое торжество, которое ожидается в следующем году — 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума, и Чтениями открывается цикл мероприятий, посвященных памяти выдающегося ревнителя и подвижника древнего благочестия.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Дома Русского Зарубежья В. А. Москвин, который отметил роль староверия в жизни русского зарубежья:
В наших фондах находится немало материалов, связанных с видными старообрядцами, со старообрядческими организациями. А в экспозиции нового Музея Русского Зарубежья, который открылся 28 мая 2019 года, есть материалы, связанные со старообрядчеством, с сохранением культурного и исторического наследия. О сохраненных старообрядцами русской культуре, русских традициях должно знать как можно больше людей.
Председатель Централизованной религиозной организации старопоморского федосеевского согласия К. В. Кожев в своем выступлении отметил, что, будучи основателями Преображенского монастыря, федосеевцы продолжают действовать в интересах сохранения тех ценностей, которые завещали духовные отцы. И несмотря на большое количество текущих трудностей и задач, старопоморцы-федосеевцы активно работают над возрождением в Преображенском монастыре книгопечатания, литья икон, иконописи по древним старопоморским традициям.
Председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви о. В. В. Шамарин рассказал о том, что такие мероприятия очень важны в плане сотрудничества Церкви, научных учреждений и общественности:
Отрадно, что проходят Заволокинские чтения в память об И. Н. Заволоко, Ковылинские чтения в память об И. А. Ковылине, в Санкт-Петербурге проходят чтения, посвященные Ф. А. Каликину. Мы помним наших выдающихся людей, которые много сделали для староверия.
Зам. Председателя ЦС ДПЦ Латвии И. А. Жилко поприветствовал участников конференции от имени латвийских староверов. Он отметил, что И. А. Ковылин оставил после себя великое наследие, которое не ушло в забвение. А то, что сделал Илья Алексеевич, это не только великое наследие для Москвы и для России, но и великая духовная ценность всего староверия.
Председатель ЦС ДПЦ Белоруссии А. Н. Белов подчеркнул, что с первых лет существования Преображенского Богаделенного дома в Москве создаются обширные связи с христианскими общинами, в т.ч. с нынешней Украиной, Белоруссией и государствами Балтии, составлявшими тогда единое культурное пространство, свободное от ограничений имперской религиозной политики. Преображенское надолго стало центром богослужебной традиции. В Преображенской общине долгое время обучались иконописи белорусские изографы, а московские певчие служили в моленных на польских землях. Староверы-поморцы Белоруссии крайне заинтересованы в сбережении культурного наследия староверов России и зарубежья.
Председатель ВС ДПЦ Литвы Г. А. Бояров отметил, что поморское староверие не разделяют ни расстояние, ни границы. На протяжении многих веков поморцы, проживающие на территории Литвы, тесно общаются со староверами России и Московской Преображенской общины. Представители Поморского староверия Литвы неоднократно были участниками всероссийских Соборов и Съездов Поморской Церкви.
Лишь вместе мы можем решать наши насущные проблемы, ставить новые общие цели и задачи, следуя традициям поморского староверия. Отрадно видеть, как российское правительство трепетно и бережливо относится к староверию, помогает в решении насущных проблем, оказывает посильную материальную помощь.
Главный советник Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ А. А. Терентьев в обращении к участникам конференции отметил, что изучение исторического наследия — это очень существенно, но необходимо, чтобы обсуждение вопросов старообрядчества рассматривалось еще и в плане перспективы старообрядчества в России и в мире:
Акцент здесь нужно сделать на то, что старообрядчество отличается от других конфессий — это традиции предпринимательства, это то, что касается И. А. Ковылина и большой плеяды других старообрядцев. Мы считаем, что в России уникальный, свойственный старообрядцам дух предпринимательства, который востребован и в настоящее время. Сегодня наша молодежь не очень горит желанием открывать своё собственное дело, заниматься предпринимательством в рамках частных инициатив, а российское старообрядчество всегда было образцовым примером предпринимательского склада ума, социальной деятельности. И во многом благодаря этому развивается и Преображенский монастырь. Сохранение ценного духа предпринимательства, который всегда был у старообрядчества, его развитие могло бы создать хорошую перспективу для дальнейшего движения вперёд.
О том, что благотворительный фонд «Правда русская» за недолгое время своего существования уже успел внести свой вклад в развитие старообрядчества, в том числе и Преображенского монастыря, рассказал его директор Ю. Г. Яценко. Преображенский монастырь в настоящее время играет огромную роль в оказании содействия возвращению соотечественников-старообрядцев на территорию РФ. По инициативе старообрядчества на территории монастыря создан Центр временного транзитного проживания староверов, которые пребывают сюда для ознакомительных поездок, выбора места дальнейшего переселения. В течение прошлого года значительное количество старообрядцев, проживая в Преображенского монастыре, смогли изучить возможность переселения на Дальний Восток и в другие регионы. Они уже приняли окончательное решение поселиться с семьями на территории России, а также возобновить свою предпринимательскую деятельность, которая так требуется на не вполне освоенных территориях Дальнего Востока, Забайкалья.
Фонд «Правда русская» пока не обладает такими существенными возможностями, чтобы взять на себя ответственность за финансирование всех потребностей Преображенского монастыря в полном объёме, но тем не менее он профинансировал оборудование келий для проживания староверов. Надеемся, что и дальше мы также будем успешно взаимодействовать в этом направлении, — заключил Ю. Г. Яценко.
Председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви о. В. В. Шамарин выступил с докладом «Преображенское как духовный центр Староверия», в котором представил общий обзор Преображенского Богаделенного дома. К концу XIX века Преображенское становится духовным центром всего федосеевского согласия. В 1781 году И. А. Ковылин побывал на Выгу, откуда привез искусных Выгорецких певцов и наставников. В своем выступлении В. В. Шамарин также рассказал об особенностях и основных отличиях федосеевского и поморского уставов:
Феодосий Васильев, будучи дьяконом в господствующей Церкви, некоторые элементы дьяконского служения всё-таки внес в Устав богослужения, который действовал при нем. А затем, когда создавался Преображенский устав, эти элементы были исключены.
На Преображенском не раз собирались Соборы для решения текущих вопросов староверия, создавались произведения духовно-полемический литературы, эта деятельность в полной мере продолжилась и после смерти И. А. Ковылина.
В докладе Е. М. Юхименко, доктора филологических наук, главного научного сотрудника Государственного исторического музея, прозвучали неизвестные ранее подробности об истории Преображенского духовного центра о его духовной преемственности, которая осуществлялась через наставников. Елена Михайловна рассказала, что начальная история Преображенского центра нуждается в пристальном изучении, здесь важно сочетание соотношения источников разного происхождения, не только официальных, но и источников из самого кладбища. Углубленная архивная работа по воссозданию истории Преображенского Центра, помимо материалов официального делопроизводства, находящихся в ЦАН и РГАДА, проводилась и по рукописным собраниям двух корифеев, которые интересовались историей Преображенского монастыря и собирали материалы о нем — Е. Е. Егорова и М. И. Чуванова.
Писатель, историк, к. филос.н. К. Я. Кожурин в своем докладе «Петербургские федосеевцы и Преображенское кладбище» рассказал о том, что в Петербурге первое упоминание о федосеевской моленной относится к 1723 году. Уже в 1767 году эта моленная была разобрана и на ее месте была выстроена новая, деревянная, в которой в 1809 году проходил знаменитый Петербургский Собор федосеевцев под руководством известного наставника Якова Васильевича Холина (1753-1820). Здесь были приняты постановления по основным вопросам федосеевского вероучения, в частности были смягчены некоторые наказания для новоженов, установленные Польским Собором. Еще один духовный Центр федосеевцев Петербурга — моленный скит за Московской заставой. В организационном отношении там ориентировались на Москву, на Преображенское кладбище. Однако несмотря на то, что скит был взят Русским Музеем под охрану как памятник русского искусства, в 1922 году он был уничтожен, та же судьба была и у многих других Петербургских федосеевских моленных.
Духовный наставник Каунасской поморской общины ДПЦ Литвы о. С. И. Красноперов рассказал о современном состоянии Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и связи с поморскими общинами России и Прибалтики. В настоящее время в Литовской Республике зарегистрировано 60 поморских общин, служит 20 наставников, действует примерно 50 храмов, общее количество староверов в Литве примерно 40 тысяч прихожан. Когда-то староверы бежали на территорию Литвы от гонений, но тем не менее никогда не теряли связи с братьями-староверами из России. И несмотря на разные геополитические изменения, создавались духовные Центры, в Литве это Дегуцкая, Гудишская обители. И сегодня в Литве существуют крупные общины в г. Вильнюсе, г. Каунасе, г. Клайпеде, количество прихожан которых достигает несколько тысяч. В ХХ веке, когда Литва получила независимость, был создан Высший Совет, который объединил все поморские Церкви Литвы.
В докладе научного сотрудника Музея истории МГУ им. М. В. Ломоносова Елены Александровны Агеевой «Литературно-эпистолярное наследие учительного настоятеля московской Преображенской обители Сергея Семеновича Гнусина» было отмечено о значении рукописей под названием «Пандекты», собранных д.н. С.С. Гнусиным. Так, например, 96-я глава «Пандекты» носит историографический характер и содержит историю Курженского Собора, а также сказание о страдании и кончине священномученика Павла Коломенского, который предстал в данном контексте духовным родоначальником Преображенского Богаделенного дома. Существует еще целый круг различного рода писаний, прошений, объяснений, писем, принадлежащих С.С. Гнусину, но точно не атрибутированных, находящихся в самых разных собраниях, своего рода «в россыпи». Большое информативное значение для понимания федосеевского вероучения также имеет так называемое «Наказание духовного отца С.С. Гнусина», написанное в Москве 24 октября 1822 года, накануне отъезда Гнусина в Соловки.
М. С. Бывшевым и Е. М. Юхименко был подготовлен доклад «Неизвестные письма С.С. Гнусина из Соловецкого заключения (по рукописи из собрания М. С. Бывшева)» о собственноручном письме Соловецкого страдальца С.С. Гнусина, написанное им 10 июня 1824 года и сохранившееся в стопке бумаг собрания Мазурина (РГАДА). Это письмо опубликовано в сборнике «Старообрядчество в России», выпуск V. В сборнике из собрания М. С. Бывшева оказались переписанными неизвестные письма Преображенского наставника. К письмам Гнусина в конце рукописи добавлены несколько кратких выписок. По своему содержанию, типу уставного письма и оформлению рукопись относится к Преображенской традиции. При ознакомлении оказалось, что писем всего 10 и все они связаны с Соловками, на полях переписчиком были сделаны удостоверяющие пометы, следовательно, данные копии были выполнены непосредственно с оригиналов и являются авторитетными списками.
А. П. Мельников рассказал о значении строительства памятных часовен в Пустозерске в контексте всероссийского почитания протопопа Аввакума в преддверии его 400-летнего юбилея. Докладчик отметил, что относительно недавно все староверы получили возможность поклониться праху протопопа Аввакума на месте его казни. В Царской России это было запрещено, в Советское время Нарьян-Мар и Пустозерск были закрытыми городами. С начала 1990-х гг. староверы получили возможность туда попасть, но суровая природа Севера, отсутствие сетевой инфраструктуры не позволяли паломничество в эти места сделать массовым явлением. В начале 2000-х годов было принято решение воздвигнуть памятные часовни, но, к сожалению, в осуществлении этой задачи были серьезные препятствия. И только когда к решению проблемы подошел известный меценат и попечитель В. В. Фот (1956-2018 гг.), в 2012 году были построены и освящены две часовни на месте казни протопопа Аввакума. Кроме того, стараниями В. В. Фота в поморской общине г. Нарьян-Мара был построен гостевой дом. Таким образом, был проложен прямой путь к поклонению светлой памяти протопопа Аввакума и Пустозерских мучеников.
Искусствовед и реставратор из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) Д. Е. Мальцева представила доклад «Стилистические особенности иконописи московских мастеров Преображенского Богаделенного дома». Термин «Преображенские мастерские» уже давно вошел в обиход как специалистов, так и коллекционеров-любителей. Внутри беспоповских согласий к концу XIX века наблюдается определенное единство, что позволило прибегать к помощи иконописных мастеров другого толка. Известны факты покупки федосеевцами литых икон у филипповцев. Одним из ярких примеров является приглашение из Преображенской федосеевской мастерской А. Т. Михайлова для создания убранства Поморского храма в Токмаковом переулке. Наиболее полный материал по данной теме московского иконописания представлен в обобщающем исследовании Е. М. Юхименко «Старообрядчество: история и культура». Здесь автор вводит понятие «беспоповская иконописная мастерская Москвы», что подразумевает принадлежность памятников к кругу поморцев, федосеевцев и филипповцев. Недостаточная изученность этого вопроса затрудняет определение отличительных особенностей иконописания каждого из этих трех согласий. Что касается Преображенских федосеевских мастерских, то отправной точкой работ периода второй половины XIX — начала ХХ века с определением стилистических признаков послужило наследие Войновского монастыря, основанного в Восточной Пруссии (современная территория Польши). Несмотря на то что значительная часть икон была передана в Ольштынский музей, найдены две иконы, обнаруживающие близкое сходство с эталонным кругом памятников, — это «Богоматерь Казанская» и «Избранные святые в предстоянии Спасу». Д. Е. Мальцева в ходе презентации продемонстрировала различные иконы и рассказала об основных отличительных признаках работ Преображенских мастерских.
Искусствовед Т. В. Игнатова рассказала об иконном убранстве частных келий и общежительных палат Преображенского богаделенного дома во второй половине XIX в. Важнейшие сведения об иконах, находившихся в палатах у призреваемых Преображенского богаделенного дома, собраны в сочинении «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год». В палатах были как личные иконы призреваемых, являющиеся их частной собственностью, так и иконы, принадлежавшие богаделенному дому. О личных иконах призреваемых в истории Преображенского кладбища рассказано в 32 главе, из текста которой становится ясно, что после умершего оставшиеся «пожитки, одежду и белье вытребуют в контору и при старосте перепишут всё на бумагу и потом запрут в сундук, оставя его в конторе, а ключ вручат старосте». Ближайшим родственникам, если они жили на кладбище, полагалось ждать месяц или более, не найдутся ли еще родственники. Родство с умершим человеком зачастую проверяли по метрическим книгам. После месяца ожидания родственникам, вступающим в наследство, передавали пожитки умершего, кроме икон и книг, которые ни под каким видом им не отдавались, но оставались в конторе, неизвестно по какому праву. Призреваемые «в этом граблении были осторожны, дабы их потомственное благословение святых икон» не попало в руки иноверных, а потому и старались всячески отстранить собственные иконы, даже и от взора смотрителя и его помощника.
Главный редактор духовно-просветительского журнала «Старая вера» и сайта «Староверы-поморцы» Н. П. Лукьянова выступила с докладом «Исторические и духовные связи Саратовской общины и Преображенского духовного Центра», в котором рассказала о том, что в обширный список губерний, федосеевские общины которых состояли в тесном общении с Преображенским кладбищем, входила и Саратовская община. Уже в конце XVIII — начале XIX в Саратове существовали поморские часовни-моленные: старопоморская арсеньевская, волковская новоженов, волковская (песковская) федосеевская, кабановская федосеевская. В 1924 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы проходил Саратовский Собор Старообрядцев Старо-Поморского согласия. На Соборе «мирян и от клира и разных мест с правом совещательного голоса» было свыше ста человек, в качестве гостей присутствовали представители иных старообрядческих согласий. На Собор было также прислано письмо от «служителей Церкви Божией Московско-Преображенской обители» духовных отцов: Стефана Образцова, Михаила Спиридонова, Василия Любезнова.
Созыв настоящего Собора был вызван появлением усиленного движения среди единоверных нам христиан в сторону оказания снисхождения к так называемым «половинкам» и «новоженам». Первых почти всюду стали принимать на общую молитву без ограничений, а вторых некоторые отцы духовные только на исповедь – престарелых, а некоторые и на общую молитву, сначала только в домах, а потом и в молитвенных собраниях. Помянутые снисхождения были предметом нападок со стороны наиболее строгих отцов, следствием чего происходили неудовольствия, укоры и оправдания. Такое неспокойное брожение вызвало необходимость соборного обсуждения создавшегося положения. По просьбе многих отцов и попечителей совет Саратовского коллектива и созвал настоящий Собор в Саратове.
Важным решением стало то, что Саратовский Собор освободил духовных отцов от наказания за невыполнение постановлений федосеевских предков и указал им, каким образом в будущем руководствоваться в отношении к «новоженам».
Н. В. Литвина в своем докладе «Поморские общины Верхокамья на рубеже ХХ-XXI вв.» рассказала о том, что поморские общины Верхокамья имеют свои уникальные, специфические особенности и отличия. Жизнь верхокамского поморца делится на периоды, первый — это когда поморец заходит в храм только на большие праздники, но практически не принимает никакого участия в молении, и второй — человек становится ответственным старообрядцем-поморцем, который молится, соблюдает посты и прочее. Но этот период наступает примерно к 70 годам. Однако есть и такие люди, кто стараются жить христианской жизнью, не тратя время на мирскую, светскую суету. Начиная с 1990-х годов исследователи практически каждые 10 лет давали Верхокамью «прогноз о смерти», используя в отношении него термин «умирающая культура».
В Верхокамье также не обошлось без влияния духовно-наставнической традиции Преображенской общины. В 1990-е годы, когда общины продолжали делиться на два местных согласия (максимовцы и дёминцы), сюда приехал д.н. Московской поморской общины В. Ф. Нечаев. Благодаря его стараниям в 1999 году был подписан документ о примирении двух общин. В 2000-е гг. здесь появилось уже три наставника, поставленные Поморскими наставниками из Петербурга, Старой Руссы и др. городов. Сейчас в с. Соколово построен моленный дом, где проходят регулярные богослужения, а также собираются средства на строительство моленного дома в с. Кулига.
Е. Я. Зотова в докладе «Дело о двух московских меднолитейных мастерах» рассказала об исторических событиях, происходивших в январе-апреле 1855 года. Так называемое «Дело о рассмотрении медных крестов, отобранных у медных мастеров Евсея Савельева Прокофьева и Игната Тимофея», состоящее из деловой переписки канцелярии МВД Вологодской губернии, Московского военного генерал-губернатора и духовной консистории. В январе 1855 года в г. Вологде был задержан человек, названный в деле как «раскольник Никита Семенов», у которого были выявлены предметы медного литья. Количество предметов, изъятых у Никиты Семенова, в деле не названо, скорее всего, это была партия медного литья. На допросе Семенов называет г. Москву, Лефортовскую часть, медное заведение близ Преображенского кладбища и двух медных мастеров, у которых он приобрел медное литье. В деле названы Евсей Савельев Прокофьев и Игнат Тимофеев. В результате у этих мастеров был произведен обыск, в ходе которого были изъяты 2720 предметов. Далее Е. Я. Зотова рассказала участникам конференции, что именно было изъято в этой мастерской, известны ли эти мастера и их произведения и чем завершилась эта история.
Научный руководитель подземных архитектурных сооружений ВООПИК г. Москвы С. В. Ярцев подготовил доклад «Илья Ковылин и первый московский водопровод». До начала XIX века в г. Москве не было централизованного водоснабжения, однако население росло, и после чумы 1770-1772 года встал насущный вопрос о том, что для обеспечения жизнедеятельности населения необходимо провести воду в г. Москву. В 1779 г. Екатерина II подписала Указ о строительстве водопровода, его строительство началось в 1781 году. Длина трассы самотечного водопровода — каменных подземных галерей — составила в общей сложности 25 км. По всему периметру канала были сделаны колодцы и фонтаны. В 1787 году было завершено строительство первой части водопровода. В 1797 году был начат второй этап строительства водопровода. В музее были обнаружены контракты по водопроводу с обширной географией поставщиков из 9 областей современной РФ. На многих стояла подпись одних и тех же поручителей — это подпись поручителя Московского купца Никиты Павлова и Московского купца Феодора Филиппова, которые были купцами-староверами Рогожской общины и поручались за своих же единоверцев.
Также был обнаружен контракт от 29.01.1798 года на поставку кирпича Ильей Алексеевым с Веденских кирпичных заводов для водопроводного канала в количестве 500 тысяч штук. Похожий контракт на кладку стен водопроводного канала заключен 06.09.1798 года с крестьянином Ильей Алексеевым, сыном Ковылиным, поручителем выступил Московский купец М. Михайлов. Однако в контракте от 10 января 1799 года Илья Ковылин фигурирует уже как Московский первой гильдии купец. Илья Ковылин внес огромный вклад в дело строительства первого московского водопровода, именно благодаря ему в том числе Москва становится настоящей столицей.
И. А. Волков рассказал по архивным документам и устным преданиям о Серпуховской купчихе А. В. Мараевой — хозяйке и благотворительнице. После получения наследства в 1884 году Анна Васильевна стала серпуховской 1-й гильдии купчихой. В 1897 году на её ткацкой фабрике трудилось более 800 рабочих, успешно велась оптовая торговля на Нижегородской и Урюпинской ярмарках, а мараевские ситцы пользовались успехом по всей России, особенно в Поволжье и среднеазиатском регионе. В 1890-е годы фабричное дело Мараевых стало испытывать финансовые затруднения, итогом которого стали торги движимого имущества Товарищества мануфактур А. В. Мараевой в Серпухове в октябре-ноябре 1913 года. Ткацкая фабрика в Заборье была закрыта. В 1918 году всё имущество Мараевых было национализировано. Изначально произведения искусства планировалось использовать в качестве премиального фонда для передовиков ситценабивной мануфактуры. Но в сентябре 1918 года серпуховские власти получили директиву Наркомата просвещения с требованием принять меры по сохранению коллекции. Во второй половине 1918 года в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, была создана музейно-экскурсионная секция. В целом доклад И.А. Волкова был посвящен тому, кем была Анна Васильевна, как строились ее отношения с подчиненными, как содержалось в ее доме древнее благочестие, каковы устные свидетельства прямых потомков Мараевой о ней самой.
Д. В. Пересторонин и Д. Н. Канаев рассказали о книге «Христианское житие» Трофима Ивановича Кинешемского как о примере федосеевской духовной традиции. В жизни федосеевского согласия этому произведению на протяжении столетия присваивалось особо важное значение. Написанное в 70-80-е гг XVIII столетия, оно наравне с Польским уставом 1751 г. было включено в корпус отеческих завещаний федосеевского общества, канонических и уставных текстов. Составлено это произведение было казанским о. Иваном Алексеевым и представлено им на утверждение на Преображенский Собор в 1805 году. 25 мая 1805 года «Христианское житие» было рассмотрено и одобрено Собором Преображенских отцов. Таким образом, это сочинение является соборно утвержденным уставным документом, в отличие от ряда более поздних произведений, например, знаменитого Красного Устава.
После 1805 года текст «Христианского жития» получил широкое распространение и многократно переписывался на протяжении всего XIX века, списки его достаточно многочисленны. Около 1883-1884 гг. «Христианское житие», значительно измененное и дополненное, было издано. Из всех многообразных вариантов дораскольных уставных практик и уставов, существующих на тот момент в старообрядческих сообществах других согласий, определения «Христианского жития» предписывают наиболее суровый, аскетический образ бытия.
И. В. Сагнак в докладе «Блажени миротворцы». Преображенская миссия Григория Ивановича Романовского 1796 года» рассказал об одном из самых крупных, почтеннейших деятелей и писателей, богословов XVIII века — Григории Ивановиче Романовском (Карнаеве), который достаточно широко известен в староверии. Перечень его сочинений насчитывает около 30 наименований. Его книга «Об антихристе» позволяет говорить о том, что это был очень крупный деятель староверия своего времени. В самоотверженном служении Церкви Г.И. Романовский провел всю свою жизнь и после тяжелой, мучительной болезни преставился у одного из благотворителей Преображенского.
Д.и.н Т. И. Дронова выступила с докладом «Религиозный канон и народные традиции как факторы формирования, сохранения и эволюции этноконфессиональной группы русских староверов (поморцев) Усть-Цильмы». Усть-Цилемскому староверию неоднократно предрекалась скорая гибель, об этом писали на рубеже XIX-XX столетия. Несмотря на неутешительный прогноз, Усть-Цилемские староверы получили духовную поддержку и помощь от староверов Преображенского духовного центра. На протяжении трех веков староверы Усть-Цильмы сохраняют староцерковную традицию и старорусскую культуру. Большое значение придается поддержанию молитвенной жизни, с трепетом староверы относятся к книгам, иконам, лестовкам. Не меньшее значение придается молитвенной, обрядовой, повседневной одежде.
Д.н. Ульяновской поморской общины о. П. В. Аринин рассказал о традиционной и обрядовой кухне староверов в современном обществе. Народная культура богата и многообразна, она хранит знания, мудрость предков, воспитывает у современных детей и молодежи уважение к традициям и любви к родному краю. В Ульяновской поморской общине проводятся кулинарные мастер-классы по приготовлению старорусских блюд. Так, в день 40-ка мучеников староверы д. Кувшиновка пригласили детей в один из домов и провели мастер-класс по приготовлению традиционной выпечки «жаворонки». Совместно с хозяйкой дети делали незатейливых птичек, слушали рассказы бабушек о том, как в былые времена, встав рано, бегали с жаворонками на улицу, кликали весну. Сейчас в общине приготовление «жаворонков» и кликание весны стало возрожденной традицией, которая до недавнего времени оставалась лишь в памяти старожилов деревни. Искусство приготовления пищи является одним из самых древних областей человеческой деятельности, тысячелетиями складывался опыт наших предков по тепловой обработке пищевых продуктов. Сохранение кулинарных рецептов — часть народной культуры.
М. В. Радионов подготовил доклад «Беспоповское староверие. Исторический опыт. Культура и современное состояние». Как известно, для всех древлеправославных христиан Русский Север или Северо-Запад России — это святые места, откуда тянется нить духовной преемственности. Северо-Запад России, куда входят Псковские земли, всегда были средоточием духовной жизни, здесь были монастыри и скиты, которые украшали эти земли. Сюда уходили христиане, искавшие Царствия Божия и правды его в надежде на спасение, создавали обители по аналогии первохристианским образом жизни. Древняя земля Псковско-Новгородских пределов с самого начала церковного раскола Русской Церкви стала центром распространения старой веры.
Историк из г. Вильнюса, доктор исторических наук Н. А. Морозова представила доклад «Староверы — историки европейской части Российской империи в середине XIX в: Василий Золотов». В. И. Золотов, как отметила Н. А. Морозова, является «младшим современником» известного старообрядческого деятеля Павла Любопытного и вошел в историю, историографию и в книжность европейской части России как автор исторических оригинальных сочинений. Где бы ни жил Василий Золотов, все сведения о нем в его сочинениях были зашифрованы, спрятаны от пристального взгляда царской власти. Родовая хронологическая летопись Золотова появляется лишь в составе одного из его сочинений. Золотов создал крупное сочинение — это «Хронограф литовский» или «Дегуцкий летописец», важный исторический и литературный памятник.
В. А. Любартович поделился сведениями и впечатлениями о трех встречах с Михаилом Ивановичем Чувановым. Михаил Иванович Чуванов (1894-1988 гг.) был старовером-беспоповцем, полиграфистом, собирателем рукописных и старопечатных книг и автографов. Большая часть жизни Михаила Чуванова была связана с книгами и книгопечатанием. Он прошел путь от типографского рабочего до заведующего типографией, был знатоком библиографии и палеографии. Главным делом жизни Михаила Чуванова была его собирательская деятельность, его уникальная и разнообразная коллекция. Чуванов собирал все, что представляет интерес для истории и культуры разных исторических эпох. В состав его коллекции входили древние рукописные и старопечатные книги, архивные материалы, книги гражданской печати по разным отраслям гуманитарного знания и истории Москвы, художественная литература, печатные книги XIX-XX веков с автографами писателей и других деятелей русской культуры, старая и новая периодика, иконы конца XV-XX века, рисунки, гравюры, фотографии, предметы мелкой церковной пластики. Источниками поступления материалов служили антикварный рынок, старообрядческая среда, коллекционеры.
С. А. Афонин в своем докладе рассказал о калужском медном литье конца XVIII — начала XIX века. Кресты, иконы, складни — неотъемлемый элемент и часть жизни старовера. К сожалению, очень мало известно о мастерах, мастерских, где изготавливались иконы, и эти знания порой носят поверхностный характер. На помощь здесь приходят подписные датированные памятники. С. А. Афонин рассказал о группе памятников, которые датированы, а также определены имя мастера и место его работы. На слайдах презентации докладчиком были показаны различные предметы меднолитой пластики с датой, клеймами и монограммой автора, а также рассказаны их особенности.
Председатель новгородской общины ДПЦ А. А. Безгодов рассказал о поморских приходах в Средней Азии, их современном состоянии и связи с Российским Советом ДПЦ. В ходе поездок по поморским общинам в Киргизию и Казахстан был собран обширный материал об истории поморских общин в этих Республиках, их церковнослужителях. Так, например, в поморской общине Киргизии были обнаружены тетради бывшего духовного наставника поморцев в г. Бишкеке Дионисия Ивановича Четвергова. С 1950-х гг. по 2000-е гг. Четверговым были написаны многочисленные сочинения, поучения, письма, проповеди. В настоящее время массовый выезд русского населения из стран Средней Азии привел к тому, что численность общин сократилась в разы: если в советское время в Киргизии было 4 поморские общины, то сейчас только одна; в Казахстане было 11 зарегистрированных поморских общин, сейчас осталось четыре.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель Никольского храма РПЦ на Берсеневской набережной в Москве, рассказал о своих впечатлениях от посещений Московской Преображенской старообрядческой общины, впервые в которой он побывал в 1973 году.
Меня привлекла «неотмирность» атмосферы храма. В храме староверов-поповцев эта «неотмирность» в квадрате, а у беспоповцев — в кубе. Потрясающая картина в моей памяти, когда ранним воскресным утром на фоне зубцовой стены спешит на молитву почти столетний старец А. М. Иванов…
Особое впечатление осталось у о. Кирилла от беспоповского наонного пения:
Пение обычное — это как заводская литография, пение наонное — это как ручная художественная вышивка.
Вспомнил о. Кирилл и встречу с наставниками Преображенской поморской общины:
Больше всего мне запомнился о. А. В. Жиганков, светящийся от строгого поста, борода до пояса, темпераментный, он сразу «взял быка за рога» и спросил: «Ну как, будем говорить толерантно или прямо?». Едва я успел раскрыть рот, чтобы пролепетать в пользу среднего варианта, как на наши головы обрушилась строгая беседа, его улыбка сменялась строгим выражением лица, а закончил он тем, что сказал: «Клятвами мы вашими не тяготились, а гонения забыть невозможно…»
Один из организаторов конференции, Максим Борисович Пашинин, председатель культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума и главный редактор старообрядческого издательства «Третий Рим», в своем докладе рассказал о проектах духовно-просветительской деятельности на территории Московского Преображенского монастыря. Так, в этом году произошло воссоединение Московской поморской общины, которая была искусственно разделена более 10 лет назад. Это событие положительно повлияло на духовный, материальный статус поморского общества. Обе староверческие общины восстанавливают те помещения, в которых находился монастырь до Революции, а теперь действуют обычные староверческие приходы. С возвратом помещений появились возможности для духовно-просветительской деятельности общин, что необходимо для проповеди идеалов староверия.
Т. Д. Вокуева подготовила доклад «Преображенская и Усть-Цилемская общины. Опыт взаимодействия. К 90-летию Н. Я. Носовой». Усть-Цилемский район долгие годы являлся духовным центром на Печоре. В трудные 90-е гг. ХХ в. староверка Н. Я. Носова организовала и возглавила Усть-Цилемскую общину поморского согласия. Ее тесное сотрудничество с Российским Советом ДПЦ, Невской поморской общиной, Преображенской общиной дало значительные результаты, благодаря которым в настоящее время активно действует поморская община в Усть-Цилемском районе.
В завершение Чтений состоялась демонстрация рабочих материалов к документальным фильмам «Преображенское — центр беспоповского староверия» и «Мы вернулись домой» (авторы Н.В. Литвина, МГУ, М.Б. Пашинин, КПЦ).
Необходимо отметить, что в настоящее время в рамках работы над грантовым проектом «Возрождение центра духовной культуры и международных связей староверия в Преображенском старообрядческом монастыре» на сайте Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума «Поморский Север» начата реализация нового проекта «Виртуальный музей «Преображенский монастырь и староверы-беспоповцы: история, современность». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и является победителем в грантовом направлении «Сохранение исторической памяти». Данный проект направлен на развитие современной социально-культурной деятельности исторического духовного центра староверов-беспоповцев России и всего мира — Преображенского старообрядческого монастыря в Москве, научное изучение и популяризацию культурного наследия староверов-беспоповцев, возрождение международного сотрудничества беспоповцев, традиционным центром которого была Преображенская обитель. Проект предусматривает создание интернет-музея «Преображенский монастырь и староверы-беспоповцы: история, современность», в формировании фондов которого примут участие деятели современного старообрядчества и ведущие ученые. Это обеспечит легкий доступ пользователей к экспонатам, которые физически находятся в разных регионах России и за её пределами.
В рамках проекта будет опубликован сборник материалов конференции и проведена фотовыставка «Староверы-поморцы Русского Севера».
С виду все как будто благородно)) Если глубже не копнуть))И несколько человек реально достойных респекта.
Фильмец интересный наверно будет,Литвиной снятый))))особенно если Христофорова поможет в обработке)))кто как не они главные спецы докладчики по поморцам и их интимной жизни))да и практика хорошая- полевой муж Пашинин с Алексеевым главные консультанты )))