В небольшом красивом городке Республики Татарстан, недалеко от Казани, открылся недавно новый приход РПсЦ. Первый раз собрались на встречу с епископом Евфимием (Дубиновым) жители Зеленодольска летом 2016 года, обсудили перспективы строительства нового храма. Затем собрания и совместные с владыкой моления стали происходить постоянно. Надежда и радость засияли в глазах зеленодольских старообрядцев: неужели и в нашем городе появится скоро старообрядческий храм?!
Владыка Евфимий с отеческой заботой и вниманием окормляет новый приход, помогает советом и делом при установлении контактов с представителями городской власти, при оформлении земли под строительство и т. д. Такое отношение у епископа Евфимия можно видеть к нуждам каждого храма, каждого прихода Казанско-Вятской епархии. Всю энергию и таланты своей души отдает владыка на дело «домостроительства» доверенного ему Свыше земного удела. Архиерея трудно застать в Казани, т. к. он постоянно пребывает в разъездах. К любому человеку из дальних селений епархии, кто обращается с вопросом или просьбой, владыка Евфимий проявляет искреннее внимание. Он всегда выслушает, даст совет, поддержит духовным наставлением и добрым искренним словом.
В канун Пасхи владыка Евфимий нашел время, чтобы дать небольшое интервью об уходящем Великом посте и наступающем празднике Воскресения Христова. Надеемся, что добрые, возвышенные, простые слова владыки напитают добрых христиан духовной радостью и укрепят в вере.
***
Наша епархия называется Казанско-Вятской потому, что до революции входили в нее Казанская и Вятская губернии. В Советском Союзе, когда появились автономные республики, от Вятской губернии отделилась республика Удмуртия, от Казанской губернии отделились Чувашия и Мари-Эл. Также в епархию входит Ульяновская область. Казанско-Вятская епархия сохранилась такой же, как была прежде.
Храмов у нас очень много. Общины разнообразные: есть городские столичные, есть сельские. Часть из них зарегистрированная, часть — нет, так как многие старообрядцы еще живут воспоминаниями о гонениях, которые не прекращались три века. Старообрядцев в Поволжье достаточно много. Особенно в северных районах, в Кировской области и в Удмуртии. В Татарстане и Ульяновской области их поменьше, но тем не менее количество старообрядцев вполне велико.
За последние годы открываются новые приходы, регистрируются общины, закладываются и строятся храмы. Происходит возвращение к тем условиям жизни, которые были перед революцией. Готовятся кадры для служения: священники, диаконы, чтецы. Это тоже очень важно, потому что без них не будет службы.
Роль поста очень важна! Еще в Евангелии мы читаем, что сам Исус Христос постился. Но отношение к посту у наших прихожан бывает разным. Люди по отношению к посту как-бы делятся на две категории. Одни во время поста очень ждут, когда наступит мясоед, даже дни отсчитывают… А другие — наоборот, во время мясоеда ждут начало поста. В чем разница? Вроде, и те и другие постятся, но одни вложили смысл в пост, а другие не вложили, и просто машинально исполняют то, что предписано.
Те люди, которые постятся, но не понимают, что такое пост, уже на Страстной неделе вместо того, чтобы в храме быть и вместе с Исусом Христом воспринимать страсти, бегают по магазинам, закупают колбасу, сало, яйца, творог. Накануне Пасхи все рынки и магазины перевыполняют план. Даже постящиеся люди, которые хотят встретить Великий праздник Святую Пасху, получается, встречают ее колбасой и творогом, а не тем, чтобы вместить в себя Исуса Христа и быть рядом с ним в Его страданиях и в Его Воскресении. Человек подходит к Пасхе, и пусть даже он торжествует, но как-то одномоментно и краткосрочно.
Человек, который ждет пост и живет постом, не думает о том, что пост когда-то закончится, не думает о мясоеде. Уже войдя в Светлую неделю, он осознает, что пост закончился, не готовясь к этому. Главная цель поста — это очищение своей души! Мы целых сорок дней очищаем душу покаянием, молитвой, воздержанием от всего: не только от еды, но и от развлечений, которые могут быть. Для того чтобы в Страстную неделю и в праздник Пасхи вместить в чистый сосуд души все, что нам предлагает Церковная традиция.
Радость эта — Воскресение Христово. Исус Христос живой, Он не умер! Для всех нас — это настоящая надежда! И те, кто будут жить через 100 и более лет, они также будут обращаться к Исусу Христу.
Христос показал, когда пришел на землю, что Отец небесный Его послал к нам грешным для того, чтобы мы вместе с Ним и через Него спаслись. Он как чистый агнец Божий был заклан за нас! Мы-то ничего чистого не можем принести Богу за наши грехи. Разве что только, как сказано в 50 псалме: «Сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит». Господь послал своего Сына для того, чтобы Он пострадал за наши грехи, а мы должны лишь свое сердце сокрушенное и смиренное Богу предоставить.
Одним словом ответить на этот вопрос невозможно. Это многоплановая большая тема. Можно указать отдельные отличия, которые на сегодняшний день более заметны.
Многие современные люди думают, что старообрядцы выступают против прогресса. Нет, это не так. Во все века у старообрядцев были новейшие инструменты, новейшие технологии. Не всегда старообрядцы испытывали необходимость куда-то бежать, спасаться от гонений, идти на огонь. Есть периоды, когда надо показывать на своем примере, как правильно жить православному человеку. За 350 лет притеснений старообрядчества менялись формы правления в государстве. Были периоды, когда прекращались гонения, и старообрядцы возвращались из-за рубежа, селились в России, им давалась возможность действовать, и они жили нормально. Известный факт, что в конце 19 века предприниматели-старообрядцы так подтянули экономику России, что к моменту революции они обладали более чем 60% российского капитала.
Старообрядцы не против прогресса, но против совершенных форм развлечения. Мир до пришествия Христа и после был, скажем так, развратным. Он человека привлекал к различным зрелищам и развлечениям, на которые слабые люди всегда идут. С веками эти развлечения в большей степени усовершенствовались. Если в средние века в Европе был ренессанс, была живопись, были театры, то сейчас появилось телевидение, возникли новые формы воздействия на души и умы. Появляется все больше увеселительных заведений: рестораны, кафе, ночные клубы, цирки, кинотеатры и т. д. Все отводит человека от храма. И человек все меньше и меньше задумывается о Боге.
Старообрядцы же — это те люди, которые считают храм главным, может быть, даже единственным местом, где мы можем напитывать свою душу, чтобы жить благодатно и спастись. Когда все люди идут на стадион, в ресторан, а мы идем в храм, — это своего рода подвиг. Человек может сидеть на концерте в мягком кресле и слушать какую-то песенку. А мы стоим много часов на ногах и слушаем молитву. И это тоже подвижничество!
Главное — это отношение к душе! У нас тело от наших родителей, от отца и матери, а душу вдувает Господь Бог. Душа человека — это тот дар, который нам от Бога дан, и мы должны под конец жизни эту чистую душу опять вернуть Творцу. Мы предстанем перед Его взором на Страшном суде, и это торжество — самое большее из других торжеств, которые есть на земле! Ведь мы предстанем перед Самим Творцом. Поэтому всю свою жизнь мы должны соблюдать свою душу. И это самое главное! Соблюдать ее как? В искренней вере в Бога, в то, что произойдет после Страшного суда. В то, что, исполняя все заповеди, мы спасемся и будем с Ним. Вот это самое главное! Все остальное — это уже прилагается: и традиции, которые накопились за века, и вся культура старообрядческая.
Да. На вопрос, в чем заключается наследие, которое сохранили старообрядцы, есть много ответов. Один ответит так, другой — иначе. Все зависит от того, какая степень духовности у человека. Все по-разному смотрят на веру, на сохранение традиций. Я приведу такой пример. У нас есть категория людей — слепые от рождения, незрячие. Если к нему подойдет зрячий человек и скажет: «Я вижу радугу». Слепой ответит: «Ты сумасшедший. Я вот ничего не вижу, а ты вдруг что-то видишь». И самое главное, что незрячему человеку нельзя доказать, что мы на самом деле что-то видим. Если чудо не произойдет, он так и не увидит эту радугу.
Точно также духовное зрение. Если не дано человеку видеть Божий мир, он, получается, слепой духовно. Можно ему сказать, что существует благодать, чтобы он что-то узнал об этом. Если он не поверит, это его личная беда, это его личное ограничение. А те люди, которые все-таки что-то видят, хотя-бы немножко, как бы туманно, они могут все-таки к духовности прийти, увидеть духовный мир. Но специально что-то доказывать людям не надо ничего, я не вижу смысла.
Я вижу мир прекрасным. Я вижу Бога, я вижу голубое небо… Я вижу чистые души. И это радует. Конечно, если я иду по городу, я вижу и грязные души. Ну что ж, и это видим. Но меня радует то, что я вижу чистые… Всё чистое и прекрасное!
Будущее, потому что завтра будет новый день. Это большая радость! Если я проснусь, Господь подарит мне новый день в жизни. Каждый день — это подарок, потому что неизвестно, как долго этот дар будет повторяться. Этот день я должен провести так, чтобы он был у меня чистый, как бриллиант. Пусть каждый день будет наполненный и многогранный. И ради этого у меня вера такая крепкая.
А если человек просыпается и не хочет вылезать из-под одеяла утром, он не рад тому дню, который ему подарил Господь. Даже если вылезет, то видит вокруг себя одну грязь. Конечно, ему трудно во что-то поверить, ему трудно на что-то опереться в жизни. А мне легко!
Беседовала Эмилия Аронова
Комментариев пока нет