По многочисленным просьбам читателей наш постоянный автор, сотрудник музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Т. Игнатова продолжает рассказывать о педагогических методах, позволяющих рассказывать детям о древнерусской культуре.
Программа «Святые воины»
Про жидкий суп и мелкий жемчуг
Не могу не вспомнить круглый стол руководителей и преподавателей воскресных школ, который прошел 3 мая в здании Московского духовного старообрядческого училища, что на Рогожском. Меня туда любезно пригласил Олег Хохлов: познакомиться с опытом коллег и представить наши музейные детские программы. Идея хорошая: Музей Андрея Рублева находится километрах в трех от Рогожского поселка, почему бы не пригласить ребят из московских и подмосковных воскресных школ к нам? На мероприятие со мной пошел Константин Вячеславович Братчиков — наш Фома Удальцов — соавтор и соведущий музейных программ, специалист по событийному туризму и реконструктор со стажем.
Мы решили представить программу «Святые воины», как самое лучшее, что нам удалось придумать на сегодняшний день. Надо признаться, что периодически все мы, я и мои коллеги, позволяли себе своеобразные рассуждения на тему музейной «бедности» типа: «Вот нам бы очень нужно на программу пару софитов на штативе — да кто же их нам купит». Или: «Надоело на программах пользоваться старым DVD-плейером — у него половина функций зависает». С таким представлением о бессребренничестве и подвижничестве я пришла презентовать программу «Святые воины»… Рассказы некоторых участников круглого стола меня поразили: в их школах проблема была отнюдь не в закупке нового DVD или магнитной доски, а в том, что некуда поставить стол, чтобы провести занятие с детишками. Работа с детьми в таких условиях — это служение и ежедневная битва с бытовыми проблемами. Вот уж где настоящие святые воины. Сейчас, вспоминая их рассказы, я хочу не просто описать программу, а подумать, как ее можно отредактировать до общедоступного варианта.
Действительно, наша программа «Святые воины» — мероприятие затратное для организаторов и недешевое для участников. Но она задумывалась именно как особое, нерядовое посещение музея, как праздник ожившей истории, который надолго запомнится. Данная программа в ее полном варианте может быть выездным уроком воскресной школы, может быть приурочена к исторической дате, к престольному празднику, если храм освящен во имя Святого воина, может стать необычным вариантом празднования дня рождения или именин мальчика, может быть прекрасным вариантом для группы ребят из летнего лагеря — как выездное мероприятие. И все же, я полагаю, некоторые идеи можно взять на вооружение. Например, исторические клубы, реконструирующие культуру Древней Руси с X по XV век, сейчас есть во многих городах. Они охотно участвуют в общегородских праздниках. Возможно, они согласятся благотворительно поучаствовать в мероприятии для воскресной школы. Если же мы вообще исключаем из уравнения реконструкторов, то может получиться неплохой тематический урок. Но об этом подробнее в конце публикации.
Программа как она есть
Программа «Святые воины» направлена на то, чтобы, во-первых, познакомить ребят с историческими реалиями ратной службы русских воинов разных эпох и, во-вторых, задуматься над духовной составляющей военного служения. Программа длится около двух с половиной часов и состоит из шести частей:
- Прогулка со стрельцом — 30–40 минут.
- Занятие в экспозиции Музея — до 30 минут.
- Просмотр тематического мультфильма — 20 минут.
- Знакомство с реконструированными доспехами — 20–30 минут.
- Изготовление коллажа — 20–25 минут.
- Примерка доспехов, фотосъемка — до последнего желающего.
Первая часть — «Прогулка со стрельцом» — это костюмированная интерактивная экскурсия, которую проводят реконструкторы. Стрелец Фома Удальцов с сослуживцами встречают гостей у метро или в сквере перед Музеем. Фома и его подчиненные рассказывают про ратное дело на Руси, про стрелецкую службу, прямо на монастырской стене поясняют способы обороны средневековых крепостей, демонстрируют владение саблей, учат старинным способом «наглазок» рассчитывать расстояние до цели. Продолжительность этой части программы составляет около 30 минут и зависит от погоды, возраста и увлеченности детей.
Вторая часть программы проходит в Музейных залах. Вступительная часть музейного занятия тоже может быть разной в зависимости от группы. Совершенно невоцерковленным детям для начала придется объяснить, кого мы вообще называем святыми. Могут, наоборот, приехать ребята из одного прихода. Однажды мы проводили эту программу для группы мальчиков — все ребята пели церковном хоре. Можно поговорить с ребятами о том, что есть разные пути служения Господу: путь монаха, путь царя, путь жены, путь ученого просветителя, а еще есть путь воина. Какой путь самый тяжелый? Что труднее: выдержать испытание абсолютной властью, или полностью отказаться от своей воли, давая обет послушания? Или, может быть, погибнуть, спасая жизни незнакомых тебе людей? Эта готовность является частью воинского подвига, и
нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. XV, 13)
После небольшой вступительной части мы смотрим иконы первого из воинов небесных — образы Архистратига Михаила — и вспоминаем его битву с восставшим Денницей. Я показываю репродукцию картины Гвидо Рени «Архангел Михаил» и подчеркиваю поразительную разницу внешнего облика двух персонажей: светозарного архангела и низвергнутого с небес Люцифера, обезображенного гордыней, злобой и завистью. А ведь оба изначально были сотворены ангелами.
Далее я рассказываю ребятам об Ангелах-хранителях, незримых воинах, оберегающих каждого из нас. К сожалению, иконы Ангела-хранителя в нашей экспозиции нет, поэтому я пользуюсь репродукциями икон, на которых Ангел-хранитель изображен с крестом и мечом.
Затем я говорю ребятам о том, что битва добра со злом не завершилась в момент низвержения Денницы, а продолжается ежедневно в душе каждого человека. Очень интересный пример такой внутренней победы и прозрения в прямом и переносном смысле мы находим в житии Логгина Сотника.
На примере двух житийных икон великомученика Георгия, в клеймах которых изображены страсти святого, мы говорим о силе духа и силе веры — это то, что должно быть присуще воину помимо силы физической.
Особое внимание мы уделяем элементам воинского доспеха. Мы подробно разбираем на иконе, что именно одето на воине, при этом используются дополнительные иллюстративные схемы. Совместно с реконструкторами я сделала несколько наглядных схем, как тот или иной реальный элемент доспеха интерпретируется в иконописи.
Мы подробно рассматриваем одежды и обнаруживаем, что даже самый фантастически декорированный живописный доспех обязательно включает реальные конструктивные элементы. Мы учимся их находить на иконах и на репродукциях. Для репродукций я выбрала фрагменты афонских фресок Мануила Панселина — несколько совершенных по красоте изображений святых воинов. В этот момент занятия ребята получают схемы с указанием элементов древних доспехов.
Затем мы идем в зал, предназначенный для просмотра мультфильмов и проведения творческих заданий.
Хочется назвать несколько шедевров отечественной анимации, раскрывающих тему воинского подвига. Во-первых, это «Сеча при Керженце» (1971). Десятиминутная лента режиссеров Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна, снятая в технике перекладки, под музыку Римского-Корсакова, вся состоит из цитат древнерусской фресковой живописи XIV-XVI веков. Мультфильм очень тонкий и предельно эстетский.
Второй абсолютный шедевр советской мультипликации по драматургии, художественному решению и музыкальному сопровождению — лента «Лебеди Непрядвы» режиссера Романа Давыдова. Мультфильм был снят студией «Союзмультфильм» в 1980 году и посвящен 600-летию Куликовской битвы. Особо хочется подчеркнуть, что консультантом мультфильма(!) выступил доктор исторических наук, профессор Виктор Иванович Буганов. По моему мнению, просмотр этого мультфильма даст гораздо более здравое представление о страницах нашей истории, чем некоторые «клюквенные» художественные ленты.
Итак, участники программы увидели древний воинский доспех на иконах и репродукциях византийских фресок и посмотрели, как образ древнерусских воинов интерпретируют художники-мультипликаторы. Пришло время познакомиться поближе с реконструированным оружием.
Пока гости программы смотрели анимационную ленту, Константин разоблачался из стрелецкого костюма, чтобы снова выйти к участникам уже в образе безымянного жителя Древней Руси и на их глазах превратиться в воина. Выходит он в полотняной рубахе и портах, чтобы пошагово объяснить процесс снаряжения: как наматываются и закрепляются обмотки, из какой ткани шьется верхняя плотная рубаха под кольчугу, что привешивается к кожаному ремню и прочее. Здесь ему необходима помощь сослуживцев — это заметно убыстряет процесс одевания тяжелой промасленной кольчуги. Далее Константин показывает вооружение и поясняет особенности владения тем или иным оружием. В этот момент ребятам больше всего хочется примерить шлем и взмахнуть боевым топором, но нельзя — мы в музейном зале. Сделать это они смогут чуть позже. Пока мы клеим коллаж, реконструкторы выносят оружие и доспехи в фойе или на улицу, где и состоится примерка и фотосъемка.
Творческое задание
Подробнее хочу остановиться на творческом задании — коллаже «Воин». Техника: коллаж с дорисовкой. Задача: склеить коллаж таким образом, чтобы воин был «одет» в правильной последовательности, т. е. так, как он снаряжался бы в реальности (что и демонстрировал Константин). Каждый участник программы получает папку с набором для коллажа.
В набор входят:
Основа коллажа — распечатанное на плотном листе А4 контурное изображение воина;
- Порты (бумага матовая, цвет произвольный);
- Рубаха (бумага матовая, цвет произвольный);
- 2 обмотки (вырезаются из тонкой бумаги серого или светло-коричневого цвета);
- 2 ботинка (из темно-коричневой или черной бумаги);
- Кольчуга (из плотной цветной бумаги или нетолстого поделочного картона, можно для эффектности выбрать картон с готовым рельефным рисунком, фольгированный картон или картон с эффектом «металлик»);
- Фрагмент плаща, спадающий с левого плеча воина (из глянцевой алой бумаги);
- Самоклеящиеся кристаллы (ими можно украсить кольчугу, щит или рукоять меча).
Каждому дается карандашный клей. Кроме того, на столе стоит всё необходимое для дорисовки коллажа: цветные карандаши и фломастеры, маркеры с блестками. Секрет коллажа в том, что детали могут быть наклеены только в определенной последовательности. Сначала порты, поверх портов — обмотки, поверх обмоток — ботинки. Поверх портов навыпуск приклеивается рубаха, на рубаху — кольчуга, на левое плечо поверх кольчуги — плащ.
На фотографии хорошо видно, что произойдет, если склеивать одежду в неверной последовательности. Перед началом работы это нужно объяснить ребятам. Склеивание коллажа требует контроля взрослого. Например, у ребят помладше часто путались обмотки с ботинками. Тут приходилось проговаривать дополнительно: — Обмотки — это древнерусские носки. Ты как носишь: ботинки на носки или носки на ботинки? Вот, и воин также одевается. Когда воина одели, нужно дорисовать плащ, нимб, щит и меч. Нимб ребята обычно раскрашивают маркером с блестками.
Как сделать набор для коллажа
В качестве основы я выбрала иконный образец из собрания Государственного исторического музея. Выполнил его иконописец Андрей Осипов Сапожников в 1768 году. Прорись была опубликована в книге «Каталог датированных и подписных иконных образцов» (ГИМ, Москва, 2003). Вы можете выбрать любое другое изображение святого воина.
Изображение сканируем и обрабатываем в Photoshop: «вычищаем» излишне мелкие детали, загрязнения, присутствующие на прориси, делаем контурное изображение. Для этого можно усилить яркость и контрастность и использовать инструмент «кисть». Своему воину я дорисовала нимб, а древко со знаменем заменила на щит и меч.
Получившееся контурное изображение распечатываем на плотной бумаге — это и есть основа коллажа. Контурное изображение с подписанными названиями доспехов — это схема, которую я раздаю в экспозиции. Осталось самое трудоемкое — вырезание одежд воина по трафаретам. Распечатываем несколько контурных изображений на обычной бумаге и вырезаем каждый элемент одежды по контуру: порты, две обмотки, рубаху и т. д. Получились трафареты. Сразу обозначьте, где у них лицевая сторона, а где — оборотная. Затем берем цветную бумагу, с оборота прикладываем трафареты, обводим и вырезаем.
Как упростить программу
Клубы исторической реконструкции сейчас не редкость. Предположим, вам удалось найти сговорчивых и неалчных ребят. Но не всякий возьмется сочинить 30-минутную костюмированную экскурсию с элементами интерактива для младших школьников. Попросите просто принести и показать детям реконструированные доспехи или оружие. Если нет возможности привлечь реконструкторов, то превращаем программу в тематический урок. Урок может включать 3 части:
- рассказ педагога о святых воинах с показом слайдов (сообщение новой информации);
- просмотр мультфильма с комментарием и обсуждением (закрепление новой информации);
- выполнение творческого задания (актуализация полученной информации, применение полученных знаний).
Все школы располагают очень разными возможностями. Идеальный вариант — наличие ноутбука и цифрового проектора. Тогда возможен и показ слайдов, и просмотр мультфильма. Представим себе «эконом-вариант», когда совсем нет оборудования, даже одного ноутбука. Тогда рассказ сопровождаем показом репродукций: лично мне нравится распечатывать иллюстрации на листах А3 (30×42 см) — получается «глазасто». Мультфильм в таком случае попробуем заменить чтением художественного или житийного текста. Но на качественные материалы для коллажа все же придется потратиться.
замечательные детские работы в кадре)