В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции 1917 года. В юбилейный год председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков рассказывает, какие последствия принесла эта революция для единоверцев.
***
В 2017 году мы вспоминаем, пожалуй, один из самых судьбоносных моментов отечественной истории, ставший отправной точкой величайшей национальной трагедии. Безбожники, желая поскорее устранить всех конкурентов, мешающих их абсолютной власти, нанесли мощнейший удар по носителям Христовой веры в нашей стране. Русская Православная Церковь, представители старообрядческих согласий — для воинствующих атеистов тогда не было особой разницы, кто как крестится и совершает крестный ход. В начале XX века, на фоне издания высочайшего императорского «Указа об укреплении начал веротерпимости» (1905), происходят важные события в жизни Единоверия (православного старообрядчества). В 1912 году в Санкт-Петербурге проходит I Всероссийский единоверческий съезд. Несколько сотен делегатов, пересмотр правил Единоверия и управления общинами, встреча с императором Николаем II — все это воодушевляло и вселяло надежду в последователей древлеправославной традиции в лоне Русской Церкви. Единоверцы искренне верили, что старый обряд заживет рядом с новым на равных правах, а дело врачевания глубокой раны раскола укрепится и станет возможным к скорейшему завершению.
Февральская революция 1917 года застала врасплох все российское общество, не стали исключением и единоверцы. Однако несмотря на революционную смуту и государственные нестроения, единоверцы под идейным руководством протоиерея Симона Шлеева (впоследствии первого единоверческого епископа) активно готовились ко II Съезду. Воззвание единоверческого священника Симона к обер-прокурору Синода Львову красноречиво обосновывает необходимость забыть о бюрократических препонах и дать возможность православным старообрядцам потрудиться во славу Церкви и Отечества:
Русским людям весьма благовременно примириться между собою. Неверие и антихристианство большою волною заливают русский народ, когда-то народ-богоносец. Необходимо как можно скорее столковаться, объединиться. Чтобы выполнить этот святой долг перед родною Церковью, следует воспользоваться Единоверием и в проектируемую комиссию для детальной и предварительной разработки способов объединения пригласить, с одной стороны, православных миссионеров, а с другой — представителей главных ветвей старообрядчества. Те и другие при посредстве единоверцев скорее нашли бы общий язык и ясный путь к примирению.
Единоверцы, «суть чада Церкви», не абстрагировались от революции. Наоборот, время духовного упадка общества заставляло единоверцев предлагать свои решения проблемы, о чем неоднократно писали как председателю Временного правительства Керенскому, так и лидеру октябристов Родзянко. В своих письмах делегаты Съезда стояли на позициях необходимости возвращения к заветам святой старины, утверждая, что строительство государственной власти нужно начинать с возрождения древнерусского прихода.
Самой животрепещущей темой II Съезда православных старообрядцев, который прошел с 23 по 29 июля 1917 года в Нижнем Новгороде, становится вопрос о епископстве. И уже через год, в разгар гражданской войны в России, 3 июня 1918 года, в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония во епископа архимандрита Симона (Шлеева). Хиротонию совершил по старопечатным книгам сам патриарх Тихон в сослужении нескольких архиереев. В истории Единоверия и всей Русской Церкви совершилось историческое событие. Отныне епископ Симон, несмотря на зависимость от Петроградского митрополита, окормлял все приходы православных старообрядцев России. А уже в 1920 году единоверческий епископ занимает Уфимскую, общеправославную кафедру, заменив на этом посту архиепископа Андрея (Ухтомского).
Безусловно, подобный шаг патриарха Тихона говорит ни о чем ином, как о высочайшем доверии к епископу Симону. С наступлением гражданской войны на единоверцев уже не смотрели с опаской и подозрением, к ним относились как к равным, к тем, на кого можно положиться в годину испытаний. Епископ Симон впоследствии засвидетельствует архиерейским служением и мученической кончиной свое христианство. 18 августа 1921 года, возвращаясь домой из Воскресенского кафедрального собора, владыка будет убит двумя выстрелами из револьвера. Потеря духовного руководителя для единоверцев была невосполнима. Одновременно многие активные деятели Единоверия из московских и петербургских приходов, подвергнутые лишениям военного времени, не могли более принимать деятельного участия в делах православного старообрядчества. На этом фоне начинают выделяться единоверческие Поволжье и Урал. Из среды епископата православных старообрядцев выделяется епископ Павел (Керженский), впоследствии избранный председателем III Единоверческого съезда.
В феврале 1923 года обновленческое ВЦУ объявляет о созыве Поместного собора Русской Церкви. По этому поводу 20 марта того же года в селе Бор Нижегородской губернии состоялось собрание 37 представителей 21 единоверческого прихода под председательством епископа Павла Керженского. Это собрание должно было выразить отношение единоверцев к ВЦУ, выяснить положение единоверия среди церковных групп и его отношение к предстоящему собору. Единоверцы высказали довольно жесткую позицию, подчеркнув свое нахождение на Соборе «ненужным и даже неуместным». А спустя 2 недели на епархиальном съезде единоверцев на нижегородчине устами епископа Павла Керженского ВЦУ названо еще и «неканоническим учреждением». Данная позиция в достаточной мере характеризует желание единоверцев сохранить свою идентичность и не вступать в общение с обновленцами. Единоверцы проведут еще два довольно важных собрания перед III Съездом православных старообрядцев (7 мая 1925 и 2 июня 1926), на которых будут сначала поднят вопрос о необходимости самого проведения съезда, а затем основные его вопросы.
9 мая 1927 Народный Комиссариат Внутренних Дел выдал единоверцам разрешение на проведение Съезда в Нижнем Новгороде при единоверческом храме Святого Духа с 19 по 27 июня.
В программу работы заседания вошли следующие вопросы:
1. Православное старообрядчество: внутренняя основа его жизни, современное состояние и задачи.
2. Православно-старообрядческие епархии и их взаимоотношения между собою.
3. Православно-старообрядческий приход.
4. Отношение православного старообрядчества к другим старообрядческим группировкам.
5. Духовное образование православных старообрядцев и подготовка кандидатов в клир.
На съезд прибыли 142 делегата от 200 единоверческих приходов России. И это 1927 год! Время тяжелых испытаний не остановило людей, наоборот, заставило их сплотиться и продолжить жить церковной жизнью. Приведем некоторые выдержки из решений по вопросам Съезда.
По первому вопросу (выступал епископ Павел Керженский). «Тело Христово не безпорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих органов. Каждый верующий не механически прикладывается к Телу, но органически входит в церковное единство. Вхождение верующего в это единство, вчленение себя в церковный организм достигается взаимодействием двух сил: благодати и человеческих стремлений к совершенству. Стремиться к совершенству зависит от воли человека, а постоянным источником, откуда почерпается верующими благодать, являются главным образом молитвословия и чинопоследования церковные, обряды и таинства, одним словом, та область религии, которая называется культом. Культ есть сердце религии. В культе происходит закономерное соединение Небесного с земным, благодати с существом, человека с Богом. Мыслить догматически правильно и поступать нравственно, жить воистину православно-церковной жизнью можно лишь при условии постоянного Богообщения через Богоустановленные символы культа. Отсюда характер нашей церковной жизни определяется одним словом: культоцентризм». Старообрядчество? Вполне. И именно с этих тезисов по сути и начинается сам Съезд, здесь ответ на первый его вопрос.
Говоря о втором вопросе повестки, стоит отметить, что в резолюции единоверцы постановили создать единый духовный округ (что свидетельствует о желании централизации); обозначили некоторые правила деятельности епископов; отметили необходимость создания новых кафедр. Что это? Година гонений? И она не пугает единоверцев, и продолжают они жить полной церковной жизнью, говорят о необходимости увеличения количества епископата.
Решение по третьему вопросу программы о православно-старообрядческом приходе призывает единоверцев к таким, казалось бы, элементарным вещам, как изучение Священного Писания, отказ от вредных греховных привычек, посещение церковных богослужений и совершение дел милосердия и благотворительности. Необходимость отражения таких обычных для христианина предметов в резолюции съезда показывает на явный упадок в благочестии верующих за прошедшее после революции десятилетие.
Четвертый вопрос, довольно важный, говорит о необходимости вести переговоры о воссоединении со всеми «братьями старообрядцами» в лоне Вселенской Церкви. Единоверцы помнят об одной из важнейших своих задач и в годину нестроений: нужно продолжать дело врачевания раскола.
Наконец, по пятому вопросу единоверцы постановили подать ходатайство об открытии пастырской школы близ Москвы. По итогам Съезда постановили «каждому православно-старообрядческому епископу образовать из сведущих людей епархиальное содружество — братство для оказания помощи клиру и мирянам при достижении ими духовного самообразования. Епископы ни в коем случае не должны пропускать в клир неподготовленных и неподходящих по своим религиозным и нравственным качествам лиц».
Важным событием, последовавшим за Съездом, стало постановление («Деяние») Временного Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 23 апреля 1929 года, которое признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признало недействительными постановления Большого Московского Собора 1666–1667 годов.
Однако большинству решений единоверческого Съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) издал определение № 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным Архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов ввиду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль.
В 1971 году Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию:
Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.
Более того, Собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены. 25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской зарубежной церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими».
К закату Советской эпохи на территории СССР действовало всего 3 единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской СССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины. Таковы последствия революции для Единоверия в России. Как бы сложилось, не произойди 100 лет назад этих событий… История не знает сослагательного наклонения. А мы, как верные чада Христа, говорим привычные для нас слова Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».
"… на территории СССР действовало всего 3 единоверческих прихода … Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины."
Это как раз есть показатель того что единоверие как 5-е колесо в телеге лишнее и нужно только для того, чтобы пустить пыль в глаза и обманом увести нормальных людей в никонианство. При атеизме перестали никониане финансировать и сразу единоверие сошло почти на нет. В современный период никониане увидели, что старообрядчество живо и возрождается, то сразу начали снова финансировать, с единственной целью только бы люди в старообрядчество не ушли. Единоверие создано только для того чтобы еще более раздробить старообрядчество и как можно больше нанести урон старой православной вере.
Чушь….. Любой единоверческий приход как бельмо на глазу у епископа РПЦ, их выживают и ликвидируют любыми способами.
Единоверие создают те, кто понимает ценность старого обряда, и кто понимает, что все остальные староверческие конфессии — "хрен не слаще редьки".
Константину, "Единоверие создают те, кто понимает ценность старого обряда, и кто понимает, что все остальные староверческие конфессии — "хрен не слаще редьки"." Константин вы как вроде с луны свалились?! Все единоверческие церкви созданы официально никонианскими архиереями, без их утверждения устава прихода минюст незарегистрирует ни одной общины. И никонианский епископ в любое время может ликвидировать любую общину. Так что вы что-то присочинили.
"Старый обряд" — это чтобы вы знали выдуманный никонианами термин, никакого ни нового ни старого обряда просто не существует в природе.
Обряд — новое слово: оно придумано уже в Петровскую эпоху и с того времени прочно вошло в обиход новой, никоновской церкви и стало многозначным: и богословы, и литургисты, и прочие писатели этой церкви выражаются: «обряд крещения», «обряд причащения», «обряд венчания» и т.п. Все стало обрядом. Но в последнее время и новообрядцы начали сознавать, что это слово —«обряд», — не церковное, оно чуждо церковно-литургической терминологии. Церковь знает «чин» и «последование», но не знает слова «обряд».
Молодой председатель приходского совета молодой единоверческой общины (старообрядного прихода) г. Ульяновска почти одновременно разместил три статьи о единоверии: две на портале "Православие ru" и одну на " Русской вере". Энтузиазм В.Басенкова и уровень погружения в тему вызывают уважение. Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее. В первых статьях автор решил просветить новообрядцев в вопросах единоверия, но не учел, что неофиты в их среде не менее агрессивны, чем т.н. ревнители на Рогожском и получил по полной в отзывах на статью "Знакомство с единоверием: как мы молимся". Они поражают незнанием и непониманием элементарных вопросов и шокируют беспардонностью суждений , а нередко и откровенной враждебностью по отношению к старообрядцам и единоверцам. Весьма примечательно, что тех и других называют раскольниками. Робкие попытки двух человек хоть как то вразумить участников дискуссии только подливают масла в огонь. Вот вам и наглядный пример отношения части прихожан РПЦ к своим братьям-единоверцам. Название второй статьи громкое и многообежающее, "Единоверие:вчера,сегодня,завтра". Увы, не получилось. В основном общеизвестная информация о "вчера". О "сегодня" мельком, что возросло количество приходов от трех до сорока, а пополнение общин идет в основном за счет внутренней миграции консервативных прихожан РПЦ. Не исключая подобное, вряд ли можно согласиться с таким утверждением, так как ситуация в приходах даже в одном регионе довольно разная. Да и нужны ли современным единоверческим городским приходам эти консервативные чада? Кроме того, такой посыл может дополнительно насторожить новообрядческих священнослужителей. И, наконец, о светлом "завтра". С пафосом заявляется "… та сокровищница духовной энергии, которая бережно в течение многих веков храниться в старом обряде, должна стать наследием всех христиан". И вы верите , что основная масса чад РПЦ воспримет это? Но и этого автору показалось мало, о будущем единоверия современный земляк известнейшего кремлевского мечтателя говорит так: "… расправляя крылья, готовясь взлететь и явить России очередное торжество русского духа". Да-аа, уж, потеснись профессор Дугин. Вот такое знакомство с единоверием получилось!
Несколько слов о третьей статье, которую автор назвал "Последствия революции 1917 года для единоверия", что вполне соответствует современной точке зрения на Февральскую и Октябрьскую революции как на одну Великую русскую революцию 1917 года. А вот почему редакция сайта в аннотации произвольно говорит только о Февральской — непонятно. Да и Ульяновску, к сожалению, еще не вернули историческое название, а уже представляется как община в Симбирске. Мелочи, но бросаются в глаза. В целом, статья производит положительное впечатление, но наводит и на грустные размышления. В этом году в июне исполняется 90 лет со времени проведения Третьего Съезда православных старообрядцев, а в июле — 100 лет со дня Второго. Оба имели большое значение и проходили в Нижнем Новгороде. И что же Нижегородская митрополия? А ничего, даже малейшего упоминания нет на ее сайте. Напомню — правящий архиерей является членом Комиссии по старообрядным приходам и ежегодно председательствует на Рождественских чтениях единоверцев в Москве. Нет никакого намека на проведение помпезного и дорогостоящего мероприятия в Нижнем, но литургию старым чином можно было бы отслужить в одном из дораскольных храмов города. Пригласить священников единоверческих храмов из близлежащих регионов, небольшой хор из Михайловской слободы и Патриаршего центра. Неужели это было бы накладно для богатейшей митрополии? А пока что имеем в области два небольших сельских прихода, да в прошлом году было обращение молодого человека создать единоверческую общину в Нижнем, а чем дело закончилось — неизвестно. В качестве справки: РПсЦ начинает строить в Нижнем третий храм, всего в области 9 белокриницких храмов, плюс три строятся и принято решение о строительстве храма на родине Аввакума — в с.Григорово. Им в спину дышит РДЦ, позиции которой традиционно сильны в заволжской стороне области. В разных концах оживляются и небольшие общины поморцев. А какова судьба сохранившихся бывших единоверческих храмов? В дополнение к тем, что указаны в разделе "храмы и общины", привожу: Высоковский Успенский мужской монастырь в Ковернинском районе, храм Иоанна Предъотечи в п. Ворсма, Сошествия Святаго Духа в г. Городце, Знамения в с.Пашутино Ардатовского района, Троицкая в с. Медведево Семеновского района — во всех ныне служат по новому. Еще два : Сошествия Святаго Духа в с. Пурех Чкаловского р-на и Петра и Павла в с. Шляпино Ковернинского р-на не действуют. Может что то упустил. И было бы очень к стати, если бы редакция сайта упорядочила перечисление единоверческих храмов в соответствующем разделе: сначала указать действующие, а потом бывшие , а не вперемешку как сейчас. Может это и был бы скромный подарок к юбилеям нижегородских съездов.
основная масса чад РПЦ замечательно воспримет позитивные моменты старого обряда, по сути общие для всего православного благочестия — напр. русскую икону, уставное богослужение, а может быть и знаменое пение.
Просто пока не найдено путей для внедрения этих элементов на повсеместном уровне.
А негатив оттого, что люди опасаются… опасаются попасть куда-то не туда. Это настороженность, она с другой стороны тоже имеет свои плюсы
Во всяком случае другого шанса у старого обряда нет
Шансы всегда есть: их надо искать, их надо создавать, ими надо уметь правильно распорядиться. Чтобы утверждать, что основная масса чад РПЦ замечательно воспримет позитивные моменты старого обряда, особенно уставное богослужение, необходимо хотя бы для начала провести небольшое выборочное анкетирование. Например, в некогда влиятельных единоверческих приходах: московские Троице — Введенская община, на Преображенке, в Никольской на Рогожском, во владимирской Мстере, а также от Саратовской области к Уралу, где до революции было много единоверческих храмов. А с другой стороны в старинных городах и городках центральной России, где еще сохранилась и даже в последнее время развивается тяга к старине, к своим историческим и культурным корням. Представляется, что миссионерская работа среди городской интеллигенции и молодежи, проявляющей такой интерес, могла бы принести единоверию реальные результаты. Для них у старообрядцев-поповцев слишком строго и тяжело, а у единоверцев помягче, полегче. Так уж устроена основная масса людей — добровольно брать на себя дополнительные трудности не хочет. А в целом, в последние годы единоверие действительно делает шаги вперед, только надо избегать выдавать желаемое за действительность.
речь не столько о старом обряде. По уставу можно и в новом обряде молиться.
Не знаю, действительно ли у поповцев строже, чем у единоверцев. Вероятнее всего это не так, если речь идет об объеме богослужения.
Другое дело, что в любой епархии найдутся десятки людей, которые хотели бы молится по старому (во всяком случае по уставу), но никогда не согласятся сменить веру на беглопоповство. Как один активист мне сказал — ему все равно, по какому обряду, лишь бы служба по уставу шла. Таких много.
А переход в "никонианство" староверов происходит и безо всякого единоверия. Для этог и не стоит огород городить.
А вот осмыслить богослужебное наследие, да еще бы и в его изначальном, исконном, а не рогожском варианте, вот здесь бы помощь единоверия была бы неоценима. Как можно адаптировать к современной церковной жизни древний русский богослужебный чин.
Как на уровне рядового общеправославного прихода ввести знаменное пение или русскую иконопись?
Вот это интересно.