29 ноября, в первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом, в котором было отмечено особое место единоверческих приходов в современной церковной жизни. В своем выступлении Патриарх обратил внимание на появление первого епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Подобное внимание, хоть и в паре слов, но из уст Святейшего обязывает ко многому. Свой комментарий нашему сайту дал староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков.
100 лет назад на Поместном соборе Русской Церкви было принято решение о даровании единоверцам своих единомысленных епископов. Можно сказать, что реабилитировалась вся церковная старина, был сделан важный шаг на пути врачевания раскола, Собор выказывал доверие православным старообрядцам. События истории разворачивались довольно быстро, и уже вскоре первые единоверческие епископы замещали на общеправославных кафедрах подвергшихся гонениям архиереев и с равной любовью окормляли всю вверенную им в заботу православную паству. Большинство приняло мученическую кончину за веру во Христа.
История не знает сослагательного наклонения, но ведь тенденции на установление, спустя века, добрых отношений господствующей Церкви и старообрядцев прослеживались явно. Не последнюю роль в этом играли единоверцы. Что говорить, епископ Симон Шлеев, священномученик и первый старообрядный архиерей, сделавший для единоверия более, чем кто бы то ни было за все время его существования, сам происходил из старообрядцев спасового согласия. А наставником его был не кто иной, как митрополит Антоний (Храповицкий), сочувствовавший единоверцам и всецело поддерживающий их.
——————
В современном православном обществе проснулся запрос на русскую церковную старину. И старина эта — не музейный экспонат, а живая традиция, которую века сделали лишь крепче. Старообрядчество, по словам Ф.Е. Мельникова, есть высокая церковная культура.
——————
От себя добавлю, что это высокая церковная культура, помноженная на национальный колорит. Не этого ли нам сегодня не хватает?
Единоверие развивается в очень разных условиях по местам. Вся проблема — в отсутствии внятной «юридической» базы, положения о старообрядных приходах и определенной свободы в возможности молиться «по-старому».
——————
В наши дни недостаточно одних лишь соборных постановлений 1971 и 1988 годов, разъясняющих допустимость старорусских традиций и обрядов в РПЦ, — необходимы конкретные церковные нормативные акты, позволяющие активно и беспрепятственно развивать это важное направление.
——————
В Симбирской епархии этот вопрос не стоит, чему свидетельство — активно развивающийся единоверческий приход и первый в России епархиальный Центр. Однако нам известны и вопиющие случаи «гонений» в других регионах. Эти случаи печальны не только для единоверцев, но и, к сожалению, дискредитируют в глазах представителей старообрядческих согласий идею реабилитации старого обряда в Русской Православной Церкви.
Для того чтобы понять, сколько реально единоверческих приходов в России и за ее пределами, необходимо наделить Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции большими полномочиями, позволяющими ему решать основные насущные проблемы общин и тех групп, которые изъявляют желание организовать единоверческий приход. Появление викарного епископа сможет решить эту проблему окончательно.
——————
Действие правил Единоверия, утвержденных на соборе 1917 года, таких как выбор священно- и церковнослужителей, соборное решение приходских вопросов, неукоснительное соблюдение древнерусского богослужебного устава — необходимо вернуть в жизнь Церкви!
——————
Единоверие — особое явление, и оно требует особого же подхода.
Более того, появление единоверческого епископа, а, быть может, даже и нескольких, даст возможность не только восстановить особенности дораскольного архиерейского богослужения, но и установить преемственность с литургическими строем, существовавшим во времена служения великих архипастырей древнерусской Церкви.
Люди ищут старины. Интересуются русской иконой — непревзойденным Рублевским идеалом, положившим начало многовековой школы иконописи; знаменным пением, которое потрясает своей неотмирностью и позволяет раствориться в молитве; церковной архитектурой, которая сквозь тлен веков донесла до нас дух вечности. В 17-м началось окончательное разрушение быта — по сути, тварного миропорядка русского человека. Все чаще современные христиане сожалеют об утерянной мудрости веков, которая была забыта в угоду бездушному прогрессу.
Единоверие после распада СССР стало движением снизу и отличалось от единоверия XIX века тем, что привлекло в свои ряды многих чад Русской Православной Церкви, интересующихся древнерусской богослужебной традицией, людей консервативного склада. Отрадно, что ряд приходов можно по-хорошему назвать «мужскими», представители сильной половины человечества здесь преобладают. Единоверческие общины позволительно считать общинами в полном смысле этого слова. Высока крепость внутренних (да и межприходских) связей, на достойном уровне грамотность мирян в вопросах богослужения. Стоит отметить, что ряд приходов единоверцы организовали в отсутствии священника, однако не первый год совершают регулярные богослужения мирским чином. И это не мешает росту общин, а наоборот, повышает самосознание мирян, укрепляет в них чувство ответственности за свой храм, свою общину.
Православные старообрядцы сегодня, с одной стороны, способны дать всей матери-Церкви ключ к духовным сокровищам Древней Руси, ресурсам христианского духа. С другой стороны, рана церковного раскола и по сей день не изжита из нашей реальности. И здесь единоверцы вновь становятся тем мостом, с помощью которого, даст Бог, однажды удастся эту рану исцелить.
——————-
Единоверцам нужен единомышленный епископ, так же, как и 100 лет назад. Сегодня чаяния об епископе — одни из самых насущных вопросов среди нас. Вслед за Леонидом Севастьяновым хотелось бы дерзнуть обратиться ко всему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви с просьбой о возвращении в жизнь Церкви утвержденных на вековой давности Соборе правилах Единоверия и о поставлении епископа всем единоверцам, верным чадам матери-Церкви.
——————-
Кирилл пишет: "Не то чтобы епископ у единоверцев каким-то образом улучшит ситуацию, но все таки это будет знак что их, единоверцев, в РПЦ за людей признают."
Во-первых, единоверцев очень мало, во-вторых, отношение настороженно-боязливое, в-третьих, зачем Священноначалию некая "параллельная" (автономная) церковь внутри большой РПЦ. Это будет матрица-таки!
м. б. было бы целесообразно таковым считать митр. Иувеналия, чтобы не идти против ветра?
А потом было бы легче получить другого, ибо будет прецедент
Чаяния, чаяния…
Двести лет уж чаяниям-то?
За это время, даже по формуле Ходжи Насреддина, должен был бы уже или хан умереть, или ишак заговорить.
Читаю вас, как будто историю Ф. Мельникова перечитываю. Ничего не поменялось.
А оно Вам действительно надо?
Чаяния уже реализовывались через 120 лет в начале 20 века, но ненадолго, а нынешним от силы 15-20 годков. Это, конечно, не придает оптимизма, но то, что надо — не вызывает сомнений у многих прихожан старообрядных приходов, а когда "созреет" до этого епископат — один Господь, видимо, знает.
"а когда "созреет" до этого епископат"
Где-то я уже про эту "смокву" читал. И если не ошибаюсь, даже для неё был отведен свой срок…
что переживать, беглопоповцы 250 лет обходились без епископа
… а безпоповцы — без попов, а бегунцы — без людей и т.д. со всеми остановками..
Не то чтобы епископ у единоверцев каким-то образом улучшит ситуацию, но все таки это будет знак что их, единоверцев, в РПЦ за людей признают.
Что касается уже существующих приходов, то появление епископа может ситуацию улучшить, а может и ухудшить. Кому — как. Всё зависит от личности епископа. К сожалению, часть единоверцев надеется, что епископа нам дадут возможность выбрать. Это очень наивно.
Для с трудом рождающихся приходов уже оно только наличие епископа — позитивный фактор. В целом эффект будет оздоровляющий.
Дискуссия о единоверческом епископе развернулась сразу после юбилея единоверия который отмечался в 2000 году. И вот идет уже 17 лет. Но как рассказывают, камнем преткновения стала личность потенциального кандидата. Кандидаты среди самих единоверцев полные антагонисты.
епископ без дозволения епархиального архиерея создать приход не сможет… в ряде случаев нельзя исключать и того, что создания старообрядного прихода будут опасаться. Будет труднее перевести приход на старый обряд. Если сегодня тут действует принцип "еже изволит настоятель", то в случае с необходимостью перехода под омофор иного епископа будет труднее.
С др. стороны, с желанием единоверческого епископа создать приход придется считаться более, нежели с желанием простого попа
Очень порадовала статья. Если в РПЦ(З) был единоверческий епископ приснопамятный Даниил Ирийский, то может быть будет и у нас. Вместе с тем, к единоверию в РПЦ отношение боязливо-настороженное, и вот когда в каждом областном центре появится хотя бы один старообрядный приход, тогда Господь, по милости Своей, явит и старообрядного архиерея.
Ну вот, речь только о епископе для единоверцев. А старообрядным приходам /общинам/ как быть? А сколько у нас чисто единоверческих приходов, где собрались потомственные старообрядцы разных толков? А не уместнее ли озадачиться исканием епископа для старообрядных приходов, в число которых входят и единоверческие?
Только о старообрядном архиерее и может быть речь. А тому, кто делит христиан на "чистых" и "нечистых" придется напомнить кое-что из истории Древней Церкви.
Сегодня реальный кандидат из единоверцев только один — архимандрит Иринарх.
Иринарх??? Тогда уж о. Кирилл Сахаров.
Хотя по прежнему считаю, что единоверию никакой епископ не поможет.
Почему не поможет? Можно Ваши веские аргументы?
О кандидатах. Я высказал свое мнение о личности возможного епископа, основанное не только и не столько на личных симпатиях, но и на некотором знании ситуации внутри РПЦ. Считаю возможным не всё свое знание раскрывать. Понятливому это понятно.
Проблема в чем? Мы приблизились к вопросу о старообрядном епископе. И это многому поможет, хотя не всем и понравится. Как в старообрядческой среде, так и в новообрядческой. А хотелось бы выбрать своего кандидата. А дадут ли? Шанс, и серьезный, есть у архимандрита Иринарха. Вопрос в том, пройдет ли он некий внутренний синодальный "фильтр" и захочет ли его проходить?
Вполне вероятно, что епископ может быть на первых порах внешний по отношению к историческому старообрядчеству и единоверию. И это совсем не трагично. Важна его личность и глубина понимания темы. Между прочим, кандидатом мог быть и архимандрит Дионисий (Шишигин), но преставился…
И еще. Много тут на сайте пишут, что единоверие — цирк, обман, смузи и т. п. Дорогие, есть и совершенно противоположная точка зрения, но единоверцам хватает такта не высказывать ее на этом сайте. Если трудно понять, что за 200 лет смысл единоверия принципиально изменился, то хоть на себя в зеркало внимательно посмотрите и не слишком обольщайтесь…
"…часть единоверцев надеется, что епископа нам дадут возможность выбрать. Это очень наивно."
"…пройдет ли он некий внутренний синодальный "фильтр""
За двести лет изменились люди, а не смысл. Тогда, двести лет назад, люди были частью происходящего, поэтому, даже не умея грамоте понимали, что происходит. Сегодня, люди поголовно грамотны, но не "часть". Поэтому и "фильтр" и "наивно" и Илларион с двуперстием…
Да, а чем Алфеев не епископ?
"…часть единоверцев надеется, что епископа нам дадут возможность выбрать. Это очень наивно."
"…пройдет ли он некий внутренний синодальный "фильтр""
Да уж. Принципиально "изменился"…
За двести лет изменились люди, а не смысл. Тогда, двести лет назад, люди были частью происходящего, поэтому, даже не умея грамоте, понимали, что происходит. Сегодня, люди поголовно грамотны, но не "часть". Поэтому и "фильтр" и "наивно" и Илларион с двуперстием…
Да, а чем Алфеев не епископ?
Ведь если "фильтр" и "наивно". то будь после этого кто угодно, а всё равно "Алфеев"?
Уважаемый Ногалес, вы ведь явно не единоверец. Что ж вас эта тема так неуемно прет?
обратить в единоверие парочку епископов из к-л старообрядческой юрисдикции
"…вы ведь явно не единоверец. Что ж вас эта тема так неуемно прет?"
Ой-ей Отче…
Удивительно..
Право знать и делиться мнением только для обладателей лицензии?
"Синодальный фильтр"?..
Я часть своего народа и всё, что касается его ошибок, заблуждений и людей благонамеренных, живо откликается во мне, как и в любом другом нормальном человеке.
Тема меня действительно "прёт". Я понимаю, что кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик, но всё равно крайне удивляюсь. Нужна тебе Старая Вера — иди к староверам? Староверов сейчас -на любой вкус. Не нужна тебе Старая Вера, нужна только личина — благолепствуй пред двоеперстием Иллариона Алфеева. Ведь внешность в соответствующем облачении идеальная. Что более этого можно получить в РПЦ?
Но нет же — "чаяния"!..
Было чаяние 200 лет назад, но за него кровью платили, потому что выбора действительно почти не было. А сегодня это личный, далеко не "духовный" интерес одних и глубокая неинформированность, или заблуждение других. Есть конечно третьи, для которых обряд как кесарю кесарево, про таких можно и не говорить.
Сатообрядческий епископ в РПЦ это тоже самое, что священник в президиуме ЦИК СССР.
Но, это моё личное мнение, за которое редакция ответственности не несёт. :)
"Фильтр" надо иметь не в Синоде, а в себе. Позорно прикрывшись кличкой (может быть правильнее – Нахалес?) вы беретесь вступаться за народ (какой, простите, народ?), унижая и оскорбляя при этом другую часть русского народа, у которой иные, чем у вас понятия не только о порядочности, но и о христианстве. И даже о Старой Вере. Вы видите себя ее носителем, а русский народ от таких «носителей» бежит, далеко обходя то, что вы называете Старой Верой. И у меня тоже об этом душа болит. И имя свое при этом я не скрываю.
Ну да, ну да.
Когда вы выше писали про "синодальный фильтр" это вы говорили про фильтр в себе! :))
"Чистые и нечистые". Если "кличка" то подлец. "Отвечаю подлецу-негодяю за весь русский народ" и т.д.
По существу что-то, кроме "нахалес" и "позорно" имеется?
Во первых, ну это Вы по ораторской привычке (цитата: "беретесь вступаться за народ (какой, простите, народ?)"), я же выше сказал, что всё моё личное мнение и личные"неспокойствия" так сказать.
Во вторых, я вообще не понимаю как можно доверять пастырю, говорящему своим овцам — "наивные", твердо знающему о "синодальном фильтре" (а ведь и Вы прошли сквозь этот "фильтр") и при этом продолжающем двигать постановку под названием "чаяния"?
Ну а как не двигать? Перестань только и овца прямым ходом упрет по назначению своему. Знаю о чем говорю. Рядись как хочешь, только из под папы Кирилла не выходи.
В этом главное назначение пастыря единоверца. И "нахалес" ли я, или нет, но это ведь уже двести лет так?
Можно было бы поверить, что кто-то из пастырей искренне заблуждается, но в наш век ни в чем не стесненного доступа к информации, тем более к исторической, и современной бытовой-политической, всякая "искренность заблуждения" есть или ложь, или лень душевная. Тем более в столичном центре.
Лана. Эта дискуссия действительно не моя. Я просто искренне попытался выяснить на какие дивиденды, именно сегодня, расчитывает человек вовлекая себя и других в эту двойственную ситуацию. Про пастырей понятно. Интересовал именно простой человек искренне ищущий правду Христову.
Больше не надоедаю.
К господину Ногалесу (а не дама ли это? или коллективный автор?) у меня ничего не имеется.
Если аноним публично излагает свои мысли, то это вопрос его ума и воспитания. А если он переходит на личности и раздает клички высшему духовенству так, как будто ежедневно пьет с ними пиво, скрывая при этом свое имя, то это, безусловно, подло. И никакой Старой Веры там и близко не стояло.
А "фильтры" бывают внешние и внутренние (это для Новалеса ново!). Внешние "фильтры" разнятся в зависимости от предстоящего служения. Что-то я прошел, что-то нет, да и не пытался. А вот внутренний "фильтр" стараюсь иметь, хотя порою очень трудно себя сдерживать.
А про 200 лет (повторяется много раз) совсем не понял. Это про единоверие или по Солженицыну ("200 лет вместе")?
Интересно, на какой такой любой вкус вы можете найти старовера?
Найдите хоть одну общину, которая бы молилась так, как наши прадеды
Да… триста лет! (знакомые с МДА поймут)….
cтарообрядцы по Гумилёву — субъэтнос русского народа
Этнические процессы происходят естественным путем, и сейчас этим путем происходит АССИМИЛЯЦИЯ. Малые общности разрушаются, размываются большими. Это касается и мира старообрядчества. Тут епископ не спасет, и юрисдикции никакие этот процесс не остановят
Это надо осмыслить, что бы думать о том, что делать
Сегодня о старообрядцах, как субъэтносе русских, хотелось бы сказать ( и то с натяжкой) применительно к сельским липованам и семейским, (поморцам в Балтии?). В России 3/4 населения живет в городах и абсолютное большинство развивающихся старообрядческих общин — тоже в городах. Урбанизация, спустя сто лет, идет высокими темпами — какой уж тут субъэтнос ! А осмыслить действительно надо. Вот только какую альтернативу предложить? Что же касается единоверцев, то по отношению даже к небольшому миру старообрядцев (всех согласий) — они всего лишь "капля в море".
ну липоване явно имели бы право на епископа, но они не единоверцы
Альтернативу — разве афонское богослужение, где даже пророческие песни поют по уставу. Греки стояли явно на единоверческих позициях. Так пишет Каптерев
"Митрополит Власий Арсению говорил: Арсение, о крестном знамении ни евангелисты, ни апостолы никто не писал, как персты складать: то есть самоизвольное, но токмо подобает крестообразно кресты чтити, а то все добро и ереси, и хулы на Бога никакой в том нет". Значит, из бесед с Арсением Сухановым в Молдавии митрополит Гавриил Власий уже успел познакомиться и с теми церковными вопросами и недоумениями, решать которые ему придется в Москве, и с теми приемами, какие практиковали в подобных случаях русские книжные люди, так что он уже ранее был несколько подготовлен к своей особой миссии в Москве. "
Другой момент — это наши уставы монастырей Сарова, Валаама и Соловков, практически ничем не отличные от старого обряда, но без какой бы то ни было "раскольнической" (пардон) составляющей.
В этом вся суть. Никакого намека на раскол, иначе это дело не пройдет, его будут тормозить как на уровне прихожан, которые будут против разделения, так и на уровне духовенства.
Ведь если бы не было взгляда на греков и вообще на троеперстников как на еретиков, то на местные обычаи (которые разнились по сути не так уж и сильно от греческих) смотрели бы как на региональные особенности. На востоке обрядовые разности тоже существовали, и грекам было известно двуперстие, просфоры также употреблялись в различном количестве.
Общие принципы — напр. одноголосое пение или погружательное крещение общие для греков и единоверцев