В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI — начала XX века». На выставке представлены иконы особого типа, на которых изображены большие группы ангелов и святых (иначе — Соборы). В каждом случае выбор этих святых соответствует определенной идее — это небесные заступники и помощники в разных жизненных ситуациях, святые, объединенные по дате празднования в церковном календаре, а также местом своего подвига.
Украшением выставки стали сложные символико-аллегорические композиции, воплотившие в зримых образах христианские представления о создании Церкви земной и прославлении Церкви Небесной. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI до начала XX века. Выставка организована совместно с Государственным историческим музеем, предоставившим для экспонирования редкие иконы из своего собрания. Посетители увидят также уникальные, недавно отреставрированные памятники из частных коллекций.
Всего зрителям представлено более 70 произведений древнерусского искусства. Многие из них содержат важные надписи: автографы мастеров, даты создания, сообщения о заказе, дарении и бытовании икон, что делает эти памятники особенно ценными для русской истории и культуры. Выставка посвящена особому виду икон — с изображением сонмов ангелов и святых — и его развитию в русской иконописи XVI — начала XX века. По учению святых отцов, ангельские силы и святые вместе со всеми усопшими праведниками составляют невидимую торжествующую Небесную Церковь.
В первом разделе выставки представлены наиболее ранние по времени возникновения типы иконописных композиций, которые можно определить как изображения Соборов святых. Все они связаны, как правило, с церковным календарем. В первую очередь это минейные иконы, или святцы, где в календарной последовательности в соответствии со средневековым порядком чтения по регистрам распределены фигуры святых, чья память празднуется в том или ином месяце. К ранним сохранившимся образцам подобных икон относится «Минея на ноябрь» первой половины XVI века (ГИМ).
Другой тип древней композиции с группами святых, объединенных по чинам святости, — пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные — известен по иконографии «Суббота всех святых». Этот извод восходит к традиции посвящения дней недели особым праздникам или святым, как на иконах «Шестоднев» или «Деисус (Седмица)». Издревле почитались воскресенье, среда и пятница, когда вспоминались Воскресение Христово, Благовещение и Распятие. Память Всех святых в субботу сопровождалась поминовением усопших. С годовым богослужебным кругом связаны и некоторые праздники: «Собор Богородицы», «Собор святого Иоанна Предотечи», «Собор двенадцати апостолов», «Собор Архистратига Михаила», «Собор Вселенских святителей», «Похвала Богородицы». Все они имеют длительную иконографическую традицию, хотя иконы с этими сюжетами встречаются довольно редко. Изысканный образец псковской живописи второй четверти XVI века — образ «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов» (ГИМ).
На выставке экспонируется несколько икон избранных святых, объединенных общей темой, например, это изображения соименных покровителей членов определенной семьи или династии. Кроме образов небесных патронов, в таких композициях часто писали семейные святыни или реликвии. Так, Казанский образ Богоматери дополняет изображение тезоименитых святых семьи царя Алексея Михайловича на иконе, написанной около 1650 года в связи с рождением у государя первой дочери Евдокии (ЦМиАР).
В экспозиции представлено несколько «Лечебников» — совместных изображений святых, которым особенно молились в разных случаях жизни, при духовных и телесных заболеваниях («аще возненавидит муж жену свою неповинно», «о прозрении ослепших очес», «от конского падежа» и т. п.). Подобные произведения относятся к XVIII–XIX столетиям и связываются с крестьянской и старообрядческой средой. Завершают тему календарных и тематических композиций иконы «Собор всех святых», созданные в разных художественных центрах.
Во втором разделе экспозиции представлены иконы «Соборы русских чудотворцев», объединенные по географическому принципу. Это группы святых покровителей разных регионов и мест России: московские, новгородские, вологодские, муромские, ростовские, угличские святые. Каждая крупная епархия России имела сонм своих небесных заступников, со временем получивший отдельный день празднования и образное воплощение. Многие композиции развивались на протяжении столетий и представлены не только местными памятниками, другие своеобразны по иконографии и дошли до нас единичными примерами. В третьем разделе выставки раскрывается в редких сюжетах тема христианской Церкви в иконописи.
В ходе презентации выставки с приветственным словом выступил директор музея им. Андрея Рублева М. Б. Миндлин. Он обратил внимание на уникальность данной выставки и выказал желание в дальнейшем продолжать сотрудничество музея им. Андрея Рублева с ГИМ в рамках выставочных проектов.
Затем с приветственным словом к собравшимся обратились кураторы выставки — кандидаты искусствоведения Я. Э. Зеленина (Музей имени Андрея Рублева) и Л. П. Тарасенко (Государственный исторический музей).
Я. Э. Зеленина отметила, что на выставке особо полно представлена тема русских святых — это Соборы московских, ростовских, новгородских и многих других чудотворцев. В таких иконах ярко выражена идея включенности Русской Церкви в Божественное Домостроительство.
Комментариев пока нет