Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника протопопа Аввакума будет отмечаться в России в 2020 году на государственном и на церковном уровне. Зампредседателя Синодального миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион (Митько) рассказал РИА Новости, как осмысливает этот юбилей Русская Православная Церковь.
***
Мне трудно увидеть в протопопе Аввакуме фактор сближения Русской православной церкви и старообрядцев, поскольку именно протопоп Аввакум был человеком, который в наиболее обнаженной форме показал те различия, которые нас разделяют. Собственно говоря, его оценка церковных реформ патриарха Никона была крайне отрицательной, и, насколько мне известно, он сохранил это мнение до конца своей жизни и отдал свою жизнь за свои взгляды. А что касается оценки личности, то, с одной стороны, протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века: он был чрезвычайно предан и верен древлеправославным традициям и крайне отрицательно — в очень жесткой, неподцензурной форме — высказывался в отношении этих реформ, наследницей которых является Русская православная церковь.
Вместе с тем протопоп Аввакум является очень яркой исторической фигурой, писателем. Его «Житие» вошло в историю русской литературы. Сегодня в нашей стране празднуют юбилеи самых разных исторических деятелей, и вовсе не обязательно, что культурное значение того или иного исторического деятеля коррелирует с отношением к нему Православной Церкви. Например, Лев Толстой был отлучен от Церкви, и вместе с тем очень многие православные любят его читать и считают его великим писателем. И в этом нет противоречия. То есть отношение человека к Церкви и его вклад в русскую культуру — это немного разные понятия.
Русская Православная Церковь Московского патриархата и Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) были разделены политическими событиями. То есть между нами не было никаких ни богословских, ни обрядовых различий. Существовали, конечно, какие-то культурные расхождения, в менталитете, но нас разделяла история и отношение к русской истории XX века. Прошли десятилетия, и с обеих сторон осознали, что нас объединяет больше, чем разъединяет. Хотя часть представителей РПЦЗ так и не воссоединилась, наиболее радикальные группы. И если для Русской Православной Церкви эти различия не столь существенны — в нашей Церкви есть общины (единоверческие — прим. ред.), которые служат по тому же самому обряду, за который ратовал протопоп Аввакум и который существует в Русской старообрядческой церкви, — то для старообрядцев наш обряд, реформированный при патриархе Никоне, является абсолютно неприемлемым. И ко всем тем отличиям, которые существуют, они относятся очень серьезно.
Также и у нас есть свое отношение к каким-то аспектам жизни старообрядческой церкви, её канонической истории… Но когда мы говорим об объединении, мы должны понимать: с кем объединяться? Старообрядчество не представляет собой единого целого. И если РПЦЗ была целостное объединение — в общем-то, уже на подходе к объединению с нами она стала дробиться и продолжает дробиться до сих пор, — то даже если теоретически представить, что некая часть старообрядцев войдет в общение с РПЦ, другая часть это может не признать и, скорее всего, не признает. И в любом случае, эта рана раскола останется.
Впрочем, такое объединение так или иначе уже имело место в истории. По существу, еще в синодальный период старообрядцам было разрешено присоединяться к православной церкви на правах единоверия. То есть они сохраняли свой старый обряд, но принимали духовенство, рукоположенное в православной церкви, и признавали ее иерархию. А впоследствии были сняты и те «клятвы» на старые обряды в Русской церкви, и сейчас ничто не препятствует в РПЦ существовать старообрядным приходам. Есть патриаршая комиссия по старообрядческим приходам, они действуют в разных епархиях нашей страны — есть они и в Москве, и в Московской области, и в других регионах. Это та часть старообрядцев, которая, сохраняя свою древлеправославную идентичность, вместе с тем является чадами Русской Православной Церкви и принимает ее священство, и рукоположено в РПЦ.
А другие старообрядческие согласия не признают нашу Церковь. Есть очень много старообрядческих объединений, крупнейшее из них — Русская Православная Старообрядческая Церковь, которую возглавляет митрополит Корнилий; но есть и другие старообрядческие церкви. Даже от той церкви, которую возглавляет митрополит Корнилий, отделялись в свое время различные группы. Есть старообрядцы, которые вообще не признают священство, — беспоповцы, или поморцы, федосеевцы… То есть, старообрядчество — это очень широкое пространство религиозных номинаций, и часто различий внутри них самих значительно больше, чем между ними и нашей Церковью, — с нашей точки зрения.
Вы понимаете, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и мы вовсе не собираемся отказываться от всей нашей культуры, традиции, от нашего духовного наследия, которое включало в себя жизнь великих святых — таких, например, как Серафим Саровский. То, что люди об этом говорят, означает, что им небезразличны те церковные разделения, которые существуют в нашем народе. И мы все на каждой литургии молимся о единстве христиан… То, что я вам сказал, — это человеческое мнение. А Господь, может быть, как-то по-другому все это видит и каким-то образом все устроит. И последнее: соединение разделенных людей, христиан не обязательно приурочивать к каким-то юбилеям. Я думаю, что это дело другой перспективы.
——————————————-
Беседовал Сергей Стефанов
Источник: ria.ru
"….и мы вовсе не собираемся отказываться от всей нашей культуры, традиции, от нашего духовного наследия, которое включало в себя жизнь великих святых — таких, например, как Серафим Саровский…"
Опять обман, словоблудие и мошенничество. Никониано-сергианцы отказались от церковной истории полностью с 1666 года. Для сергианцев только в Саровском вся история и культура, по их пониманию до саровского в России не было не истории ни культуры. А людям этот ряженый в Серапиона в наглую врет типа "…мы …не собираемся отказываться…". Когда 350 лет отказываетесь. Просто противно читать эту ложь. Но все-таки читать нужно, чтобы знать старообрядцам, до какого дна и бреда опустились никонино-сергианцы в своем отступлении от истинного православия к которому никонино-сергианцы уже не имеют никакого отношения, а все норовят всех поучать.
Никониано-сергианцы — это такая секта в РПЦ? Или где? Или что?
Судя по орфографии предыдущего комента, в чем-то, на счет культуры, они правы…
Кажется, "Русская вера" -это единственный старообрядческий сайт, кроме официозов, который душевно нормальному человеку еще можно читать.
Но "обман, словоблудие и мошенничество, ряженый, в наглую врет, противно читать, ложь, до какого дна и бреда опустились" и т. д. на нескольких всего строчках.
Если редакция считает полезным помещать мнение о. Серапиона, то полезно ли для сайта совершенно убрать модерирование полемики? Ведь погубят "калашниковы" и этот сайт!
То что никониано-сергианцы Россию погубят это для "миролюбовых" все в порядке вещей, а вот если правду сказали то оказывается без "модерирования полемики" нельзя. Никониано-сергинацы уже всю "полемику замодерировали" в стране так что люди даже на выборы не видят смысла ходить.
Ликбез для Константина
Сергиа́нство — устоявшийся в церковно-исторической и публицистической литературе термин…Под сергианством обычно понимается политика безусловной лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с так называемой Декларацией митрополита Сергия, изданной Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) (1925—1944), идеи которой легли в основу отношения Московской патриархии к советской власти. Некоторые наиболее непримиримые противники «нового курса» признавали «сергианство» ересью…
См. Википедия
Я на выборы не хожу и даже не понимаю, какая тут связь с никониано-сергианцами или вообще с Церковью. Это Никон мирское путал с сакральным. Теперь вот и иные "старообрядцы".
А вот участие фриков, как правило скрывающих настоящее имя и не умеющих прилично общаться, по-моему губит христианские сайты. Для меня — это аксиома.
Учителю ликбеза Ивану Калашникову от Константина.
А никониано-несергианская часть никониан(например, присоединившаяся часть РПЦЗ или ИПЦ, или другая какая ПЦ) как относится к истории?
протоиерею Иоанну Миролюбову
"А вот участие фриков, как правило скрывающих настоящее имя и не умеющих прилично общаться, по-моему губит христианские сайты. Для меня — это аксиома."
Я так понял вас задело честное высказывание о никониано-сергианце Серапионе, который несет бред. Но Серапиона можно понять он не знает, и тем более не понимает, что такое старообрядчество, поэтому нес чушь несусветную как и положено никониано-сергианцу. И рувера правильно делает, что публикует перла новообрядческого священства, потому что многое познается в сравнении.
Но вы то, выходец из старообрядчества, неужели вы согласны с высказываниями Серапиона? Это первое и второе в чем заключаются моя некорректность? Я литературным русским языком назвал вещи своими именами, без нецензурных слов. Вы же безосновательно посчитали, что уже можете называть меня английскими названиями, которые имеют русский перевод не совсем приличный и цензурный. Поучать конечно вас хорошо научили, но в данной ситуации модерировать нужно вас.
В одном я с вами согласен сайт рувера серьезный и интересный интернет-проект, молодцы ребята. Я как постоянный читатель руверы хотел бы, чтобы на сайте появились интервью от представителей истинной православной церкви, от отдельных приходов РПЦЗ и других направлений и ветвей православной церкви.
Перечитал интервью о. Серапиона, которого лично хорошо знаю. Причем, знаю как человека талантливого и образованного, неплохо разбирающегося и в старообрядчестве. И снова никакого «бреда, несусветной чуши и перлов» там не обнаружил. По замыслу интервью к нему обратились как к чиновнику, он как чиновник и ответил. Ясно, понятно и необидно. И даже во втором вопросе не вижу лукавства, в отличие от Заволжского, который вообще-то обычно пишет очень даже по делу: игумена о РПЦЗ спросили именно в контексте поиска аналогии со старообрядцами. И само интервью задумано не о РПЦЗ, а о старообрядцах.
Было бы странно, если интервью о. Серапиона понравилось бы радикально настроенным старообрядцам, тем более, что не старообрядцам интервью и предназначалось. Тем не менее, в нем нет ничего обидного. Есть позиция, котрая преставлена для ознакомления, а не для согласия с ней. Это домыслы «критиков», что в интервью вся духовность в РПЦ сводится к преп. Серафиму Саровскому. Но и к нему тоже, что для них дорого и это должно быть понятно. Такие уж эти сергиано-никонианцы. Неужели это может раздражать так сильно, чтобы переходить на «честный русский литературный язык»?
Я употребил одно-единственное резкое слово «фрики», абсолютно цензурное, но действительно обидное. Готов даже извиниться, но ведь никак не обозначил адресата. Адресат нашелся сам. И обиделся. А сергиано-никонианца Серапиона можно крыть как хошь, как честное сердце прикажет. Но цензурными же словами, со всем великодушием!
Меня не может задеть несогласие с мнением о. Серапиона (вовсе не обязан разделять все его мысли), задевает «честный русский литературный язык» по отношению к тем мнениям, с которыми оппонент не согласен. А еще больше задевает, а лучше сказать – пугает, реакция иных посетителей сайта. Тут после очерка Г. Чистякова о табакокурении появились реплики некоего «Игоря», которые настолько решительны и невнятны, что создают полное впечатление обкуренности отнюдь не табаком. Да и ладно бы. Но «Игорь» заслуживает лайки! Вот такой уровень «полемики» может отвадить от сайта хотя бы элементарно воспитанных людей. Об этом и печаль.
А может и зря беспокоюсь? Пусть пишут как могут, «дабы дурь каждого всем видна была», как говорил несколько по иному поводу сомнительного для многих ума один русский царь.
Вот одно из перл Серапиона: «…Но когда мы говорим об объединении, мы должны понимать: с кем объединяться? Старообрядчество не представляет собой единого целого…»
В условиях жестоких преследований со стороны властей в старообрядчестве появилось 2 основных направления: поповцы и безпоповцы.
Первое включает в себя РПСЦ и РДЦ.
Безпоповство подразделяется на брачных и безбрачных. Безбрачные собственно не отвергают брак, у них крепки семейные устои, они только утверждают, что безсвященнословный брак (т. е. без иерейского венчания) незаконен. Было еще согласие бегунов, которое в последнее время совершенно потеряло свое значение, т. к. не от чего стало бежать за прекращением прежних преследований.
Вот и все старообрядческие согласия. При всем старании трудно досчитать их даже до десяти.
Необходимо заметить, что старообрядцы – поповцы и безпоповцы – разделяются между собой, главным образом, по своим отношениям к господствующей церкви. Не будь тех диких и бессмысленных гонений на старообрядцев, которыми полна история старообрядчества, оно не имело бы и этого в себе разделения. В условиях вынужденного подполья, жестокого уничтожения древлего благочестия, из-за невозможности соборно решать вопросы на огромных просторах России в старообрядчестве сложилось несколько независимых друг от друга духовных центров, которые при единой духовной составляющей имели свои руководящие центры управления. В настоящее время, мирной передышки, между старообрядцами начался налаживаться диалог по решению общих вопросов.
Если тот способ подразделения старообрядчества по согласиям, которым пользовались противостарообрядческие полемисты, применить к господствующей церкви, то в ней легко насчитать десятки и сотни всяких согласий, вернее разногласий, расколов и разделений. Есть в господствующей церкви свои немоляки, нетовцы, никудышники, отрицанцы. В самой иepaрхии есть различные религиозные течения: обновленчество, черносотенство, патриархалы, соборяне, попковцы, синодалы, и т. д. Существуют большие расколы и разделения на тихоновцев, сергианцев, зарубежников, катакобников, автокефалов, филаретовцев, диомидовцев, экуменистов и т. д.
А различное богоискательство в верхах и низах РПЦ! Во всем этом сколько разных оттенков, религиозных шатаний и исканий. Все это составляет многочисленные расколы, толки и разногласия. Серапион как представитель РПЦ в своем глазу бревна не замечает. Его знания о старообрядчестве да и о никонианстве мягко говоря очень сомнительны, потому что он не видит очевидного, что на самом деле никонианство не представляет собой единого целого, а старообрядчество более цельно и едино, или Серапион зная это лукавит, третьего не дано.
Уважаемый Иван Калашников, своим сообщением не только показал возможности прилично общаться, но и раскрыл глаза на многие обстоятельства, о которых ни я, ни о. Серапион в темноте своей не ведали. Да и стыдно ж признать: хоть бы игумен Серапион – кандидат философских наук, доктор теологии, а не знает, что бегунам больше бегать не от кого! Вот ведь, ученый человек, а не может понять, что хотя «на огромных просторах России в старообрядчестве сложилось несколько независимых друг от друга духовных центров», но сложились они в «условиях вынужденного подполья», а поэтому как бы и не сложились (!), а поэтому утверждение, что старообрядчество не едино – есть очевидный перл и достойно порицания.
Отец Серапион, будучи высокопоставленным чиновником Синодального Миссионерского отдела видимо подумал, что у него спрашивали как к старообрядчеству относится РПЦ, понимаемая как церковный институт, а отвечать-то надо было иначе: признать, что РПЦ отнюдь не однородна и могут в ней найтись какие-нибудь «некудышники» и «отрицанцы», которые не против объединиться еще с кем-нибудь, хоть бы и со старообрядчеством.
Последнее сообщение Калашникова у меня к нему вызывает лишь один вопрос: а почему отец Серапион для него просто «Серапион»? Если Калашников – беспоповец, то надо бы «Август Евгеньевич», если поповец – то надо бы «отец Серапион» или «игумен Серапион», иначе следует отрицание столетий беглопоповства и признание в собственном беспоповстве. Или Калашников – единый интегральный старообрядец? Кажется, настало их время?
"единый интегральный старообрядец" в копилочку!!!!
И в самом деле, как говорил М.Горький: "Какая глыба! Матёрый человечище!".
Только я до сих пор сомневаюсь, что это комплимент….
"…а почему отец Серапион для него просто «Серапион»?…."
Цари Алексей, Петр 1 и их последователи перевели много епископов из Украины, которые были «крещены» обливательно или вообще никак. Вот этих ряженых обливанцев цари стали ставить на руководство церковью.
Постепенно епископы, имевшие богоданную преемственность и являвшиеся носителями Святаго Духа от Русской дораскольной Церкви, настолько перемешались с «ряжеными епископами», что в итоге святая благодать была вытеснена, и не осталось не одного епископа, имевшего богодуховную преемственность. В итоге синодальная никонианская церковь лишилось богоданного священства и благодати Святого Духа. В настоящее время в большинстве приходов РПЦ продолжают крестить обливательно, еще хуже даже крестят простым окроплением, так что в РПЦ не только священство сомнительное, но и прихожане в большинстве не являются христианами.
Да уж, с крещением младенцев многие не церемонятся. Года два назад был приглашен в гости в престижный поселок Вешки в 2км. от МКАД. Прошли и в новый богатый храм Уара, там крестили так: три раза ладонь макнет и темечко погладит. Спросил священника, почему не погружательно — ребенок то маленнкий, проблем нет. В ответ только раздражение. А чем то внешне похож : выглядит молодо, пухленький. П осмотрел потом на сайте — с украинской фамилией.
Критика относительно способа Крещения в РПЦ справедлива. Дела обстоят очень плохо, правда, не во всех епархиях.
Но речь шла о другом. "В итоге синодальная никонианская церковь лишилось богоданного священства и благодати Святого Духа." — это мнение лично Калашникова или старообрядцев-"поповцев"?
"В итоге синодальная никонианская церковь лишилось богоданного священства и благодати Святого Духа." — это мнение лично Калашникова или старообрядцев-"поповцев"?
Это не мнение — это печальный факт.
Этот "факт" сегодня бесспорен для "беспоповцев". Оба иерархических старообрядческих упования решительно против этого возражают, до сих пор принимая священников из РПЦ.
К какому старообрядческому упованию Вы принадлежите?
Надо отметить, что игумен Серапион, как опытный церковный чиновник, на первый вопрос ответил вполне приемлимо и лаконично. А вот формулировка второго вопроса и сам ответ — от лукавого. Ему про Фому, а он про Ерему! Речь идет о 10-летии воссоединения РПЦЗ с РПЦ, а он опять про старообрядцев, про различия согласий, про единоверие. А по сути основного вопроса как бы мимоходом, что часть РПЦЗ так и не воссоединилась. А от авторитетных лиц исходит, что значительная часть, то есть справоцировали раскол. Вот бы и рассказал, как его планируют уврачевать?
Да, мню, так же как раскол поповцев и безпоповцев…., т.е. никак.
Константин, между беспоповцами и поповцами нет раскола, т.к. это разные учения даже по своей сути. К примеру, наличие Таинств. У поповцев все Таинства устроил Христос, а вот у беспоповцев нет их и не будет, т.к. так устроил антихрист. https://profilib.com/chtenie/63299/fedor-melnikov-kratkaya-istoriya-drevlepravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-125.php
http://txt.drevle.com/lib/besedy_staroobryadcev-1913-3.html
Раскол, Константин, может быть лишь между близкими по догматическому содержанию конфессиями.
Раскол, Даниил, это как раз и есть расхождение по своим путям-дорожкам частей единой Церкви из-за разности возникших по тому или иному поводу учений.
И не надо, Даниил, "краткими курсами" перед носом размахивать, учите матчасть (историю)…, Даниил.
однако, в первой части посыл "протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века" указывает на неизлечимую болезнь новообрядцев — они до сих пор не понимают, что раскол это их рук деяние и раскольниками -"деятелями раскола" являются их вожди и последователи. А сщм.Аввакум и православный народ остался в Русской Православной Церкви, имя которой раскольники присвоили себе, опираясь на кесаря и ему же, окруженному "старцами иудеями и латынами-монахами" в угоду.