Русская баня — это не только печка, не только пар и банная полка, но и разнообразные методики парения и целительства. Мы продолжаем беседу с преподавателем русской академии ремесел, специалистом по истории русской бани, экспертом по парению Сергеем Ермолаевым. На этот раз речь пойдет о забытой ныне традиции «молодецкого ремесла» — особого искусства русских парильщиков.
Итак, основа русской бани — это экологические, старинные материалы. Отделка парной без фольги, без стекловаты. Лучший материал для отделки — это липа. И глину с опилками еще никто не отменял. Сейчас люди настолько привыкли к синтетическим материалам, к стекловате, что удивляются, когда узнают, что делаю отделку без стекловаты и фольги. Но наши русские предки сотни лет обходились без этих материалов!
Когда я начал делать бани, стал парить, начало приходить понимание о гармоничном сосуществовании всех составляющих элементов бани. Надо понимать, какая должна быть печь, что она должна давать, какой создавать микроклимат. Заказчик бани должен понимать, что печь в бане делается не просто так, а под парение.
Печи должна соответствовать отделка, мебель, инвентарь. Например, обязательно наличие специального «парильного стола», на котором банщик может с любой стороны совершать парение человека. На нем можно с двух сторон и в четыре веника работать. А во многих банях этого нет.
Сейчас часто в банях делают, по сути, пивные клубы. Там закусочные, бары, кафедральные лавочки, как на стадионе, и основная цель таких «бань» — выпить, закусить и потусить. Для меня это не баня, и тем более не русская баня.
На мой взгляд, у настоящей русской бани главная задача — оздоровление. Традиция оздоровления в русской бани существует испокон веков. В бане все делалось для здоровья человека, проводились самые разные процедуры для всех возрастов. Женщины с первого до последнего дня беременности ходили в баню, парились, проводили гигиенические и лечебные процедуры и даже рожали в банях.
Был в банях и стар и млад — и косточки старики парили, и младенцев купали. Там использовались травы, мед, массажи. Парение — это далеко не только хлопанье веником, но и целый комплекс оздоровительных процедур.
Интересно, что в русскую баню в старину спокойно ходили дети. А сегодня что наблюдаем? Ребенок не может находиться в среднестатистической бане.
Вот если, допустим, заходим в баню с ребенком, а там уже градусов 60-70. Дети начинают плакать, кричать, потому что для них такая температура сродни извержению вулкана.
Если мы заходим при 40 градусах, дитя наоборот расслабляется. Можно сказать, состояние приближенное к тому, если его мама на ручках держит и ребенок совершенно спокоен. Можно даже поддать пару и веничком поработать немного.
Хорошо зайти в совершенно не раскаленную парную, где 40 градусов, поддать пару и постепенно разогреть свое тело, а не так, чтобы из полымя да в огонь. И когда мне сейчас кто-то из женщин говорит: «Мне баня не нравится, я баню не терплю, не переношу», — я отвечаю: «Вас кто-то обманул, это не настоящая была баня». В бане вообще-то надо получать удовольствие. «Вымучивать», «терпеть» баню не надо. Там расслабляются, это как своеобразный релакс.
Так вот, несмотря на простоту русской бани, она играла важнейшую роль в оздоровлении для всей семьи.
Вот посмотрите на эту иллюстрацию. Примитивнейшая каменка, какая-то молодица отвар готовит, а бабка правит сустав. Кто-то лежит греется, здесь не пьют, не пляшут, а лечатся, совершают процедуры.
Вот картина 1825 года. Баня не раздельная еще. Здесь мужчины, женщины и дети, все в одном помещении.
Русские бани в городах по своим размерам и отделке превращались в целый «храм». Где банщик — это не парильщик, не хлопальщик, а мастер, который может и спину поправить, и помыть, и попарить, пиявки поставить. Называлось это «молодецкое ремесло».
Очень солидные заведения были на Руси. В городах, особенно столицах, бани имели разную разрядность. Кто-то мог позволить себе купеческие разряды, кто-то шел в простонародные бани. У Гиляровского в книге «Москва и москвичи» баня описана очень хорошо, колоритно.
В советское время банные услуги и сами бани стали проще, многие старинные традиции были забыты.
Действительно, в старину большим спросом в хороших банях пользовалось молодецкое ремесло — комплекс умений банщика, связанный с разными сторонами банного дела и разного рода процедурами.
Работая в Академии ремесел, я готовлю не просто «хлопальщиков» вениками, а мастеров банных процедур. Некоторые считают, что в банях должны только парить. Я с этим не согласен, у меня те, кто просто парит, не могут работать полноценно, согласно старинным методикам русской бани.
Конечно, отхлопать веником — это тоже ремесло, но я не считаю, что это верх старинного «молодецкого ремесла». Оно включает в себя гораздо больше приемов и техник. Есть такие древнерусские народные выражения: cколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения; всяк веник в разную руку по-разному ложится и по-разному ходит; коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ладный чёс — в баньке надобен.
Ладный — значит правильно отлаживающий тело, мышцы, суставы. Так вот, таких высоких профессионалов банного дела и в старину было не так много. Писали, что «таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь». До нашего времени дошли и некоторые имена таких мастеров. Например, уездный лекарь «Сава — Фельдшер 1-го ранга». Можно сказать, это было особое сословие мастеров-искусников ремесла банного на Руси.
Сейчас мы восстанавливаем традиции древнего парения. Какие-то премудрости приходится открывать заново. Например, использование в бане минеральной воды. Я считаю очень полезной магниевую минеральную вод. Микроэлементы, которые человек теряет с потом — магний и цинк, восстановить сложно. В Угличе есть отличная магниевая вода, несколько лет назад пробурили скважину там, и теперь эта вода есть в продаже. Обливание минеральной водой после парной очень хорошо действует на организм.
Хороший инструмент для банного использования — это мёд. Но отмечу, что нельзя мазаться медом в парной, потому что при температуре бани, которая, конечно, выше температуры человеческого тела, организм будет работать только на выталкивание всего. А вот в предбаннике пользоваться медом уже можно, кожа будет впитывать. Эти методы медовой терапии, кстати, мы из Алтая привезли, во время экспедиции в старообрядческие селения.
Не менее важное старинное банное средство — это соль. Соль — это универсальный инструмент, она работает как на физическом, так и на энергетическом уровне. Мы пьем модные таблетки, болят колени, врачи выписывают дорогостоящие мази и еще что-то. В то время как в старину лечились медом и солью. Погрели коленки, медом помазали, соль положили. Остеохондроз можно лечить как горячей солью, так и горячими камнями. Во время войны после ран, операций накладывали соляные повязки, не было йода и современных дезинфицирующих растворов. Простейшие методы, а их никто не рекламирует, они никому не нужны.
Я бы сказал, что русская баня — это то место, где человек избавляется от недугов. Исцеляется он не только от хвори физической, но и душевной. Есть определенные обрядовые парения, кто-то в это верит, кто-то не верит. Одним из примеров обрядового парения являются особые движения веником, когда в тазик как бы сбрасываются все хвори и недуги. (Видимо, имеются в виду душевные болезни по части психиатрии, например, депрессия. Конечно же, недуги духовные излечиваются исповедью и только в церкви, а не в бане — прим. ред.).
Вот почему, например, у некоторых людей после бани кашель начинается? Это пыль выкашливается, особенно если человек из мегаполиса, это не болезнь, наоборот, здоровый организм начинает выводить шлаки. Есть еще процедура с пробиванием легких, это когда просишь человека набрать полный рот воздуха, и потом идет пробивание легочного отдела, начиная со спины, груди. В это время выходит мокрота с пылью, что является очень действенной банной процедурой. Также можно продышаться травами, например, полынью (она хороший антисептик) — это хорошо для организма.
Для меня важно, чтобы все травы, которые мы используем, были сорваны не в пределах городов, а в 200 км от предприятий и мегаполисов, потому что листья — это те же самые легкие нашей природы, они через себя всё фильтруют. Использовать растения, выросшие в среде человеческой цивилизации, напитанные запахами и газами, — нельзя.
Отмечу, что качество парения зависит и от духовного настроя банщика. Когда мои студенты приходят на работу парить, я им говорю: «Ребята, вы должны быть отдохнувшие, должны быть полны энергии, жизненных сил. Вы будете сейчас делать ответственную работу. Но если вы ночь прогуляли, зеваете, вряд ли чего можете положительного человеку дать».
Баня — это целый обряд. Ритуал. Это не просто поход, чтобы помыться или посидеть в парной. Раньше многие цари у нас говорили: «До трех раз парить и в прорубь окунать послов и иностранцев всяких, зачем приехали — правду скажут, не слукавят». Потому что русская баня такая: если человека попарить и в прорубь, он становится чист. Поэтому шведские послы ехали, плача, в Россию и говорили, что там может не прокатить то, что они задумали. После бани не облапошишь. Придется правду говорить.
Русская баня — это своеобразный детектор лжи.
Комментариев пока нет