От редакции:
Как известно, вплоть до конца IV века существовала традиция общего причащения за каждой Литургией, но уже к концу IV века практика частого причащения кардинально меняется. При этом Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся. В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. При этом исповедь и причащение, являясь самостоятельными таинствами, по времени оказываются здесь соединенными вместе, а промежутки между постами, по сути, становятся недоступными для желающих причаститься. О вопросе внешних и внутренних границ Церкви в контексте Таинства Причащения рассуждает иерей Глеб Бобков, приводя цитаты из беседы святого Иоанна Златоуста.
***
Важнейший авторитет в вопросах веры для всех христиан — Христос. И мы в своих сомнениях во всех церковных вопросах стараемся искать сначала Его святые слова, переданные нам Святым Евангелием. Внешние границы спасения определяются словами Спасителя, переданными нам святым апостолом и евангелистом Марком: «Иже имет веру и крестится, спасен будет» (Марк, 81 зачало). Но есть и другой пример, когда даже без крещения Господь принял в рай кающегося грешника (правда, там Он был сам): «И глагола Исусови: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си. И рече ему Исус, аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи» (Лука, 111 зачало). И вот мы, православные христиане-старообрядцы, имея правильное крещение в три погружения и запечатленные Святым Духом и таинстве Миропомазания, находимся ли в ограде Христовой Церкви? Фарисейски, буквально, имея крещение и веру, — да. Но это внешние границы Церкви. А есть и другие, которые мы сами ставим своим изволением, удаляясь тем самым от Бога. И сразу, конечно же, встаёт вопрос: а как нам не только эти границы разрушить, но и постоянно пребывать в единении с Богом, в Его Святой Церкви? И ответ на этот вопрос там же, где мы должны искать ответы на большинство наших жизненных проблем, — в Святом Евангелии.
«Ядыи мою плоть, и пияи мою кровь, во мне пребывает и аз в нем» (Иоанн, 24 зачало). Подумайте, почему Церковь называют «Телом Христовым»? Потому что в Церкви только те, кто причащается Христу! То есть только те, кто участвует в Литургии!
Девятое правило святых апостол гласит: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, живший в 12 веке, так толкует это правило: «Определение настоящаго правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другия правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня».
Святой Иоанн Златоуст в третьей беседе на послание к Ефессеом святого апостола Павла так пишет о важности причащения: «Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре — никто не подходит причаститься. Говорю это не для того, чтобы вы причащались просто так и как случится, но чтобы вы делали себя достойными.
О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: «Те, которые пребываете в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил». Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Итак, что ты стоишь? Если ты в чине кающихся, тогда ты не можешь причаститься, ведь тот, кто не причащается, среди кающихся находится. Для чего взывает диакон: «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им?
Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Или они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: «Друзья, как вы стоите здесь, в Церкви, не имея брачной одежды?» Разве Он не спросил: «Почему ты сел за трапезу?» Но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не «почему ты возлег?», а «как ты вошел?» (См. Мф.22,2-14)…
Когда ты услышишь: «Помолимся все сообща», когда ты увидишь, что открываются врата алтаря, тогда считай, что открывается небо и снисходят ангелы. И как не должен быть здесь ни один некрещеный, так не должен быть и ни один (хотя и крещеный, но) нечистый и скверный. Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы?
Но ты говоришь: «Я недостоин». Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения. Разве ты не видел, как рабы господ своих сначала моют трапезную, убирают дом и затем уже предлагают блюда? Это делается у нас посредством молитв, посредством возгласа диакона: мы моем, как губкой, церковь, чтобы Тайны были предложены в чистой церкви и не нашлось в ней никакого пятна, никакого порока. Нечистые глаза недостойны видеть этого зрелища, оскверненные уши недостойны слышать эти песнопения. Ибо так повелевает закон: если даже животное хотело приблизиться к Синайской горе, то должно было быть побито камнями. Так они были недостойны находиться даже у подножия горы, хотя впоследствии и приблизились и видели место, где был Бог. Следовало приближаться и видеть после. А когда присутствовал Бог, надо было удалиться…
Хотел бы сказать вам еще больше и страшнее, но, чтобы не перегружать ваш ум, достаточно и этого. Ибо те, которые не вразумляются этим, не смогут вразумиться и большим. Итак, дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия на Литургии, и Причащения.
Скажи мне, пожалуйста, если бы некий царь повелел: «Тот, кто совершит такое-то зло, пусть не приближается к моей трапезе», то ради этой чести разве вы не захотели бы приложить все возможные силы ваши, чтобы предохранить себя от зла? Когда же священник приглашает нас подойти причаститься, тогда Господь нас призывает взойти на небеса, на трапезу великого и чудного Царя, а мы отказываемся, и медлим, и не спешим, и не стремимся к этому. И какая тогда надежда на спасение нам остается? Мы не можем сказать, что нам препятствует болезнь или естество, но недостойными делает нас только наше нерадение».
Вчитайтесь внимательнее в слова одного из величайших проповедников, паки повторю его слова: «Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы?».
Так в итоге стали старообрядцы причащаться чаще или нет? Или поговорили и разошлись?
Прям порадовали материалом :). А то всё «по сложившейся традиции» попы причащаются, а мирам нельзя. И с исповедью. Лицо да руки моем каждый день да не раз, тело грешное минимум раз в неделю, а душеньку очистить — нельзя, носите грехи свои до Великого Поста.
Правка, «мирянам нельзя»
что с исповедью-то не так? Исповедуйтесь хоть хоть каждый день, если есть такая потребность и время позволяет — Ваше и духовного отца.
Исповедь — это только «умыться», а на «преображение» Христос нужен. Он дает силы меняться.