Еще пару лет назад старообрядцы сетовали, что в России чрезмерно широко отмечается 400 лет воцарения династии Романовых. Мол, более древние династии Рюриковичей и Гедиминовичей, правившие Россией еще большее время, никогда не были удостоены подобных юбилейных торжеств. Вот если бы мы, старообрядцы, захотели, то почтили бы православных князей и царей, как следует. Возможно, подобная критика, а скорее всего постепенное возвращение исторического самосознания в нашем обществе, стали хорошей почвой для уникальной, первой в современной истории выставки «Моя история. Рюриковичи». Об этой выставке говорят много. Слышны и положительные отзывы, и критика. Попробуем взглянуть на эту выставку глазами обычного посетителя.
Мультимедиа вторжение
Уже на подступах к манежу стало ясно, что «Рюриковичи», с их обширной рекламной пропагандой, заинтересовали москвичей и гостей столицы значительно сильнее, нежели 300 храмовых икон выставки «Большая русская икона» из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова. Очередь к первой выставке тянулась на добрый километр в воскресный выставочный день, люди готовы были выстаивать часы на морозе ради того, чтобы попасть внутрь.
С первых же шагов «Рюриковичи» поражают обилием красок, технологий и людей, зачарованно смотрящих на световую и звуковую какофонию вокруг них. Открывает выставку икона Преподобного Сергия Радонежского, игумена земли русской, — к ней змеится цепочка людей, каждый из которых имеет что-то свое к этому святому: мысль, просьбу или благодарность.
После этого попадаешь на мультимедийные просторы, где от обилия информации начинает рябить в глазах. Продвигаясь дальше по выставке, замечаешь, что если вначале люди, подолгу останавливаясь, вдумчиво изучают тексты и картинки, то, уже начиная с середины экспозиции, которая представлена в 18 залах общей площадью 4000 квадратных метров, начинают быстро и хаотично перебегать от одного стенда к другому. На лицах отчетливо читается страх что-то не успеть или пропустить.
Скульптура малых форм
Каждая из категорий пришедших на выставку людей находит что-то особо интересное для себя. Детей интересуют забавные фигурки древних правителей, размер которых хоть и не превышает 10 см, но поражает точностью передачи мельчайших деталей и характер каждого персонажа.
Подросткам особо интересно смотреть на реконструкции древних сражений и панорамность битв, которые разгораются на компьютерных экранах и в одном из камерных кинозалов. Молодых людей особо привлекают интересные исторические факты и изречения, которые вывешены в разных залах и относятся к различным эпохам и знаменитым людям. Конечно, каждому захочется запомнить как можно больше, чтобы при случае блеснуть эрудицией.
Люди старшего возраста с благоговением смотрят на реликвии преподобного Сергия Радонежского, находящиеся в центре экспозиции: его фелонь — верхнее богослужебное одеяние, келейную икону, обувь и рабочую стамеску Преподобного.
И все возрасты с одинаковым интересом осматривают красочные экраны, на которых представлена краткая информация о столпах российской истории, знакомых каждому еще со школьной скамьи, а сейчас будто бы ставших чуть ближе и понятнее.
Многие, ничуть не стесняясь, лежат тут же на ковре в одном из залов и наслаждаются переливами видов на купольном потолке, на котором Богоматерь сменяется Троицей, а та в свою очередь зеленью берез, синью неба и бескрайностью ночных звезд.
Всеобщий интерес к истокам земли русской не может не радовать, хоть, конечно, выставка и не претендует на научный статус и формализм — здесь все сделано для того, чтобы человеку было приятно и не стыдно провести час-два своего времени и уйти с чувством, что в копилке его общих знаний прибыло.
Конечно, не могло такое собрание пройти мимо властей и не сделать реверанс в их сторону. Среди изречений таких светочей, как Владимир Мономах, Александр Невский, Преподобный Сергий и многих других знаменитейших историков и поэтов, вызывают улыбку растяжки с перлами президента или министра иностранных дел.
От Рюриковичей к русским иконам
Выставка «Рюриковичи» стала логическим дополнением к прошедшей в недалеком прошлом экспозиции, посвященной 400-летию династии Романовых «Романовы. Моя история». Пусть и сбита хронология, но восстановлена историческая справедливость, и во всем многообразии представлены основатели, собиратели и ревнители Руси, истинно православные цари, слова и дела которых и по сей день находят отклик в душах и заставляют гордиться своей Родиной.
На нижнем ярусе манежа находится, как уже говорилось ранее, другая экспозиция — «300 Русских икон».
Тут, конечно, нет такого ажиотажа, ходят степенно бабушки, небольшие группы с интересом слушают рассказы экскурсоводов, скучают ветхие надсмотрщицы. Хронология расположения икон не совсем понятна, и икона середины XVII века легко уживается с иконой XX, а то и ХХI веков. Канонические иконы соседствуют с живописными, а истинное христианское двуперстие — с именословным благословением.
Некоторые же иконы вызывают даже некую жалость тем, что они оторваны от богослужения и не могут «работать», как им испокон веку и полагалось.
Как бы то ни было, посмотреть есть на что, и каждый может выбрать по сердцу. Можно всмотреться в древние святые лики и подумать о тех, кто возносил молитвы перед образами 200-300 лет назад, понять, что, по сути, ничего так и не поменялось, и тоже попросить что-нибудь важное и вечное.
Комментариев пока нет