Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Великого четверга.
***
Не говоря про святость дня и великость события в христианском мире, воспоминание о котором свято и торжественно соблюдается у нас в России, некоторые обычаи существуют и поныне, начало которых потеряно. Так, например, в Буе, уездном городе Костромской губернии, по словам проф. Снегирева, и до сих пор девушки в Великий четверток кликают весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, схватясь за руки, припевают:
«Весна, весна красна, приди, весна, с милостью, великою благостью».
У пермяков Великий четверток считается великим днем обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. Накануне этого дня, повечеру, приносят в избу в решете зерновой хлеб и, положив на него челпан печеного хлеба и в солонке соль, ставят решето в передний угол — под иконы на лавку. Помолившись Богу, домохозяева все это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и церковнослужителей с образом Богоматери.
Все эти предметы: зерновой хлеб, челпан и соль — имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, коим предотвращается недостаток в хлебе; для этого хозяин высыпает его в закром. Печеный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, в отвращение пропажи скота. Соль дают скоту в болезнях как действительное лекарство; для этого же и для избежания разных несчастий мужики берут ее с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них называется «четвережною» (четверговою).
Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца, как говорится, «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скота» во двор свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное случайно не подаст своего голоса, пока, например, корова не смычит, лошадь не соржет и пр., что принимается за верный признак, что в наступающем году не падет ни одно животное той породы; потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров в предотвращение спанья их на пастве, кормит и поит, далее — вешает на передний угол дома голик и худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета; наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закромов (сусеков) в течение года.
Хозяин в то же время считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия; делает на реке новую прорубь, чистит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их; если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Исполнив все это, хозяин успокаивается уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия сохранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна.
Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева, ходят в лес за вересом (можжевельником), за татарником, который подмечается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи; кроме того, вместе с татарником подтыкают под матицу надызбные и сенные двери; из пихты делают помело. Вереск и татарник имеют силу защищать дом от влияния колдунов; новое пихтовое помело обновляет печь и защищает ее от разрушения. Девки-невесты в то же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы либо худого неотрепанного льна ходят в отхожую избу или баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лен и скачут через пламя; первое девки делают в убеждении, что оттого у них будут длиннее волосы, а второе — чтобы приобресть любовь будущих мужей своих.
Прочие взрослые семьяне посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лапти, веревки, завертки, тешут топорища и проч., женщины прядут, шьют — а все это с тою целью, чтобы быть в течение года и заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами.
Наконец, старшие семьяне, несмотря на раннее утро, ходят из дома в дом бражничать, чтобы, как говорят они, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. В Ярославской, Московской губ. в Великий четверг замешивают соль на квасной гуще и бросают в печь после затопа. Эту соль потом употребляют в пищу и также дают скоту в пойле для здоровья.
Комментариев пока нет