Держи́ся же прáвды,вéры, любвé, ми́ра со всéми призывáющими Гóспода от чи́стаго сéрдца
(Ап. Павел, 2-е послание к Тимофею)
О́чи мои́ на вéрныя земли́…
(Пс.100)
«Я хочу исправиться…»
«А как жить? Ведь есть же какие-то правила, по которым жить надо?» — «Да ведь у каждого свои правила, для другого общества свои. Все зависит от обстановки, условий, не может быть одних правил для всех».
«Мне нужен образец, я ищу пример для подражания в каждом деле. Мне нужно постоянно на кого-то равняться…».
Много раз приходится слышать эти и подобные вопросы, спорные рассуждения. Преднамеренно ошибаться в жизни вряд ли кто-то хочет. За ошибки — дорогая плата. Даже любому уверенному в себе человеку без совета порою бывает сложно. Обычно перед тем, как принять решение, или попав в сложную ситуацию, задумываются, как по минимуму «обойти» острые моменты. Зачастую такое «обхождение» требует недопустимых для истинного христианина действий. Важно иметь ориентир во всех делах, опираясь на Закон Божий.
Нет знаний Закона Божия, духовного опыта? Самый простой и доступный способ восполнения этого — спросить совета у другого, более опытного человека. Если желаете измениться к лучшему, тогда попробуйте строить свою жизнь, опираясь на Божию помощь. Божия помощь проявляется по-разному, даже и в чьем-то совете. В жизненных и духовных вопросах не всякий совет приемлем. Полезным советчиком могут быть духовный отец, священнослужитель, инок. Но не всегда и не у всех есть возможность экстренно обратиться к ним, а посоветоваться с кем-то необходимо.
В этом случае можно последовать совету человека, живущего благочестиво, богоугодного. Обычно они осторожны в советах и сами не указывают другим, как поступать, так как трудно понять Промысл Божий и Его волю относительно каждого. Примером и наукой другим служит сама их жизнь, дела, решения. Заметить такого советчика — это своеобразная помощь (и подарок) от Господа. Такому можно доверить и боль душевную. Как же нам распознать (различить) таких, как самому приблизиться к богоугодному образу жизни?
Качества личности: «Какой он, богоугодный человек?»
У каждого из нас свои представления о том, каков богоугодный человек. Чтобы обрести однозначное понимание определений «богоугодный», «верный Богу», «богобоязненный», обратимся к Священному Писанию. Характерные черты благочестивого поведения, как для мужчин, так и для женщин, схожи: терпение, добрый рассудок, милосердие, незлобие, целомудрие, любовь духовная, нелицемерная. Добрый рассудок — это способность слушать и понимать других людей, воспринимать, иначе говоря — светлый ум, безстрастное суждение. Готовность послужить ближнему отличает таких людей. Но есть и некоторые особенности.
Как распознать богоугодного мужчину?
Для мужчин примеры богоугождения в Священном Писа́нии выделены особо. Мужчина, отец семейства — своего рода законодатель в семье и образец. Из книги пророка Иезекииля узнаем духовно-нравственную составляющую праведных, истинно верующих Богу мужчин:
Человек, если он праведный, поступает правильно и судит справедливо. И к идолам дома Израилева не обращает глаз своих. Жены ближнего своего не оскверняет, никого не притесняет. Должнику возвращает залог его, и насильно не отнимает, хищения не производит. Хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою. В рост не отдает и лихвы не берет. Если от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог (Иез. 18).
Из этого видно, что богоугодный человек должен иметь твердую веру в Единого Бога, никакого насилия не проявлять ни над кем. Нелицеприятие и неподкупность, справедливость отличает богобоязненного человека. Он трудится честно и «хищение не производит» — тут понимается любое действие, направленное на незаконное приобретение, присваивание чего-либо: будь то вещественные предметы, или деньги, или интеллектуальные ценности. Сюда относятся и корыстные действия, обиды, нанесенные беззащитным, безответным.
Особо выделено отношение к женщинам — «не оскверняет». В этом подразумевается не только делом, но и мыслью, взглядом, пренебрежительным отношением. Верный человек в сердце своем держит всегда Господа Бога, имеет старание в действиях не отступать от Его заповедей, к любому ближнему относится с любовью и заботой. Он весь в заботе о том, как принести пользу окружающим, и в уме его нет места для других, нечистых впечатлений, желаний, греховных замыслов.
Как определить богоугодную женщину?
Богоугодная женщина, по слову апостола Павла, «любит мужа, детей, целомудренна, чиста, попечительна о доме, благая, покорная своему мужу» (Тит. 2. 1, 4-5). Из Книги Премудрости Исуса, сына Сирахова, узнаем другие ценные признаки: добродетельная, добрая, стыдливая, кроткая, молчаливая, благовоспитанная, любезная, благоразумная.
Сугубая благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры воздержной души ее… Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе ее (Сир. 26. 17-19).
Благая, то есть добрая, добротворящая, спокойная, то есть внутренне счастливая от непоколебимого упования на Христа.
Для духовной и жизненной помощи апостол Павел советует женщинам обращаться к верным Богу старицам, чуждым суетливости, клеветничества, научающим девушек и молодых женщин целомудрию, покорности, любви, чтобы Божие Слово посредством такого поведения исправно соблюдалось. Таких стариц-советчиц отличает от других праведная жизнь. Это жены, обычно преклонного возраста, «бывши единому мужу жена», несуетливые, проявившие себя в добрых делах, утешении скорбящих, помощи неимущим, истинном служении церковном.
Плод их мудрости — это умное правление домашним хозяйством и, что особенно важно, достойное воспитание своих детей в страхе Божием. Оплот спокойствия, последовательную в решениях, такую женщину можно распознать по особому состоянию надежды на Бога, пребыванию в непрестанной молитве.
Преподобный Антоний Великий: «Не всех делай себе близкими, не всем вверяйся… Мир полон лукавства»
Апостол Павел пишет в своем послании, что нужно остерегаться переменчивых людей, тех, которые имеют образ благочестия, а от силы его отказались:
Сié же веждь, я́ко въ послѣ́днiя дни́ настáнутъ временá лю́та. Бýдутъ бо человецы самолю́бцы, сребролю́бцы, величáви, гóрди, хýлницы, роди́телемъ проти́вящiися, неблагодáрни, непрáведни, нелюбовни, непримири́телни, продéрзиви, возносли́ви, прелагáтае, клеветницы́, невоздéржницы, некрóтцы, неблаголю́бцы, предáтеле, нáгли, напыщéни, сластолю́бцы пáче нéжели боголю́бцы, имýщiи о́бразъ благочестiя, си́лы же егó отвéргшiися. И си́хъ отвращáйся (Тим. 2.3).
Дана полная характеристика духовного «оборотня»! Такой постоянно учится, а до познания истины так и не доходит.
Строить свои отношения с окружающими необходимо так, чтобы исполнялись слова: «живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи… Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему…. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его», — важное правило из Книги Премудростей Исуса, сына Сирахова. Заботливое предостережение Спасителя «Слепец слепца водит — оба в яму впадут» (Мф. 15,12) в наши дни особо актуально. Нелицеприятный советчик, который не подстраивается под спрашивающего, а дает объективный ответ, очень ценен и редкостен в наше время.
Как быть, если по внешним показателям человек (мужчина или женщина) соответствует определению верных и богоугождающих людей, но их слова и советы мне не в помощь, а во вред и огорчение?
Делайте молитвенную паузу перед принятием решений. В молитвенном состоянии человек становится способным принять ожидаемое, что подсказывает ему Господь. В мыслях проясняется верный вариант, приходит ощущение ясности, даже уверенности. Помогает также обращение к подсказкам совести, узнавание мнения и совета иных опытных Богоугодных людей, сопоставление. Если поступать подобным образом, вреда можно избежать.
Но иногда люди, задавая вопрос, хотят услышать ожидаемый ответ, чтобы утвердиться в своей правоте или найти единомышленника. Очень немногие имеют готовность полностью последовать совету. Часто спрашивающий огорченно или раздраженно отходит, ищет другого советника и так далее… Пока не найдет того, с кем совпадут взгляды. Если говорить о человеке, истинно ищущем правильного пути и готовом последовать верному совету, тогда огорчения не возникнет. Это значит, что человек не боится услышать ответ, требующий усилий над собой.
Бывает, вы осознаете, что полученный совет верный, но все же трудно справиться с собой и одолевает огорчение из-за необходимости самовоспитания, понуждения себя к покаянию, совершению поста, самообразованию. Тогда лучше всего взять под контроль свою эмоциональную реакцию и поразмыслить о сути ответа как бы «со стороны». Может и впрямь стоит обратить свое суждение в иное русло, поменять самого себя?
На ком ответственность за принятые решения или поступки?
Когда человек впервые столкнулся с духовной или иной проблемой, неожиданно возникшей, он иногда спешит последовать любому совету, только чтобы все хоть как-то изменилось. Готов стать иным и «поломать» привычную обстановку. Больше всего тут необходима осторожность для того, чтобы понять: в помощь или во вред совет? К лучшему ли изменится ситуация или потянет за собой «хвост» из последствий? Если человек находится в крайне безвыходном (отчаянном) состоянии, любое изменение он может сперва расценивать как улучшение, неразумно ожидая, что ответственность за последствия ошибочного совета примет советчик.
Зная это, любой духовно грамотный человек не спешит с советами-приказами. Он, осознавая всю сложность ситуации, начнет рассуждать и приводить несколько вариантов решений, станет рассматривать проблему с разных сторон. Этим он мягко и незаметно вернет вопрошателя к способности рассуждать. В результате откроется возможность предвидеть и обсудить возможные последствия. Как бы советуясь со своим багажом знаний и «подключая» способность собеседника мыслить, мудрый советчик невольно дает пример поведения в подобных ситуациях. Даже по этому признаку можно отличить благочестивого богобоязненного человека. В таком обоюдном «совещании» осторожно может открыться и истина — лучшее решение для применения в жизни.
Приведут ли советы благочестивых к успеху в жизни?
Часто можно услышать: «В этом мире не соврешь — не проживешь…» Или, спросите вы: «А вот Христос приводил Апостолам в пример управителя неправедного, который при раскрытии его злоупотреблений, чтобы не работать еще больше, обворовал хозяина, уменьшив суммы долгов перед ним… Может, нам всегда лучше учиться не у богоугождающих, но у грешников, и будем в жизни более успешными?» Да, ловкость, изворотливость спасают во многих ситуациях.
Но что для нас есть успех? В чем мы его ищем? Да, «дело прокрутил», прибыль заимел, часть от такого пожертвовал в милостыню. Дело благое, ведь милостыню подал, Волю Божию исполнил. А разве богоугодно это совершил? Нет, пользы душе никакой не получил. Доброму завершению дела должны предшествовать действия, совершенные богоугодно.
Богоугодный человек — для современного общества?
Мы получаем от святых достаточно подробные указания, примеры богоугождения в жизни мужчины и женщины, позволяющие нам находить «проверенных» людей и получать добрые наставления от них для пользы нашей, нашего спасения и во славу Божию. Итак, подытожим: богоугодный человек поступает в соответствии с Божиими заповедями, стремится узнать Промысл Божий, Волю Его и сообразует с этим свои действия.
Он исполнен безкорыстия и, прежде всего, просит у Бога наставить его на путь истинный, чтобы принести пользу людям. Доброжелательный, уважительный, стремится заботиться о людях, не прячет своих дел, не боится последствий. Чтобы приблизиться к богоугодному образу жизни в современных условиях, человек для себя должен создать некоторые ограничения. Например, обязан быть самокритичным, совестливым, избегать общения, портящего чистоту сознания. Такого, как засоренная сквернословием речь, разного рода интриги, обман, сплетни, неполезные теле-, радиопередачи, пустое времяпровождение. Не допускать небрежения во всех делах — домашних, семейных, общественных, на работе. Должен постоянно совершенствоваться, читать, изучать духовную литературу. Но при этом не стремиться прочесть как можно больше, стараться глубоко осознать прочитанное. Совершенно перестать унывать и скорбеть о потерянном, сокрушаться о несчастиях. Не оставлять молитву ни под каким предлогом.
Примером богоугодных дел может быть любая безкорыстная деятельность. Это или помощь обездоленным, или материальное пожертвование на строительство храма, в детский дом, нуждающимся по болезни. Даже уступить место в транспорте или помочь донести тяжести пожилому человеку есть уже богоугодное дело. Да и просто подсказать, улыбнуться, подбодрить, утешить. Мало ли чем — кто на что способен, тем и может помочь, каждый в своем звании. Только служить людям, обществу — искренне.
Постепенно, опираясь на помощь Божию, будь то опыт, советы богобоязненных людей, или прочитанное вами из духовных книг, или что другое, вы непроизвольно изменитесь. Появится новый способ мышления. Накопится свой духовный «багаж» и знания, чем можно будет помочь другим. Пророк-псалмопевец царь Давыд писал:
С преподобным преподобен будеши. И с мужем (человеком — прим. ред.) неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17).
Комментариев пока нет