В прошедшей 23-24 июня Международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» приняли участие представители старообрядческих Церквей и общин, старообрядческих общественных организаций из многих стран мира. Координатор межстарообрядческой рабочей группы, профессор Михаил Олегович Шахов выступил с докладом «Проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений», текст которого мы публикуем.
***
В последние четверть века старообрядчество в России и в других странах бывшего Советского Союза существует в условиях максимальной религиозной свободы за всю свою историю. В предреволюционный период начала ХХ века, иногда именуемый «золотым веком» старообрядчества (хотя он длился всего чуть более 10 лет), старообрядчество было многочисленнее и сильнее, в том числе по своим материальным, экономическим возможностям. Но сейчас имеются несравненно лучшие конституционно-правовые гарантии свободы вероисповедания, доброжелательное отношение со стороны органов власти и всевозрастающий интерес и уважение общества к традиционным духовным ценностям.
Эти благоприятные условия и раскрывающиеся перед нами возможности надлежит в полной мере использовать, развивая взаимодействие и соработничество с обществом (частью которого мы все, староверы, являемся) и с государством.
В то же время приходится констатировать, что богословская мысль староверия до сих пор не дала системного ответа на поставленный самой жизнью насущный вопрос — о социальной позиции староверия в принципиально новых окружающих условиях. Уже сто лет как нет тех социальных условий, в которых староверие существовало в царской России, уже 25 лет нет советских атеистических гонений и притеснений. Старообрядчество в своём живом опыте осознает, что нынешнее государство — не то, которое огнем и мечом насаждало официальную религию, не то, которое стремилось искоренить всякую религию вообще. Но богословская переоценка изменившейся реальности пока не выработана.
Наверное, нам не стоит слепо копировать опыт других по созданию «социальной концепции Церкви» как документа. Но дать богословскую характеристику современного общественного устройства и современной общественной жизни необходимо. Без этого невозможна долгосрочная стратегия социального служения, стратегия церковно-государственных отношений.
Конечно, богословский взгляд на окружающее нас общество и на управляющее страной государство будет различным в связи с различиями вероучения в старообрядческих согласиях. Но сохраняющиеся вероучительные и канонические разногласия не препятствуют выработке и проведению в жизнь совместной позиции старообрядческих Церквей в области практического взаимодействия с органами государственной власти, в области социального служения. Доклад протоиерея Андрея Марченко подтверждает, что в дореволюционном прошлом уже имелся такой положительный опыт.
В начале этого года была создана и начала свою деятельность Рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. В Рабочую группу вошли представители Русской Православной старообрядческой Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Древлеправославной Церкви. Помимо состоявшегося 3 марта 2016 г. Круглого стола и настоящей конференции, среди первых результатов деятельности Рабочей группы можно назвать разработку комплекса проблем, связанных с национализированным после революции церковным имуществом и процессом его возвращения старообрядческим религиозным организациям, подготовку предложений по празднованию предстоящего 400-летнего юбилея со дня рождения протопопа Аввакума.
Конечно, первый опыт создания межстарообрядческой рабочей группы проходит не без сложностей. Но есть надежда, что нам удастся, не впадая в ересь экуменизма, не погрязая в бесконечных богословских дискуссиях (которые изначально были исключены из компетенции Рабочей группы), содействовать внутристарообрядческому диалогу и взаимопомощи в социальной жизни. Несомненно, что взаимодействие старообрядчества с органами власти станет более плодотворным, если мы будем совместно, согласовав и объединив свои позиции и пожелания, а не разрозненно, «каждый сам за себя», вести конструктивные переговоры с государством как на федеральном, так на региональном и местном уровнях.
В сегодняшней конференции участвуют уважаемые представители старообрядческих Церквей и общин, старообрядческих общественных организаций из многих стран мира. Потенциал староверия по развитию культурных, общественных связей с соотечественниками за рубежом очень велик и будет востребован жизнью. Нам всем крайне интересен опыт общественной деятельности старообрядческих организаций в разных странах мира, их труды по сохранению, развитию и распространению русского языка и культуры.
Нас разделяют большие расстояния, но, невзирая на них, я бы предложил обсудить вопрос об установлении регулярных контактов и о сотрудничестве нашей межстарообрядческой Рабочей группы с зарубежными старообрядческими религиозными и общественными организациями. Быть может, нам пригласить их участвовать в Рабочей группе в качестве членов-корреспондентов в исконном, старинном смысле слова? То есть в качестве географически удаленных членов, не имеющих возможности лично регулярно участвовать в собраниях и в текущей работе, но поддерживающих связь по переписке. Тем более, что современные средства связи позволяют очень эффективное и быстрое удаленное общение.
Особо важной задачей для всего мирового старообрядчества является подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Конечно, невозможно совместное литургическое прославление его памяти. Но культурно-просветительская программа, обращенная ко всему обществу, может и должна быть совместной, а не подчеркивающей внутренние разделения.
Да старообрядчество меняется. Как-то раньше не могу себе представить помпезных юбилеев воде 400-летия протопопа Аввакума, скроенных по лекалам Московского Патриархата. Всё-таки глубоко неправ митрополит Корнилий, утверждающий, что в Церкви ничего не меняется.
О как! Значит, в царской России у старообрядчества была консолидировано выработанная согласиями социальная концепция? И при советской власти тоже? И теперь это НЕОБХОДИМО сделать!
А профессор понимает ли, что если это сделать честно, то означает поставить старообрядчество в гораздо более трудное положение, чем было до сих пор? А если нечестно, то какой в этом богословский смысл?
Ну, отчего же? Есть ведь ряд общественно значимых вопросов и проблем, на которые у всех старообрядцев схожий взгляд или по крайней мере в этих вопросах можно достигнуть согласия. Что ж плохого в том, что такое будет с Божьей помощью достигнуто и публично озвучено? На мой взгляд, это и возможно, и необходимо. Старообрядцев немного, но они есть, они часть Российского общества. Как бы отдельные старообрядцы не заявляли о себе, они, тем не менее, все интегрированы в гражданское общество и участвуют во всех общественных отношениях. Соответственно они должны определиться со своей позицией по отношению к существующим общественным институтам. И обществу, и государству, я уверен, будет небезынтересно узнать мнение старообрядцев. По крайней мере, государство в лице своих представителей, уже высказало свою заинтересованность в этих процессах. РПЦ свои взгляды озвучивает, мусульмане озвучивают, иудеи озвучивают, и никто из них в трудное положение не стал, а старообрядцы, получается, поставят себя в трудное положение :) На мой взгляд, трудное положение у старообрядцев сейчас, а их консолидированная деятельность, если и поставит кого в трудное положение, то отнюдь не их самих ;)
В таком случае крайне заинтригован и буду ожидать нового богословского осмысления. Чрезвычайно интересно узнать, чем консолидированное общественное мнение современных старообрядцев отличается от РПЦ, мусульман и иудеев!
А если позволить себе некоторую догадку? За последнее время общественно-политическая позиция РДЦ и поморцев претерпела полное фиаско. Причем, поморцев, кроме коммерчески озабоченных. это совершенно не волнует. Так вот, те, которых волнует, провели всю эту малопонятную конференцию, прежде всего, чтобы спрятаться за более-менее устоявшийся авторитет РПСЦ?
Была, мнится мне, и иная причина: уж очень соблазнительно получить юбилейные гос. гранты не на какую- нибудь "конфессиональную" организацию, которая толком в расходе средств не смыслит, а на "общественную" старообрядческую организацию.
Это, конечно, не мысли, а догадки. Но очень уж колоритны на снимках многие "старообрядцы" с трехдневной щетиной. А то и без нее.
Ну, я, честно сказать, не вижу глубин сердец человеческих и понятия не имею, какова мотивация беспоповцев. Мы в подготовке конференции участвовали лишь косвенно и сказать по существу ничего не можем. Юбилейные же гранты — это идея вообще РПСЦ. РПСЦ задолго до конференции разработала проект празднования 400-летия с рождения протопопа Аввакума и предложила эту идею на заседании контактной группы в качестве одной из практических скреп межстарообрядческого сотрудничества. Наша Церковь по этому поводу еще решения никакого определенного не приняла, но вопрос передан на рассмотрение зимнего Собора. Как беспоповцы будут действовать — это их дело. Общественная же организация лишь одобрена, а не создается. Если материалы о конференции читать не бегло, а внимательно, то можно увидеть, что религиозные организации в учреждении общественной организации участвовать не будут. По крайней мере РДЦ отказалась от этого категорически. А относительно того, что наша общественно-политическая позиция претерпела фиаско я ничего не понял… Когда, в чем и, собственно, какая?
Понял. Сознаю.Интуиция подвела.Больше не буду. А где можно прочитать материалы конференции?
Материалы конференции планируется вскоре издать единым сборником. А пока каждая из сторон, видимо, по-отдельности будет публиковать в интернете доклады своих представителей
Читал внимательно несколько раз, даже справа налево, но получается одно и то же: "поддерживают создание оргкомитета учредителей общестарообрядческой общественной организации силами инициативных граждан и существующих старообрядческих общественных объединений". Хотя если "лишь одобрена, а не создается", то всё вполне логично. И позиция РДЦ между строк видна. Не хватает мне диалектики. Старею.
Так тут и не между строк написано, но прямо, что организация будет создаваться "силами инициативных граждан и существующих старообрядческих ОБЩЕСТВЕННЫХ объединений". Оргкомитет уже сформирован, будет ли реальная работа, покажет время.
Все, наиболее значимые доклады будут опубликованы здесь, также будет опубликована часть выступлений прозвучавших во время дискуссии которые не войдут в официальный сборник.
На конференции присутствовали представители как минимум трех старообрядческих общественных объединений. Более того, сама конференция была организована старообрядческим общественным объединением. И то, что появился еще одно объединение или даже не одно не должно никого пугать. Законодательство Российской Федерации ни в коей мере не ограничивает граждан на создание общественных объединений с самыми разными целями и задачами.
Никого из внешних это и не должно пугать. А вот старообрядцев, которых это пугает, знаю.
Для о. Андрея: силы силами, а слово ПОДДЕРЖИВАЮТ в резолюции стоит или это глюк?
Поддерживают создание — это ведь не создают. В оргкомитет не вошли официальные представители религиозных организаций, но лишь частные лица.
"Поддерживают создание — это ведь не создают." Интересные, отче, времена. В РПЦ растет число фактически старообрядцев, а старообрядцы всё больше похожи на РПЦ.
Ну, разве не Ваша, отче, мечта — найти точку пересечения тех и других? ;)
Точку пересечения я вижу в старообрядных приходах РПЦ. Но это, как говорится, моя проблема. Быть может, ошибаюсь. Во всяком случае, многое еще предстоит сделать, чтобы говорить на тему этих приходов серьезно. А вот старообрядцы все меньше становятся похожи на старообрядцев. И по внешнему виду, и по мышлению.
Ну, за всех не скажу, а мы какие и всегда. Мы всегда были открыты и к диалогу, и к сотрудничеству в добром. В свое время председатель нашей Николо-Рогожской общины купец Ясашнов вместе с протоиереем Иоанном Сергеевым-Кронштадтским учредили общество воспоможения престарелым фотографам (пенсионный фонд), а, например, наш Вольский попечитель купец Соловьев возглавлял региональное отделение "Союза Русского народа". Так что мы такие, как и всегда. Для нас все люди хороши, мы всех любим. И считаем, что можно делать добрые дела вместе со всеми людьми, а вот в вопросах веры сохранять принципиальность. Но мы от этих принципов и не отступаем.
Иван, ответьте на два вопроса:
1. Кто в церковном расколе 17 в. своими действиями виновны – новообрядцы или старообрядцы?
2. Как Вам видится врачевание раскола?
Кому и зачем нужна эта Богословская оценка современного общественного устройства? Что касается безпоповцев — то для нас мир, как был так и остается антихристовым, т.е. никак не Христовым. Ни конституция РФ, ни закон о религиозных организациях и некоторые другие законы не соответствуют ни христианским канонам ни нашему представлению о православном государстве. Максимум такое общество можно назвать терпимым. Так уж наверно лучше будет сослаться на нашу безграмотность и не давать никакого ответа.
"Что касается безпоповцев — то для нас мир, как был так и остается антихристовым, т.е. никак не Христовым." Только почему-то беспоповцы с радостью принимают участие в конференциях, спонсируемых этим самым антихристовым миром:))