Восьмое воскресенье после Пасхи называется в церковном календаре Неделей всех святых. Этот праздник известен c конца IV — начала V века. В этот день вспоминаются не только те праведники, чьи имена вписаны в святцы, но и неизвестные нам, прославленные у Бога.
Проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших» указывает, что в то время их память совершалась через неделю после Пятидесятницы, как и в настоящее время. В день Пятидесятницы все уверовавшие во Христа стали единой Церковью. Святые, составляющие Церковь небесную, жили хоть и в разное время, просияли различными подвигами, но их всех осеняла благодать Святаго Духа.
В годовом богослужебном круге Неделя всех святых заканчивает период, когда служба совершалась по Триоди. Закончились все подвижные праздники, служба теперь будет совершаться несколько иным порядком: по Октаю (службы текущего гласа, от 1 до 8) и Минее, где собраны службы праздникам и святым на каждый день года.
В понедельник после Недели всех святых начинается Петров пост. Его продолжительность всегда различна: самый короткий — 8 дней, самый длинный — 42 дня. Это связано с тем, что начинается он каждый год в разное время, зависящее от Пасхи, а заканчивается 12 июля, в день памяти святых верховных апостол Петра и Павла. Потому в церковном календаре он назван постом святых апостол или Петровским. Народные названия — Петро́вки, Петро́во гове́ние.
Этот пост установлен издавна. О нем говорится в Апостольских постановлениях. С IV века становится общераспространенным. В эти дни верующие вспоминают, что апостолы, готовясь идти на проповедь, пребывали в молитве и посте.
Петров пост не такой строгий, как Великий. Во все дни, кроме среды и пятницы, верующие воздерживаются от молочных и мясных продуктов, вкушая растительную пищу и рыбу. В среду и пятницу пост становится более строгим, без рыбы. Монашеский Устав еще более строгий, чем для мирян. Пост заканчивается 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Но если праздник совпадет со средой или пятницей, то пища в этот день все равно постная, разрешается лишь рыба.
Издавна в дни поста верующие стараются воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от развлечений. В эти дни старались читать душеполезную литературу. В древней Руси большой известностью пользовалась книга под названием «Цветник», составленная священноиноком Дорофеем. Предлагаем нашим читателям подборку цитат из этой книги, а также текстов богослужебных книг о пользе поста.
Выдержки из книги поучений священноинока Дорофея
…Не откладывай, любимая душа моя, из года в год, из месяца в месяц, из одного времени года в другое, изо дня в день, медля. Иначе вздохнешь сокрушенно и не найдешь сочувствующего… Быстро проходит наша жизнь: словно день один от утра до вечера, все житие наше. И если человек не сокрушит сам себя благочестиво в делании добродетелей, ради того, чтобы соблюсти и исполнить заповеди Господни и отеческое предание, и не претерпит все страдания и искушения, не может спастись. Кто принудит себя отвергнуть удовольствия этой ничтожной и соблазнительной жизни, тот жизнь райскую получит навек. Не делающему же этого никогда не спастись, потому что никто и никогда не восходил на небо, живя прохладно.
Поучение о тринадцати добродетелях:
…О вере. Первая — вера. Благо — вера без сомнений. Ибо верой и горы передвигают, и все, что хотят, совершают, говорит Господь…
…Вторые — любовь и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги…
…Ибо что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие… Ибо, любовь и милосердие — Сам Бог…
…Третья — пост…Разумно умеренный пост — основание, глава и опора всех добродетелей. Умеренный пост — защитник любой добродетели. Умеренный пост — начало подвига и венец воздерживающихся, украшение девства, целомудрия и священства. Мать молитвы, источник мудрости и учитель безмолвия. И крыла легкие подвижникам на бдение, бодрость и молитву. Кто хочет укрепить ум против скверных помышлений, пусть истощит плоть свою постом. Невозможно без поста священнодействовать. Поскольку пост, входя в душу, убивает грех, лежащий в глубине человека.
Велика эта добродетель, пост… Многократно и по-разному восхваляют святые отцы пост, но не чрезмерный. Многие начинают пост и другие трудные дела сверх сил своих. И снова ищут вкусных яств и различных удовольствий для поддержания тела. И поступают как тот, кто, строя, снова разрушает. А кто установит себе меру, сколько употреблять в день скуднейшей пищи, тот получит великое приобретение, ибо ничто не может сравниться с умеренностью во всех подвигах.
Если плоть буйствует по молодости, твердо воздерживайся. Если же ослабела, ешь вдоволь. Не смотри на других подвижников: много ли кто или мало постится, соблюдает ли какую иную добродетель и трудится ли? Посмотри лучше на свою слабость и силу, и рассуди, сколько сумеешь вместить. Ибо собственная совесть для каждого — внутренняя мера и учитель. Невозможно всем исполнять одно и то же правило и выдерживать одинаковые подвиги. Некоторые люди сильные, а другие слабые. Одни как железо, другие как медь, а некоторые — как воск. И, хорошо испытав себя, держись все время одного. Кроме суббот, воскресений и Господских праздников…
… Имеет пост четыре степени. Одно дело пост, другое — воздержание, одно — достаточное питание, и другое — сытость. Пост для чрева — это не прикасаться ни к чему: ни к еде, ни к питью весь день до вечера. Не иметь никакого завтрака, в полдень не есть и не пить; и не ужинать. И воду не пить никогда, кроме обеда, разве что по великой нужде или по слабости. (Т.е. по древним иноческим правилам на постные дни полагалась однократная обеденная трапеза, приходившаяся на девятый час по церковному исчислению, что соответствует, в обычном временном расчете, трем часам по полудни — прим. ред.). Попить воды один раз после обеденной трапезы, и то при сильной жажде. Есть подвижники, сильные и способные, которые и два, и три дня не едят. Это и называется постом.
А воздержание чрева — это коснуться чего-либо, но мало, и воздержаться: поев, чувствовать голод, и попив — жажду, и оставлять место во чреве Духу Святому. Это и есть часть Христова, которую подают нищим в виде милостыни от избытка чрева своего. Чтобы дышало чрево легко и свободно, и чтобы без тяготы и напряжения совершать, не сокращая, ночное правило. Ибо сытое чрево не способно к бдению и ночным молитвам.
Довольство же чреву — это оставлять легкое чувство голода и жажды. А сытость для чрева — это не голодать и не жаждать. Однако есть и пить по мирскому обычаю, уже насытясь, — значит, приравниваться и уподобляться скотам. Неработающий человек способен научиться воздержанию и привыкнуть понемногу к умеренности и взвешенности, так что сможет довольствоваться и одной просвирою.
Воздержание и недоедание, голод и жажда во чреве — это место Христово, иначе говоря, место Духу Святому. Насколько человек воздерживается, недоедает и голодает, настолько и распространяется внутри его благодать, и Дух Святой пребывает в нем… Не от многоядения и долгого сна растет тело, а по Божьему промыслу. Умеренно есть и спать полезно для здоровья. Те люди, которые постятся, воздерживаются и мало едят, бывают очень легки и бодры. А те, которые объедаются — очень толсты, тяжелы и сонливы бывают, а часто и слабы. И звери дикие, и птицы пернатые, которые едят мало, очень легки и бодры. А те, у которых обильное питание, крайне ленивы, толсты и сонливы…
…О человек, если не будешь воздерживаться и голодать, девства сохранить не сможешь, и блуда не избежишь… Потому царицей всех греховных страстей и виновницей всего злого называются утроба и сребролюбие, что порождают они всякие вожделения и прихоти… Отгоняют тягота и пресыщение от человека духовные дары и Духу Святому не оставляет места на вселение, отступает от человека Дух Святый…
…Если удержим чрево свое от пресыщения, братья, войдем в Царство Небесное. Ибо воздержание — греха истребление, страстей удаление, жизни духовной начало и вечных благ ходатай. И, как дышать, необходимо нам по силам поститься. И в немощи телесной и нищете духовной, как со львом и лютым змеем, бороться с сатаною. Кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и бывает жителем Рая… Ибо ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава, ныне и присно, и во́ веки веком. Аминь.
Выдержки из Постной Триоди
«Колесница огненная прият Илию чуднаго, постом вооружена, Моисея показа зрителя неизглаголанным, и мы сего приимше, узрим Христа».
«Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостию, и усладися паче еже от поста пищею, горести сластей уклоняющеся, смиренная душе моя, и спасешися во веки».
«Постный день отложение греха да будет ти душе, и к Богу обращение вкупе и присвоение, яко да убежиши злобныя пропасти, и единыя пути возлюбиши, ведущия ко оному покою».
«Постимся постом приятным, благоугодно Господеви. Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен, и благоприятен».
Комментариев пока нет