В ноябре 2015 г. в городе Брэила состоялся научный коллоквиум «Традиционные браки, семья. Образование на родном языке. Религия». Один из основателей Общины русских-липован Румынии Ф. Кирилэ представил доклад, где описал проблему формирования ценностей у молодого поколения. Ф. Кирилэ очень убедительно подводит к тому выводу, что мировоззрение русских-липован должно и дальше опираться на древлеправославную веру и древлеправославную Церковь, а Домострой должен вернуться в наши семьи.
***
В формировании молодого поколения Община русских-липован Румынии придерживается традиционной концепции, согласно которой функцию учителя выполняет триада: семья-церковь-школа.
Самое главное, что мне лично дала семья, церковь и школа — это честность и совестливость. Ещё в том была ко мне милость Божия, что отец и мать были из русских древлеправославных семей, и пусть у нас не было дома совместных молитв, в церковь ходили редко, но дух милосердия, сострадания, прощения, бескорыстия был главным в нашей семье.
Никак не могу уверить своих внуков в том, что у меня было очень счастливое детство. Не было у нас электричества, телевидения, телефона не было, уж какие там мобильники, интернет…Кино привозили раз в неделю, сидели по вечерам при керосиновой лампе или свечке и всё время были непрерывно заняты: то воды натаскать, то сарай и хлев почистить, то нарубать или напилить дров, то скотину и овец накормить и напоить, то двор подмести, а дома уборка, готовка пищи… А с весны и до поздней осени работа на огороде, да на степи башта́н (бахчу) или ба́гу (виноградник) караулить, или пасти в поле корову или овец. О, наша милая, великая и чистая река Дунай, да наши плавни, леса и перелески! Всё же было: и купанье, и ловля рыбы, раков, и костры жгли, пекли раков да картошку, пели у костра, и всякие-всякие игры… И всегда мы успевали делать уроки, хорошо учиться, читать литературу, учить наизусть стихи. Каждый вечер были в школе или клубе какие-то кружки самодеятельности. Обязательно все пели в хоре, разучивали современные русские и румынские песни, танцы. У нас всегда были соревнования в спорте. Стенгазеты выпускали — и классные, и общешкольные, Ездили с концертами по селениям. Учились «ставить» в плавне рыболовецкие сетки на стано́вку, ловить рыбу бре́днем или ха́палкой, учились также ора́ть землю, косить траву…Очень дружные были мы, мальчишки и девчонки, ведь совместные труды и радости сближают. Питание у нас было свежее: хлеб, мамалыга, молоко, рыба, мясо, овощи, ягоды да фрукты …
Я ещё с детства запомнил, что недостаточно знать наизусть десять заповедей блаженства, чтобы получить похвалу от Бога — надо повиноваться этим заповедям. Мы призываемся этими заповедями, соответственно, к честности, к разумности. Помню, как будучи в третьем классе начальной школы, я вернулся с улицы, набегался, изголодался. Дома никого не было. И тут меня подловил ура́х (враг) нашего спасения: полезь на гари́щу (хату), набери винограду, который сохранялся там на́ зиму на соломе. И я, будто заколдованный, поднялся по лестнице на гари́щу, набрал несколько кистей винограда, торопливо его поел с хлебом и слез вниз. Запил водой. Ужас и стыд за сделанное настиг меня утром. Я не мог глаза поднять на маму, на братьев и сестру. Убежал пораньше в школу. Идти домой из школы было очень тяжело, еле шёл. Мама подумала, что я заболел. А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли стон не вырвался из груди. И через некоторое время я решил признаться маме в воровстве. Мне помогло то, что опять никого не было, и я сам встал в угол комнаты и стоял, типу́нился. Мама вошла со двора, посмотрела, вышла. Опять вернулась.
— Ты что в углу стоишь, типу́нишься?
И тут у меня вместе со слезами вырвалось:
— Ма-а, я винограду на гари́ще взял и поел.
А мама вдруг радостно засмеялась.
— Молодец! Я же знала, что ты лазил на гари́щу. И винограда убыло, и ты сам не свой. Но, думаю, буду молчать, ду́жа надеялась, что ты сам признаешься. Возьми эту кра́тицу (кастрюлю), отнеси поросёнку, я ему кабака́ нарезала и перемешала его с мала́ем (кукурузной мукой), он любит.
Даже не накинув куцавейку, я выскочил на поветку, и так мне легко вздохнулось, так отрадно было взглянуть на Божий мир! Тяжесть с души свалилась. Я побежал в хлев, прямо к сажу́. Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и матери, от церкви и школы, а что было плохого, то в этом виноват только я сам.
К сожалению, наша молодёжь хуже всех знает свою историю, историю русских-липован, а это вызывает тревогу за сохранение идентичности нашей Общины. Ведь дух народа — решающий фактор. Любовь к родной культуре начинается с любви к своей семье, постепенно она расширяется, возрастает и переходит в любовь к своей стране и к России — отечеству наших предков, к её истории, прошлому и настоящему, а затем и ко всему человеческому, к всемирной культуре.
Наша молодёжь должна ясно сознавать свою причастность к величию России, к её культуре, сформированной под влиянием традиционного русского православия, а также причастность к нашему Русско-липованскому Дому, который представляется в триединстве своём, как образ и подобие Святой Троицы: родной русский язык, русское древлеправославие, русская липованская культура (фольклор, традиции и обычаи…), и который является сегодня центром гуманитарной и деловой работы.
У меня всегда было и есть уважительное отношение к истории России. Я люблю Россию, русский народ, ведь я сам русский и по крови, и по духу. Всё, что связано с отчизной моих предков — Россией, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Наша беда, что сегодня мы, русские, разъединены и разобщены. Мы должны осознавать свою силу. Наша сила в правоте и единстве. В этом отношении мы, русские-липовани, не можем равнодушно относиться к той лжи, которая в последнее время чернит историю и образ России. Россию дерзко оскорбляют, закрыв глаза на всё то положительное в экономике и культуре, что сделали наши соотечественники — россияне. Много отрицательной информации о России появляется и в масс-медиа Румынии. Мы, русские-липовани, должны содействовать, чтобы люди узнавали хорошее, правду о России.
В настоящее время одной из первоначальных задач нашей русской древлеправославной семьи является её укрепление, а также преодоление отчуждения, которое сейчас навязывается человеку, особенно новыми технологиями — так, что сопротивляться ему не хватит никаких сил. При этом духовной основой существующего в нашей Общине порядка я считаю мировоззрение русских-липован, опирающееся на древлеправославную веру и древлеправославную Церковь. И государство румынское выполняет наши требования и запросы, которые связаны сегодня с духовной сферой. Мы очень благодарны нашему румынскому государству за создание максимально благоприятных условий для деятельности нашей Общины. Оно предоставило нам гарантийный, подкреплённый соответствующими ресурсами доступ в систему образования, в социально-общественную сферу, в средства массовой информации. Без этого было бы немыслимо и подлинное воспитание молодого поколения русских-липован в духе нравственности, любви к России — историческому отечеству наших предков. Всё это обязывает нас беречь свой родной язык, свою культуру, свою веру. А чтобы наша Община не исчезла из истории как этнос, семья, церковь и школа призваны воспитывать людей с чистой душой и незамутненной совестью.
До 1989 года пособия по семейной педагогике, изложения наиболее интересного родительского опыта пользовались у нас в Румынии, как и в Советской России, большой известностью. Ныне, по моему скромному мнению, педагогика перестала быть категорией коллективного опыта, вследствие чего каждый родитель «знает», как ему воспитывать. В действительности это приводит к тому, что внутри семей руководствуются ещё более определённой установкой: каждый сам знает, что для него лучше. Каждый, включая ребёнка. На этом педагогика умирает: под натиском плюрализма, муть которого распространилась в повседневную жизнь, съев тонкую ткань единых критериев и подходов к воспитанию молодого поколения. Теория плюрализма для педагогики является дикостью и абсурдом. Воспитывать и образовывать молодых людей в понимании современных родителей (мам и пап) обязан «кто-то», в основном государство и школа. На мой взгляд, сегодня педагогика не может руководствоваться ничем, кроме убеждения в том, что для ребёнка и молодого человека представляет опасность отход от Церкви. Для того, чтобы дети не отходили от Церкви, русские древлеправославные родители должны также уметь воспитывать. Чтобы научиться воспитывать, надо вернуться в прошлое, взять в руки произведения педагогического содержания, такие, как книга Домострой — одно из выдающихся произведений русской литературы XVI века, бывшая основным сводом нравственных норм и правил многих поколений русских староверов (и не только их), или хотя бы произведения ХХ века: А. С. Макаренко «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей», а также произведения В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика», «Как воспитывать настоящего человека» и др., на основе которых воспитывалось моё поколение. И не верьте, если скажут вам, что времена изменились, и что сегодня смешно смотрятся параграфы этих старых книг. За столько времени, прошедшего с момента их написания, эти книги нисколько не утратили своего воспитательного значения, но простотой и цельностью выигрывают в сравнении с путаной, перевернутой с ног на голову так называемой либерально-«демократической» теорией, пришедшей к нам, в Европу, Бог знает откуда.
Книга, называемая Домостро́й, которой я неоднократно касался в своих работах (1), содержит в себе «полезные сведения, поучение и наставление каждому христианину — и мужу, и жене, и детям, и работникам, как подобает им жить, как дом свой в хате лучше устроить, как порядок в хате навести хорошо и чисто, как всякому человеку рукодельничать и др.». Это поистине уникальный сборник, который вобрал в себя многовековой уклад жизни, традиции, опыт русской семьи. До начала XIX века старинная русская книга Домострой распространялась рукописным размножением, в особенности среди русских староверов. И это не случайно. Ведь с той поры, как русские староверы стали формировать свои общины, самое пристальное внимание они уделяли прежде всего моральным и нравственным традициям. В 1849 году появилось первое печатное издание Домостроя. С тех пор Домострой был незыблемым (настоящим) учителем «для всякого живущего в России». Книга Домострой утверждает самобытность русского народа, учит высоко ценить всё самобытное, истинно человеческое. Уже в первом поучении «Наставления отца сыну» он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого, от мала до велика: отец — глава, его слово — закон; мать — его помощница. Во взглядах на малое и большое они едины. Разве это не современно? Вот выдержка из основных заповедей русской семьи: «Чада, послушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою и слушайте их, и повинуйтесь им Бога ради во всём, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь всей души на себе понесите, — и благо вам будет, и долго пребудете на земле, зато простятся вам грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится на веки, и наследуют сыны сынам ваших, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя…». Сколько же в этом поучении глубокой мудрости, житейской, христианской, уважения к личности человека! Как верно подмечена и выражена связь настоящего с прошедшим и будущим. Да, будущее — это наши дети, а их отношение к родителям — это зеркало отношений в обществе, сила и слабость нашей общины, да и самого государства, в котором мы живём.
Вырос я в простой многодетной семье. Помню, за обеденным столом, когда собирались все члены семьи, первым в большую чашку со штями (щами) опускал ложку отец, потом мать, потом взрослые, а мы, детвора, уже после них. Вроде пустяк, но этот ритуал, повторяемый трижды во дню, лучше всяких слов утверждал и порядок в семье, и уважение к старшим. Вот отсюда-то и пошла русская поговорка: «Раньше батьки с ложкой не суйся!». Много, конечно, значил и пример старшего. Честность, совестливость, гордость за своё дело, и всё это почиталось у нас превыше всего. На таких бытовых традициях Домостроя и воспитывалось поколение за поколением. Так вот я и до сих пор живу по нему, а сейчас нет-нет — да и загляну в него, особенно когда соблазн какой одолевает меня…
Значительная часть Домостроя регламентирует также отношение к православной церкви, к её служителям, Богу. И это не случайно. Ведь христианство, пришедшее на Русь в 988 году в качестве государственной религии, взяло на себя заботу о семье — основе государства.
Сегодня значительная часть общества не соблюдает даже элементарных правил нравственного поведения, и потому, что просто малограмотна в этих вопросах, и потому, что стали утрачиваться традиции, культура, идеалы и т. п. Мы живём в обществе, в котором слишком много лжи, нетерпимости, неуважения друг к другу, эгоизма, агрессивности, элементарной нечестности и хамства, где часто остаются невостребованными талант и трудолюбие. «А может ли помочь нам Домострой?» — спросите вы. Мой преподавательский опыт подсказывает, что может! С этой целью я и представляю вам эту книгу, любезный читатель. Как уже было сказано выше, Домострой — это обобщение опыта и традиций, присущих русской семье, русскому обществу, которые свято сохраняли наши предки — русские староверы, передавая их из поколения в поколение. Поэтому я считаю, что содержащиеся в нём поучения, советы и наставления для каждого члена семьи просто неоценимы, так как они, несомненно, способствуют утверждению в обществе согласия и миролюбия, чего так не хватает нам сегодня. Ведь характер человека, основные его качества — моральные, нравственные, психологические — закладываются именно в семье в очень раннем возрасте, и в школу он приходит уже сложившимся индивидуумом. Не случайно в каждой главе Домостроя его авторы излагают правила «праведного жития» и с настойчивостью повторяют одну и ту же мысль: главное, что необходимо человеку, семье, обществу — воспитывать с самых молодых лет. «Как это делается?» — спросите вы. Всё это зависит от родителей, нашего духовенства и школы. При этом сегодня нет смысла рассматривать светское школьное воспитание отдельно от семейного и от духовного, и наоборот: и в самой хорошей светской школе без участия семьи и церкви воспитать нравственно полноценного, всесторонне развитого человека невозможно. Эта триада всегда у нас русских-липован играла огромную роль в воспитании своих детей. Нам необходим более прямой, ответственный диалог между светским обществом нашей Общины и представителями нашей русской древлеправославной церкви всех согласий. Я имею в виду и Митрополию Белокриницкого согласия, и иерархов Новозыбковского согласия, и безпоповцев-часовенных. Без такого диалога не может быть решений, понятных членам нашей Общины, а без содружества всех этих русских древлеправославных согласий, без их влияния немыслима ни наша история, ни будущее нашей Общины.
Итак, в сегодняшней ситуации древний опыт русской народной педагогики может стать бездонным источником мудрости, дать повод для глубоких раздумий и серьёзных выводов. Вот поэтому я считаю, что Домострой должен вернуться в наши семьи. Я думаю, что сейчас есть все основания напечатать Домострой в двуязычном (русско-румынском) издании и распространить его в русско-липованской среде, чтобы в каждой семье он был настольной книжкой-учебником. Тем более, что книга Домострой была уже переведена на румынский язык. Авторы её перевода на румынский язык — Марина Врачу и Олимпия-Анастасия Бухэяну. Отдельные главы этой книги были напечатаны в журнале Китеж-град (2).
1. См. Феодор Кирилэ, Премудрые советы наших предков, Зори, 12 (89), 1999, с. 6-8.
2. Мarina Vraciu, Olimpia-Anastasia Buhăianu, Domostroi – ”Rânduiala casei”, Kitej grad, 2012-2015.
Комментариев пока нет