Одной из основ русского старообрядчества была глобальная книжная культура, созданная на Руси до раскола Русской Церкви. Историк старообрядчества Сенатов отмечает, что проникновение книги в толщу народной массы было уникальным явлением в мировой истории. Благодаря ему старообрядчество и выстояло в годы жесточайших гонений и западных соблазнов. Мы предлагаем нашим читателям серию уникальных очерков по истории русской книжности. Их автор — доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Любовь Викторовна Столярова. Сегодня она рассказывает об особенностях возникновения книгопроизводства в Древней Руси.
14 лет назад была найдена самая древняя книга Руси
Развитие книги и книжной письменности в Древней Руси тесно связано с крещением Руси в 988-989 гг. Однако и до этой даты с появлением первых христиан на Руси книги (в первую очередь богослужебные, переписанные, скорее всего, в Болгарии) здесь, вероятно, были. Ни одна из них до нашего времени не сохранилась. В любом случае, очевидно, что до крещения Руси князем Владимиром Святым книги и книжное письмо были явлением исключительным.
Мощный подъем культуры, связанный с христианизацией Руси, вызвал к жизни широкое распространение письменности и книжного дела, развития которых требовали нужды православного богослужения. 13 июля 2000 г. на территории Троицкого раскопа в Новгороде археологической экспедицией академика В. Л. Янина была сделана сенсационная находка, перевернувшая наши представления о книге в Древней Руси. Взору археологов предстали три сильно поврежденные деревянные дощечки, покрытые воском, на которых были обнаружены четыре «страницы» древнерусского текста Псалтыри (заключительные псалмы 10-й кафизмы, 75-го и 76-го псалмов). Ученые назвали эту деревянную книгу «Новгородская псалтырь». Впоследствии она была отреставрирована В. И. Поветкиным, собравшим из десятков тысяч кусочков воска текст этой уникальной рукописи, которая оказалась древнее Остромирова Евангелия.
Навощенные дощечки для письма хорошо известны историкам, изучающим античность и западноевропейское средневековье. Они назывались «цера» (от лат. «cera» — воск) или «кодекс» (от лат. «codex» — деревяшка, дощечка, книга). Писали на них при помощи стилоса — палочки, имевший острый конец (для письма) и тупой (для того, чтобы стирать и исправлять написанное). Отсюда хорошо известное латинское выражение «чаще оборачивай стиль!», т.е. «пиши и правь!».
На Руси стилосы именовались словом «писало» и использовались как для письма по навощенным дощечкам, так и по бересте. Однако до Новгородской псалтыри восковые таблички с текстом, а тем более целые деревянные книги на Руси, известны не были (хотя сами таблички (повторюсь: без текста) и «писала» археологи находили). Новгородская псалтырь — это не только самая древняя книга Руси, но и самая ранняя из сохранившихся славянских книг.
В Упсальском университете (Швеция) воск «Новгородской псалтыри» подвергся датировке при помощи радиоуглеродного метода. В сочетании с другими методами датировки (дендрохронологическому. стратиграфическому и др.) удалось установить, что псалтырь была написана в начале 990-х — конце 1010-х годов. На бортиках и под воском дощечек были обнаружены плохо читаемые записи и отпечатки текста на донцах церы. Они позволили датировать Новгородскую псалтырь еще более точно: временем ок. 6507 (999) г. (т. е. первым десятилетием после крещения Руси). Среди «скрытых» текстов триптиха имеется запись с датой:
В лето 6507 азъ, мнихъ Исаакии, поставленъ бысть попомъ въ Соуждали въ црькъве святаго Александра Арменина.
По мнению академика А. А. Зализняка, судить о том, тождествен ли суздальский поп писцу Новгородской псалтыри, пока вряд ли возможно. Однако упоминание в записи Суздаля напрямую связывает изготовление кодекса с событиями, происходившими на Руси, «и исключает версию, по которой кодекс был списан в Болгарии находившимся там восточнославянским книжником и просто привезен на Русь».
Литургические кодексы на Руси
Первое упоминание о книгописании на Руси относится ко второй четверти XI в. Под 6545 (1037) г. Повесть временных лет сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на славянский язык и их переписке: «…собра письце многы и прекладаше от грекъ на словеньское письмо, и списаша книгы многы».
Ни одна из рукописных книг, датированных 1037 г., не сохранилась. Самый ранний из точно датированных славянских кодексов на пергамене (специально выделанной коже домашних животных) — Остромирово Евангелие — был переписан диаконом Григорием в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира-Иосифа и его жены Феофаны.
Основную массу книжной продукции, бытовавшей на Руси в XI-XII в. в., составляют написанные на пергамене кодексы литургического характера (главным образом Евангелия). От X-XI в. дошли и некоторые документы эпистолярного вида — берестяные грамоты и надписи-граффити. Возможно, в XI в. началось и русское летописание. По более поздним источникам академик А. А. Шахматов реконструировал текст Начального свода 1095 г. и высказал предположение о существовании Киевского летописного свода 1039 г. и Новгородского летописного свода 1050 г. Но даже от XII в. не дошло рукописей летописных памятников. Древнейший пергаменный список Новгородской I летописи датируют концом XIII-XIV вв.
Законодательные источники древнерусского государства
К законодательным источникам в XI в. можно гипотетически отнести Русскую Правду. Ее наиболее ранний пергаменный список относится к концу XIII в. Историк А. А. Зимин считал, что так называемая Правда Ярослава возникла в Новгороде в 1016 г. Может быть, какие-то первоначальные тексты церковных уставов Владимира I и Ярослава Мудрого были созданы при жизни этих князей, однако до нас дошли более поздние списки церковных уставов, вероятно, отражающие и более поздние их редакции (самый ранний список Устава Владимира — конца XIII в., Устава Ярослава — XV в.).
От XI в. не сохранилось ни одной древнерусской пергаменной грамоты. Первой подлинной русской грамотой на пергамене считается грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю, относимая в литературе к 1130 г. Правда, В. Л. Янин высказал некоторые сомнения в ее подлинности, предположив, что она могла быть более поздней копией: сохранившаяся при ней (но отдельно от грамоты) печать принадлежит не князю Мстиславу Владимировичу, а одному из князей XIII в. Таким образом, само состояние источниковой базы делает вопрос о том, какие организационные формы принимало древнерусское книгописание и письмо грамот в древнейший период русской истории, весьма туманным.
Важнейшим источником информации по истории книги средневековой Руси являются сами рукописные книги (кодексы). Материальная сторона производства книг в Древней Руси отчасти реконструируется в результате исследования принципов формирования и складывания пергаменного листа, характера разлиновки и нанесения ограничительных линий, способов изъятия дефектных листов из тетрадей, почерков писцов и особенностей расположения текста на листе сохранившихся рукописей. Особое значение в изучении организации книгопроизводства на Руси приобретает анализ записей писцов, синхронных основному тексту кодексов, а также памятников иконографии (в первую очередь, миниатюр с изображением пишущих «авторов» — библейского царя Давыда и евангелистов).
В развитии древнерусской книги до появления книгопечатания можно выделить два периода: церковный (X — конец XIV в.) и церковно-монастырский (начало XV — вторая половина XVI в.). Первый период характеризуется абсолютным преобладанием пергаменных кодексов и сосредоточением книгописания в соборах, ктиторских монастырях и церквах. Этот период вплоть до конца XIV в. (а именно до утверждения на Руси общежительного монастырского устава) связан с развитием книжного дела в городских монастырях и церквах.
Второй период характеризуется переменами как в использовании материала для письма (распространение бумаги), так и в организации книгописания (появление с первой половины XV, а особенно в начале XVI в. скрипториев в крупных пригородных монастырях-землевладельцах). Обмирщение русской культуры в XVI в. сказалось на особенностях книгописания, но не изменило его основ: духовные корпорации по-прежнему оставались центрами производства и хранения книг. «Светские» скриптории конца XVI-XVII в. (Посольского приказа, Оружейной палаты и др.) существовали наряду с церковными и монастырскими.
Крупнейшие скриптории XVI в. (Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Кирилло-Белозерского, Николо-Корельского, Соловецкого и др. монастырей) наряду с традиционными литургическими книгами производили сборники светского содержания, обеспечивая потребности общества в литературе для чтения. Здесь же переписывались памятники канонического права, сочинения отцов церкви, произведения агиографии.
Комментариев пока нет