Несколько лет назад в бывшем центре старообрядческого движения на Средней Печоре, деревне Медвежской Республики Коми, был открыт общественный музей «История старообрядческой деревни». Основательницей этого хранилища истории стала внучатая племянница наставника старообрядцев деревни Медвежской Самоила Мамонтова — Вера Копытова.
Деревня Медвежская появилась благодаря старообрядцу Илье Захаровичу Мартюшеву, который прибыл сюда в 1860 году, скрываясь от притеснений священника из Усть-Щугора. То есть в этом году селение отметит 159 лет. Здесь долгие годы существовала община старообрядцев-безпоповцев, которые относили себя к поморцам. В Медвежской действовала старообрядческая часовня, где службы продолжались до середины 30-х годов. Потом часовню закрыли и устроили в ней телятник.
Возрождение старообрядчества на Печоре в 50-е годы было связано с именем Самоила Андреевича Мамонтова, уроженца деревни Медвежской. Известен он был на Печоре под прозвищем Самарин.
В его доме была устроена моленная, куда на богослужения собирались старообрядцы из близлежащих сел и деревень. А после окончания службы Самоил Мамонтов на коми языке объяснял присутствующим различные разделы богослужений, переводил на коми некоторые фрагменты Евангелий и апостольских посланий.
Но со смертью наставника перестали в Медведжской проходить службы. Сегодня в деревне проживает 70 человек, но истинных старообрядцев в Медвежской практически не осталось. Старожилы деревни — Петр Иванович и Лукерья Алексеевна Логиновы — выезжают в город Печору, где моленная временно размещается в бараке, а службы проводят наставники из Печоры, Усть-Цильмы и Москвы. А строительство Древлеправославного храма идет в железнодорожной части города Печоры.
Наставники из Усть-Цильмы и Троице-Печорска приезжают и в Медвежскую для проведения таинства крещения. По словам Веры Копытовой, последний раз крещение приняли 15 человек, однако все они являются жителями других населенных пунктов.
Но в каждой медвежской семье хранятся сегодня старинные старообрядческие книги и святыни, которые передаются из поколения в поколение. Хотя рассказать мне о семейных реликвиях уже никто не смог.
Идея восстановить старообрядческое прошлое маленькой деревни Коми родилась уже в наши дни у Веры Копытовой. Вера Васильевна родилась в Медвежской, но более 30 лет проработала в библиотечной системе города Печоры. А когда вышла на пенсию, вернулась на родину.
– Семья у нас большая, и все праздники мы проводим вместе, — рассказывает Вера Васильевна. — Вот однажды я пожаловалась своим братьям и сестрам на то, что забывается история деревни, которую наши дети и внуки уже знать не будут.
Родные предложили Вере Васильевне открыть в деревне музей. Местный предприниматель Константин Логинов выделил стройматериалы. Далее было решено под эгидой регионального общественного движения «Коренные женщины Республики Коми» принять участие в конкурсе «Сила малых дел», который проводит благотворительный фонд «Добрый город Петербург» при финансовой поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Проект Веры Васильевны «Создание общественного музея «История старообрядческой деревни» вошел в число победителей, выиграв грант в размере 100 тысяч рублей.
— Остальное — это мои личные средства, и мне помогли мои родственники, — делится Вера Васильевна.
За три месяца родные братья Веры Копытовой — Анатолий, Вячеслав и Роман Абраменко — и жители деревни возвели деревянное строение будущего музея прямо на участке Веры Васильевны, рядом с ее домом. Дом Веры Васильевны располагается в конце деревни, и уголок под строительство музея был отведен на ее участке, расположенном рядом с лесом. Хранилище деревенской истории украшает баннер, возвещающий о том, что Медвежская уже отметила свой 155-летний юбилей, и указатель, где искать смотрителя музея. Фасад музея оформлен в виде краткого словарика коми языка.
В этот зимний день моего посещения музея здесь стоял полумрак и было очень холодно, почти так же, как и на улице.
— Пока у меня нет средств, чтобы провести здесь электричество, — объясняет Вера Копытова. — Нет в музее и отопления.
Я несколько минут жду, когда глаза привыкнут к темноте, чтобы приступить к изучению истории Медвежской. Ощущение такое, что кроме меня здесь еще есть посетители. На самом деле такое впечатление производят куклы, которые являются жителями музея.
— Ростовых кукол с большой любовью сделала моя сестра, Людмила Абраменко, — делится Вера Васильевна.
Сразу можно было понять, что за столом у самовара сидит хозяйка. Молодая женщина устало опустилась на кровать и качает люльку. Ее супруг у входа встречает гостей музея.
— Куклы облачены в костюмы женщин нашей деревни, которые были характерны для жителей верхнего и среднего Припечорья. Старинные одежды передала в дар музею жительница Медвежской Софья Абраменко.
По словам моей собеседницы, она попыталась воссоздать в хранилище деревенской истории обстановку старообрядческой избы.
— Конечно, полностью это сделать не удалось, — поясняет Вера Васильевна. — Вход у нас должен быть там, где сейчас окно. И когда входили в избу, сразу видели Красный угол. В нашем музее мы устроили его там, где было место.
Макет русской печи, которую мы смастерили вместе с моей сестрой Людмилой из толстой фанеры, небольшой, хотя в избах старообрядцев печь занимала 1/3 помещения. Ведь, как известно, печка и кормила, и лечила, и парила, и тепло давала.
Очень довольна была Вера Васильевна, когда удалось отыскать на чердаке дома брата для музея настоящую деревянную кровать, да еще и самого наставника старообрядцев Самоила Мамонтова, которую он сам смастерил и поставил на ней свой автограф с датой производства — 1950 год.
— А на кровати пуховая перина моей бабушки, Федосьи Андреевны Логиновой, ее же одеяло, покрывало, низ кровати закрыт подзором, связанным медвежскими мастерицами, — знакомит меня с бытом старообрядцев Медвежской Вера Копытова.
Удивило меня то, что музей всего четвертый год работает в деревне, а экспонатов так много.
Как удалось выяснить, основу музея составили предметы быта жителей Медвежской, которые много лет собирала местная учительница Антонина Логинова. Она использовала их во время уроков, рассказывая ученикам о том, как жили их предки. А когда открылся музей, все экспонаты передала в деревенское хранилище истории.
— Вот, взгляните! Моя бабушка всю свою жизнь пользовалась берестяной посудой, — продолжает свою экскурсию Вера Васильевна. — И у нас среди экспонатов есть туески. Я из своего детства помню, как бабушка, отправляя нас на сенокос, наливала нам в такой туесок квас, и он сохранял свою прохладу в жаркий летний день. А вот такой рукомойник вешался обычно у двери.
Патефон в музей передала одна из медвежских семей. Много в музее и пластинок, начиная с 60-х годов прошлого века.
Школьный баян и фильмоскоп — то немногое, что сохранилось после закрытия деревенской школы.
— Есть среди экспонатов и лучины, при свете которых мы делали уроки. А такую лампу могла позволить себе только зажиточная семья, — показывает Вера Васильевна керосиновую лампу. — Ее вешали обычно над столом, и при ее свете дети делали уроки.
Начало коллекции утюгов в деревенском музее положила неожиданная находка.
— Мой сын купил старый дом в деревне Медвежской, а на его чердаке мы обнаружили старинные утюги со сменными ручками, — рассказывает Вера Копытова. — Сейчас мы собираем заварочные чайники и хотим устроить в нашем музее праздник чая. К сожалению, о самом старинном металлическом чайнике, который его прежний владелец получил по наследству, нам ничего не смогли рассказать.
Работа, увлечения, занятия жителей Медвежской тоже нашли отражение в деревенском хранилище истории.
— Так, Андрей Александрович Растворов изготавливал мебель для всей деревни. А еще он делал рубанки. Вот этот музейный экспонат — сундук моей мамы, Евгении Ивановны Абраменко, — творение его рук. А другой сундук наша жительница нашла в лесу, — делится радостной новостью Вера Копытова. — Он оказался с секретом. При открытии его начинает звучать мелодия. Пока музея в деревне не было, люди не ценили старинные вещи. Моя сестра, Лариса Иванова, отреставрировала удивительную находку и все остальные старинные экспонаты нашего музея.
До 70-х годов прошлого столетия в Медвежской была даже своя кузница. Изделия из металла кузнеца Василия Тарасовича Поздеева тоже можно увидеть в экспозиции деревенского музея.
Показывает Вера Васильевна и изделия медвежских мастериц — рукавички с коми орнаментом. Как выяснилось, многие жители Медвежской держали овец. Поэтому среди экспонатов музея можно увидеть ножницы для стрижки овец, гребни и прялки.
Шили в деревне и коми национальную обувь из оленьей шкуры — пимы, о чем свидетельствовали хранящиеся в музее лекала для мужской и женской обуви.
Так как предки нынешних жителей Медвежской были охотниками, то и пополнился фонд музея охотничьими лыжами, подбитыми камусом, и одеждой охотника коми — лузаном, доставшимся по наследству от прадедов. Житель Медвежской, охотник Геннадий Логинов, передал в музей шкуры зверей, которые водятся в медвежском лесу: куницы, норки, зайца.
Одними из ценных экспонатов музея являются старинные фото. В сгустившихся сумерках пытаюсь разглядеть лица старообрядцев из прошлого и настоящего деревни Медвежской.
У каждого своя неповторимая история жизни и появления в деревне Медвежской. Вот супруги Логиновы — Иван Гаврилович 1895 года рождения и Екатерина Лазаревна. Иван Логинов 15 лет служил царю и видел Николая II. Перед войной Ивана Гавриловича невинно осудили. Он был председателем колхоза, но нашлись «доброжелатели» и донесли на него, и Ивана Логинова посадили. А его жена с 10 детьми из деревни Красный камень к родственникам в Медвежскую пришла и корову с собой привела. Ивана Гавриловича раньше освободили из лагеря, приехал в Медвежскую и здесь уже доживал свой век.
На следующем фото вижу семью его сына — Петра Ивановича Логинова с супругой Лукерьей Алексеевной — наших современников. В деревне супругов Логиновых называют последней старообрядческой семьей.
— А вот это и есть мой двоюродный дедушка и старообрядческий наставник Самоил Андреевич Мамонтов, — рассказывает руководитель деревенского музея.
Интересный факт из жизни Самоила Андреевича сообщила мне моя собеседница. Он стал укреплять старообрядческую веру среди односельчан и жителей соседних деревень уже после того, как вернулся из лагеря. А до этого работал председателем Конецборского сельпо. В 1940 году за свою поддержку единоличных хозяйств старообрядцев на одном из заседаний Конецборского райисполкома он был обвинен в «антисоветской деятельности» и снят с должности председателя сельпо. На него было возбуждено уголовное дело по обвинению в растрате государственного имущества, в результате которого он был заключен в лагерь. Вернулся из лагеря Самоил Мамонтов после войны, в 1946 году, уже другим человеком… «Господь есть. Господь уберег от войны», — так объяснял Самоил Андреевич годы, проведенные им в неволе.
Подробнее о его деятельности в качестве наставника старообрядческой общины рассказывает выставка в деревенском музее «Старообрядчество на Печоре».
Показала Вера Васильевна и фото своей бабушки, сестры Самоила Мамонтова, Федосьи Андреевны Логиновой.
— Она хотя родилась в Медвежской, но после замужества проживала в деревне Аранец. А у моего дедушки, купца Ивана Логинова, в Аранце был свой двухэтажный дом. Но в 1937 году Ивана Ивановича репрессировали и отправили в лагерь. А бабушку за то, что она не отказалась от супруга, с пятью детьми выгнали из дома. И тогда Самоил Мамонтов приехал за ней и перевез сестру в родную Медвежскую. А дедушку мы так больше никогда и не видели, — рассказывает хранительница Медвежской истории.
Именно бабушкин дом в Медвежской, который она купила за символическую плату у своего дальнего родственника, Вера Васильевна и взяла за основу, когда обустраивала общественный деревенский музей «История старообрядческой деревни».
— Федосья Андреевна всегда хотела жить отдельно по законам своей веры. Но, к сожалению, дом бабушки сгорел одним из первых в деревне, в огне пожара погибло много ее личных вещей, — вспоминает Вера Копытова. — Сохранился альбом Федосьи Андреевны и скромная медная цепочка от часов, которую бабушка хранила всю жизнь как память о пропавшем без вести муже. Только однажды она все же решила расстаться с семейной реликвией. Когда мой старший брат, Анатолий, поехал в город на учебу, то бабушка отдала ему цепочку, чтобы он сдал ее в ломбард, а на вырученные деньги смог бы жить и учиться в городе. Так и выяснилось, что цены цепь большой не имела…
Теперь столь дорогая семейная реликвия хранится в деревенском музее, в стеклянной витрине.
— Вера Васильевна, а есть ли среди экспонатов старообрядческие святыни? — интересуюсь я.
— Не думали ведь мы, что когда-нибудь в Медвежской откроется музей. Поэтому бабушка перед смертью пригласила наставника из Троице-Печорска, которому передала свою богатую библиотеку и иконы, — вздыхает Вера Васильевна.
А уникальная библиотека рукописей и старопечатных книг Самоила Мамонтова сегодня хранится в Сыктывкаре, в отделе редких книг Научной библиотеки Сыктывкарского госуниверситета. Собрание книг старообрядческого наставника Самоила Андреевича включало богослужебную литературу: Полный круг Миней, Синодик, Апокалипсис, Евангелия и Псалтыри XVIII в.; поучительную: Житие Петра и Февронии; Житие Василия Нового; Житие Андрея Юродивого; Житие Ефросина Псковского и др.; литературу полемического характера: Сборник ответов пустынножителей (XXв.), Беседа о таинстве брака (Изд. Т.С. Тулупова Тушка, 1912). Среди книг имелись и уникальные образцы древнерусской книжности, в частности фрагмент «Апостола» XVI в., предположительно отпечатанного в типографии Ивана Федорова.
— Неужели ничего не удалось сохранить для музея? — продолжаем беседовать с Верой Копытовой.
— Дело в том, что наставник из Троице-Печорска забрал у моей бабушки книги только хорошего качества, а ветхие Федосья Андреевна просила нас сжечь, да мы не смогли, — рассказывает моя собеседница. — И я увезла эти книги в городскую библиотеку, где тогда работала. Они экспонировалась у нас на день книги. Сотрудники городского музея определили, что эти издания XIX века, но точнее смогут сказать после проведения реставрационных работ. Сейчас эти ветхие бабушкины книги можно увидеть среди экспонатов нашего музея.
— Много ли желающих посетить ваш музей? — спрашиваю я.
— Летом у нас каждый день экскурсии! Если я не могу в это время находиться в деревне, так как еще являюсь депутатом сельского поселения «Озерный» и членом «Комитета спасения Печоры», то экскурсии проводят мои родные — сестры Людмила и Лариса, и даже внучка Кристина уже охотно рассказывает детям о музее, — улыбается Вера Васильевна.
А судя по записям в Книге отзывов, были уже в музее старообрядчества Медвежской и гости из Пермского государственного университета, и из соседней Печоры, из Сыктывкара и даже из Москвы.
— Экспонаты из нашего хранилища истории часто берут на открытые уроки и занятия в детсады и школы соседних населенных пунктов, — продолжает удивлять Вера Копытова.
— Вера Васильевна, а какие события произойдут в музее в скором времени? — интересуюсь напоследок у своей собеседницы.
— Сейчас я ищу временную работу, чтобы дальше музей наш поднимать, — признается Вера Васильевна, — 12 июня мы будем подводить итоги фотоконкурса «Медвежская — милая родина», который проводит наш музей. Поступило и поступает очень много фото нашей любимой Медвежской. И я хочу заработать и достойно наградить победителей!
Мне тоже захотелось принять участие в этом конкурсе, ведь для меня Медвежская открылась в эти дни с необычной стороны, как место, где сегодня совершается тихий и незаметный для многих подвиг — подвиг сохранения и спасения малой родины с богатой духовной историей.
Фото: автора и из архива Веры Копытовой.
«истинных старообрядцев» на Печоре «практически не осталось»…
Людмила Абраменко
Наталья, огромное спасибо за такую душевную статью. Мы так старались воплотить повседневную жизнь наших бабушек и дедушек в этом маленьком уютном уголке. А ты так трогательно передала то, чем жили наши предки, во что веровали, с какой любовью был создан наш музей. И мы уверены, что наш с вами совместный труд пойдет во благо и будет сохранена частица истории старообрядчества.
Хочу выразить огромную благодарность Наталье Прокофьевой за ее вклад в популяризацию знаний о старообрядчестве в Припечорье, а значит и в сохранение культуры, быта наших предков. Такие статьи позволяют по-новому, с уважением посмотреть на жизнь наших старших родственников, восхититься верой, которую они пронесли через нелегкую жизнь. Очень приятно, что о нашей маленькой деревне узнают на широких просторах нашей страны и возможно найдутся люди, которые смогут восполнить пробелы в многострадальной истории старообрядчества.
Так получилось, что я был участником этой экспедиции в деревню Медвежскую. И счастлив, что познакомился с такими замечательными людьми, как Герасим Петрович, Вера Васильевна, Екатерина Егоровна и Зоя Егоровна. Незабываемо прошла и встреча с Петром Ивановичем, сколько он рассказал нам всего интересного из истории старообрядчества и даже провел экскурсию по своей избе. Мне очень приятно было еще раз пережить эти замечательные мгновения моей жизни благодаря статье Натальи Прокофьевой. Надеюсь, что автор продолжит рассказ об удивительной Медвежской на сайте «Русская вера».
Мне бы хотелось поблагодарить Веру Васильевну Копытову, Герасима Петровича Логинова и всех гостеприимных жителей деревни Медвежской за помощь в подготовке статьи о деревенском музее старообрядчества для сайта «Русская вера».
Благодарю редакцию сайта «Русская вера» за размещение и красивую верстку материала, использование практически всего подготовленного в рамках работы над статьей фотоархива.
Я много лет прожила в Республике Коми, знала, что есть недалеко от Печоры деревня Медвежская, но то, что я узнала из твоей статьи, Наташа, для меня настоящее открытие! Огромная благодарность сайту «Русская вера» за поддержку наших земляков из глубинки Печорского края.