Община — это не храм, не приход, не колокольня, не паникадило, не церковный дом, не батюшка и даже не Митрополит! Всё это не является старообрядческой общиной! Так что же это за слово такое странное, «община»? — На этот сложный вопрос попробовали просто ответить ученики воскресной школы старообрядческой общины подмосковного поселка Шувое в своем видеоролике, который уже стал довольно популярным в сети. Его за месяц посмотрели более 11 тыс. человек!
Когда Господь наш Исус Христос явил Себя миру, то выбрал Себе 12 ближайших учеников. Эти люди стали самыми близкими для Христа во времена Его земной жизни: они вместе молились, трапезничали и путешествовали. Все апостолы были разными по возрасту, характеру, темпераменту, образованию и семейному положению людьми. Между ними установились братские отношения, но изредка возникало и непонимание, и первенство, и небольшие ссоры. А один из апостолов по имени Иуда был даже вором и предателем! Этот союз непохожих друг на друга людей, но объединенных любовью ко Христу назвали апостольской общиной. Впоследствии общиной стали называть каждую группу близких друг другу христиан, объединенных совместной молитвой.
Обычно это совершенно разные, непохожие друг на друга личности: у них разный характер, они разного возраста, разных привычек, разного общественного положения и даже разного религиозного уровня люди. Но это одно целое, во главе которого стоит Христос. Это одна семья, связуемая союзом божественной любви, которая плывет в бушующем море страстей, как Ной в ковчеге. Сам Господь заповедовал, что Он будет только там, «где двое или трое собраны во Имя Его». Такой принцип общинности всегда соблюдался в Церкви и, по Божией милости, сохранился в старообрядческой среде. Особенно это видно на примере некоторых общин, где отсутствует принцип авторитарности и священник является не «директором филиала», а «одним из нас», добрым другом и советником, готовым душу свою положить за людей, которые доверили ему великое служение у Престола.
В наш прагматичный век капитализма обычный человек вне храма довольно часто воспринимается только как «полезный винтик общей системы». И этот винтик нужен ровно до тех пор, пока он приносит хоть какую-то пользу. А если этот винтик заболел, устал или не вышел ростом, то очень скоро исключается из системы и переплавляется в котле отбросов общества. Это отчасти оправдано в случае автомобиля или коммерческой структуры, когда все усилия нацелены на максимизацию прибыли. Но такой подход абсолютно недопустим в Церкви. Община и храм — это не государственная структура, где человек пришел к чиновнику за требой, в общине важна каждая душа, каждый человек здесь нужен и важен Богу! У человека может быть кривой нос, низкий рост, сиплый голос и даже скверный характер, но у него есть душа! А по словам Макария Великого, красивее человеческой души нет сокровища ни на небе, ни на земле! Вот такой ценностью обладает каждый человек! И этот принцип является основным в старообрядческой общине!
Община — это не храм, не колокольня, не церковный дом, не батюшка и даже не Митрополит. Община — это люди, мы с вами!
В старообрядческой общине всегда ее члены выбирали священника, а не священник «назначался сверху». В общине совсем по-другому строятся взаимоотношения. Здесь всё не так, как в обычном светском обществе. В общине «семеро ждут одного» и слабости и несовершенства одного человека покрываются любовью и терпением всех остальных. В общине мы все равны и значимы, каждый из нас — это неотделимая часть Тела Христова. И если один из членов заболеет и будет ампутирован, то всё Тело станет инвалидом. В общине нет лишних людей, здесь все свои, все к месту. Каждый член общины имеет право голоса, и нужды каждого человека должны быть услышаны и восприняты. В общине нужен и важен каждый из нас!
Община — это наша семья! А мы же не стесняемся в семье рассказать о своих проблемах, нуждах, трудностях, попросить помощи, — мы знаем, что в настоящей семье не посмеются над нашей глупостью, не подставят подножку, не выгонят из дома. Все, кто есть в нашей общине, — это наши братья и сестры. И относиться к ним нужно с такой же долей понимания и благосклонности, как мы относимся к своим родным. Нужно помнить, что мы все пришли в общину, потому что больны и нам нужно лекарство, нам нужен Спаситель. И поэтому когда мы оглядываемся вокруг себя в общине, то видим таких же больных людей, страждущих, раздавленных грехами и скорбями. И поэтому наше отношение к каждому капризу или приступу боли нашего страждущего собрата должно быть соответствующим — терпеливым и жертвенным. Сегодня терпим мы, а завтра уже терпеть будут нас.
Нужно помнить, что в общине очень пригодятся наши возможности и таланты, что мы можем не только что-то получить от общины, но можем и что-то дать ей. Даже современное светское общество меняет свои приоритеты в сторону человека. Когда-то давно предприниматели вкладывали в землю, заводы, пароходы, недвижимость и золото. Теперь многие капиталисты поняли, что лучшим вложением является потенциал человека, его внутренний капитал! В общине это может быть заикающийся мальчишка или совсем неприметная девчонка, но при должном внимании и заботе к человеческой душе из гугнивого мальчика может вырасти Сергий Радонежский, а из простой девочки благоверная княгиня Феврония!
И именно такое общинное житие и такие принципы могут вселять в наши сердца надежду, что как здесь, в общине, в нашем храме мы вместе плечом к плечу стоим на богослужениях, также плечом к плечу все вместе когда-то станем и перед Великим Престолом нашего Небесного Отца!
В продолжение этих мыслей предлагаем вам посмотреть короткий ролик о старообрядческой общине в Подмосковном поселке Шувое, который был снят ребятами воскресной школы по благословению доброго пастыря, иерея Максима Андреева. Посмотреть больше роликов о шувойской общине можно в группе ВКонтакте. Подписывайтесь на обновления!
А что для вас старообрядческая община? — Напишите в комментариях!
Комментариев пока нет