Продолжаем публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария. 19 апреля (6 апреля ст. ст.) Церковь чтит память св. Мефодия, епископа моравского, и брата его Кирила, учителей словенских. Публикуем житие блаженного отца нашего и учителя Мефодия и похвальное слово на празднование памяти святым и прославленным учителям словенского народа блаженного Кирила, архиепископа Паноньского, и Мефодия, епископа моравского.
***
Читать оригинал на церковно-славянском
Месяца апреля в 6 день память и житие блаженного отца нашего и учителя Мефодия, архиепископа моравского. Благослови, Отче!
Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия κ бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать Того, Кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и создатель их», Которого воспевают ангелы трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает меня». И в Евангелии сказало само божье Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын божьим Словом: «Дух истинный, который от Отца исходит».
Этот Бог, завершив все творение, как говорит Давыд: «Словом Господним утвердились небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо он сказал — и стали, он повелел — и создались», прежде всего сотворил человека, прах от земли взяв, a от себя животворным дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь и свободу воли дал, чтобы ввести в рай, заповедь заповедав ему для испытания; если хранит ее, то останется бессмертен, если же преступит, смертью умрет, по своей воле, a не по Божьему велению.
A дьявол, увидев, что человеку оказана такая честь и назначено ему то место, с которого он из-за своей гордыни пал, заставил преступить заповедь, и изгнал человека из рая, и осудил на смерть. И с тех пор начал неприятель соблазнять многими кознями род человеческий. Но Бог в великой милости и любви не оставил человеков совсем, a на каждый год и время избрал мужа и явил людям дела их и подвиг, чтобы все, уподобляясь им, стремились κ добру.
Таков был Енос, который первым отважился призывать имя Господне. A после него Енох, угодив Богу, перенесен был. Ной праведным оказался в роде своем, он спасся от потопа в ковчеге, чтобы опять наполнилась земля творением Божиим и украсилась. Авраам после разделения языков, когда все впали в заблуждение, Бога познал и другом Его назван был, и принял обетование, что «в семени твоем благословенны будут все народы». Исаак подобно Христу возведен был на гору для жертвы. Иаков идолов тестя уничтожил и видел лестницу от земли до неба: ангелы Божии по ней восходили и сходили. И благословляя сынов своих, он пророчествовал о Христе. Иосиф прокормил людей в Египте, показав себя человеком Божьим. Об Иове Авситидийском Писание говорит, что был праведен, справедлив и непорочен: подвергнутый испытанию, претерпев его, благословен был Богом. Моисей, с Аароном, между иереями Божьими Богом для фараона назван был, и мучил Египет, и вывел Божий народ — днем вслед за облаком светлым, a ночью за столпом огненным; и море разделил, и прошли пo cyxy, a египтян потопил. И в пустыне безводной напоил народ водой и насытил хлебом ангельским и птицами; и говорил с Богом лицом κ лицу, как невозможно человеку с Богом говорить, и дал народу закон, написанный Божьим перстом. Исус Навин, одолев врагов, разделил землю между народом Божьим. Судьи также одержали много побед. A Самуил, получив Божью милость, помазал и поставил царя по слову Господню. Давыд с кротостью пас народ и научил его песням Божьим. Соломон, получивший от Бога мудрости больше всех людей, много добрых поучений создал и притчей, хоть сам их и не выполнял. Илия обличил голодом людскую злобу, и воскресил мертвого отрока, и, принеся словом с неба огонь, опалил многих, и жертвы сжег чудесным огнем; перебив нечестивых иереев священников, взошел на небо на колеснице огненной и конях, дав ученику удвоенный дух. Елисей, его милоть получив, вдвое больше чудес совершил. Другие пророки, каждый в свое время, пророчествовали ο будущих удивительных делах. После них великий Иоанн, ходатай между Ветхим и Новым законом, стал крестителем и свидетелем Христовым и проповедником живым и мертвым.
Святые апостолы Петр и Павел с остальными учениками Христовыми, как молния, прошедшая по всему миру, осветили всю землю. После них мученики кровью своей смыли скверну, a преемники святых апостолов, крестив цесаря, великим подвигом и трудом разрушили язычество. Сильвестр праведно из трехсот и восемнадцати отцов, приняв себе в помощь великого цесаря Константина, собрав в Никее первый собор, победил Ария и проклял его и ересь его, которую тот воздвигал на Святую Троицу, как когда-то Авраам с тремястами и восемнадцатью слугами перебил царей и принял благословение и хлеб и вино от Мельхиседека, царя салимского, ведь был тот иереем Бога всевышнего. Дамас же и Григорий Богослов со ста пятьюдесятью отцами и великим царем Феодосием в Царьграде подтвердили святой символ, то есть «Верую во единого Бога», и, изгнав Македония, прокляли его и хулу его, которую он говорил на Святого Духа. Целестин и Кирилл с двумястами отцами и другим царем сокрушили в Ефесе Нестория со всей болтовней, которую он говорил на Христа. Лев и Анатолий с правоверным царем Маркианом и с шестьюстами и тридцатью отцами прокляли в Халкедоне безумие и болтовню Евтихиевы. Вигилий с богоугодным Юстинианом и со ста шестьюдесятью пятью отцами, Пятый собор собрав, изыскав где какая болтовня укрылась, прокляли. Афагон, апостольский папа, с двумястами и семьюдесятью отцами с честным Константином царем на Шестом соборе многие восстания раскололи и всем тем собором, изгнав, прокляли, я говорю ο Феодоре Фаранском, Сергии и Пирре, Кире Александрийском, Гонории Римском, Макарии Антиохийском и прочих приспешниках их, a христианскую веру, на истине стоящую, укрепили.
После же всего этого Бог милостивый, «который хочет, чтобы всякий человек спасен был и до истинного познания дошел», в наше время ради нашего народа, ο котором никто и никогда не заботился, для доброго дела воздвиг нам учителя, блаженного учителя Мефодия, которого все добродетели и подвиги κ каждому из этих угодников приложив, не постыдимся: ведь одним он равен был, других немного меньше, a иных больше, — красноречивых превзойдя добродетелью, a добродетельных — красноречием. Каждому уподобившись, образ каждого собой явил: страх Божий, хранение заповедей, чистоту плоти, прилежание в молитвах и святости, слово сильное и кроткое — сильное для противников, a кроткое для принимающих поучение, ярость, тихость, милость, любовь, страсть и терпение, — он был всем из всего, чтобы всех привлечь.
Был он рода с обеих сторон не худого, но доброго и честного, известного издавна Богу и царю, и всей Солунской стране, что являл и телесный его облик. Поэтому и участники споров, любившие его с детства, вели с ним уважительные беседы, пока царь, узнав ο быстроте ума его, не поручил ему держать славянское княжение, чтобы он узнал все славянские обычаи и привык понемногу, как будто провидя, — я бы сказал, — что Бог хотел послать его учителем для славян и первым архиепископом.
Проведя на княжении много лет и увидев множество беспорядочных волнений этой жизни, он сменил стремление κ земной тьме на мысли ο небе, ведь он не хотел возмущать благородную душу тем, что не вечно — не прибывающим. И, найдя удобное время, он избавился от княжения и пошел на Олимп, где живут святые отцы. Постригшись, он облачился в черные ризы и пребывал, с покорностью повинуясь. И, исполняя весь монашеский чин, обратился κ книгам.
Но случилось в то время следующее: послал царь за философом, братом его, чтобы идти κ хазарам и чтобы тот взял его себе в помощь. Ведь там были иудеи, сильно хулившие христианскую веру. Он же сказал, что: «Я готов умереть за христианскую веру». И не ослушался он, но, идя, служил как раб меньшему брату, повинуясь ему. Он молитвами, a философ словами превозмогли тех и посрамили. Царь же и патриарх, увидев подвиг его, годный для Божьего пути, убеждали его согласиться, чтобы посвятили в архиепископы на почетное место, где есть потребность в таком муже. Так как он не соглашался, принудили его и поставили игуменом в монастыре, который называется Полихрон, доход которого измеряется двадцатью четырьмя спудами золота, a отцов в нем больше семидесяти.
Случилось же в те дни, что Ростислав, князь славянский, и Святополк послали из Моравии κ царю Михаилу, говоря так: «Мы Божьей милостью здоровы, но пришли нам много учителей христиан от итальянцев, и от греков, и от немцев, уча нас по-разному, a мы, славяне, люди простые, и нет y нас, кто бы наставил нас истине и научил разуму. Потому, добрый владыка, пошли такого мужа, который наставит нас всякой правде». Тогда царь Михаил сказал Философу Константину: «Слышишь ли, Философ, эту речь? Никто другой не может этого сделать, кроме тебя. Так на тебе дары многие и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы солуняне, a солуняне все хорошо говорят по-славянски».
Тут они не посмели отказаться ни перед Богом, ни перед царем, по слову святого апостола Петра, как он сказал: «Бога бойтесь, цесаря чтите». Но почувствовав величие дела, предались они молитве вместе с другими, кто был такого же духа, что и они. И тут явил Бог Философу славянские книги. И тот, тотчас упорядочив буквы и составив беседы, отправился в путь в Моравию, взяв Мефодия. И стал он, снова с покорностью повинуясь, служить Философу и учить вместе с ним. И когда минуло три года, возвратились они из Моравии, выучив учеников.
Узнав же ο таковых людях, апостолик Николай послал за ними, желая видеть их, как ангелов Божьих. Он освятил учение их, положив славянское Евангелие на алтаре святого апостола Петра, и посвятил в попы блаженного Мефодия.
Было много других людей, которые поносили славянские книги, говоря, что не подобает никакому народу иметь свои буквы, кроме евреев, греков и латинян, по надписи Пилата, которую он на кресте Господнем написал. Их апостолик назвал пилатниками и триязчниками. И одному епископу, который был болен тою же болезнью, он повелел посвятить из учеников славянских трех в попы, a двух в анагностов.
Спустя много дней Философ, отправляясь на Суд, сказал Мефодию, брату своему: «Вот, брат, были мы с тобой в упряжи, пахали одну борозду, и я y леса, дойдя борозду, падаю, свой день окончив. A ты хоть очень любишь гору, но не моги ради горы оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?»
Послал Коцел же κ апостолику, просил, чтобы отпустил κ нему Мефодия, блаженного учителя нашего. И сказал апостолик: «He тебе одному только, но и всем тем странам славянским посылаю его учителем от Бога и от святого апостола Петра, первого престолонаследника и держателя ключей от царствия небесного». И послал его, написав такую эпистолию: «Адриан, епископ и раб Божий, Ростиславу и Святополку и Коцелу. Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение, что услышали мы ο вас духовное, на это уповали мы с желанием и молитвою вашего ради спасения, как воздвиг Господь сердца ваши искать его и показал вам, что не только верою, но и благими делами подобает служить Богу, ведь “вера без дел мертва”, и отпадают те, которые “воображают, что знают Бога, но делами отрекаются от него”. Ведь не только y этого святительского престола просили вы учителя, но и y благоверного царя Михаила, чтобы послал он κ вам блаженного философа Константина с братом, покуда мы не сделали. Они же, уведав, что страны ваши находятся под властью апостольского престола, не сделали ничего противного канонам, но κ нам пришли и принесли с собой мощи святого Климента. Мы же, тройную радость получив, замыслили послать в ваши страны сына нашего Мефодия, мужа совершенного разумом и правоверного, испытав и посвятив его вместе с его учениками, чтобы учил вас, как вы просили, излагая на языке вашем Книги полностью для всего церковного чина, в том числе со святой мессой, то есть службой, и с крещением, как начал философ Константин Божьей благодатью и молитвами святого Климента. Так же если и кто иной сможет достойно и правоверно говорить, — да будет свято и благословлено Богом и нами и всей вселенской и апостольской Церковью, чтобы легче обучились вы заповедям Божьим. Только один этот сохранять вам обычай, чтобы во время мессы сначала читали Апостол и Евангелие по-латыни, потом по-славянски. Да исполнится слово Писания, что “будут хвалить Господа все народы”, и другое: “И все станут говорить ο величии Божьем на разных языках, на которых позволит им говорить Святой Дух”.
Если же кто из собранных y вас учителей, из тех, кто тешит слух и от истины отвращает κ заблуждениям, начнет, дерзнув, вносить между вами разлад, порицая книги на вашем языке, пусть будет отлучен не только от причастия, но и от Церкви, пока не исправится. Ибо они суть волки, a не овцы, что следует по плодам их узнавать и беречься от них.
Вы же, чада возлюбленные, повинуйтесь учению Божьему и не отриньте поучения церковного, чтобы вы стали истинно поклоняющимися Богу, отцу нашему небесному, со всеми святыми. Аминь».
Коцел же принял его с великой честью и снова послал его, a также двадцать человек из именитых людей, κ апостолику, чтобы он посвятил его на епископство в Паннонии на престол святого Андроника, апостола из числа семидесяти, что и стало.
После этого старый враг, ненавистник добра и противник истины, воздвиг на него сердце врага, моравского короля со всеми епископами, что, дескать, «в нашей области учишь». Он же ответил: «Я сам обошел бы стороной, если бы ведал, что ваша. Но она — святого Петра. По правде же, если вы из зависти и жадности вопреки канонам на старые пределы наступаете, препятствуя учению Божьему, то берегитесь, чтобы не разлить свой мозг, желая костным теменем пробить железную гору». Они отвечали ему, говоря в ярости: «Зло себе добудешь». Он ответил: «Истину говорю перед царями и не стыжусь, a вы поступайте со мной, как хотите, ведь я не лучше тех, кто в великих муках лишился и жизни за то, что говорил правду». И когда много вопросов было задано и не смогли опровергнуть его, сказал король, вставая: «He утруждайте моего Мефодия, ведь он вспотел уже, как y печки». Сказал он: «Так, владыка». Встретили люди как-то потного философа и сказали ему: «Почему ты так вспотел?» A он: «С невеждами спорил». И поспорив об этих словах, разошлись, a его, сослав в Швабию, держали два с половиной года.
Дошло до апостолика. И уведав, послал на них запрет, чтобы ни один королевский епископ не служил мессы, то есть службы, пока его держат. Поэтому отпустили его, сказав Коцелу: «Есть будет он y тебя, не уйдешь от нас добром». Но они не ушли от суда святого Петра, ведь из этих епископов четверо умерло.
Приключилось же тогда, что мораване, убедившись, что немецкие попы, которые жили y них, не приятели им, но оковы им куют, всех изгнали и послали κ апостолику: «Так как прежде отцы наши от святого Петра крещение приняли, то дай нам Мефодия архиепископом и учителем». Тотчас прислал его апостолик. И принял его Святополк князь со своими мораванами и поручил ему все церкви и духовенство во всех городах. И с того дня начало очень расти учение Божие и духовенство во всех городах начало расти и множиться, и поганые — веровать в истинного Бога, от своих заблуждений отрекаясь все больше. И моравская власть стала расширять свои пределы и побеждать своих врагов без неудач, как и сами они рассказывают.
Была же в нем пророческая благодать, так что сбывались многие его прорицания. Об одном или двух из них мы расскажем.
Очень сильный языческий князь, сидевший на Висле, поносил христиан и пакости делал. Послав же κ нему, сказал Мефодий: «Хорошо бы тебе креститься, сын, своею волею на своей земле, чтобы не был ты крещен насильно в плену на чужой земле. И вспомнишь меня». Так и было.
Или вот. Однажды Святополк воевал с погаными и ничего не достиг, но медлил. Когда стала приближаться месса, то есть служба, святого Петра, Мефодий послал κ нему, говоря: «Если пообещаешь провести y меня со своими воинами день святого Петра, то верую, что скоро предаст их тебе Бог». Так и было.
Один человек, очень богатый, и советник князя женился на своей куме, то есть на ятрови, и Мефодий много наставлял, и учил, и уговаривал их, но развести их не мог. Потому что другие, выдавая себя за рабов божьих, втайне развращали их, льстя из-за имущества, и вовсе отвратили их от церкви. И он сказал: «Придет час, когда не смогут помочь эти льстецы, и вспомните мои слова, но ничего сделать уже будет нельзя». Внезапно, после Божьего отступления, пала на них напасть, «и места их не стало, но будто вихрь, подхватив, рассеял пыль». Много и другого подобного этому было, о чем говорил он открыто в притчах.
Старый враг, ненавистник рода человеческого не мог терпеть всего этого, воздвигнув на него некоторых, как на Моисея Дафана и Авирона, одних — открыто, других — тайно. Больные иопаторской ересью совращают слабейших с правильного пути, говоря: «Нам папа дал власть, a его велит изгнать вон вместе с его учением».
Собрав же весь моравский народ, они велели прочесть перед ними эпистолию, чтобы слышали об изгнании его. Люди же, как свойственно человеку, все печалились и скорбели, что лишаются такого пастыря и учителя — кроме слабых, которыми двигала ложь, как листьями ветер. Но когда прочли письма апостолика, то обнаружили следующее: «Брат наш Мефодий свят и правоверен и делает апостольское дело, и в руках его все славянские земли от Бога и от апостольского престола, a кого он проклянет, будет проклят, a кого благословит, тот да будет свят». И, посрамившись, они разошлись, как туман, со стыдом.
На этом злоба их не кончилась, но стали они говорить, что гневается на него царь и если найдет, не быть ему живому. Но милостивый Бог не хотел, чтобы и в этом хулили раба его, он вложил в сердце царю, ибо сердце царя всегда пребывает в руках Божьих, мысль и послал κ нему письмо: «Честный отче, очень хочу тебя видеть. Так сделай милость, потрудись прибыть κ нам, чтобы мы увидели тебя, пока ты на этом свете, и молитву твою приняли». И он сразу пошел туда, принял его царь с великой честью и радостью и, похвалив его учение, удержал из его учеников попа и дьякона с книгами. И все желания его исполнил, чего он хотел, и ни в чем ему не отказал. Обласкав и одарив, проводил его со славою назад на его престол. Так же и патриарх.
На всех же путях попадал он во многие напасти от дьявола: в пустынях κ разбойникам, на море в волненья ветров, на реках во внезапные смерчи, так что исполнилось на нем слово апостола: «Беды от разбойников, беды в море, беды на реках, беды от лжебратьев, в трудах и подвигах, в постоянном бдении, во многом голоде и жажде», и в прочих печалях, ο которых упоминает апостол.
A потом, оградившись от сомнений и печаль свою на Бога возложив, еще раньше посадив из учеников своих двух попов, отличных скорописцев, быстро переложил все Книги, все полностью, кроме Маккавейских, с языка греческого на славянский, за шесть месяцев, начиная с марта месяца до двадцать шестого дня октября месяца. Окончив же, воздал достойную хвалу и славу Богу, дающему такую благодать и удачу. И вознеся с клиром своим святое тайное возношение, отпраздновал память святого Димитрия. Ведь прежде с философом переложил он только Псалтырь и Евангелие с Апостолом и избранными церковными службами. Тогда же и Номоканон, то есть правило закона, и отеческие книги переложил.
Когда же венгерский король пришел в дунайские страны, он захотел его увидеть: и хотя некоторые говорили и предполагали, что не уйти от него без мучений, он пошел κ нему. Ho тот, как и подобает владыке, так и принял — с почетом, славою и радостью. И побеседовав с ним, как пристало таким мужам вести беседы, отпустил его, обласкав, поцеловав, с дарами великими, сказав: «Поминай меня всегда, честный отец, в святых твоих молитвах».
Так пресек он со всех сторон обвинения, затворив уста многоречивым, путь завершил, и веру сохранил, ожидая праведного венца. И поскольку так угодил, возлюблен был Богом. Стало приближаться время принять покой от страстей и награду за многие труды. И спросили его, говоря: «Кто, считаешь ты, честный отец и учитель, среди учеников твоих был бы преемником тебе в учительстве твоем?» И показал он им на одного из известных учеников своих, именем Горазд, говоря: «Этот из вашей земли свободный муж, научен хорошо в латинских книгах, правоверен. Пусть будет Божья воля и ваша любовь, как и моя». A когда в Вербное воскресенье собрались все люди, он, немощный, войдя в церковь, благословив царя, князя, и клириков, и весь народ, сказал: «Стерегите меня, дети, три дня». Так и было. На рассвете третьего дня он сказал следующее: «В руки твои, Господи, влагаю душу мою». И почил на руках иерейских в 6 день месяца апреля в 3-й индикт 6393 года от сотворения всего мира.
Приготовив его κ погребению и воздав ему достойную честь, отслужили ученики его церковную службу по-латыни, по-гречески и по-славянски и положили его в соборной церкви. И приложился он κ отцам своим и патриархам, и пророкам, и апостолам, учителям, мученикам. И собравшись, бесчисленные народные толпы провожали со свечами доброго учителя и пастыря: мужчины и женщины, малые и большие, богатые и бедные, свободные и рабы, вдовицы и сироты, иноземцы и местные, больные и здоровые, — все, оплакивая того, кто был всем из всего, чтобы всех привлечь. Ты же, святая и честная глава, в молитвах твоих свыше опекай нас, стремящихся κ тебе избавь от всякой напасти, учеников своих и учение распространяя, a ереси изгоняя, чтобы, прожив здесь достойно нашего назначения, стали мы с тобой, стадо твое, одесную сторону Христа, Бога нашего, вечную жизнь принимая от него. Ему же слава и честь во веки веком, Аминь.
***
В тот же день, того же месяца (апреля) в шестой день, похвальное слово на празднование памяти святым и прославленным учителям словенского народа, тем кто создал для него буквы и перевод нового и ветхого закона для их народов, блаженного Кирила, архиепископа Паноньского и Мефодия. Благослови, отче.
Богу и Спасителю нашему Исусу Христу, тому кто помиловал род человеческий своим великим и несказанным человеколюбием, кто не стерпел видеть тех, кого создал, находящимися в плену дьявольского обмана, и потому добровольно вверг себя в глубочайшее смирение и, воплотившись от святого Духа и от пречистой и прославленной Богородицы и всегда Девы Марии, явился на земле, жил вместе с людьми, «будучи видим в таком же теле, как у нас», своей плотью осудил грех, «чтобы те, кто умирает в Адаме, жили во Христе». «Ведь он — наш мир, сделавший из двух одно, разрушив разделяющую преграду, крестов убив вражду» и «стал первым, кто возродился из мертвых», самим собой научив человеческий род идти путем нетления. А когда поднялся на небеса, «сел по правую руку от престола Его Величества — выше всех», дав указание человеческому роду на то, в чем состоит высшее искусство, теперь же собирается прийти судить живых и мертвых, когда время подойдет к концу, «и вернуть каждому то, что он сделал» как справедливый судья. «Ведь он хочет не того, чтобы умер грешник, а чтобы он обратился в веру, и отказался от своих злых дел». Даже если человек совсем ожесточится во зле, не откажется от созданного им милостивый Бог, не забудет тех, кого сам сделал, но для каждого года и времени он избрал какого-либо человека, и об их подвигах и делах открыл людям, чтобы те могли стать похожими на них и нашли вечную жизнь: «… за ними пророки, а после пророков апостолы, а за апостолами мученики и праведные люди и учителя», что и сбылось в наш 7-й период времени. Ведь некоторые сказали: «Слепые прозреют, глухии услышат, как читают книги» и «и все на разных языках будут рассказывать о величии Бога».
Был некий человек в Солунском граде, его звали Лев, он был «непорочный человек, пребывал в Истине и глубоко почитал Бога», «держался подальше от всякого зла» и выполнял все указания Бога, как Иов, живя в кротости и благоговении, и родил семь сыновей, как Иов. А о каком-то человеке пророк так говорит: «Я рад за того, кто боится Господа. Он сильно захочет выполнять Его указания. Его семя укрепится на земле. Род праведных получит благословение. У него в дому живут слава и богатство, его правда останется правдой навсегда». Вот от такого корня произросли два светозарных побега, и принесли на себе благословенный плод, с юности ведя жизнь вдалеке от порока. «Они сделали премудрость своей сестрой», украсили ею свою душу и ум. И в этой премудрости они соревновались друг с другом в любви и вере, цвели мудростью, постоянно, как издающий прекрасный аромат цветочек. Кирил был младше по возрасту, а умом и добродетелями высоко, как орел, взлетал на своих духовных крыльях и просветившись светом божественного озарения ума, оказался «избранным местом пребывания» Святого Духа. Он светился Святым Духом, и, как открылось, в нем еще и хранится богатый клад всех философских учений. Как будто мощный ключ воды затопил всю вселенную, и напоил всех, кто жаждал, чтобы Бог заговорил с ними. Об этом сам сказал Исус Христос: «Если кто поверит в меня, у того, как говорится в книгах, изнутри потекут реки живой воды», то есть «дары делающего живым Духа». Вот такой источник забил в нем, потек его словами и всю вселенную сладко развеселил, так что в каждом народе было посеяно Слово в соответствии с его разумом. Ведь это был духовный дар — говорить языками, как и у апостола. А старший его брат, блаженнейший Мефодий, с молодости достиг высокого положения в обществе. Ведь он благоухал мудростью, как цветущий цветок, и за это его любили все представители власти. В своих беседах он проявлял себя как царь Соломон. Он выносил из своего «места сердечного» дивные притчи, наставления, и вопросы. И на службе всех поражал тем, что словно летал на крылья. И на войне являл себя страшным, как Самсон, Гедеон и Исус Навин. Поэтому он принял сан воеводы, но провел в нем недолго, и осознав, что этот всегда мятущийся мир «исчезает как тень». Ему в сердце попала стрела Слова о неполезности, точнее Слова Господа (как он сказал: «Разве полезно для человека будет, если он приобретет весь мир, а душу свою испортит или погубит? Чем заплатит человек за свою душу?»), и, выменяв на земное небесное, прогоняя от себя все временное, презрев его, чтобы податься в Вечные, пошел на гору Олимп, постригся в черные ризы, надеясь получить белую и нетленную ангельскую одежду. И всем повиновался, покорялся, смирялся, бодрствовал, молился, никому не досаждал, всем служил, серьезно постился, всегда сохранял трезвение,[1] постоянно очищался духовно, пребывал в благом плаче — из его глаз бил источник, подобный реке, и омывал все тело. Он вообще не знал, что значит давать телу отдых. Каждую ночь стоял от захода солнца до восхода, не давая глазам заснуть, ни векам задремать, ни бровям расслабиться, вникая в слова псалмов, песнопений и песен духовных. Он стремился своим образом жизни догнать святых отцов, и некоторых оставил позади в плане кротости и молчания, а других — в посте и неспании, в молитве и смирении — далеко позади. И так он заработал себе великое имя среди святых отцов, став похож на великого Арсения и Антония и Саву, в себе воплощая житие их всех. А милостивый Бог, видя, как он старается, сделал так, что братия монастыря, видя, какой это великий подвижник и слуга Бога, делились друг со другом своим удивлением и воздавали славу Богу — тому, кто посылает свыше благодать тем, кто трудится ради него — и вот наконец услышал о подвижнике сам патриарх, и убеждали его, чтоб он согласился быть поставленным митрополитом на почетную кафедру, и не смогли. Тогда поставили его игуменом в монастыре под названием Полихрон (Многовремен), где было 70 отцов. И взявшись за это дело он все время был как не имеющий плоти, все время в молитвах и «со всему по-всякому, чтоб все купились». И святые книги громко прославляют такое. «Будут искать премудрость, что была у древних, и жить в пророчествах. Сохраните рассказ о знаменитых, он будет вам иносказательным сообщением. Служили Богу посреди вельмож, предстали перед игуменами, прошли по земле чужих народов, хорошо узнали о том, как добро и зло проявляются в людях. Сделали свое сердце утренней молитвой к Богу, сотворившему вас, и перед Всевышним помолились и говорили слова и молитву и о грехах своих помолились. А если Бог великий захочет, то вы наполнитесь разумного духа. И тот начнет источать слова и мудрость их. И молитве исповедовались Господу. А Он сделал явным то, чему и как он их научил, и они стали славны в том законе, что дан в Завете с Господом. Многие будут восхвалять их разум, и до скончания времен не будет истреблена и не отойдет… их, и имя их живет из поколения в поколение; о их мудрости будут рассказывать народы, и церковь будет воспевать им похвальные песни» — ведь они были ей верными помощниками и недвижимыми столпами, «основанными на твердом камне веры», следуя первоотцам и патриархам в вере и подвигах, собой воплощая их дела и труды. Как и великий патриарх Авраам, прадед Христа, ради веры переселившийся в другую страну и ставший пришельцем в чужой земле, «был назван другом Бога», а получив от Бога обрезание в знак Завета, «был назван» по вере «отцом многих народов».
Эти святые, прославленные отцы и учителя, украсив себя той же самой верой, выполнили те же самые добрые дела. Они тоже переселились из своего отечества и стали пришельцами в чужой земле. А закон приняли от Бога не для своего племени, как Авраам, а для народа, не знавшего, где право и где лево, но на что натыкались, тому отдавали себя в рабы и поклонялись как Богу — «сотворенному вместо сотворившего». А в знак Завета получили не обрезание, как Авраам, но «освобождающее от грехов крещение» — этот Завет остается навсегда, он заключен и вручен нам Господом нашим Исусом Христом. Так и Мусий с Ароном, они были иереями Бога, и Бог через них дал о себе знать фараону, замучив Египет различными мучениями, Божьих людей вывел из их рабства — днем в виде столпа облачного, а ночью в виде огненного. Разделив море пополам, по сухому месту провел их в пустыню, а их противников погрузил в бездну. Напоил их в лишенной воды пустыне, ударив о камень, а также «накормил их досыта хлебом ангелов». Приняв от Бога Закон, «написанный пальцем Бога на каменных скрижалях», передал его людям, чтобы они его исполняли и слушались. И вот эти два блаженнейшие и угодившие Богу люди оказались такими же великими, как те двое. Тем же Божьим Духом свыше напились, удостоились благодати вдвойне. Людей вывели из моря мрака, утопив воздействующего на мысли «фараона», а всю его силу уничтожив. Вооружены верой и силой креста они не вывели себя в пустыню, а научили сами себя свету разумения Бога. Они не из камня воду источили, но верой Слова Божьего напоили жаждущих; они не внешним образом источили воду из камня, как те, но вытекшей кровью и водой из пречистых ребр Господа нашего Исуса Христа верным вечную пищу и бесконечную жизнь во спасение передали, что он подает нам в освобождение от грехов. Не «хлебом ангелов» напитали, но настоящее тело Господа нашего Исуса Христа. И переведя двойной Божий Закон на новый язык, вручили этому народу, изобретя для него алфавит. «То, что таилось от премудрых и разумных, себя открыло малышам». В последний век у них «не на скрижали каменной написан, но на сердец скрижали плотяной». Ни сквозь облако, ни мглой и бурей голос, но самим Исусом Христом написан и вручен. Они были не служителями теней, а проводниками истины. «Не окропляли кровью телят и козлят, очищая скверных, делая их чистыми физически», но святым крещением. Не только тело очищая, но зажигая душевную свечу, освещающую все «сердечное пространство». Не призывали закалывать кого-то в жертву и сами не занимались этим, но были слугами и проповедниками чистейшей и мирной Христовой службы. Они впряглись в одно ярмо с апостолами, ведь Бог предназначил их на то же самое дело. Они осознанно взяли на плечи крест, обошли всю вселенную, наполняя учением те места, где даже сами не побывали — будь то из-за того, что путь туда был слишком долгим, или из-за того, что рядом было слишком много стран. И распространившись во всех них как солнечные лучи светом разумения Бога просветили весь мир.
По стопам тех пошли и эти. Бог напоил их тем же Духом, они стали проповедниками того же Слова и новыми апостолами. «Не строя на чужом фундаменте», а заново изобретая алфавит, и создали новый язык. Они засияли позже: как утренняя звезда (венера), отражая свет солнца, оказывается светлее всех, и как нанятые трудиться в винограднике, «перенесшие тяжесть дневной работы на жаре» были удостоены одинаковой платы с тем, кто отработал только последний час из всего рабочего дня, так и здесь Божья благодать изволила то явить же самое. Эти новые проповедники и светильники для всей вселенной, великим подвижничеством и верой крепко «подпоясались», как солнце, прошли своими ногами по темным местам, рассеивая поганую языческую мглу, а еретическую сжигая духовным огнем. Не щадя своей души, не давая пощады своему телу, но всегда готовы за правую веру «выпить» сладостную «чашу Христа». Среди мусульман и хазар никто не смог их победить. Но как Давыд уничтожил иноплеменника, низвергнув его гордыню, тремя камнями во образ Троицы, и отрубив ему голову своим мечем, принял славу от десятков тысяч сынов Израилевых, так и эти отцы, слуги и проповедники триипостасного божества, оказываясь в соборах мусульманских и иудейских, своими и книгами, и устной речью рубили магометово заблуждение и иудейское нечестие «духовным мечом», истребили, как сорняк, и сожгли духовной благодатью, а слово Господа посеяли, как пшеницу во глубине сердца и всех насладили текущими мёдом словами. Трибезначальное божество ясно провозгласили. Указали в одном существе равенством сияющих отца и сына и святого Духа. Так их поймали, как рыб, сетью Слова и крестили из хазар почтенных людей до двухсот, не считая женщин и детей, получив от всей церкви тройную похвалу. Потом перешли от Дуная в западные страны, благовествуя Слово Божие српеди нового народа, и весь церковный закон перевели с греческого на язык эти людей и вручили им. А когда на них воздвигли нападки треязычники,[2] они уничтожили их как плевелы, отделив от пшеницы, и чистое и световидное жито вручили церкви. А в западных странах, Паноньской и Моравской странах, как солнце воссияли, мрак греховный разогнали, просветили буквами. И научив учеников церковному порядку во всей полноте, так и окончили свой бег, отправившись в путь поклониться римскому апостольскому престолу, ведя с собой на освящение «духовный плод». Узнав об этом, апостолик Андриан вышел им навстречу далеко из Римского города и встретил их как ангелов Божиих. Полюбилось ему их учение, и он поставил блаженного Мефодия на пресвитерство и их учеников.
Подошло время принять покой пресвятому и блаженнейшему отцу нашему и учителю Константину философу. Он видел явление от Бога о своем покое, облекся в черные ризы и, назвав день своего покоя, провел день до него веселясь и прославляя Бога. И так почил о Господе в год 6377 и стал ближе к отцам своим, пророкам и апостолам, мученикам и всем святым. И положили его в церкви святого Климента, и там начали происходить многочисленные исцеления от его священного гроба: слепые сразу начали прозревать, недужные исцеляться, бесы выходить их людей. Видя это, еще больше уверились в его святости. И посвятив священнейшего и почтенного Богом Мефодия в архиепископы на престол святого Андроника, апостола из числа 70, проповедовавшего в Панонии, пустили в страны славян учить на их языке, написав такую эпистолию князьям той страны, Ростиславу и Святополку и Коцелу. — «Андриан епископ, раб всем рабам Бога, к Ростиславу и Святополку и Коцелу. «Наверху славят Бога, и на земле мир, Бог благоволит о людях». Услышав о вашей духовной радости, что вы имеете о спасении, посылаем брата нашего, достопочтеннейшего Мефодия, посвященного в архиепископы ваших стран. Об это ты просил у нас, чтобы он учил, и переводил книги на язык. Чтобы исполнилось пророческое слово, как они сказали: «хвалите Господа, все народы, похвалите его все люди»; «и каждый народ исповедует, как и Господь Исус Христос в славу Богу отцу, аминь». И в Евангелии сказал Господь, посылая своих учеников: «Пойдите научите все народы, крестя его во имя отца и сына и святого Духа, уча соблюдать всё то, что я вам указал, а я останусь с вами на все дни до окончания времен, аминь». Вы же, дети любимые, прислушайтесь к учению Бога, что было вручено вам ради вашего спасения в последние времена, чтобы вникая в него всем сознанием, вы «принесли достойный плод» и «были увенчаны нетлением» и в этот век, и в грядущий — со всеми святыми во веки. Аминь».
Когда он пришел в Моравские страны, все люди, радуясь, вышли встречать его и приняли, словно ангела Божьего. «И открылись глаза слепых и уши глухих и запинающиеся языки заговорили о мире». И тем же ртом, которым раньше нечестиво молились при жертвоприношениях у колодцев и повсеместно хулили Бога, теперь их дети приносят Богу разумную и чистейшую службу за весь мир и повсеместно прославляют имя Божье среди нового народа, проповедником к кому оказался Кирил. И новый апостол, воссияв, как солнце, отогнал мглу неведения и светом разумения Бога просветил все сердца, всех привлек к себе кротостью, сладостью и любовью, «бег свой окончил, веру сохранил», церкви украсил песнями и песнопениями духовными и так скончался о Господе в год от сотворения всего мира 6394-е и «присоединился к своим отцам, патриархам Аврааму, Исааку, Иякову», сделав себя похожим на всех них, нося в себе образ всех их, одним из них равный, по сравнению с другими меньший, а некоторых обогнав и силой, и добрыми делами, и подвижничеством, воссияв, как солнце, лучами притчей и поучением. Размышляя о его источающих мед словах, нельзя ничего прибавить к их духовной сладости.
Какими же словами мне воздать хвалу вам, так много потрудившимся Христа ради в восточных и западных и северных странах! Вас не привлекало ничто временное, подверженное тлению, но только вечное и бесконечное. Вы мужественно взвалили себе на плечи крест Христа, и, обработав долго лишенную заботы землю, засеяли ее духовным семенем и принесли церкви чистое жито, учение дня — вы сияете им, как светила в мире! Прославление демонов и все ереси прогнали, стали великими столпами Христовой церкви, небесные люди и земные ангелы, в плоти приобретшие житие бесплотных. «О сколь блаженно носившее тебя чрево и…. кормившие» — тебя, голос, принесший много плодов, которыми накормили голодные народы и жаждущих напоили духовным напитком, всех обеспечив никогда не заканчивающимся запасом пищи. И кто же способен достойно прославить вас? Прошли всю поднебесную, своими стопами освятили весь мир. Благословен ваш язык — им вы наставили на спасение духовными словами бесчисленный народ. Богодухновенный дар приняли от Бога, повсюду прогнали мрак неведения. «Собой всем являя образ», источая в своих словах духовную сладость, а всякому поганому язычеству явились разрушители, еретиком враги. Вы прогнали бесов, стали светом для тех, кто был во тьме, учителя младенцев, никогда не оканчивающийся запас пищи для голодных, никогда не перестающий бить источник воды для тех, кто хочет пить. Вы преподносите нагим роскошные одежды. Вы помогаете сиротам, принимаете странников, посещаете больных, утешаете печалящихся, защищаете тех, кто попадает в тяжелые обстоятельства, помогаете вдовам и сиротам…… даете свет. Вы — мощный якорь для метущихся по житейскому морю. Для тех, кто прибегает к вам, вы становитесь надежными стенами и крышей. Враги иудеев, вы провозгласили святую Троицу. Исполнители божественного плана, вы послужили величию Бога, стали источником Божьего слова, недвижимые столпы Христовой церкви, печать правды, «щит, защищающий веру», «шлем, защищающий спасение», принесший множество зерна колос, лоза, источающая мёд. Соты медовые — ваши слова, вся вселенная получила от них наслаждение. Как драгоценный жемчуг источили вы сокровища Господни. Исполнители божественного плана. «Избранные сосуды для святого Духа, пронесшие имя Христово по всей земле». Вы несли на себе восхваление кресту, презрев временное и не переставая получая наслаждение вечным. Настоящие, как Христос, пастухи, в подвиге помолились за свое избранное стадо. Страсти отгоняя, бед и напастей избавляя, озарили светом их «глаза сердца», а ум укрепили, чтобы они могли достойно последовать вашим стопам. Взяв на себя наши немощи, подайте нам силу свыше, чтобы достойно пожив со Христом, они окажутся наследниками вашего труда и проповедниками правой веры — той, что вы передали им, да все единогласно прославят трисвятое божество отца и сына и святого Духа теперь и всегда и во веки веком. Аминь.
Перевел Кирил Меламуд, пунктуация авторская
[1] Трезвение — категория молитвенного опыта, борьба с помыслами
[2] Еретики, противники славянского богослужения. Считали допустимым молиться только на трех священных языках, надпись на которых была на кресте: еврейском, греческом и латинском. В дальнейшем их учение возобладало в Римской церкви и привело к господству латыни. Но в девятом веке миссия Кирила и Мефодия получила благословение Римского Престола.
Комментариев пока нет