Тот, кто нашел этот погост, может считать — повезло! Тут лежат младенцы и старцы с древними именами. Типичное старообрядческое кладбище, которое удалось обнаружить случайно. О нем мало где написано, и можно подумать, что и вовсе оно не существует. Однако в небольшом лесочке из пары-тройки десятков деревьев — десятки могил. В один из дней угасающего уральского лета я отправился в экскурсию по этому печальному месту…
Екатеринбург, окрестности озера Шарташ. Место знаковое — тут когда-то поселились первые уральские старообрядцы, основали скиты. Говорили, что чиновники того, «начинающегося» Екатеринбурга, старались не соваться сюда — понимали, что люди здешние верят по-особому, трудятся на совесть и с властями дел категорически иметь не желают. О Шарташе сегодня говорить можно бесконечно, и многое — с грустью, все в прошедшем времени. Своя часовня — была, протопоп Аввакум сюда заезжал, император Александр Первый тут гостил, скиты — были. Шарташские кержаки готовились даже своего епископа ставить, но не случилось. Были и свои погосты, конечно. Все снесли, все подчистую вымели чиновники! А то, что не «зачистила» Царская Россия, «добила» власть Советов. И лишь одно место чудом спаслось от катка истории, сохранилось меж нескольких берез в современном коттеджном поселке, выросшем, как тесто на дрожжах, за несколько десятилетий. И то верно: красивое озеро близ уральского мегаполиса, как его не облюбовать?
Обходя водоем с намерением разыскать хоть что-то, что говорило бы о пребывании близ Шарташа сторонников Старой Веры, можно ныне стереть не одни туфли. И если не знать, где искать единственную зацепку, можно так и уйти, разочаровавшись. А зацепка эта — кладбище. Сохранилось среди островка деревьев, в гуще травы, где в жаркий день роятся тучи мошкары.
Я нашел этот погост лишь со второй попытки, предварительно сверившись со всеми имеющимися описаниями и названиями улиц. Повезло, конечно. А может эти «кости смиренные» так беззвучно молили о том, чтобы про них узнали, что «докричались» до меня?
И вот оно — забытое всеми шарташское кладбище. Нет-нет, не надейтесь, что сейчас вам расскажу что-то про многовековые могилы — власти давно уничтожили их, и, вероятно, иные дорогие особняки близ побережья стоят на старых костях тех, кто основывал здешние староверческие деревни. Поэтому нам остались лишь самые крохи наследия — поздние староверские могилы, датированные, в большинстве своем, годами Великой Отечественной войны. Не потому, конечно, что здешние староверы и их потомки воевали — впрочем, этого исключать нельзя, но сведений таких у нас нет, — а лишь потому, что в том тыловом Свердловске жилось людям крайне плохо. Думается, потому и умирали. От любой болячки можно было надолго слечь, не имея необходимых лекарств, а уж детям-то было совсем худо. Война, еды мало, крайняя нужда во всем, бедность — потому, должно быть, и лежат в этих могилах несколько младенцев. Вот на одном из памятников читаем: Коровина Галина Анатольевна, 1940 — 1942; Пургин Михаил Глебович, 1941 — 1943… Впрочем, есть здесь даты и куда более внушительные. Вот, к примеру, Ичков Григорий Иванович, 1877 —1951.
Имена-отчества на здешних табличках и на крестах едва ли не все сплошь несовременные: Леонид Серапионович, Устин Павлович, Агрипина Афанасьевна. И как-то невольно задумываешься: а кем же были эти люди? Родившиеся, в большинстве своем, еще в XIX веке, они застали Россию — империей, царя — на престоле, пережили революцию, узнали Гражданскую войну и встретили становление страны Советов.
На одном из памятников высечены какие-то слова. Подхожу ближе и с немалым трудом их разбираю: «Покой Христе Боже душу усопшего раба, там, где ни печали, ничего, но жизнь вечная». На другом — цитата из Трисвятого: «Святый Боже, святый крепкий», на третьем: «На сем месте погребено тело рабы Божия». Надписи настолько стары и так обветшали и поблекли, что их скорее не читаешь, а угадываешь.
Медленно обхожу могилы, оступаюсь в высокой траве, отмахиваюсь от мошкары. Когда выхожу к просвету среди деревьев, изумляюсь — кладбище примыкает аккурат к деревянному дому, до него всего метров пять. В огороде угадываются грядки, доносится музыка. День выдался жарким, и хозяева отдыхают…
Справа у забора, который частично отгораживает некрополь от дороги, еще раз изумляюсь: пара могил под сенью склонившейся березы забросана пакетами с бытовыми отходами, горкой строительного мусора. И хотя кладбище явно заброшено, время от времени тут бывают люди — кое-где прикреплены выцветшие искусственные цветы, пара памятников подкрашено.
Есть и массивные оградки у могил, и каменные надгробия, деревянные и металлические кресты. Похоже, что тут бывают и общественники, которым небезразлична судьба погоста. Периодически они вспоминают о нем в своих статьях…
По свидетельству краеведов, первое упоминание об этом кладбище зафиксировано в 1831 году, последнее захоронение — в 1955 году.
Говорят, в конце девяностых годов прошлого века тут еще можно было увидеть надгробные столбики-часовни высотой по полтора метра, граненые и обтесанные, с выступающими высокими валиками. В нишах этих столбов были укреплены иконы, нередко медные.
Это, конечно, голбцы — особые надгробия, которые использовали старообрядцы Русского Севера и Поволжья. Прижилась традиция и на Урале.
В книге Е.Бубнова «Русское деревянное зодчество Урала» есть такое описание кладбища на Шарташе: «Рядом с голубцами стоят совсем старые темно-зеленоватые, мшистые большие кресты, тоже покрытые кровлей, длинные скаты которой накрывают весь крест, от чего силуэт креста напоминает темный силуэт монаха с надетым капюшоном. Такие кресты имеют простой круглый ствол без какой-либо резьбы. Здесь же над многими могилами на земле стоят невысокие срубы из толстых и широких колотых и потом обтесанных тесин или брусьев. На тесинах сплошь вырезаны надгробные надписи. Таковы захоронения конца прошлого и начала настоящего столетия.
В центре кладбища сооружено несколько больших двускатных крыш, висящих по углам на четырех столбах. Крыши подняты на высоту обычной избы, только в них нет стен. Стены и не нужны. Крыши прикрывают надгробья — это семейные захоронения. Под крышами, изнутри зашитых фронтонов находятся застекленные шкафчики-киоты с иконами».
Читатель, конечно, уже понял, что до наших дней ничего из описываемых атрибутов былого «великолепия» шарташского старообрядческого кладбища не дошло. Но помнить об этом — наш долг.
Сюда вряд ли ступала нога современного старовера. Не потому, что всем безразлично — скорее, место это слишком скрыто от глаз посторонних и мало кто о нем знает. Теперь и вы знакомы.
Фото автора
да я знаем это кладбище, я тоже рядом живу неподалеку)))