«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»
Деян. 14:22
От редакции: «Житие» протопопа Авва́кума, в котором он рассказывает о своей жизни, страданиях и переживаниях, считается выдающимся литературным памятником XVII века. Как литературное произведение, образец яркой и образной русской речи, оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом. Эту книгу сегодня читают не только старообрядцы, историки и литературоведы. Она интересна самым разным людям, которые находят в ней отклик собственным переживаниям и размышлениям. А для верующего человека «Житие» не просто собрание исторических фактов, но в первую очередь яркий пример истинного самоотверженного подвижничества. 15 декабря (н. ст.) Церковь чтит память священномученика Аввакума.
***
Когда читаем мы жития святых, то часто задумываемся и недоумеваем: как люди, подверженные страданию и болезням по немощи плоти, могли жить и подвизаться, подобно ангелам бестелесным? И не только презирали и забывали всякое плотское наслаждение, но и предавали себя на муки и раны, так что подвиги их часто кажутся сверхъестественными для обыкновенной человеческой природы. Но то, что невозможно для плотского человека, с помощью Божией становится возможным для человека духовного.
Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Фил. 1, 29).
Кому Господь дает искреннюю и горячую веру, тому и посылает также особые скорби и испытания, как ради сугубого венца и награды для самого подвижника, так и для доброго примера к назиданию более немощных собратьев.
По слову апостола Павла, говорящего: «все, желающие жить благочестиво во Христе Исусе, будут гонимы» (Тим. 3, 12), страдания и лишения неизбежны для каждого человека, который захочет идти узким, но спасительным путем. Порой кажется, что Господь уже слишком строго нас наказывает, что крест выше силы и нет возможности нести его и терпеть. Но если перелистнуть страницы истории, на которых запечатлелись непридуманные рассказы о прославленных на веки святых страдальцах, то все наши тяготы и проблемы предстанут в совершенно ином свете, покажутся мелкими и незначительными.
В современном бездуховном мире редко встретишь живой образец для подражания в истинном самоотверженном подвижничестве, но можно почерпнуть много полезного, читая о добродетельной, благочестивой жизни прежде бывших христиан. Особенно это относится к русским святым, жившим в сравнительно недавний период времени. Один из самых ярких примеров — могучий образ великого, несгибаемого русского человека — священномученика и исповедника Аввакума, наиболее почитаемого и любимого святого из числа мучеников, «за древлее благочестие пострадавших».
Святые Божии угодники обычно от юных лет уже имели на себе особое благодатное предопределение, как отметку о призвании к высшему, избранному пути. О своих отроческих годах протопоп Аввакум вспоминает в знаменитом автобиографическом «Житии», им самим написанном:
Отец мой был священник Петр, мать — Марья, в инокинях — Марфа. Отец мой прилежал хмельному питию, мать же была постница и молитвеница, всегда учила меня страху Божию. Я же, некогда увидев, как у соседа умерла скотина, встал в ту ночь и перед образом плакал довольно о душе своей, поминая смерть свою, и что и мне надлежит умереть; и с той поры привык все ночи вставать на молитву.
В семнадцать лет Аввакум по теплой и сердечной молитве к Пресвятой Богородице нашел для себя достойную сподвижницу и спутницу жизни — вступил в брак с четырнадцатилетней кроткой и смиренной сиротой Анастасией, которая стала для него самым верным и незаменимым другом. Впоследствии она безропотно разделила все его многочисленные беды и гонения ради чистоты христианской веры, искренне поддерживала в праведной ревности по благочестии.
Будучи еще совсем молодым, только вступив на поприще священнодействия, иерей Аввакум увидел однажды чудесный сон, который был послан ему как пророчество о его многострадальной и страннической жизни:
А се, потом вижу третий корабль, не золотом украшен, но различными красотами испещренный — красным, и белым, и синим, и черным, и пепелесым, — так, что ум человеческий не сможет вместить красоты его и доброты. Юноша светлый, на корме его сидя, управлял его и бежал ко мне из-за Волги, как будто хотел меня поглотить. И я вскричал: “Чей это корабль?” Юноша, сидящий на нем, отвечал мне: “Твой корабль. На, плавай на нем, с женою и с детьми”. И я вострепетал и рассуждал с собою: “Что значит видимое? И какое будет это плавание?”
Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20).
Бурное житейское море поднялось штормовыми волнами на «огнепального протопопа» еще задолго до «Никоновых затеек». Истинный пастырь, «полагавший душу свою за овцы своя», не терпел насилия и произвола местных властей, но был безбоязненным защитником обиженных и беспомощных. Так, он сделал выговор богатому боярину, насильно похитившему единственную дочь у одинокой и малоимущей вдовицы.
У вдовы начальник отнял дочь. И я молил его, чтобы возвратил он сиротину к матери. Он же, презревши моление мое, воздвиг на меня бурю, и у церкви, пришедши с толпой людей, до смерти задавил меня. И я лежал в забытьи с полчаса и больше, пока не ожил по Божьему мановению. Он же, устрашившись, отступился от девицы. Потом научил его дьявол: пришел он в церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я творил в это время молитву.
Многочисленные искушения и скорби не сломили молодого ревнителя о правилах веры и благочестия, но, напротив, укрепили и воспитали его для последующей тяжелой многолетней борьбы. Первый сокрушительный удар по древним христианским традициям и канонам, которые к тому времени сохранились не повреждено только лишь в Русском Православии, был озвучен в «Никоновой памяти», которую злополучный патриарх разослал по всем церквям к началу Великого Поста 1653 года:
По преданию святых отец и апостол, не подобает метания творити на колени, но кланяться в пояс. Креститься подобает тремя перстами.
Для православных христиан такое указание явилось совершенно неожиданным и опасным извещением, которое основательно разрушало весь привычный и многовековой уклад церковной жизни. Сам Аввакум так говорит о начале Великого раскола на Руси:
Мы, собравшись с отцами, задумались; видим, что зима хочет быть: сердце озябло, и ноги задрожали. Неронов (протопоп Иван Неронов — сподвижник Аввакума, настоятель Казанского собора в Москве, — прим. ред.) мне приказал церковь, а сам скрылся в Чудов монастырь, всю седмицу один молился в келье. И там ему был глас от образа во время молитвы: “Время приспело к страданию, подобает вам неослабно страдать!”
В том же 1653 году начались жестокие гонения против защитников старой веры. Протопоп Аввакум, к которому очень благоволила кроткая и благочестивая царица Марья Ильинична, избежал тогда расстрижения и смертной казни, но его ожидало новое многотрудное испытание — десятилетняя ссылка вместе с женою и малыми детьми в далекую и дикую Даурию, под начало сурового, безнравственного человека — царского воеводы Афанасия Пашкова. Пашкову был дан особый указ: всячески притеснять и угнетать Аввакума. Воевода, в соответствии со своим бесчеловечным характером, свободно изощрялся в самых жестоких и мучительных издевательствах.
Первое серьезное столкновение между воеводой и протопопом случилось, когда последний, согласно своему обычаю, заступился за двух престарелых вдовиц, которых Пашков хотел было насильственно выдать замуж. Пашков собственноручно бил Аввакума по щекам и сбил его с ног, потом велел избивать кнутом так, что следы от тех побоев давали о себе знать еще долгие годы. Чуть живого от ран, Аввакума сковали по рукам и ногам и полураздетого бросили на улице на всю ночь, под открытым небом и студеным осенним дождем со снегом.
Следующее испытание — холодная тюрьма в Братском остроге:
Сидел до Филипова поста в студеной башне. Там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья всяко. Что собачка, в соломе лежу на животе, на спине лежать тогда нельзя было. Есть-то, после побоев тех хотелось, да неволя есть неволя, коли пожалуют, так дадут. Безчинники ругались надо мной: иногда одного хлеба дадут, а иногда ветчинки одной, невареной, иногда масла коровьего, но без хлеба. Я-таки, что собака, так и ем. Не умывался ведь, да и кланяться не мог, лишь на крест Христов погляжу, да помолюсь… В шестую неделю после побоев перевели меня в теплую избу, и я там зимовал, скованный, а жена с детьми верст за двадцать сослана была от меня. Баба Ксенья ее мучала и бранила в ту зиму. Сын мой Иван еще не велик был (старшему сыну Аввакума во время описываемых событий было 12 лет), пришел ко мне повидаться после Христова Рожества, и Пашков велел кинуть его в студеную тюрьму, где я прежде сидел. Ребячье дело — замерз было там, как сутки просидел, и Пашков велел ему обратно к матери идти. Так и не видел его. А он, как домой пришел, руки и ноги поморозил.
Голод и холод, нескончаемая таежная сибирская зима, страдания самых близких и дорогих людей — долгие годы суровых испытаний без отрадной перспективы на будущее. Краткая бумажная зарисовка никогда не даст полной картины тех подлинных томительных страданий, которые каждый день, каждый час и минуту угнетают душу и тело заключенных в неволю узников.
…На Байкаловом море паки тонул. По реке Хилке заставили меня лямку тянуть. С сильною нуждою ход тот был: и поесть некогда было, не то, что спать; целое лето бились против воды. От этой водной тяготы к осени стали у людей и у меня ноги пухнуть и живот посинел. А на другое лето и умирать стали от воды. Два лета бродил по воде, а зимою волочился за волоками, через хребты…
Обычный человек в таких условиях может только сильно озлобиться и по справедливости возненавидеть лютых своих мучителей. Но истинный христианин, чье сердце является обителью для Самого Христа Бога, через все эти тягостные скорби только возрастает духовно и совершенствуется, приближаясь душою к Христу, Который есть и Свет, и Тепло, и Хлеб Животный на духовной трапезе. Такой человек способен к исполнению высшей заповеди в христианстве — самоотвержению, которое проявляется в искреннем и бескорыстном милосердии по отношению к самым жестоким своим гонителям. Судьба переменчива — в 1663 году царь Алексей вновь обратился на милость к многострадальному Аввакуму и не только позволил возвратиться ему в Москву, но и дал ему почетное место при дворе. Многие стали пророчить протопопа на высокую должность царского духовника. Тогда Пашков сам оказался в полном распоряжении Аввакума:
Царь мне его головою выдал, Бог так изволил. Давал он мне на Москве и денег много, да я не взял: “Мне, говорю, спасение твое только надобно, а не деньги, постригись, говорю, так и Бог тебя простит”. Видит он беду неминуемую, прислал ко мне со слезами. Я к нему на двор пришел, и он пал передо мною, говорит: “Волен Бог да и ты со мною”. Я, простив его, с черницами чудовскими постриг его и посхимил, а Бог ему и еще трудов прибавил, потому что много докучал я Христу о том, чтобы Он его к себе присвоил. Рука и нога у него отсохли, из кельи он не выходил, а мне любо было сильно, чтобы его Бог Царствию Небесному сподобил. Докучаю и ныне о нем, но и надеюсь на Христову милость, чаю, помилует нас с ним, бедных!
Но недолгим было временное облегчение для Аввакума, в 1664 году его ожидала новая ссылка… После «разбойнического собора» 1666-67 годов Аввакум, проклятый и расстриженный вместе с тремя своими сподвижниками, был сослан на пожизненное заключение в далекий заполярный край в город Пустозерск, где узников встретили одиночные земляные срубы. Так, заживо погребенные, томились они в течение долгих пятнадцати лет, пока не пришел из Москвы указ о суровой их казни через сожжение, по обвинению «в тяжкой хуле на царский дом».
Для грешного человека смерть — это конечное растление, погибель души и тела, начало нового беспросветного бытия, суть которого — вечное наказание за совершенные при жизни злодеяния. Для святого же, напротив, временная смерть являет собою радость рождения к лучшей и совершеннейшей жизни.
Претерпевший же до конца, спасется (Мф. 10, 22).
Выйдя после пятнадцатилетнего заключения в первый раз на свет Божий, Аввакум ничуть не изменился, оставаясь все тем же «огнепальным» протопопом. И даже на самом костре, посреди жгучего пламени, забывая о теле своем и о естественном страдании, больше горел он внутренним огнем любви ко Христу Богу и к ближним собратьям, в последние минуты своей земной жизни завещая им хранить веру православную и истинное крестное знамение, чтобы наследовать вечное блаженство и спасение души.
Верный в малом и во многом верен (Лк., 16, 10).
Незначительные на первый взгляд отступления от истины приводят со временем к очень неприглядным и печальным последствиям. То, что благочестивым православным христианам может показаться нелепым и лишенным всякого здравого смысла, для современного псевдодуховного общества вполне приемлемо, служит поводом к серьезному философскому обсуждению. Это относится к тем людям, о которых святой апостол Павел говорит, что «они всегда учатся, и никогда не могут дойти до познания истины» (2-е к Тим., 3,7). Человеку, привыкшему жить по желаниям и требованиям своей плоти и страстным движениям души, трудно перемениться и принять на веру все правила и традиции древнего благочестия, которые требуют воздержания, поста и молитвы.
В дремучем непроходимом лесу легко бывает заблудиться, но очень трудно выйти потом на верную дорогу. Для христианина земная жизнь — это только подготовка к вечности, а праведный путь — ходить по заповедям Господним и святоотеческим преданиям. Соблазны и мудрование мира сего — опасные дебри и скрытые сети, которые ловят неопытные души к своей погибели. Молитвы святых мучеников и страдальцев ради веры — благодатное и надежное небесное покровительство, охраняющее нас и направляющее к истинной цели.
Яко апостолом подобниче, и священником наставниче, и яко путеводителю заблудшим и пастырю добрый, положивый душу свою о спасении словесных овец Христовых, молися о нас Единому Человеколюбцу Богу (тропарь священномученику и исповеднику Аввакуму).
Пусть молитвы протопопа Аввакума всегда будут с нами, наставляя нас на верный, спасительный путь!
Священномученику протопопу Аввакуму
Дни за днями ушли,
И года, словно дым, улетели,
Где-то плыли вдали
Облака, где-то ласточки пели,
А в темнице сырой
Нет весны, нет цветущего лета,
Скрыто солнце землей,
И с утра не увидишь рассвета.
То — спасения путь,
То — крутые на небо ступени,
Не сойти б, не свернуть,
Не преткнуться, не пасть на колени.
Шел Аввакум вперед
В час последний без страха, боязни,
И толпился народ,
Собирался на место для казни.
Всюду плач и раздор,
На Руси горький стон и смятенье,
Там — дыба и костер,
Здесь — петля, и позор, и мученье…
Слезы с глаз вытирал
Бородач-северянин украдкой,
Глядя, как умирал,
Кто спешил за Христом без оглядки.
На Великий Пяток
Встал Аввакум, как агнец к закланью,
И, молясь на восток,
Людям так говорил на прощанье:
Не печальтесь о мне,
Ради истины я умираю,
Мне прохладно в огне,
Как свеча я для Бога сгораю.
На костер тот смотрел
Весь народ с воздыханьем и болью,
А Аввакум горел
Не огнем, но святою любовью.
И, как шествовал сам
На горячей своей колеснице,
Вечный путь к небесам
Указал вознесенной десницей.
Сегодня св.свщмч. и исп.протопопа Аввакума — престольный праздник в Большое Мурашкино, в этом удивительно прекрасном уголке на нижегородских "горах". В начале 90-х бывший единоверческий большой храм был передан общине РПсЦ, которая, как и настоятель о. Никола, общительны и доброжелательны. А недалеко в с .Григорово, где толи в 1620 или 21 гг. родился Аввакум, до установки там креста и памятника, мало что напоминало о нем (разве что картина о его ссылке в Сибирь, а старообрядцев там не проживало). Но благодаря инициативе директора местного краеведческого музея и о. Николы, по благословению митрополита Алимпия ( родительский дом которого находится в соседнем г.Лысково), были организованы чтения, а затем стал совершаться ежегодно многолюдный крестный ход. В Григорово хотели построить часовню, но на Рогожском решили, что нужен храм ( появились ли там жители — старообрядцы не известно), однако, в связи со сменой обещавшего поддержку губернатора, вопрос подвис. А до юбилея уже немного времени.
А какая судьба была у детей протопопа Аввакума? Что-нибудь известно о них? Анастасия Марковна сколько прожила?
"Жена Аввакума, Анастасия Марковна (1624-1710), родом из того же села, что и Аввакум, Григорова. Родилась в семье кузнеца. В 1664-ом году вместе с детьми была сослана на Мезень, а в 1670-м г., вместе с двумя сыновьями, Иваном и Прокопием, заточена там же в земляную тюрьму. Освобождена Анастасия была не ранее казни ее мужа в 1682-ом году, а покинуть мезенскую ссылку она смогла только в 1693-ем году" (комментарии к "Житию" протопопа Аввакума).
"Возлюбленнии, молю вы, яко странники и пришельцы, огребатися от плотских похотей, иже воюют на душу… Аще о внешнем всегда будем пещися, а о души когда будем промышлять? Тогда, егда умрем?.. Чего для печесься о излишних и о плотских скорбишь? Глаголете ми: "не знаем де, как до конца доживать"… Али Бог забыл нас?.. Наг оттоле и доныне, — уже три года будет, да Бог питает мя и согревает, и вся благая подает ми изобильно…" (из писем Аввакума к семье, около 1670 г., из Пустозерского заточения).
Некоторые дети Аввакума находясь в ссылке в Мезени создали свои семьи. их потомками на Мезени считается фамилия Протопоповых, а также фамилия Мезенцевых в одной из деревень в Шалинском районе на Урале. Сын Аввакума Иван Аввакумович вероятно был старообрядческим проповедником и умер в заточении в петропавловской крепости в 1720 г.
Что же староверы все время забывают своих боровских инокинь?)) В Покровском древлеправославном девичьем монастыре в Боровске сегодня, по идее, тоже должен быть престольный праздник. Потому что в боровском Покровском соборе, одном из красивейших храмов в истории старообрядчества, придел освящен в честь святителя Николы. Не знаю, освятили они его снова или нет, но он там был.
О Боровском монастыре мало что известно. К сожалению, инокини не общаются с прессой.
Тем не менее, это действующий монастырь РПсЦ. О Никольском приделе при храме Покрова говорится в книге "Покровский собор, что во граде Боровке. 1912-2012". Боровск, 2013. Там же и фото этого придела. Значит, по любому у них престольный праздник.
"сокрушительный удар по древним христианским традициям и канонам, которые к тому времени сохранились не повреждено только лишь в Русском Православии"
Но тогда получается — куда ни кинь, всюду клин. Даже если бы патриарх Никон не стал бы проводить унификацию текстов и обрядов с греческой практикой, все равно получается, что Русь бы вошла в конфликт с другими православными Церквами?
Если бы не Никон, может быть, все было бы по другому, по другому бы решились все вопросы. Даже у новообрядчеких историков написано, какая сложная была ситуация. Например, такой историк, как Карташов, который не так лояльно был настроен и по отношению к старообрядцем, так же в сложившейся ситуации больше всего критикует действия Никона.
То есть можно предположить, что в каждой Церкви сохранялись бы свои особенности? И в этом случае удалось бы избежать полемических перехлестов в отношении греческих особенностей со стороны сторонников древлеправославного обряда?
Современный исторический исследователь Б. П. Кутузов (РПЦ), в своей работе "Церковная реформа 17-го века как идеологическая диверсия, пишет: "…Задолго до царя Алексея и Никона главный пункт "реформы" (ее суть) был продуман иезуитами, сформулирован и выдан своим агентам в качестве рабочей инструкции. Этот план иезуитов почти полностью и был выполнен спустя полвека в процессе церковной "реформы" 17-го века". Думаю для того, чтобы основательно разобраться в этом вопросе, необходимо почитать соответствующую историческую литературу.
Конечно, надо изучать. Самый ужас в том, что в результате раскола проиграло всё Вселенское Православие. И староверы, и православные, и греки. И Россия ослабела в самоистреблении, десятки тысяч твердых в вере русских людей погибли, и великие мечты освободить Константинополь и христиан Ближнего Востока не осуществились, и греки, способствовав ослаблению России, обрекли себя на столетия турецкой неволи. И все видят свою правду, а вот того, что при этом лишились, никто не хочет признавать. Ну а в будущем — кто знает?..
"Своя правда" — дело житейское и непостоянное, правда людская подвержена постоянным изменениям. Но есть еще Высшая Божья Правда, вечная и неизменная, она одна для всех людей. Дай Бог нам каждому найти и понять эту правду — как спасти свою душу.
"оно издавалось даже в годы советской власти, когда любая духовная литература была под запретом"
Ну, в общем, люди в те годы об Аввакуме слышали, да. Одно из воспоминаний раннего детства начала 1980-х: номер "Роман-газеты" с повестью о каком-то исследователе, который искал автограф Жития протопопа. Я еще, за малостью лет, ничего толком не понимал, но вот это ощущение тайны и поиска ("Вот! Аввакум! Автограф!") осталось. Названия и автора не помню, к сожалению. Возможно, это повесть Жукова "Владимир Иванович" за 1981 год, но это надо текст смотреть. А тиражи у "Роман-газеты" были тогда огромные.
«…Воздвизаютъ нѣцыи въ насъ прю,— Писалъ Никонъ,—како персты имѣти десницы и воображати на лицѣ знаменіе креста». Въ этихъ словахъ патріархъ указалъ причину, побудившую его заняться изслѣдованіемъ вопроса о перстосложеніи. Возникли споры о перстосложеніи, — кто же были эти «нѣцыи», возбудившіе споры? и въ чемъ споры состояли? Извѣстно, что первое распоряженіе Никона объ отмѣнѣ двуперстія послѣдовало за два года до составленія разсматриваемаго «вопроса», именно въ 1653 году въ особой «памяти” патріарха. Извѣстно и то, что эта «память» вызвала протестъ со стороны нѣсколькихъ лицъ, въ числѣ коихъ былъ и протопопъ Аввакумъ, — протестъ, кончившійся подачею царю челобитной. Послѣдняя была составлена именно Аввакумомъ при участіи другого протопопа Даніила и посвящена защитѣ двуперстія предъ троеперстіемъ. По свидѣтельству самого Аввакума, въ челобитной «много писано было», такъ что Никонъ, которому, какъ думаетъ тотъ же Аввакумъ, царь передалъ ее на разсмотрѣніе, могъ очень подробно ознакомиться съ ученіемъ названныхъ защитниковъ двуперстія (Мат. для ист. раск. V, 18—13). Отсюда, естественно допустить, что и въ рѣчи о «вовдвигающихъ прю» по вопросу о перстосложеніи патріархъ разумѣлъ главнымъ образомъ составителей означенной челобитной. Действительно, подлинныя писанія Аввакума даютъ полное основаніе думать, что подозрѣнія относительно неправомыслія употреблявшихъ двуперстіе было вызвано именно толкованіями о немъ протопопа Аввакума. Изъ предлагаемой нынѣ статьи читатель самъ увидить, какъ училъ Аввакумъ о такихъ догматахъ, какъ догматы о Троицѣ и о воплощеніи Бога Слова. Образъ мысли расколоучителя былъ совсѣмъ неправославенъ.
Такъ, онѣ не могь представить сѣдѣніе Сына одесную Отца, какѣ въ отличіи отъ втораго лица Святой Троицы, мыслимаго «до» или «нага» воплощения. Отсюда Аввакумъ сталъ «четверить» Троицу и учить о сѣдѣніи Христа на «особомъ четвертомъ престолѣ”. Вмѣстѣ съ тѣмъ расколоучитель мудрствовалъ, что Христосъ сшелъ въ утробу Дѣвы не существомъ, а благодатно. Отсюда выходило, что второе Лицо Святой Троицы, мыслимое въ Троицѣ, есть едино по существу съ Отцемъ и Духомъ, и напротивъ не мыслится таковымъ, когда рѣчъ идетъ о воплощеніи. Что же, спрашивается теперь, мѣшаетъ думать, что такое именно ученіе было выражено Аввакумомъ въ его разсужденіяхъ о двуперстіи, ставшихъ известнымъ Никону, гдѣ онъ долженъ былъ говорить и о Троицѣ и о воплощеніи единаго отъ Троицы? Хотя, быть можетъ, здѣсь умствованіе Аввакума обнаружилось и не столь ясно и рѣшительно, какъ это было потомъ, и это, въ такомъ случаѣ, было причиной того, что подозрѣніе было высказано Никономъ…» (стр.64).
Более подробно:
Споры в расколе по догматическим вопросам в XVII веке.
http://christian-reading.info/data/1897/07/1897-07-03.pdf
Советские художники, под влиянием общепринятой идеологии (можно вспомнить советский кинофильм "Тучи над Борском"), смотрели на верующих людей, тем паче на старообрядцев, как на суровых фанатиков и, соответственно, изображали их так, чтобы произвести как можно больше отталкивающее, негативное впечатление. В оформлении жития священномученика Аввакума (за 1960-ый год) использован тот же прием.
"Тучи над Борском" фильм относительно правдивый, чему встречал подтверждение от самих людей живших в то время и посещавших собрания адвентистов седьмого дня. Конечно, сцена с распятием главное героини явное преувеличение, но все остальное очень похоже на действительность. Однако то, что в советское время верующие показывались мрачными фанатиками это правда, но к данному фильму это не вполне относится. В качестве действительно страшной агитки можно привести фильм "Хмель" (поставленный по одноименном роману Алексея Черкасова) в 1991 году.
Не помню подробности, помню только общий смысл противорелигиозной агитации.
Фильмы времен хрущевских гонений действительно очень злобны по отношению к верующим. Даже там где не преследовалась специально антирелигиозная цель, могли все равно мимоходом, но жестко, с этаким комсомольским задором, высмеять или выставить неприглядно.
Позже по разному было, но вот если брать именно староверов, миллионы людей могли бы вспомнить фильмы о Михайле Ломоносове. Знаменитый сериал 1986 года с одноименным названием, и фильм "Дым Отечества" о молодых годах будущего великого ученного. В обеих картинах обыгран один и тот же сюжет — о близости Ломоносова в определенный момент к беглым старообрядцам с последующим разочарованием. И, конечно, нельзя забыть трагические сцены самосожжения староверов. Как Михайло потом на пепелище берет в руки обруч сгоревшей девочки… И ведь не сказать, что староверы представлены плохо — наоборот, очень интересно смотреть. Но дискредитация проведена всё равно — их наставник в обоих случаях, подбив людей к самосожжению, остается в живых. Хотя в "Дыме Отечества" это реально масштабная личность — волевой, жесткий, могучий ум. Лучшей характеристики плюсов и минусов Петровской эпохи и самого Петра Первого, чем той, которую сценаристы вложили в его уста, еще поискать. Но не могли в при атеистической идеологии сделать религиозных персонажей полностью положительными, это всегда надо учитывать.